10:35 , 10 ноября 2021

Каждый пятый работодатель отказывает в приеме на работу из-за «следов» в соцсетях

Согласно исследованию Superjob (сервис поиска работы) около 20% работодателей отказывали соискателям в трудоустройстве из-за постов в социальных сетях.

Вместе с тем в этом же исследовании приводятся цифры о том, что сама по себе интернет-активность наёмных работников интересует работодателя все меньше. Меньше также стали увольнять за посты в соцсетях.

У этих тенденций могут быть несколько причин.

Начнём с того, что интернет-пользователи, трудящиеся в серьезных крупных корпорациях и госкомпаниях стали обращать больше внимания на корпоративную этику, кодекс о которой подписывается каждым работником при поступлении на работу. В таком кодексе, как правило, указываются ограничения на публичные высказывания в социальных сетях, компрометирующие или дискредитирующие работодателя, а также публикации служебной информации, которая стала известна в ходе выполнения должностных обязанностей. В целом, это положительно влияет на общий уровень деловой культуры.

Однако не стоит списывать со счетов и тот факт, что ужесточение законодательства в сфере информационных коммуникаций и пользования интернетом, в том числе, реальные сроки за перепосты контента, признанного экстремистским, «отвадили» людей от беззаботного отношения к активности в соцсетях. Разумеется, чем выше должность, тем пристальнее внимание работодателя, которому не нужен публичный скандал. Очевидно, что громкие уголовные дела в отношении менеджеров (даже среднего звена) крупных компаний вроде государственных холдингов (Газпром, Россети, Ростех, РЖД и пр.) напрямую касаются не только репутации этих компаний, но и их рыночной капитализации. И неважно по какому поводу они возбуждены: по экономическим основаниям или политическим.

Политическая активность пользователей социальных сетей в сегодняшних реалиях уже не может не касаться работодателя. И недавний скандал с увольнениями в ГУП «Московский метрополитен» являются тому типичным примером.

Все вышесказанное заставляет работников более внимательно относиться к своей интернет-активности: мало кто хочет лишиться любимой и оплачиваемой работы, даже еще с «волчьим билетом».

Но вернёмся к началу: работодатели пришли к той мысли, что проще бороться с причинами, чем со следствием, и с недавних пор многие из них ввели мониторинг активности в соцсетях не тогда, когда работник уже трудоустроен, а на этапе отбора. Формально трудовым законодательством не разрешается отказывать потенциальному работнику по основаниям, не указанным в законе. А интернет-активность к таким основаниям не относится. Однако, например, при поступлении на государственную и муниципальную службу соискатель по закону обязан указать все свои социальные сети. Впрочем, никаких последствий именно в ходе приёма сотрудника законом не предусматривается, и эта мера не работает как превентивная. Пока не работает, хотя очевидно, что всегда есть возможность не допустить на госслужбу, например, сторонника организаций, признанных экстремистскими, что собственно и происходит.

Да и обыкновенные работодатели, если они достаточно зависимы от позиции властей, всегда находят повод отказать в приеме на работу, если по факту соискатель активно занимается политической деятельностью, связанной с критикой властей. Многие оппозиционные политики прямо говорили, что не могли найти работу в крупных компаниях. Им отказывали по формальному признаку (например, несоответствие квалификации), но по факту именно политическая деятельность была реальной причиной. Разумеется, политическая деятельность не может обойтись без публикаций в соцсетях, которые и представляют собой дискриминирующий «след».

Вряд ли все происходящее можно назвать способствующим развитию свободы слова и совести. По идее какая разница, что думает о своем губернаторе действующий руководитель коммерческого отдела филиала какого-нибудь условного Ростелекома. Однако не следует забывать, что корректность в высказываниях сотрудников – это еще и элемент корпоративной культуры, которая перестала быть чем-то абстрактным и превратилась в фактор капитализации компаний, поскольку именно человеческий капитал часто декларируется ими как наиболее ценный.

Оригинал

Подписывайтесь на мои ресурсы:
Телеграм
Youtube
Instagram
facebook
Вконтакте
OK
Twitter
#ГлаваТверской #ЯковЯкубович #Якубович


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире