21:11 , 19 сентября 2010

Учения по ликвидации нефтяной аварии



Любые учения — это, грубо говоря, показуха. Но бывает показуха ради показухи, а бывает — ради дела. На прошлой неделе, в качестве наблюдателя от экологических НПО, я побывал на учениях, организованных компанией ТНК ВР. Действо проходило на окраине Саратова, в селении Увек, где расположена одноименная нефтебаза Саратовского нефтеперерабатывающего завода. На учениях моделировали пожар при погрузке нефтепродуктов на танкер и разлив нефти на воде. В работах по ликвидации аварии принимали участия как местные специалисты: работники НПЗ, спасатели, пожарные, так и приглашенные спецы, например, подмосковный «Экоспас».
Если кратко выразить впечатления от увиденного: было зрелищно и интересно.
Конечно, подобная демонстрация сил и средств — это далеко не гарантия того, что серьезная реальная чрезвычайная ситуация в нефтяной отрасли будет ликвидирована. Ведь наверняка, для ликвидации аварии в Мексиканском заливе были задействованы все современные средства ликвидации ЧС, однако ситуация там вышла из под контроля. Но мне, как дилетанту, показалось, что учения в Саратове можно отнести к разряду показухи ради дела. Конечно, условия «ликивидации ЧС» были тепличные: +25, отсутствие ветра и волнения, но было видно: привлеченные подразделения знают свое дело и в случае реальной опасности сделают все, что от них зависит.
P.S. Думаю не лишне будет поблагодарить людей из ТНК ВР за открытость и приглашение на учения.



Учения были запланированы на раннее утро четверга, а в среду вечером была организована выставка оборудования для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и средств спасения и пожаротушения.


35-метровый коленчатый подъемник с пенными стволами на базе автомобиля «Татра». На следующее утро ему предстояло участвовать в пенной атаке.


Самоходное нефтесборное устройство отечественного производства. Может нести различное навесное оборудование (на фото — ковш).


Рабочее место руководителя ликвидации ЧС в машине. В таком автомобиле несколько человек могут жить в автоновном режиме несколько дней. Здесь есть все, необходимое для жизни в условиях относительного комфорта.



На следующий день рано утром мы погрузились на теплоход, который и доставил нас к месту учений. Утро на Волге чудесно. Даже индустриальный Саратовский нефтеперерабатывающий завод в утреннем освещении выглядит красиво.


И вот она — Увекская бухта. Над ней на выскоком берегу стоят емкости нефтебазы. Их расположение на возвышенности очень удачно и позволяет транспортировать нефтепродукты к месту погрузки самотеком. Кстати, нейтебаза на этом месте существует довольно давно, с 1893 года. Вход в залив перегорожен всплывающим боном (часть его видна на фото). В случае аварии бон автоматически надувается и всплывает (всплывает быстро, за 10-15 минут), отрезая залив от основного русла Волги и предотвращая, таким образов, попадание нефтепродуктов в реку. Разработали такой бон российские специалисты.


«Жертвой» учений стал танкер «Энцелад», на борту которого при погрузке нейтепродуктов произошел «взрыв» и «пожар». При этом по сценарию часть нефтепродуктов попала в воду.


Первой сработала автоматическая система пожаротушения на судне. С самого начала пожара заработали сирены.


И вот прибывают первые специалисты — газоспасательный отряд.


Следом появляются пожарные машины.


Их главная задача — обеспечение водой коленчатого подъемника, с помощью которого будет организована пенная атака.


На берегу развернут оперативный штаб.


Дым усиливается, автоматические системы продолжают свою работу.
Да, надо сказать, что за всем происходящим мы наблюдали с борта теплохода. Каждое действие комментировал специальный «ведущий». Причем комментировал таким голосом и с такими интонациями, что ведущие первомайской демонстрации во времена СССР попадали бы в обморок от зависти ))


Между тем учения продолжались. К месту пожара прибыл коленчатый подъемник и специальное пожарное судно «Зоркий».


И вот началась пенная атака.

Зоркий лил пену не только на танкер, но и на самого себя, «охлаждая» борта, и на поверхность воды вокруг для предотвращения возгорания нефтепродуктов.


Пена, падающая с высоты с высоты 35 метров — феерическое зрелище.

Через некоторое время поверхность воды вокруг танкера напоминала лед.


Сквозь «льдины» начали пробираться маломерные суда.


В их задачу входила установка бонов вокруг судна.



Пожалуй, единственный элемент учений, который вряд ли осуществиться в реальности, по крайней мере, также оперативно — появление волонтеров.


Кульминация учений — появление вертолета. Для начала вертолет провел разведку места аварии с воздуха


С вертолета на поверхности воды был обнаружен «пострадавший». К нему спускается опытный спасатель.

Он прикрепляет к себе пострадавшего.


И вертолет поднимает этот «тандем» над поверхностью воды.


Вертолет транспортирует подстрадавшего к берегу посреди пенной метели — хлопяю пены поднялись с поверхности воды от лопастей вертолета.


Это был самый эффектный момент учений


И вот пострадавший уже отправляется на носилках в машину скорой помощи.


А вот похожий на Якубовича спасатель, который спас «пострадавшего».



На берегу продолжаются работы по «сбору нефти».


Трудятся добровольцы.


Вход в бухту надежно перегорожен всплывающим боном, о котором я рассказывал выше.



Танкер продолжают огораживать боном.


Концы бонов заводят на берег и закрепляют.

И вот танкер надежно опоясан. Теперь разлившаяся нефть в «западне» )

Коллега за работой. Странно, но на учениях было мало журналистов: пара фотографов и две камеры.

После того, как танкер окружили бонами основные учения закончились. И началась демонстрация техники, которую нам показывали накануне на берегу.


Так работает самоходное нефтесборное устройство. Оно плавучее и может собирать разлитую нефть с поверхности воды. Мобильность и небольшие размеры позволяют использовать эту «амфибию» в труднодоступных местах, в том числе, на болотистой местности. Собюранные нефтепродукты по шлангу закачиваются на берег в специальные емкости.

Производители еще одной разновидности бонов пытаются совладать со своим изделием. Думаю, для производителей оборудования такие учения — отличная возможность испытать свои разработки в «боевых» условиях и исправить выявленные недостатки.


Наконец боны удалось привести в рабочее положение.


Это нефтесборное устройство (скиммер) под названием «Спрут». Позволяет собирать разлитые нефтепродукты с маленьких глубин — до 10 см.


5-кубовая плавучая емкость, куда можно закачивать собранные с воды нефтепродукты.Показом техники учения и завершились.

А на поверхности цветущей волжской воды еще долго плавали кусочки пены ))

ОРИГИНАЛ


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире