Узникам совести, всем политзаключенным России и Беларуси посвящаю.

ТРИ ПОДХОДА, прежде чем окунуться в историю

Эта книга отличается от традиционных работ об истории. Поэтому, прежде чем обратиться к хронике и анализу событий нашего прошлого, я хочу сделать три предваряющих подхода – три пояснения.

ПЕРВЫЙ ПОДХОД. ЧТО ТАКОЕ РОССИЕВЕДЕНИЕ

Меня не редко обвиняют в выдумывании какого-то нелепого «Россиеведения», с которым я бегаю по разным СМИ… Был бы рад заявить об авторстве, но, к сожалению, я тут ни при чем…

Про «Россие-ведение» у нас и «-ведение» за рубежом. Термин Россиеведение ввел в оборот в конце 19 века наш великий ученый, химик и исследователь России — Дмитрий Иванович Менделеев.

Менделеев изучал и анализировал итоги первой всероссийской переписи населения 1897 года. Он предсказал, что к 2000-му году в России будет жить 598 миллионов человек (никто тогда не предвидел и не предсказывал большевицкий переворот и распад государства). Ученый предложил новый тип проекции на географических картах, по которому Россия находится в центре земного шара, было у него и много других идей… (Если вы видели китайские карты нашей планеты, на них в центре – КНР)

В те же годы в старших классах русских гимназий, наряду с историей, преподавалось «Отечествоведение». С приходом к власти большевиков, этот предмет, как и ряд других, был из преподавания исключен. Историю вернули в советские школы в 1934 году… Позднее, в вузах стали изучать «Историю КПСС»…

Сегодня в десятках стран мира, в гимназиях и университетах, изучают дисциплины, аналогичные Россиеведению – в США – Американоведение (Америкен стадис), в Австралии – Австралиеведение, в Индии – Индиеведение, в Арабских странах – Арабоведение, в Евросоюзе – Европоведение и т.д.

Дискуссия, после распада СССР. После распада т.н. Союза ССР и запрета на деятельность КПСС, возникла негромкая дискуссия – а что теперь преподавать? Ведь предмет, дающий представление о собственной стране, формирующий гражданское мировоззрение и патриотизм, необходим, он существует во всех странах. В результате обсуждения школы обязали изучать …основы православной культуры, потом – основы мировых религий, потом – основы традиционных на территории страны религий и т.д…

Предложение вернуться к преподаванию Россиеведения власти не приняли. Правда, по просьбе Управления образования Калининградской области я, с группой коллег, подготовил и издал учебник по Отечествоведению, по которому, в качестве эксперимента, в 2003 – 2005 годах занимались ученики 42 школ нашей самой западной области. К эксперименту с интересом отнеслись и администрация области, и учителя, и родители детей, и даже сами дети. Ну, а затем в Калининграде поменялся губернатор и преподавание «Отечестввоведения» было прекращено… С 1997 года в разных вузах Москвы я преподаю «Россиеведение» как авторский курс.

Так что же такое Россиеведение? Думаете, это просто история России? Близко, но не точно… Если собрать вместе все гуманитарные науки, изучающие Россию – статистику, социологию, демографию, литературоведение, фольклористику… языкознание, историю, если добавить немного географии, и все это определенным образом сложить — мы сделаем первый важный шаг к построению Россиеведения.

Второй шаг, ответим на вопрос – как сложить? Соединение не может быть случайным и произвольным… Рассуждаем по аналогии. Три соседа по дачным участкам привезли материалы для строительства дома. У одного шифер, кирпич, брус, цемент так и лежит и дома нет. Второй решил собирать все без плана-проекта и … крыша обвалилась. Третий делал все строго в соответствии с архитектурным проектом, и … переехал в новый дом.

Россиеведение – это соединение сведений и материалов из наук о России, собранных и соединенных в соответствии с логикой формирования и развития самой России и Русской идеи. Русская идея – это фундамент и каркас Россиеведения, а еще – это новая научная методология, новый метод изучения страны.

Третья особенность, третий шаг. Главная составляющая Россиеведения — история страны. Но Россиеведение – это более высокий этаж и уровень обобщения, чем история, это не собрание дат и фактов, а выявление главных тенденций и закономерностей в нашем прошлом, определение их причин, анализ и рефлексия по поводу конкретных значимых событий и процессов. Россиеведение как теория — это более высокий уровень анализа и обобщения, чем история, но более конкретный уровень, чем философия истории.

Исследовательская работа во всех названных направлениях и уровнях, шаг за шагом, ведет к построению научной теории, которую мы называем «Россиеведение». Начать ее выстраивать может любой заинтересованный и подготовленный исследователь. Но чем больше будет участников такого строительства, тем весомее окажется результат. И еще, одной фразой и очень важное. Россиеведение – это не только выстраивание и оценивание пройденного пути, но и выстраивание прогнозов, предложение стратегий будущего.

Вас интересует, есть ли Россие-ведение за рубежом? Да, есть. Такое научное направление и здесь, и там называется «Россика». Это же направление является частью близкой Россике дисциплины – славистики. В каталогах крупных российских библиотек вы можете найти рубрику «Россика», но, пока, нет рубрики «Россиеведение». Раздела «Россиеведение» нет и в больших отечественных книжных магазинах. Публикации по этой теме оказываются либо в разделе «история», либо в «политике и политологии»…

Добавлю. Поскольку в нынешней РФ разрыв между независимой и официальной гуманитарной мыслью становится все более глубоким, Россиеведение, фактически, превратилось в диссидентскую, альтернативную, свободную от государственной идеологии, научную концепцию Российской цивилизации…

Подытоживая, можно сказать коротко: Россиеведение – это когда автор пишет так, как если бы мы жили в уже свободной стране, когда «каждый пишет, … как он дышит, не стараясь угодить…».



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире