Автобусно-троллейбусная остановка привычно облеплена платными маршрутками, смуглые водители которых и их помощники с громким акцентом объявляют о своих направлениях. Локас* торопливо пробирается среди этого лабиринта к только что подъехавшему городскому социальному автобусу — у него проездная карточка. Вот и кресло для него свободно — прямо за кабиной водителя. Автобус трогается с места, но снова останавливается и открывает переднюю дверь, в которую, запыхавшись, поднимается маленькая пожилая женщина со злым лицом.

— Вот, понаехали тут отовсюду! — негодует она, рассчитывая на поддержку пассажиров. — Безобразие! Даже к автобусу не пройти. Лезут и лезут. Сидели бы у себя и не чирикали. Так нет — все сюда едут, все к нам, к русским. Никакой жизни от них. Мы, русские, самый лучший народ, мы без них обойдемся, а они без нас никак. Лезут, как тараканы отовсюду…

Все это Локас слышит уже своей спиной — ему очень хочется обернутся и гаркнуть: «Заткнись, идиотка!» Но он терпит. Он интеллигент.

Между тем среди пассажиров, видимо, оказался один нерусский, который воспринял этот дискурс на свой счет, поскольку «идиотка» продолжала: «Что это вы тут улыбаетесь? Понаехали и улыбаетесь?»

— А что мне — плакать? — раздался в ответ низкий мужской голос, в котором были и акцент и явное смущение.

«Идиотка» снова заговорила, но Локас, переживший приступ удушья, уже не слушал, и в памяти остались только ее последние слова: " Мы, русские, всех любим. Мы самые добрые«.

О том, что мы белые и пушистые, а заодно и богоизбранные, Локас слышит и читает все чаще, в основном от институтов власти и подконтрольных им СМИ плюс патриархия РПЦ. Последний пример патриотической истерики — реакция депутата Хинштейна на строку в переводной книге «Флаги мира для детей»: «Красный — цвет крови, пролитой литовским народом в борьбе с русскими и германскими завоевателями». «За такие книги я бы руки и ноги отрывал», — написал возмущенный депутат в своем твиттере и рекомендовал изъять весь тираж из магазинов. Хочется напомнить депутату, что на протяжении нескольких веков (в основном с XIII по XVI) русские и литовцы то и дело бодались по поводу своих границ, и вопрос «кто прав, кто виноват?» совершенно бессмыслен в исторической ретроспективе.

Между тем «таких книг», то есть могущих разгневать патриота России депутата Хинштейна, немало:

Вот, к примеру, читаем в мемуарах— «Записках» генерала А. Ермолова, «покорителя Кавказа»: «Желая наказать чеченцев, беспрерывно производящих разбой, приказал я окружить селение Дадан-юрт, лежащее на Тереке, предложить жителям оставить оное, и буде станут противиться, наказать оружием, никому не давая пощады. Чеченцы не послушали предложения, защищались с ожесточением. Двор каждый почти окружен был высоким забором, и надлежало каждый штурмовать. Многие из жителей, когда врывались солдаты в дома, умерщвляли жен своих на их глазах, дабы во власть их не доставались. Многие из женщин бросались на солдат с кинжалами. Большую часть дня продолжалось сражение самое упорное, и ни в одном доселе случае не имели мы столько значительной потери, ибо кроме офицеров простиралась оная убитыми и ранеными до двухсот человек. Со стороны неприятеля все, бывшие с оружием, истреблены, и число оных не менее четырехсот человек. Женщин и детей взято в плен до ста сорока, которых солдаты из сожаления пощадили… Селение состояло из 200 домов; 14 сентября разорено до основания».

Или у Александра Сергеевича Пушкина:

«Черкесы нас ненавидят. Мы вытеснили их из привольных пастбищ; аулы их разорены, целые племена уничтожены. Они час от часу далее углубляются в горы и оттуда направляют свои набеги. Дружба мирных черкесов ненадежна: они всегда готовы помочь буйным своим единоплеменникам». («Путешествие в Арзрум»)

Клио, как известно, муза истории. В руках она держит свитки с тем, что уже было и прошло. Их надо просто внимательно изучать и делать выводы, а не перекраивать раз от разу.

Непонятно, — думает Локас, — как это так? Вроде, сегодня существует уголовная статья за разжигание межнациональной розни, а махровый ура-патриотизм цветет у нас и пахнет, и слабые умы вроде этой городской сумасшедшей легко ведутся на такое амбре. Вот и цифры есть: 35% россиян считают приток мигрантов из соседних регионов угрозой национальной безопасности. Слава богу, что оставшиеся 65 процентов так не считают, — думает Локас. — Если к нам едут, значит, у нас лучше. Гордится надо. Кстати, в автобусе «идиотку» никто не поддержал.

А насчет Кавказа… Вот они, некогда «понаехавшие» ученые, писатели, поэты, режиссеры, артисты, художники, спортсмены:

Расул Гамзатов, Ахмедхан Абу-Бакар, Абдусалам Гусейнов, Магомед Толбоев, Владимир Назлымов, Магомедхан Гамзатханов, Махмуд Эсамбаев, Ахмед Цебиев, Григорий Токаев, Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, Зарамук Кардангушев, Мухадин Кишев, Лия Ахеджакова, Мирза Фатали Ахундов, Узеир Гаджибеков, Рашид Бейбутов, Хаджи Зейналабдин Тагиев, Шамси Асадуллаев, Джалиль Мамедгулузаде, Гара Гараев (Кара Караев), Муслим Магомаев, Гарри Каспаров, Полад Бюль-Бюль-оглы, Евгений Петросян, Иван Айвазовский (Ованнес Айвазян), Амо Бекназарян, Арам Хачатурян, Микаэл Таривердиев, Арутюн Акопян, Дживан Гаспарян, Ованес (Иван) Баграмян, Арно Бабаджанян, Армен Джигарханян, Фрунзик Мкртчан, Карен Шахназаров, Сергей Параджанов, Соломон Додашвили, Якоб Гогебашвили, Мосэ Джанашвили, Симон Джанашия, Илья Чавчавадзе, Важа Пшавела, Иосиф Гришашвили, Петр Багратион, Роберт Стуруа, Георгий Товстоногов, Николай Цискаридзе, Тигран Петросян, Зураб Церетели, Сергей Параджанов, Георгий Данелия, Отар Иоселиани, Марлен Хуциев, Нани Брегвадзе, Тамара Гвардцители, Кахи Кавсадзе, Вахтанг Кикабидзе, Дмитрий Гулиа, Михаил Лакербай, Фазиль Искандер…

Список можно продолжать до бесконечности…

____________________________________

*Локас — собирательный образ нашего современника. — И.К.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире