13:54 , 27 июля 2011

«Крестоносец» Брейвик: если бог есть, то все позволено

Как только появилась информация о теракте в Осло, многие сетевые нацисты и клерикалы начали потирать руки: вот, мол, Норвегия – заповедник толерантности, развела у себя черных, да мусульман, а они им и вдарили. Оказалось, однако, что убийца — «чистокровный ариец», консерватор и христианский фундаменталист. Теракт для него был персональным крестовым походом против марксизма и мультикультурализма. Брейвик, к неудовольствию сетевых исламофобов, продемонстрировал, что террористы могут быть не только исламскими, но и любыми другими клирикальными фанатиками.

Где-то за полгода до этих событий я писал в ЖЖ о смертельной опасности религиозной архаики, владеющей умами очень многих вроде бы цивилизованных людей, сравнивая ее с папуасским культом карго: «в мире до сих пор правят папуасы с атомной бомбой. Они смертельно опасны для окружающих, ведь никто не знает, какие приказы отдает им по тростниковым наушникам великий Джон Фрум».

Перефразируя Достоевского можно сказать: если бог есть, то все позволено. Для фанатиков могут быть оправданы любые действия против тех, кого они считают врагами своей веры. У рационального безрелигиозного человека не может быть какой-то абстрактной цели более ценной, чем человеческая жизнь. В сознании верующего есть сверхценная сущность, которая важнее собственного или чужого существования на земле. Верующий может решить, что должен принести себя или других в жертву этой сущности. А в чем эта жертва заключается, это уже зависит от количества тараканов в его голове. Он может положить жизнь на помощь прокаженным, как мать Тереза, но может и стать исламским шахидом или «крестоносцем», как Брейвик.

Религия разрушает рациональную картину мира и дает простор для самых опасных мистических фантазий, способных сделать из простого обывателя монстра. Недаром подавляющее большинство актов массового террора сегодня совершают религиозные фанатики: мусульманские, иудаистские, христианские, индуистские, представители различных сект типа Аум Сенрике.

Религии опасны постольку, поскольку продолжают оставаться самими собой, т.е. сохраняют свою иррациональную догматику и сакральную обрядность. Например, европейское протестантство в основном потеряло свой религиозный смысл (в отличие от американского). Сейчас протестантская церковь в европейском городе – просто районный культурный центр. Такой протестантизм не мог стать источником «вдохновения» для террориста. Поэтому Брейвика, судя по его записям, больше привлекало католичество. Ислам наиболее опасен именно тем, что в полной мере сохранил себя как традиционная религия.

Мульткультурализм индивидов против мультикультурализма общин

Основная причина войн, террора, межобщинного насилия — сохранение архаичных национально-религиозных традиций. Они могут существовать в форме мультикультурализма, т.е. разных этно-конфессиональных общин в одной стране. Или монокультурализма — культурной изоляции страны при доминировании одной основной общины. И тот и другой вариант сохраняет опасную архаику, негативные национально-религиозные традиции, являющиеся главным источником конфликтов между народами.

Политика поддержки мультикультурализма привела только к усилению межнациональных противоречий. Решением этой проблемы становится его развитие на уровне не общин, а индивидов. Образованный европеец чаще всего сам по себе мультикультуралистичен. Он, зачастую, носитель нескольких национальных культур, интегрированных в синкретическую глобальную культуру. В хороших европейских школах дети углубленно учат несколько языков, среди них может быть арабский, китайский и т.д. Человек может родиться в одной стране, образование получить в другой, жить в третьей, а деньги зарабатывать в четвертой. Разговаривать в семье на одном языке, на работе на другом, книги читать на третьем и интересоваться культурой страны, где говорят на четвертом. У такого человека может не быть четкой национальной или государственной самоидентификации.

В будущем узконациональные культуры останутся в изолированных застойных анклавах (типа Афганистана). В наиболее развитых странах распространится глобальная синкретическая культура.

Новая эпоха Просвещения на Западе и Востоке

Выходцев из развивающихся стран, живущих в Европе, также ждет культурное развитие, уход от религии и из общины. Это не простой, но неизбежный процесс. Для того чтобы он шел быстрее, необходима дальнейшая секуляризация самих западных стран. В них должен быть завершен процесс отделение церкви от государства и школы от церкви, начавшийся еще в 19-м веке. Государству необходимо прекратить поддерживать конфессиии общины. Запрет на ношение хиджабов во Франции и строительства минаретов в Швейцарии – только первый робкий шаг в этом направлении. Вытеснение любых религий из общественной жизни должно быть завершено.

В школе необходимо преподавать не религиозные дисциплины (даже на добровольной основе), а основы атеистического, естественно-научного мировоззрения. В конце концов, быть верующим в цивилизованной стране станет также неприлично, как быть курильщиком или грязнулей.

Нравится нам или нет, в ближайшие лет сто нации и расы окончательно перемешаются. Этот процесс неизбежен в глобальном информационном обществе, где снимаются языковые и территориальные барьеры, массы людей свободно общаются друг с другом, переезжают из страны в страну, с континента на континент. Никакие заборы на границах в наше время полноценно работать не будут. Национальную и расовую идентичность сохранить невозможно, да и не нужно.

Тем не менее весь мир заинтересован в сохранении высокого уровня развития стран европейской цивилизации. Если толпы «ныне диких» выходцев с юга и востока уничтожат достижения европейской культуры (в т.ч. в России), человечество на века погрузится в варварство. Чтобы этого не произошло нужно помочь народам развивающихся стран освободиться от своего «адата», от религиозной и национальной ограниченности. Конечно это сложная и долгосрочная, не на одно десятилетие, задача. Старшее поколение жителей этих стран к сожалению уже безнадежно. Необходима целенаправленная европейская политика по культурному, технологическому и экономическому развитию новых поколений жителей третьего мира. Всеобщая компьютеризация, распространение бесплатного интернета, хорошего западного дистанционного образования, возможности дистанционной работы в сфере IT-индустрии и т.п..

Реализация такого культурного «плана Маршалла» способна приблизить мир к глобальной светской культуре, защитить его от межобщинных столкновений и террористических эксцессов.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире