«Я знаю, душа начинает заново маяться на земле,
как только о ее предыдущей жизни все забыли.
Души держит на небесах энергия памяти».
Александр Башлачев

Большой поэт, нераскрытый широкой публике, оставивший небольшое наследие, он вызывает поразительно сильные эмоции. Его тематика — Россия, русский дух, тяжкий груз российской истории, связь времен — сегодня имеет острую актуальность. Плотный, насыщенный сложными метафорами текст порой очень непрост для понимания. Манера подачи своих песен, надрывное исполнение и одновременно главный посыл всего его творчества – любовь, «идущая горлом», — все это создает определенные трудности восприятия его произведений у широкой аудитории.

Тем не менее и при жизни, и сразу после смерти Башлачева признали именно поэтом. Некоторые его стихотворения являются программными: «Время колокольчиков», манифест русского рока восьмидесятых, и «Рождественская» внесены в школьные хрестоматии. Несколько лет проводятся фестивали его имени. Естественным образом появилась потребность установить памятник.

2489166

Башлачев сразу «вышагнул в вечность»: туда, где ценности выше вражды или ревности. Он задает себе очень высокую планку: любовь – единственно верная «нота» по представлению Башлачева. То, что вокруг нее, становится музыкой, которая и есть жизнь. Он сразу перешагивает несколько ступеней: поэты, оставившие после себя более обширное наследие, порой дольше топтались на месте. В шестидесяти с лишним написанных им стихотворениях сконцентрированы все основные темы: любовь, Родина, Бог, задача поэта. Башлачев высказался вполне, несмотря на неполные 28 лет. Он выговорил и своих современников, поколение, о котором так мало сказано. Памятник ему – это и памятник его поколению.

Город Череповец, родина поэта, отозвался на идею установки памятника земляку. Тем не менее, дело идет не без трудностей: не было выделено средств на установку памятника, несколько раз меняла свое отношение к памятнику семья поэта. Средств, собранных поклонниками, хватило на небольшую часть работ: ими оплатили изготовление каркаса для скульптуры. На оплату работы скульптора, архитектора и всех, кто помогал в работе на протяжении пяти лет денег по-прежнему нет: памятник высотой 2,5 метра вырастает на энтузиазме автора.

2489168

Череповец – промышленный центр, руководство которого проводит ежегодный музыкальный фестиваль, посвященный Башлачеву, признанному как местная знаменитость, и заинтересовано в появлении нового туристического объекта. Узнаваемый образ восходящего поэта, открытого и обращенного к зрителю пришелся по душе не только поклонникам, но и друзьям Саши Башлачева, имеющим авторитет в журналистском и музыкальном сообществах – Артемию Троицкому, Леониду Парфенову, Александру Липницкому, Борису Гребенщикову. Утвердив проект памятника еще в 2014 году, администрация никак не примет решительных действий по подготовке к установке монумента, который может быть готов уже нынешним летом.
Башлачева побаиваются. Русская тема, которую он как никто чувствовал и раскрыл, подкупает начальство: появляется соблазн увидеть в нем еще одного Есенина. Однако трагизм, которым наполнены эти произведения, сложная образность, виртуозность рифм, языка – все это одновременно и настораживает. Обращаясь к собирательному «забугорному» коллеге-музыканту, рассказывая по-честному о городах, цветущих «синяками» да «сыпью чумною», при этом отстаивая свою идентичность, о чем это он говорит?

…Вот тебе медовая брага,
Ягодка-злодейка-отрава.
Вот тебе, приятель, и Прага.
Вот тебе, дружок, и Варшава.

Вот и посмеемся простуженно,
А об чем смеяться — неважно.
Если по утрам очень скучно,
То по вечерам очень страшно.

Всемером ютимся на стуле,
Всем миром на нары-полати.
Спи, дитя мое, люли-люли!
Некому березу заломати.

Неверно будет сказать, что в поэзии Башлачева можно найти все, что угодно: нет, вы не найдете ничего низкого, не встретите ненависти или вражды. Каким-либо «фобиям» и «филиям» Башлачев был не подвержен, сам говорил об этом. Взывал, бывало, к совести – но и осуждать, если уж, то — себя. «Строй-не строй, ты только строй. А не умеешь строить — пой. А не поешь — тогда не плюй. Я — не герой. Ты — не слепой. Возьми страну свою».
Тут поэт Башлачев угадал, прочувствовал очень важную вещь: чувство Родины у россиянина глубоко связано с чувством вины.
У Башлачева это — одновременно любовь и вина, ради которых готов на большую жертву:

«…Я не знал, где искать Россию,
А Россия есть росс и ты.

И я готов на любую дыбу.
Подними меня, милая, ох!
Я за все говорю — спасибо.
Ох, спаси меня, спаси, Бог!»

Поэт, умеющий назвать такие потаенные мучительные переживания своего народа – а народ у него и русский и советский, поэт и герой, мужик и князь – это ощущение поэта-пророка. И иметь дело с пророком тоже страшно.
У Башлачева много гражданской лирики, некоторые исторические аллюзии в его песнях производят сильнейшее впечатление, шокируют даже сегодня — а писал он их в 85-86 годах. «Портреты Великих Дождей», «я с малых лет не умею стоять в строю», «меня слепит солнце, когда я смотрю на флаг» — в нашей стране само по себе наличие гражданской позиции есть факт настораживающий. Самая любая гражданская позиция – хоть «либеральная», хоть «патриотическая» может в любой момент времени оказаться неблагонадежной.

2489170

«Усатое «Ура» вертит колесо истории, и не только одна личность в ответе за все недоброе. В одной из самых остросоциальных вещей Башлачев в разных редакциях называет Абсолютным Вахтером «ни Адольфа, ни Иосифа»: «дюссельдорфский мясник да пскопской живодер» несут ответственность за мелодию страшного вальса тоталитаризма, те, кто осуществляли «обычный арест», писали «банальный донос». Говоря о страшной истории страны Башлачев называет происходившее «мелодией вальса» — он максимально метафоричен.
Всегда устремленный ввысь, без таких «народ неполный». Да он и не от мира сего: разговаривает либо о запредельно сложных, философских вещах, либо обращается к небу и звездам. Вот любят у нас группу «Любэ», главное лицо государства любит. Про что поют? —

«Выйду ночью в поле с конём»… и т.д. …А вот с солнцем в поводу?..

«…Как ходил Ванюша бережком вдоль синей речки
Как водил Ванюша солнышко на золотой уздечке
душа гуляла
душа летела
душа гуляла
в рубашке белой»…

И свою задачу небожитель-Башлачев видит в том, чтобы самому подняться и своего слушателя поднять на эту высоту:
«…найти себе место
Повыше, покруче. Пролить темну тучу
До капли грозою — горючей слезою —
Глянь, небо какое!
Пречистой рукою сорвать с неба звезды
Смолоть их мукою
И тесто для всех замесить».

Этим чертам поэтического облика Александра Башлачева отвечает памятник, который сейчас создается в глине. Башлачев был неудобным и остался неудобным, и нежелание быть первым и «непонятым» руководит чиновниками – что поделаешь, такая работа. Вдруг сверху не поймут, вдруг снизу не поймут… Да мы-то с вами понимаем! Процессу можно помочь: памятник делается на пожертвования поклонников и ценителей творчества Александра Башлачева. Это один из немногих памятников, созданных на народные средства и практически без бюджета – «мне не нужно ни щита, ни копья». Однако, некоторые виды работ и материалы оплатить придется: предстоят формовка скульптуры и перевод ее в литьевой камень. Помогая, вы станете участниками этой большой работы и, конечно, будете внесены в список создателей памятника.

Башлачев называл российскую провинцию «третьей столицей» — мы с вами можем подарить памятник тому городу, который захочет его получить.
Дело за вами!

Поддержать памятник:
карта Сбербанка 5469 5500 3503 6760
(до 02/19)

PayPal – пользователь imilia@bk.ru

Яндекс-кошелек 410014024564958



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире