18:25 , 14 января 2013

Пересмотр результатов приватизации. Как избежать нового коррупционного передела

(Ответ на вопросы А. Пионтковского)

 В Интернете активно обсуждается статья Пастухова «Преданная революции» http://www.novayagazeta.ru/politics/56123.html  и последующие за ней публикации Илларионова и Пионтковского. В этих текстах известные либеральные авторы, по сути, признают необходимость пересмотра итогов приватизации (я пишу о том же уже лет пять http://forum-msk.org/material/politic/458523.html http://www.echo.msk.ru/blog/igeid/748695-echo/ , http://echo.msk.ru/blog/igeid/879506-echo/ и др.).

Результаты приватизации крупных кампаний — экономическая база господства нынешней олигархии. Без разрушения этой базы невозможно обеспечить какие-то позитивные демократические изменения в стране. Любые группировки олигархии, хоть «силовые», хоть «семейные», на это никогда не пойдут.

Приватизированные предприятия мелкого и среднего бизнеса, я думаю, кроме случаев явного криминала, трогать не надо. Это могло бы очень сильно усложнить задачу. Да и не оправдано экономически и политически в нынешней ситуации.

А. Пионтковский, в целом поддерживая идею о необходимости пересмотреть результаты приватизации, задает уточняющие вопросы: «а) как остановить непрерывное четвертьвековое разграбление страны (перерезать номенклатурную кишку, соединяющую власть и бизнес одних и тех же людей) и б) что делать с уже награбленным» (http://www.kasparov.ru/material.php?id=50F0407237BF4).

Ответить на них, можно только предложив проект социально-экономических реформ в интересах большинства общества.

Задачи такого проекта:

  1. Создать привлекательную социальную альтернативу нынешней системе, образ будущего, мотивирующий непривилегированное большинство добиваться его реализации;
  2. Подорвать  экономическую базу господства правящей олигархии;
  3. Создать эффективную экономическую систему, работающую на всех граждан, а не на олигархов и чиновников

Я уже излагал свои предложения по подобному проекту в нескольких статьях. Основной их месседж: нужно не огосударствление, а реальное обобществление крупных компаний, занимающихся эксплуатацией природных ресурсов.

Очевидно, что в случае национализации, возвращения в государственную собственность, ресурсы будут фактически находиться в руках бюрократии. Создание новых госкомпаний или министерств (к этому, по сути, сводятся предложения КПРФ) только усилит власть чиновничества. Так же ни к чему хорошему не приведет и новая «честная» приватизация после национализации, как предлагает Пастухов. В этом случае есть большая угроза очередного коррупционного «распила» собственности. Нет более наивной утопии, чем надежда на немедленное формирование, после чаемой Пионтковским «антикриминальной революции», кристально честной бюрократии. Чиновников вообще нельзя вводить в искушение легкой наживой. Тем более российских. А что может быть более прибыльным, чем вторичная приватизация? Здесь уж все, кто первый раз не успел, постараются нагреть руки по полной программе. Нельзя надеяться на стойкость даже новых «революционных» чиновников.

Необходимо предельно сузить их коррупционные возможности. Единственный способ это сделать – демократизация нашей экономики, передача функций бюрократии непосредственно гражданам (это, кстати, начинающийся общемировой тренд).

Вариантом решения может быть передача неотчуждаемого права собственности на природные ресурсы страны и доходы от их эксплуатации непосредственно всем жителям России. Для этого необходимо, отменив результаты приватизации сырьевых компаний, передать их акции специально созданному ЗАО «Фонд Россия» (мелкие акционеры этих компаний должны получить компенсацию). Совладельцами этого Фонда могут стать в равных долях все граждане нашей страны. Фонд призван аккумулировать доходы от эксплуатации природных ресурсов (нефти, газа, металлов, леса и т.д.) и распределять их среди акционеров. Именные акции совладельцев ЗАО «Фонд Россия» неотчуждаемы и непередоверяемы (чтобы не повторить печальную историю со скупкой ваучеров).


Такой «Фонд Россия» мог бы работать по типу «Перманентного фонда штата Аляска» (все жители Аляски получают ежегодно из него около 1500 долларов) или «Глобального государственного пенсионного фонда Норвегии» (имеющего львиную долю в нефтедобывающих компаниях), но принадлежать не государству, а напрямую всем граждан страны, которые управляли бы им, как и положено акционерам.


Инструментом стратегического управления Фондом может стать постоянно действующее собрание акционеров в форме электронной социальной сети. Фонд будет использовать свои доходы для ежегодных выплат дивидендов всем гражданам и реализации социально значимых программ (поддержка материнства и детства и т.п.). Для текущего управления граждане смогут нанимать на конкурсной основе топменеджеров (и увольнять при необходимости). Все значимые решения, в т.ч. о найме высшего менеджмента, выплате дивидендов, инвестициях, могли бы приниматься простым большинством проголосовавших граждан-акционеров (в территориальных представительствах Фонда или дистанционно через интернет).

Такой вариант может параллельно решить целый ряд важных задач: уничтожить криминальную олигархию, лишить бюрократию важных возможностей для коррупции, снизить социальное расслоение и напряженность в обществе, экономически поддержать наших небогатых граждан и их детей.

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире