ikononov

Иван Кононов

12 октября 2015

F
12 октября 2015

ТЕАТР ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ

 Заметки о премьере

Герои «Декамерона» в «Современнике» — трое славных молодых парней и семеро очаровательных девушек —  попадают к зрителю не просто так. Каждый, читая свою надрывную молитву, продирается сквозь металлоискатели и кордон санитарного блокпоста. С облегчением вырвавшись на волю, оказавшись, как им кажется, в  стороне от эпидемии косящей всех чумы, они сполна ощущают всю «невыносимую легкость бытия», с детской непосредственностью и смешливостью рассказывают друг другу истории, которые, не будь они воспроизведены в таких экзистенциальных условиях, становились бы трагедиями и драмами.

Молодые зрители, пришедшие на спектакль, просто обязаны узнать в них самих себя. Весело и непринужденно щебечущих за столиками кафе на фоне мировых катастроф. А нам не помешало бы задуматься о природе человеческих фобий и о шкале ценностей, нами проповедуемой. Чем нам страшней, чем ужасней мир вокруг, тем проще переступать через пороги табу и принятых норм. Тем естественней становятся все прегрешения – от признания святым конченого скота, извращенца и богохульца до чудовищных плотоядных приключений и  злоключений ангелоподобной  девицы.  

Как же они хороши на сцене! И пусть сидящий в зале, ставший теперь Ефремовым старшим, Михаил Олегович Ефремов, не показывает своего расположения к игре Ефремова младшего – Никиты. А Вадим Абдрашитов скромно улыбается в ответ на славословия в адрес свой невероятно талантливой дочери Наны, написавшей животрепещущую инсценировку этой классической истории и создавшей блестящую костюмированную сценографию спектакля. А Галина Борисовна Волчек вообще делает вид, что все это ее совсем не касается. Все они, вместе с другими чудесными артистами и, молодым да проверенным в боях, режиссером Кириллом Вытоптовым, рождают и возрождают снова и снова дух театрального пиршества «Современника», всегда идущего СО ВРЕМЕНЕМ в ногу.

Что порадовало больше всего, так это лаконичная надпись, появившееся в финале на громадном табло, служащим еще одним персонажем постановки. Герой Ефремова бегает по сцене и за кулисами, истошно требуя ответа на свой вопрос: «Что сказал мудрец?! Какой дал совет?! Как спастись?! Как выжить?!».

«ПОЛЮБИ» — написано ему в ответ.

17 января 2014

Дары волхва

Они стояли к нему в очереди за кулисами. Конечно, не в такой, как к Храму Спасителя, но для них и эта была непривычной и требующей терпения и смирения. Потому что – далеко не мальчики, потому что – весьма заслуженные люди. Стояли безропотно, с просветленными лицами, церемонно пропуская друг друга вперед. Андрей Дмитриевич Дементьев, Валентин Иосифович Гафт, Иосиф Давыдович Кобзон, Владимир Сергеевич Дашкевич, Михаил Александрович Федотов, Александр Сергеевич Соколов и многие, многие другие. Стояли, чтобы подойти к нему, поздравить, обнять и поблагодарить за то счастье гармонии человеческих голосов и музыки, которое он творит со своим совершенным хоровым инструментом вот уже 60 лет.

Владимиру Минину – 85. Свой юбилейный концерт Московского камерного хора он провел сам, в течение  трех (!) часов артистично дирижируя, беспрерывно шутя и любезничая со своими гостями и соведущей  Еленой Образцовой.

Седой, одухотворенный, с безупречно прямой спиной и завораживающими взмахами рук, он походил на волхва — жреца проводящего богослужение. Зал был переполнен, и, казалось, даже ангелы слетелись под своды концертного зала Консерватории, чтобы послушать Свиридова, Рахманинова, Римского-Корсакова, Прокофьева,  Шуберта, Вивальди, Россини и Окуджаву.

Два обстоятельства омрачали праздник.

В эти славные дни награда так и не нашла своего героя. Документы на Орден «За заслуги перед Отечеством» второй степени затерялись в бюрократических недрах. Когда друзья попытались выяснить причину этого, выяснилось, что за Народным артистом  СССР  должок: аж целых 300 рублей якобы неоплаченного штрафа! (Проверка показала, что штраф был оплачен).

И еще. Свой 85-летний юбилей выдающийся   дирижер, основатель и бессменный художественный руководитель Московского камерного хора был вынужден встречать в скромном танцевальном классе культурного центра «Дубровка», деля его с другими творческими коллективами. Роскошный особняк Веры Холодной на Новой Басманной, выделенный хору в качестве репетиционной базы в 2010 году, до сих пор в непригодном состоянии. Все по тем же бюрократическим причинам.

Стыдно, господа!

Становитесь же в очередь к дарам этого великого человека чиновники и политики, бизнесмены и силовики.

Побудьте на его концертах, взлетите вместе с ним к прекрасному, ко всему самому лучшему, что еще наверняка есть в вас.

Глядишь, и совесть пробудится! 

Простая и в тоже время прекрасная, супер актуальная и глобальная идея – собрать со всего мира женские платки, сшить их воедино и сделать символом противостояния терроризму, войне, насилию, любому кровопролитию. В эти дни этот, казалось бы, романтический почин уже находит свое практическое воплощение. А начиналось все с понимания крайней важности общения людей в виртуальном пространстве.

3 августа минувшего года в Киеве случилось событие, которого почти никто не заметил. За круглым столом собрались блогеры разных стран и утвердили Устав и Программу Международной Ассоциации Блогеров, среди целей которой —  развитие системы просвещения, а также повышение творческого потенциала блогеров и уровня их коммуникационной культуры.

Это произошло по инициативе Назира Евлоева – мужественного и благородного человека, работавшего пресс-секретарем министра МВД Ингушетии при президенте Зязикове. Он пережил семь покушений, после последнего еле живым был отправлен в Германию, лишился ноги, тяжело болел, но нашел в себе силы оправиться от напастей, произвел там на свет двух очаровательных детей и поклялся остаток дней посвятить борьбе за мир и согласие на планете.

Став членом Высшего Совета МАБ, я и не подозревал, что продекларированные гуманистические и пацифистские принципы Ассоциации станут воплощаться в жизнь так быстро. Сегодня в сообществе более 5000 человек. И эта цифра растет буквально не по дням, а по часам. Акция «Платок Мира» уже получила свыше 1000 посылок. Через три месяца соборный плат будет пошит. Его решено размещать в знаковых местах всего мира. Есть предложение начать с купола над культовой скульптурой Эрнста Неизвестного «Древо жизни», расположенного на мосте Багратиона в Москве.

Взрыв, чуть было не унесший жизнь Назира Евлоева, произошел на глазах его старшей дочери. Ей до сих пор снятся кошмары, и она страшно переживает за отца, когда тот куда-то выходит из дома. Объединим же усилия, чтобы наши дети спали спокойно и жили безмятежно и счастливо!

Это – не просто сериал. И не просто повод для «бла-бла-бла» телевизионных критиков и досужих обсуждений типа «нравится — не нравится».

Это – код будущего, трэнд, брэнд, новый язык, инструмент познания мира, стиль и модель поведения, пример для подражания, копирования, тиражирования и внедрения в повседневность.

Поэтому не случайно это – мировая премьера, планетарная сеть, набрасываемая на общественное бессознательное в качестве новой матрицы. Телевидение из последних сил пытается выполнять свою глобальную миссию – не просто тупо развлекать, информировать и пропагандировать, а объединять и формировать человеческий разум. Цивилизацию.

Громко сказано, считаете вы? А посмотрите, как идеально задуман и скроен новый Шерлок Холмс! В основе – проверенная временем,  всепроникающая с детских лет в сознание развитой части человечества, мифология. Классически и изощренно скроенный сюжет, мастерски спроецированный на все сегодняшние, самые продвинутые реалии. Современные примочки и фундаментальные исторические скрепы. Размытая мораль с толерантными допусками и безукоризненная нравственная опора. Изощренные образы Абсолютного Зла и положительные Герои, которым веришь и доверяешь безмерно, на которых надеешься и которые не подводят ни при каких, самых безысходных обстоятельствах. Идеальные Рыцари. И, в тоже время, такие же, как и мы. Со страхом и упреком!   

Мне кажется, в этих Холмса и Ватсона будут играть дети, их современные приключения станут основой виртуальных игр и новых компьютерных программ, их выражения станут сленгом и поговорками.

И все это еще благодаря тому, что вся русифицированная версия сделана, на мой взгляд, безукоризненно и с пониманием сверхзадачи.

Браво, Матадор!     

3 декабря в «Современнике» состоялась премьера спектакля «Игра в джин» в постановке Галины Волчек.

Они могли бы вообще ничего не говорить. Когда Гафт и Ахеджакова взаимодействуют на сцене друг с другом, в текст особенно не вслушиваешься. Вот он надел шляпу и с решительным видом принудил ее сесть за карточную игру. Вот она выстроила на кресле горку из подушек и по-девчачьи запрыгнула на нее. И зал с благоговением воспринимает каждое их движение, каждый взгляд, каждое междометие. Уже за одно это спасибо Галине Борисовне Волчек! За долгожданное сценическое пиршество двух обожаемых кумиров и мастеров! 

Мои драгоценные родители (упокой, Господи, их души!) тоже играли в джин рамми. И в последние годы их жизни к ним присоединялся и я. Это были счастливые идиллические часы нашего единения, наполненные добродушным ворчанием папы, сдержанным ликованием и эмоциональной досадой мамы и моими дурацкими амбициями. Мы были счастливы просто потому, что были вместе в этом незатейливом времяпрепровождении. Мы тоже по ходу что-то вспоминали, обсуждали и о чем-то горячо спорили. Это была документальная драма,  с удовольствием нами разыгрываемая. Жизнь кончилась, когда они уже не смогли садиться за стол.

Американский драматург Д.Кобурн точно выбрал модель для исследования человеческой породы. Главный режиссер «Современника» попала в десятку с выбором материала для своих любимцев. Но спектакль, усилием его создателей, пошел дальше. Это уже не история старости или отношений мужчины и женщины. Это – повод задуматься о главном. О Жизни и Смерти. О Ценностях и Смыслах Бытия.

Для героев Валентина Гафта и Лии Ахеджаковой жизнь осталась за бортом. Но все неповторимые нюансы их актерского совершенства даже незначительные реплики наполняют важным и глубоким содержанием. Это тот самый случай, когда будоражат не свершения, а неудачи, не ответы, а вопросы. Почему рухнули надежды? Что привело к размолвке с детьми и близкими? Почему незамысловатая игра в карты становится жизненно важной, а проигрыш в нее приводит к умиранию?  

Художник-постановщик Павел Каплевич и художник по свету Дамир Исмагилов творят чудеса. Они помогают Галине Волчек воссоздать в замкнутом пространстве, рассчитанном на двух человек, картину мироздания, наполненной до краев одновременно отталкивающей бытовухой и завораживающей пляской теней, переходящей в космогонические картины природной стихии. 

Мы все, сидящие в зрительских креслах, включая многочисленных ВИП гостей (среди которых – Владимир Познер, Михаил Прохоров, Константин Эрнст, Иван Ургант, Елена Образцова, Владимир Минин, Татьяна Тарасова) сами стали на время частью театра теней, оказались на краю Царства этих самых теней, ощутив его ледяную неотвратимость. Поэтому почти не важен финал. Он ожидаем по определению. Как говорил Бродский: «Жизнь вообще печальная штука. Вы замечали, чем она заканчивается?» Но зато становится понятным, что, кем бы ты ни был и чем бы ни занимался, самое важное в этой жизни  – это то, чем ты наполняешь ее на протяжении всего земного представления. В зачет идет именно это. Потому,  что «под занавес» из Иерихонской трубы на тебя посыплются все твои деяния. В «Игре в джин» это – бесконечный и заполняющий все без остатка карточный дождь.

И главный незаданный вопрос — «Что же успел начертать ты на картах своей Судьбы?»

Опускаю то обстоятельство, что нынешнее НТВ это вам совсем не прежнее НТВ. О мощи именно того, первоначального, общественно-политического явления говорит тот факт, что его два главных действующего лица и по сию пору определяют медийную кофигурацию не только в России, но и за рубежом. Добродеев, подобно теневому Победоносцеву держащий в руках «духовные скрепы» Отечества, и Киселев – этакий Герцен, пытающийся быть колоколом в Украине. Произошедший между ними разлом, как известно, был болезненным, но, увы, закономерным. В свое время команда НТВ также вклинилась в живой и развивающийся телевизионный организм. И об этом я знаю не понаслышке.

 В 92-ом году новый председатель Российской телерадиовещательной компании «Останкино» Егор Яковлев поручил команде «Авторского телевидения» вытащить из помойки 4-ый государственный канал. Канал повторов и заплесневелых учебных программ. Генеральным директором был назначен Анатолий Малкин, главным редактором — Иван Кононов, главным режиссером — Дмитрий Дибров. Оставив у «Российских университетов» самые лучшие передачи, мы начали заполнять эфир нестандартными сериалами и оригинальным контентом. Именно тогда Львом Новоженовым было запущено легендарное «Времечко». Мы с Димкой еще взяли на себя и ведение многочасовых прямых эфиров из студии с гостями и телефонными звонками. Канал стал заметным буквально за один год с небольшим. Тут и объявился Гусинский со товарищи. Те, кто начинал тогдашнее НТВ (Малашенко, Киселев, Добродеев, Цыварев), реально были моими товарищами и по-товарищески предлагали мне остаться главным редактором. За что я им очень признателен. Но я, будучи одним из создателей и вице-президентом  АТВ, дважды отказывался от этого заманчивого предложения, скажем так, по соображениям корпоративной этики.

Далее произошел беспрецедентный поворот событий. Сначала Ельцин подписал указ о передачи части «нашего» канала НТВ. Потом ЕГО ОТМЕНИЛ!!! И через какое-то время ПОДПИСАЛ ЗАНОВО!!! До сих пор так и не ясно, кто и как боролся за дрожащую с похмелья руку Бориса Николаевича? Какие деньги и с чьей подачи изменили ход событий? Гусинский провел блестящий блицкриг, сломав государственную машину. Другое дело, что она уже сама дышала на ладан. У Ельцина был шанс реконструировать государство с помощью частного капитала, находящегося у первого под контролем, но он предпочел (или, скорее, его принудили) спустить тормоза и отдать все на откуп «дикому капитализму». При этом НТВ действительно совершило прорыв, особенно в информационном пространстве. Жаль только, что на удобренном нами поле. Мы остались друзьями. По-дружески довольно-таки долго ребята выпускали в эфир мой «Третий глаз». Выходило и «Времечко» до тех пор, пока не показало свой строптивый характер.

На какой-то годовщине компании я предложил свою расшифровку НТВ — Ну Ты Ваще! Игорю Малашенко очень понравилось…

«Наш народ простой,  смирный,  терпеливый народ, я тебе скажу, его можно грабить. И, промежду прочим, даже  есть  много таких, которые не знают, куда им с деньгами деваться».
                                                          А.Островский «Горячее сердце»

Отгадайте загадку. Что это такое:
«Классика, а не скучно,
Злободневно, а не сатира,
Супер технологично, а не бездушно»?

Ответ найдете, сходив в театр «Современник» на новый спектакль режиссера Егора Перегудова «Горячее сердце».
А.Н.Островского современный театр одновременно и боится, и держит за палочку-выручалочку. Страшит в нем то, что он памятник и, стало быть, окаменевший или  забронзовевший, а притягивает — возможность оправдать любое творческое бессилие верностью классическим традициям. Помните, у И.Ильфа и Е.Петрова в записных книжках: «Режиссеры говорят: «Назад к Островскому», публика орет: «Деньги обратно». Как же сохранить дух великого анатома русской души и не впасть в ситуацию, которую описывали те же советские классики: «На постановке «Бориса Годунова» упали качели с голыми боярами».
На сцене «Современника» — условность на условности: рушится кирпичная стена, снуют пожарные, плавает подводная лодка, валится, пронизывающее весь спектакль, звездное небо. А ощущение такое, будто смотришь жизнь не просто в стерео очках, а сквозь магический кристалл: каждая мизансцена выпукла, многогранна и, главное, удивительно узнаваема. (Сценография и костюмы – Владимир Арефьев). 
Для меня, правда, эта магия началась не сразу. Экспозиция,  не торопясь,  вводила зрителей в атмосферу жизненных перипетий купеческого подворья, ставшего открытой сценической площадкой, на которой, под руководством «барина, помешенного от театру» (Владислав Федченко), разыгрывали свои роли обедневший купец Павел Павлиныч Курослепов (В.Мищенко), его жена  (Д.Белоусова), дочь Параша (С.Иванова) и прочие обитатели. Но когда Василий Мищенко с Владиславом Ветровым (городничий) заставили зал в течение минут пяти стонать от смеха с помощью одной только безмолвной пантомимы, стало понятно, что классика проросла сквозь актерский ансамбль всерьез и надолго, и начнет теперь плодоносить в каждом из нас. Что, собственно, и произошло.
Так чье же «горячее сердце» бьется в спектакле под, то вкрадчивую, то взвинченную музыку Сергея Старостина? Строишь догадки, ищешь для этой цели положительного героя и, вдруг, понимаешь, что оно полыхает по-своему в каждом из героев. И в затравленном женихе-неудачнике Васе Шустром (И.Стебунов), и в страстном цинике и зажравшемся купце, страдающем от вседозволенности, Хлынове (А.Смольянинов), и в приказчиках Наркисе и Гаврило (Д.Смолев и С.Гирин). А Параша, так та просто вся – оголенный комок нервов. Горячий огонь, изрыгая денежные купюры, прорывается даже сквозь подводную лодку Хлынова, когда тот бьется об нее головой. Недаром пожарные – все время на страже. Сердца ищут любовь и радость, а находят дикие нравы, предательство, малодушие и воровство. И пожар заливают водкой.
Если Ваше сердце бьется в унисон с актерами и постановочной группой, Вы будете смеяться и пускать слезу от счастья творческого очищения.
Если оно слегка поостыло в буднях суровой действительности, то не бойтесь, придя в «Современник», оголить его и подставить талантливым и заряженным людям. Удар звездного неба Вам обеспечен. В медицине это называется кардиологической дефибриляцией. Очень помогает. Знаю не понаслышке. 


 

Обильно политая кровью смоленская земля знавала много войн. За 1150 лет о стены города-крепости, города-Героя ломали зубы многие охотники до чужого. Татаро-монголы, литовцы, поляки, французы, немцы – несть им числа. Огнем и мечом пытались они поработить великую Русь. Не вышло!   

    Теперь по их стопам в наступление идут большие деньги.

    Что же это такое – иностранный капитал, вкладываемый в Россию?

    Попытка выпотрошить ее, воспользовавшись слабой экономикой и мощным природным ресурсом?

    Или, наоборот, поддержка этой самой экономики и приобщение ее к более развитой цивилизации?

    В Италии – кризис. Капитал застаивается. Ему нужно работать. И вот группа итальянских компаний кладет глаз на газ – на производство в России СПГ.

    Они начали, как в игре в города, с буквы «А». С Астрахани.

    Там заложен завод по производству 50 тысяч тон сжиженного природного газа в год.

    Они готовы вкладывать миллиарды в другие регионы, стремящиеся развивать у себя эту перспективную отрасль.

    Сейчас они добрались до Смоленска.

    Здесь планируется строительство комплекса в три раза мощнее.

    И это не предел.

    С одной стороны, частные инвесторы, прежде всего, заинтересованы в отдаче денег и прибыли. Поэтому СПГ первым делом пойдет на экспорт. То есть, мимо нашего рта.

    С другой стороны, развитие любого бизнеса это – рабочие места, существенный приток в регион дополнительных средств в виде налогов и неизбежный вклад тех же инвесторов в развитие новой инфраструктуры: заводов по производству спецтары, хранилищ, регазификаторов, заправочных станций, системы логистики. Потому что без всего этого использование сжиженного природного газа не возможно. Стало быть, рынок потребления СПГ на территории России будет создавать тот же капитал. Выходит, это мы используем иностранцев, а не они нас.

    И еще. Очень существенный момент.

    Все это, что называется – длинные деньги. Прибыль они начнут приносить не раньше, чем через лет пять. И это значит, что итальянцы, во-первых, верят в светлое будущее сжиженного природного газа.  И, во-вторых, (в отличие от многих из нас) убеждены в стабильности и поступательном развитии российской экономики.

    А это дорогого стоит.

    Очень дорогого.

    Даже очень-приочень дорогого.

    Так что – завоевывайте нас на здоровье!

    Все равно победа будет за нами!

    А за ценой мы постоим…

    

30 марта 2013

Газовая атака

Великий и ужасный Главный начальник народного достояния Алексей Миллер встретился в Газпроме с Губернатором островного государства под названием Калининградская область, Николаем Цукановым. Этот регион, отрезанный от своей матушки-России территориально, как никакой другой повязан с ней, прежде всего, энергетическим ресурсом. Поэтому Газпром для него – вроде бы как отец родной. Почему же тогда уже больше года стоит под Калининградом без дела мощный комплекс по производству сжиженного природного газа (СПГ)? Неужели газовую атаку нужно начинать именно из Москвы?

Есть у папы с мамой еще и родная дочка – компания «Газ-ойл», базирующаяся в Калининграде. Она, на свой страх и риск, запустила строительство комплекса еще тогда, когда об этом топливе будущего никто и слышать не хотел. Сейчас об СПГ не говорит разве что только радио «Шансон». И перспективный он, и эффективный, и экологически чистый! Сколько же должно утечь воды в реке Бумажная Волокита, чтобы завод задышал своей полной газовой грудью?

Встреча в Газпроме прошла конструктивно.

Будем надеяться, что теперь «островной» Калининград наконец-то получит свой сжиженный газ. Или нужна еще газовая атака из Кремля?

Ругали все, кому не лень, Газпром за то, что он зажрался?

Ругали!

Костерили, по чем зря,  его же за то, что он прохлопал сланцевый газ?

Еще как!

Давал Путин указание правительству догнать и перегнать весь мир по выпуску сжиженного природного газа (СПГ)?

Может, другими словами, но пинок дал недвусмысленный.

И?

Тишина…

Но!

Вдруг, откуда не возьмись, на южном краю нашей необъятной, пока еще, Родины, в Астрахани появляется супер проект, запущенный местными властями, бизнесом и специалистами Газпрома. Начинается строительство комплекса нового поколения по производству СПГ!

Местные каналы трубят!

Федеральные брезгуют.

Логика федеральных СМИ: «Вы что хотите, чтобы мы показывали, как в Астрахани кто-то пукнул?»

Ситуация, кстати, характерная для многих больших дел, происходящих в регионах.

Нету жаренного, пареного или первачей из Москвы, нету и события. Показывайте, мол, в своих новостных  местных резервациях что хотите, а мы лучше по криминалу пройдемся или медийных провластных лиц покажем.

Напоследок сама информация из Астрахани:

В Астрахани при поддержке областного правительства прошла закладка высокотехнологичного и энергоэффективного комплекса по производству, хранению и выдачи сжиженного природного газа. Такой комплекс нового поколения будет первым в России и позволит выпускать 51 тысячу тонн СПГ в год, что обеспечит автономную газификацию крупных промышленных и сельскохозяйственных объектов, домашних хозяйств, удаленных от единой системы газоснабжения.

 

  

 

 

 

 

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире