ТРЕТЬЯ СЕРИЯ.

ИСТОРИОСОФИЯ СССР И ПОСТ-СССР.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. РОССИЙСКИЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ РАЗРЫВ. СССР ВМЕСТО РОССИИ.

1.1 БЕСЕДА О ТОМ, КАК БОЛЬШЕВИКИ ПРЕРВАЛИ НАШУ ИСТОРИЮ.

Захват власти большевиками означал тотальный разрыв с российской цивилизацией и российской идентичностью. Такой разрыв должен передаваться и в логике повествования данной книги. Поэтому, начиная с этого раздела, я временно ввожу новую, двойную нумерацию страниц.

Теперь вернемся к тексту. Обратимся к компаративистике, посмотрим – исторический разрыв, разрыв государственности – где-то что-то подобное происходило или мы опять «впереди планеты всей»? А Третий Рейх и ФРГ, ФРГ и т.н. ГДР – это одно и тоже? Народный Китай и Тайвань – какие-то ассоциации возникают? Про Северную, очень «народную» и еще более – «демократическую» Корею и Южную Корею, я уже не  говорю. Тоталитаризм это всегда отказ от истории. Он не вытекает из прошлого, но всегда с неизбежностью прерывает историю. Последователи советского тоталитаризма в Европе и Азии разрывали судьбы своих народов также, как это делали большевики-ленинцы…

Для полноты и точности изложения, добавлю, что случаются разрывы, так сказать, более мягкие, чем советско-российский. Например, в современной Франции говорят о «пятой республике», поляки спорят – нынешняя Речьпосполита – четвертая или третья республика. Но это явно другие сюжеты…

Вернемся в Россию. Сегодня многим кажется, что пишущий о «российском историческом разрыве» похож на  человека, свалившегося неведомо откуда. Вроде, сто лет такие мысли никому не  приходили в голову, и тут опять… Но это не  совсем правильные рассуждения. Скорее похож на свалившегося с Луны или из советского инобытия тот, кто разрыв не заметил. Спор с «не-заметившим» начну со ссылок на знакомые имена.

Возьмите полное собрание сочинений Ленина (ничего, потом помоете руки), изданный в 1969-ом году том 33, страница 28… Черным по белому «…все прежние революции усовершенствовали государственную машину, а ее надо разбить, сломать. Этот вывод есть основное, главное в учении марксизма о государстве». Работу «Государство и революция» Ленин писал в 

августе — сентябре 17-ого года, в Разливе, когда готовил вооруженный переворот…

А  вот слова человека с совершенно другим мировоззрением. Осенью 1918-го русский мыслитель, писатель, публицист Василий Розанов в эссе «Божественная комедия» констатирует: «С лязгом, скрипом, визгом опускается над Русскою Историею железный занавес». (В. Розанов. Миниатюры, М, 2004, с. 486). Как видим, первым про «железный занавес» сообщил не Черчилль в 1946-м, а Розанов в 1918-м!

Приведу еще несколько цитат разных авторов. Иван Бунин, «Окаянные дни», (апрель 1919): Наши дети, внуки не будут в состоянии представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили… — ВСЮ ЭТУ МОЩЬ, СЛОЖНОСТЬ, БОГАТСТВО, СЧАСТЬЕ… (Какое страшное и верное предсказание!! Это прямо в адрес некоторых комментаторов на Эхо. И.Ч.)

…Товарищ Сталин, продолжатель дела великого Ленина, выступая в тяжелейший момент войны – 6 ноября 1941 года — с докладом о «24-ой годовщине …» заявил – «По сути дела гитлеровский режим является копией того реакционного режима, который существовал в России при царизме».

Ну и еще одна подытоживающая цитата. Александр Исаевич Солженицын в одном из интервью констатирует – «Советский Союз соотносится с исторической Россией как убийца с убитым»!

Перейдем теперь, от цитирования к фактическому, содержательному анализу. Посмотрим, в чем конкретно состоял и проявился разрыв.

Всякое государство обозначает и идентифицирует себя через набор символов. Переход в Советскую Россию – это новые флаг, герб, гимн и, одновременно, запрет на русский гимн, герб и флаг. По сей день депутаты— коммунисты в госдуме носят на лацканах своих пиджаков значок с флагом не существующей РСФСР, подчеркивая единство совка и постсовка. Большевицкий переворот привел к отказу от самого название страны – Россия превратилась в Советский Союз. Нынче одураченные подростки бегают по улицам в майках с надписью «Моя родина – СССР». Маек с надписью «Моя родина – Россия» в постсовке я не видел.

Госсимволы – это важная, но внешняя идентификация государства, его глубинная характеристика – тип и характер государственного устройства. В 1917 году думская монархия, сброшенная с февральской, республиканской башни, трансформировалась в т.н. «республику рабочих и крестьян», в «диктатуру пролетариата», точнее, конечно, в диктатуру над пролетариатом.

Важнейшая часть всякого государства – его правовая система. 30 ноября 1917 года предсовнаркома, «юрист» Ульянов издал декрет, которым отменил и запретил действие всего корпуса российских законов, создававшихся 1000 лет. С этого момента обращение к русскому праву каралось конфискацией имущества. Суд присяжных заменялся т.н. «революционным правосудием», т.е. абсолютным произволом. Российские суды и адвокатура были распущены. С ноября 1917 по 1922 уголовный кодекс отсутствовал.

Одновременно произошел открытый и  полный отказ от  норм и  принципов международного права. Ни в СССР, ни в постСССР отношение к произошедшему сто лет назад не  менялось и даже не обсуждалось.

Угловая вставка. 08 января 2018

В Совфеде пригрозили выходом из ВТО в случае удовлетворения иска ЕС к России

Ранее Евросоюз потребовал выплатить почти 1,5 миллиарда евро компенсации из-за запрета на импорт свиноводческой продукции европейских производителей. …

Запрет на ввоз свиноводческой продукции из Европы был введен в 2014 году по санитарным соображениям. ВТО признала его незаконным…

Впрочем, во время Перестройки М.Горбачев выдвинул лозунг – «наша цель — правовое государство». Тем самым, генсек-президент признал, что все советские десятилетия режим был не-правовым. Однако, дальше лозунга дело не  пошло.

Всякое государство создает свои силовые структуры. Русскую полицию и жандармерию Февраль отменил и сформировал милицию. А большевики разоружили и распустили Русскую армию. В Брестский мир они, по  собственной инициативе, вписали 5 статью — о ее роспуске. Германцы удивились, но возражать не стали.

Дело в том, что Ленин опасался и ненавидел нашу амию больше, чем немецкий кайзер. Вернись русские солдаты домой с оружием, висели бы большевицкие вожди на фонарях. О преобладании антибольшевицких настроений не только в обществе, но и в войсках свидетельствовали социологические опросы и результаты проводившихся в воинских частях выборов в Учредительное собрание. (Исключение составляли настроения в тыловом, столичном гарнизоне).

Позднее на новых принципах и по другим правилам создавалась Красная армия. Зачастую для ее  формирования применялось устрашение граждан и  облавы. Кроме того, в действующих соединениях Красных Троцкий ввел принцип децимации. В случае поражения в сражении с Белыми, часть могли выстроить и расстрелять каждого десятого…

Добавлением к созданной Троцким новой армии, стало детище Дзержинского — новая власть сформировала не существовавшую прежде, силовую структуру – карательную политическую полицию «ВЧК». В последующие десятилетия эта организация неоднократно переименовывалась, но ее сущность и цель не менялась – борьба и уничтожение оппонентов и противников большевицкого режима.

Утверждение советской государственности происходило параллельно с проведением национализации всей частной собственности. Публично смысл национализации объяснялся вполне убедительно — «народу возвращалось то, что было им создано». Но в действительности национализация выполняла совершенно другие задачи. Во-первых, она открыто и как бы законно лишала имущества всех прежних собственников, превращая их  в людей бесправных. Во-вторых, заводы, фабрики, порты… — все это огосударствлялось и как бы переходило в руки народа. Но, фактически это становилось собственностью номенклатуры, которая самостоятельно определяла – как и в какой пропорции использовать и  распределять доходы, получаемые экономикой.

Монополизация собственности в руках номенклатуры превращала трудящихся в новых крепостных, целиком зависящих от  воли государства. Рабочие и служащие потеряли реальную возможность бастовать и отстаивать свои интересы, поскольку лишаясь, из-за протеста, работы на данном предприятии, они могли искать новое место только на таком же государственном предприятии. Народ попал в полную зависимость от власти.

Большевики поддержали объявленную Февралистами отмену сословий и  привилегий и декларировали социальное равенство. Но в действительности, вместо равенства, они, подвергнув репрессиям представителей прежних привилегированных сословий, тайно создали новый эксплуататорский класс – партгосаппарат или, иначе – номенклатуру, которая пользовалась особыми, тайными привилегиями и жила по собственным, отличным от декларированных в стране законам и нормам.

Еще одной гранью разрыва между исторической Россией и советским квазигосударством стало переименование историко-культурного пространства и времени. Так называемый «Ленинский план монументальной пропаганды», в действительности — план уничтожения национальной исторической памяти, принятый в  апреле 1918 года, означал, прежде всего, «снятие памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг».

Прежний календарь также перечеркивался и переписывался. Старые праздники попали под запрет или «переименовывались». 6 мая — день рождения императора Николая II – превратился в 19 мая (новый стиль) — день рождения пионерии. 23 февраля (по старому стилю) – день начала Февральской революции – был объявлен днем рождения Красной армии. 7 ноября – день вооруженного большевицкого переворота – стал праздником Великой Октябрьской Социалистической революции…

Также менялась карта страны. Исторические названия городов, площадей, улиц вытесняли советские топонимы. По очень приблизительным оценкам, в среднем из 10 исторических названий за прошедшее столетие уцелело два – три. Единственный за  все советские годы случай возвращения наименований произошел в осажденном Ленинграде. Накануне прорыва осады, председатель горисполкома Петр Попков вернул 20 магистралям города их исторические имена. Невский проспект, временно называвшийся «проспект 25 октября»», вновь стал называться Невским.

Если все произошедшее, как уверяют некоторые, не  было историческим разрывом, тогда объясните — что вообще такое исторический разрыв и в чем он должен выражаться? А остальным я предлагаю вспомнить стихотворение Марины Цветаевой «Страна», написанное в июне 1931 года.

С фонарем обшарьте
Весь подлунный свет!
Той страны на карте —
Нет, в пространстве — нет.

Выпита как с блюдца, —
Донышко блестит.
Можно ли вернуться
В дом, который — срыт?

Заново родися —
В новую страну!
Ну-ка, воротися
На́ спину коню

Сбросившему! Кости
Целы-то — хотя?
Эдакому гостю
Булочник — ломтя

Ломаного, плотник —
Гроба не продаст!
То́й её — несчётных
Вёрст, небесных царств,

Той, где на монетах —
Молодость моя,
Той России — нету.
— Как и той меня.

Добавлю еще несколько уточнений и соображение, без которых картина цивилизационного разрыва будет неполной. Новая власть навязала разрыв не только по формализованным линиям, образуемым самим государством – по лини права, армии, собственности и т.д., но и по неформальным граням, создаваемым и поддерживаемым обществом, по граням не государственной, а  общечеловеческой и общенациональной идентичности. Большевицкий захват, с трудом, постепенно, но настойчиво вел к трансформации самых глубинных основ человеческого общежития – к вырождению и переворачиванию морали и нравственных норм.

В Германии Фридрих Ницше, современник Ф. Достоевского, приветствовал гибель Богов, а значит, и гибель морали. Ницше предсказывал, что на смену старому человеку, чье поведение ограничено нравственными нормами, придет новый сверх-человек, действия которого ничто не сковывает. Германский национал-социализм во  многом использовал идеи ницшеанства.

В Советской России происходили процессы не менее чудовищные. Традиционно русская мораль – библейские заповеди: чти отца, чти мать… фактически была отменена. Выступавший в октябре 1920 года на III съезде комсомола Ленин потребовал сломать традиционную мораль и  отказаться от прежних, общечеловеческих правил поведения. Отныне высшей ценностью провозглашалась не жизнь человека, а содействие победе мировой революции. Нравственно все, что служит торжеству нового строя и разрушает старые, тысячелетием отработанные правила! На коммунистическом иконостасе появился Павлик Морозов, прославившийся тем, что предал собственного отца. Отказавшись от общечеловеческой морали, от самого фундаментального, важного и необходимого для сохранения самой человеческой жизни, советский режим обрек наш народ на невиданные в истории страдания и лишения. Впрочем, правящий класс обрек и самого себя на трагическую развязку в исторически недолгой перспективе.

В 1921 году Ленин ввел в России запрет на свободную научную мысль, отменив традиционную социальную науку, распустив все социально-гуманитарные факультеты (права, истории, философии, социологии, филологии) российских университетов. Власть, возможно, не сознавая это, загнала себя в стратегический тупик, в пространство постоянной лженаучной фальсификации. Большевицкий режим сам обрек себя на крах, но, поскольку всеми своими щупальцами он впился в тело страны, в чрезвычайно сложном положении оказалось захваченное и порабощенное им российское общество и государство…

(Продолжение следует).

Комментарии

158

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


einsam 04 марта 2018 | 18:31

РИ была аграрной страной, в которой большая часть населения не умела читать и писать. В мирное время население десятками и даже сотнями тысяч умирало от голода в российских губерниях. Большевикам потребовалось 30 лет, чтобы в стране закончился голод и население обучилось грамоте (на этот короткий по меркам государства срок пришлась косвенным образом ПМв, Гражданская война, ВМв, коллективизация и индустриализация). Поэтому просто замечательно, что большевики уничтожили вот такую вот национальную идентичность, основанную на безграмотности, нищете и рабстве.


newman 08 марта 2018 | 16:56

einsam: просто был 20-й век, многие страны прошли путь индустриализации и грамотности населения, но без крови и рабства. Рабство оставалось в отличие от Европы в СССР до конца, до 1991 года. И без большевиков думаю было бы все лучше и быстрее.


zelandi1 09 марта 2018 | 22:12

newman: но не было. В этом дело. А материал Чубайса странноватый. судя по отрывку


04 марта 2018 | 19:35

Путин - это продолжение царизма

В марте 2014 года в ответ на поддержанный Западом переворот на Украине (как считала Москва) Россия оккупировала украинскую территорию Крым, где размещается российский Черноморский флот. Это было грубое нарушение международного права. Когда я спросил об этом одного российского дипломата, он согласился с этим, но заметил: «Это также посягательство на американскую монополию в деле нарушения норм международного права».


К тому времени стал очевиден конфликт между Россией и западными странами во взглядах на международные дела. Путин, как и многие россияне, пришел к выводу, что международные институты не могут гарантировать России безопасность. Следовательно, посчитали они, мы вернулись в 19-й век, когда великие державы боролись друг с другом за власть и богатство.


Таким образом, Россия вернулась к давно знакомой царской геополитической и военной стратегии, считая, что все великие державы обеспечивают себе безопасность путем формирования и утверждения грубой силы. Согласно такой точке зрения, поражение одной стороны является победой для другой. Ситуации взаимного выигрыша в ней не предусмотрены. Отсюда следует, что государство имеет право и обязано сплачивать и мобилизовывать все ресурсы общества. Экономика, культура, средства массовой информации, наука и техника — все это считается принадлежностью государства, которое может использовать эти ресурсы в противостоянии между великими державами. Именно это имеет в виду Путин, говоря о «суверенной демократии» и об «информационной безопасности».
(Фрагмент статьи, опубликованной в газете The Guardian)


(комментарий скрыт)

blakseafar 05 марта 2018 | 07:57

Режим власти в России - реанимация советского, сталинского фашизма. В новом обличье. Или, что тоже - "красного фашизма" (в определении Виктора Сержа и Антонио Грамши").
Политическая и культурная убогость Чубайса умиляет! Мировоззрение обывателя...


vdv_4462 05 марта 2018 | 08:11

Всё так, только вот за Ницше неувязочка вышла...Ай-яй-яй!
Почитайте "Антихристианин". Там Ницше внятно и чётко говорит, что должно умереть - рабская мораль, навязанная христианской церковью.
Нацисты же (как и Вы) заглянули в действительно замечательную поэму и надёргали оттуда подходящих для себя слов. А церковь тамошняя, к слову, вполне их поддержала. У неё работа такая - власть поддерживать.


stozhar 05 марта 2018 | 10:30

"БольшевиЦкий" - это правильно! Форма, разумеется, а не содержание.


sova_zs 11 марта 2018 | 10:05

Историк не имеет права быть истеричным, иначе он слишком близко подошел к событиям, например, как журналист. Все, что происходило в России, было закономерно, и мне, читателю, важно получить исследователя, который бы попытался разобраться в этих закономерностях. Но пока в публичном поле я вижу или только сторонников Октября, или только, как сейчас, его противников. Троцкий оставил откровенные воспоминания, что ими двигало, а его современники - нет, потому что трудно обнажать свои материальные интересы. Они ярко поднимались на поверхность только, когда белые отвоевывали русские земли и пороли крестьян. Сейчас время разгула противников Октября - это пошло и недальновидно.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире