hruk

Алексей Майоров

22 октября 2017

F
В связи с просто-таки порнографической историей с диссертацией министра культуры вокруг появились высказывания типа: «Грош цена степени, полученной в России». Так говорят люди, которые не в теме того, как сложно в России защитить кандидатскую, а тем более докторскую диссертацию рядовому человеку. 

Прежде всего надо поправить многих уважаемых людей, далёких от науки, в определениях. Я часто слышу фразу в Российских СМИ о русских учёных за рубежом: «Такой-то защитил докторскую в США», «У такого-то докторская по экономике». Это грубая ошибка, так говорить. Такой-то смущённо замолчит в такой ситуации, потому что ему приятно, как это звучит, «докторская», хотя у него всего лишь PhD, то есть кандидатская степень. Называть PhD докторской это грубая ошибка. Такая, как если бы вы перепутали звание капитана и полковника. Капитану будет приятно, а полковник будет оскорблён. 

Дело в том, что в Российской науке есть две степени: кандидат наук и доктор наук. Кандидат наук — младшая, а доктор — старшая. Во всём научном мире кандидатская приравнивается к PhD. Что такое российский доктор наук, в других странах понимают с трудом, в силу своей цивилизованности. Поэтомy, ещё раз, называть PhD докторской степенью грубая и глупая ошибка.

Чем так важна настоящая докторская степень в России? Почему вокруг неё так много шума? Российская степень доктора снимает большинство ограничений, которые накладывает на учёного ВАК, Высшая аттестационная комиссия. 

Основная разница между кандидатом наук и доктором в том, что кандидат наук бесправный учёный-раб, который ни на что не имеет права. В то время как доктор наук имеет очень широкие права. 

Кандидат наук может быть официальным руководителем аспиранта на защите при очень большом наборе почти невыполнимых требований, в то время как доктор наук может руководить практически любым аспирантом. Кандидат должен быть на должности старшего научного сотрудником в звании «старшего научного сотрудника» или иметь звание доцента. 
Иногда проще защитить докторскую, чем достичь такого уровня. Потому что, чтобы стать старшим научным сотрудником, надо отработать пять лет младшим, потом пять лет научным сотрудником, и только тогда можно стать старшим научным сотрудником. Еще пару лет надо потратить на получение звания «старшего научного сотрудника». Всё это годы подневольной работы по чужим темам, когда кандидат наук фактически руководит аспирантами, а за пару месяцев до защиты аспиранту назначают руководителя доктора наук, просто потому, что ВАК не допустит к защите аспиранта с руководителем кандидатом наук. 

Главное же ограничение у кандидата — ограничение по специальности научной диссертации аспиранта. Даже если всё вокруг кандидата наук сложится удачно, и он сможет официально руководить аспирантом на защите, всё равно его аспирант сможет защитить диссертацию только по такой же специальности, как у несчастного кандидата-шефа. 

Специальность имеет трехзначный шифр. Этих тем в точных науках туева куча. Вот они, самые страшные проявления ВАКа в точных науках. Смотрите паспорта научных специальностей на сайте ВАКа. Почему это так страшно? Потому что для каждой специальности есть два-три диссертационных совета на всю Россию, которые только принимают диссертации по конкретной специальности. Эти советы периодически проходят аккредитацию, которая длится иногда годами, и тогда в этот совет выстраивается очередь из диссертантов. По этой причине защита может откладываться на два-три года просто потому, что нет нужного диссертационного совета. В это время аспирант уже не аспирант, и его гонят из общежития, призывают в армию, но это уже мирское... 

Как это работает? На моём личном примере, когда я защищал кандидатскую по квантовой химии, это фактически математика в химии, в 2006 году в паспорте научных специальностей не было квантовой химии и не было советов, поэтому я защищался по специальности «Физическая Химия». Теперь же, когда появилась такая специальность «02.00.17 Математическая и квантовая химия», все мои аспиранты не могут быть моими на защите, потому их тематика по новой классификации не совпадает с моей «02.00.04 Физическая химия». Поэтому я ни при каких условия не могу руководить аспирантами на защите, пока не стану доктором наук. Потому что для доктора нет никаких ограничений. Доктор наук может руководить аспирантом в любой специальности. 

Почему так важно руководство аспирантами? Для рядовых учёных, это деньги, это рабочий коллектив, это соавторство в статьях, это возможность проводить собственные исследования, возможность подавать на большие гранты, включать туда своих аспирантов, организовывать большие рабоче группы.

Однако есть самое важное следствие степени доктора наук. Согласно законам ВАК руководство аспирантом другой специальности возможно для доктора наук. Для доктора наук это — ключ в те сферы науки и в те институты и тем грантам, где он специалистом не является.  

Вот поэтому министру так важно оставаться именно доктором наук, для доктора нет никаких ограничений. Доктор наук может руководить аспирантом в любой специальности. То есть завтра министр культуры всплывёт руководителем аспиранта по ядерной физики и разработанные ими физические законы будут работать так, как угодно партии. И руководство ВАКа снова разведёт руками и скажет, что согласно нашим правилам доктор исторических наук имеет право запускать боеголовки и строит ядерные электростанции, а там и аппендицит вырезать разрешат и роды принимать, а почему нет, он же доктор!

Что же касается нас, рядовых учёных, то, как это водится, за богатых платят бедные, так и мы рядовые учёные платим своим трудом втрое, защищая наши рядовые кандидатские диссертации по зверским правилам ВАК только для того, чтобы «те у кого надо нога» могли получать дутые докторские степени на халяву и руководить нами. А сейчас ещё появятся любопытствующие бездельники, которые предложат зверские правила ВАК ещё ужесточить. Для кого ужесточить? Для министра? Нет, для рядовых учёных. 

Привет чиновникам с ворованными или ненаписанными диссертациями, тем чиновникам, которые имеют право отсеивать кандидатуры президентов РАН и умудрились отсеять академика РАН Алексея Хохлова, у которого самые высокие научные показатели из всех кандидатов.      

Так же это сообщение вы можете прочитать в моём личном блоге
На «Эхо Москвы» появился опрос: человек какой национальности самый опасный. Как житель Москвы даю ответ. В Москве я больше всего боюсь русского встретить. Причина — печальный опыт жизни в Москве. 

В Москве в среднем раз в год на меня нападали так, что приходилось убегать. Нападали в основном в светлое время суток. Два раза нападали вечером возле м. Новослободская на меня и моего одноклассника: первый раз в апреле 1999 года обоим раскроили головы собачьим карабином на поводке, второй раз на нас напали в 2003 году, однокласснику выбили зуб. Кроме этого: в 2002 году во время прогулки с выпускного вечера около двух ночи на улице Фрунзе, рядом с Боровицкой Башней, на меня напала женщина и пьяный — я разбил о них бутылку пива, пока они отряхивались, я убежал; в 2003 году на перегоне м. Воробьевы горы и м. Университет, зимой около 18.00, в поезде на меня напали двое гопников — я отпинался от них ногами, вмешались другие пассажиры, я убежал; в 2004 году днем меня чуть не задавила машина на пешеходном переходе напротив м. Университет, ехала на свой красный, задела меня зеркальцем, остановилась, оттуда вылез мужчина и погнался за мной; в 2008 году двое напали на меня в р-не Лесной около полудня — я получил по шее, вмешались прохожие, и я убежал; в 2009 году рядом с м. Новослободская на меня напал мужчина в военной форме — я убежал; в 2013 году на меня напал на м. Молодежная мужчина в казачьей форме, ему показалось, что я прошел без билета, нас отвели в метро в милицию, казака отпустили сразу, а меня через 15 минут после него.  

На дорогах ситуация не лучше. Я — водитель с 1997 года. В среднем раз в пол года, я сталкивался с нападениями на дорогах Москвы, в простых случаях машина нагоняла мою машину, обгоняла и резко тормозила передо мной, блокируя. Дальше были варианты, в основном я дожидался, когда водитель или пассажиры выходили, давал задний ход и скрывался. Пару раз мою машину успевали пнуть ногами, один раз выследили и прокололи два колеса, пока я был на работе. 

В итоге, только один раз нападающим был не славянин, один раз казак из Краснодара, остальные были родными русскими. Поэтому я больше всего боюсь русских.

Из списка нападений на меня видно, что милиция в Москве не работает. Во времена СССР было немного лучше, однако моего дядю всегда бабушка и дедушка вечером встречали, потому что к дяде всегда привязывались пьяные и отбирали деньги. Это тоже Москва, центр. 

Я много путешествовал, но всюду я чувствовал себя спокойней, чем в родной Москве. При этом я здоровый почти сорокалетний мужчина европейской внешности. Что же говорить о женщинах, стариках и детях? Поэтому как москвич я в Москве не позволяю знакомым женщинам и детям ходить по улицам после наступления темноты и всегда встречаю их от метро или провожаю. Чего и вам советую.  

Так что, привет родному министерству внутренних дел, вам есть куда расти.
Недавно я посетил так называемые марши, это болота-озёра на бегу океана. Два раза в сутки вся вода сначала уходит из этих болот, а потом наполняет их. Марши интересны тем, что вода уходит из них и наполняет их постепенно, и для каждого отдельного озера это происходит по-разному, и зависит от того, как далеки озёра от берега океана и какими протоками они с океаном связаны.


Среди этих маршей я нашёл автодорожный мост, который разделяет два озера. Под этим мостом марши связаны толстой трубой. Во время прилива вода течет по этой трубе в одну сторону, а во время отлива в противоположную.


Когда начался прилив, я наблюдал живописное и поучительное явление. Косяк маленьких, размером с указательный палец, серебряных рыбок быстро двигался под водой. Сам косяк был размером примерно с толстое бревно. Там было несколько десятков тысяч рыбок.


Рыбки серебрились в лучах солнца под водой и плотным косяком плыли с течением, огибая крохотные островки и коряги. Самое интересное происходило, когда косяк приближался ко входу в трубу, которая вела в соседнее озеро, и куда вода, ускоряясь, устремлялась.


Стоило косяку подойти к трубе, как первых рыбок течением начинало уносить от косяка. Рыбки впадали в панику, косяк разворачивался, и почти все рыбки успевали уплыть обратно в сторону океана, чтобы описать по бухточке дугу и снова ринуться на штурм трубы.


Так происходило десятки раз, и я заметил, что некоторые маленькие рыбки во, которые во главе косяка, не успевают развернуться, и их уносит через трубу в соседнее озеро прочь от косяка. Я перешёл через дорогу, чтобы посмотреть, что же происходит на берегу соседнего озера. Там перед трубой косяком стояли крупные неповоротливые, размером с предплечье, рыбы с длинными иглообразными носами. Эти рыбы ожидали, когда из трубы появятся отставшие от косяка маленькие серебряные рыбки. На каждую такую рыбку они набрасывались толпой и сжирали. Так продолжалось до тех пор, пока маленькие рыбки в косяке из соседнего озера боялись плыть в трубу и разворачивались в самый последний момент.


Я вернулся к косяку серебряных рыбок и в конце концов дождался, когда маленьких рыбок стало очень много, и уже несколько косяков барражировало в бухте, сталкиваясь, переплетаясь, объединяясь и снова разделяясь. Внезапно настал момент, я его не заметил, я только увидел, что все рыбки почему-то потеряли страх, и ринулись в трубу, и не развернулись, а сплошной сверкающей чередой исчезают в ней.


Я снова перебежал дорогу, чтобы посмотреть, что происходит с другой стороны, что делают толстые рыбины с ртами-иглами. Толстые рыбины были ошеломлены. Оказалось, что, когда маленьких рыбок тысячи, и они сплошным сверкающим серебряным потоком оплывают вокруг толстых рыб, те впадают в транс, перестают жрать и в недоумении цепенеют. Неповоротливые, толстые рыбы некоторое время покачивались, а потом испугались роя маленьких серебристых рыбок, которых ещё минуту назад с аппетитом поедали, и врассыпную ушли на глубину.


Громадный косяк маленьких рыбок уплыл, сверкая серебром в закатном солнце, а на берег пришли рыбаки со спиннингами. Когда я уходил, рыбаки уже с весёлыми возгласами извлекали из под воды толстых и неповоротливых рыбин с иглообразными носами.


Вариант этого сообщения можно прочитать на моём блоге

Моя школьная учительница только что вернулась из путешествия по Черногории. Как и многие люди, он поверила нашим властям, которые то и дело не рекомендуют ездить в страшные Египет или в жуткую Турцию. Вместо этих, всем миром признанных курортов, она поехала в Черногорию.   
  
Много ли надо русскому человеку для счастья? Совсем мало. Немного хорошей погоды, сухого вина, да теплого моря. И, конечно, виды, пейзажи, горы. Всё это время моя учительница щедро делилась рассказами о чудесных местах и постила фотографии. Её восхищало все, но только до тех пор, пока она не столкнулась с Черногорским правосудием.         
  
Накануне отъезда восторги кончились, и она пожаловалась на то, что пришлось освоить правосудие по-Черногорски.  
  
В её автомобиль въехал местный житель на скутере. Потом полицейский оформлял аварию, готовил документы для суда — сперва было очевидно, что в аварии виноват водитель скутера. Он нарушил правила — обгонял , где не положено. Удар пришёлся в заднюю дверь. Местные сербы-свидетели, подтверждали виновность скутера. Капитан тоже, говорил, что ситуация однозначная. А потом произошел суд. В Черногории суд оказался московский. Во-первых, он начался в 11 вечера. И к этому моменту уже все было по «уговору». Виновного даже не вызвали в суд. Свидетелей заслушивать отказались. Судья вопила: «Признавайте вину! Я устала». Мая учительница должна был лететь в Москву на следующий день. Судья давила, угрожая конфисковать загранпаспорт и права, если туристы не признают своей вины. Фактически туристов из России вынудили признать вину. Такое, вот, правосудие для своих в Черногорском курортном городе Котор.      
  
После «отдыха» в Черногории, моей учительнице предстоит оплачивать ремонт скутера и ремонт автомобиля, страховка которого, как оказалось, не работает в этой ситуации. Так вот отдохнула учительница.         
  
После этой истории возникают вопросы, где российская власть, которая должна защищать своих граждан? Я бы посмотрел, чтобы сказал американский президент, если бы такое произошло с американским гражданином за рубежом?   
  
Слава богу, что авария была пустяшная, слава богу, что не пострадали люди, а если бы пострадали? А если бы моя учительница была бы мужчиной и была бы на двадцать лет моложе и отказалась бы признавать вину? У неё бы в нарушение всех законов гостеприимства и вообще кучи других законов забрали бы загранпаспорт, посадили бы в тюрьму? Не дай бог, стали бы там выбивать показания? Скажите такое невозможно? Ещё вчера бы я сказал бы что описанный случай невозможен. Так что на месте туристов я призадумался, ехать ли в Черногорию. Рисковать ли? А собственность? Сколько русских накупили там квартиры? Вот, не думал, что буду такое писать, однако из песни слова не выкинешь. Прощай, Черногория.        
  
Так же это сообщение можно прочитать на моём личном блоге

После сентябрьского скандала в математической пятьдесят седьмой школе прошло почти  восемь месяцев. С тех пор скандал всем поднадоел, и мало кто информирует общество о том, как развиваются события и мало кто этим интересуется. Очень зря. Надо следить за тем, что происходит вокруг 57 школы. Потому что развитие кризиса в  57 школе – это модель того, как похожий кризис происходил в прошлом и будет происходит по всей России в будущем. Надо делать выводы, какие ошибки допускаются и к чему они приводят и быть готовым их не допускать.

Итак, в  результате сентябрьского скандала из школы ушла старая администрация, а не место её пришло то, что можно назвать «временным правительством». Оно состояло из временно назначенного сверху начальника. Кроме этого для успокоения общественности, и чтобы «поиграть в демократию», в администрацию 57 школы был назначен один из  молодых выпускников 57 школы. Обществу было «обещано», что как только этот молодой выпускник 57 школы пройдет аттестацию в министерстве образования, он  будет назначен директором.

Вместе с молодым выпускником пришла группа других выпускников 57 школы, которые поверили обещаниям чиновников и начали работать на благо 57 школы. Во многом эта работа была тяжелой, потому что приходилось лавировать между двумя группами: теми, кто требовал немедленной кары всей школе за те нарушения, которые там были допущены, и второй группой, которая считала, что скандал в 57 школе, это заговор российских спецслужб, которые затеяли скандал, чтобы дискредитировать лучшую школу в стране и взять её под контроль. 

Увы, когда страсти унялись, выяснилось, что обещанный молодой директор не прошел аттестацию. Вот видео аттестации, смотреть с 4:30:00 до 4:41:22.

Те, кто не  полениться просмотреть остальные аттестации смогут обнаружить, что между тем, что говорят аттестуемые и фактом аттестации нет никакой корреляции. Те же, кто знаком с работой чиновников добавят, что сам процесс аттестации является только  оформлением решения, принятого на верху заранее. Всем остальным я рекомендую это видео, чтобы понимали, что твориться в системе образования России сегодня, и насколько всё это осталось в совковом состоянии ещё брежневской действительности.

Завершающим аккордом стал уход молодого кандидата в директоры из администрации 57 школы «по состоянию здоровья» и без объяснения реальных причин. Так же ушли в небытие все надежды интеллектуальной общественности на омоложение администрации школы, на  внедрение новых принципов современного общества в управление школами, на  очищение системы образования от пережитков эпохи позднего Совка, и как результат на эволюцию школьного образования в России. Общество получило очередной урок – с чиновниками нельзя договариваться-переговариваться, такая сделка  — это всегда обман, от чиновников надо требовать, надо трясти их, пока они не  опомнились и не сдали все ваши договоренности в архив.

 

 

 

Итак более полугода работа совета выпускников завершились таким вот документом: Alumni57CouncilStatementPE.pdf · version 2
Прежде всего хотелось бы уточнения по поводу пункта 2.2 «... когда романтические отношения в школе выливались в сексуальные отношения сразу после окончания, тоже составляют профессиональные этические нарушения, хотя и не столь серьёзные, как в случаях, перечисленных выше.» О каких сроках идёт речь в общем случае? День, неделя, месяц, год, до исполнения 18 лет? Всю оставшуюся жизнь? Где граница, когда такая связь уже после окончания, нарушение, а когда нет?   По поводу всего заявления на мой взгляд совет проявил малодушие и не затронул самые актуальные на сегодня вопросы — являются ли невольные свидетели и те «видел, но не понимал» соучастниками? Очень жаль, что совет побоялся высказаться по поводу ситуации с М.Н., которую приплетают к делу как соучастника в совращении только затем, чтобы сделать совращение групповым и повысить срок давности дела с 5 до 10 лет. Так же совет проявил слабость в том, что касается ограничения круга ответственности. Как вы понимаете уже то, что в виновники зачислена М.Н., которая одновременно дружила с жертвой и условным совратителем, открывает большие возможности для поиска «соучастников» в совращении, каковым может стать любой друг и знакомый жертвы и насильника, который общался с ними в процессе их «связи». Поэтому совет должен был бы добавить важные пункты, что в данном случает не может быть других виновных, кроме конкретно БММ и БМД, а то ведь так можно половину учительского коллектива, учеников и родственников БММ и БМД приплести к делу. Очевидно, что если наличие полового акта ещё можно как-то установить и доказать, то соучастием в совращении может стать любой поступок, который неумышленно способствовал всему процессу. Как доказать умысел спустя 7 лет? Сроки давности ведь не просто так существуют.   Так же совет не дал конкретного объяснения, что должно считаться совращением ученика, а что нет. Например, дать почитать Лолиту школьнику это совращение? А «Тысячу и один вопрос про это» Шахиджаняна? А Михаила Лабковского дать послушать? А почитать Рембо с Полем Верленом? А Гаврилиаду Пушкина? А ответить и прокомментировать эти книги в личной беседе? Как провести границу между образовательной деятельностью и совращением?   Совет пытается объяснить, что произошло в сентябра 2016 и что к этому привело. Я бы сказал сейчас важнее ответить на вопрос не «что произошло?», а на вопрос «что происходит?». Совет даже не осмелился не то что бы покритиковать репрессивный подход расследования СК, который фактически пытается оправдать свое многолетнее бездействие тем, что теперь берет заложников и идёт на сделку с совестью ради только того, чтобы любой ценой достать предполагаемых виновников, когда сроки давности прошли, и чтобы увеличить срок давности до 10 лет, приплетает к делу кого угодно. Совет вообще проигнорировал текущие события. А это слишком важный вопрос. Следовало бы дать моральную оценку ситуации. Неужели любые методы годны, что бы отомстить задним числом? Позволительно ли «притягивать за уши» УПК к данному делу? В общем совет слишком труслив. Такое моё мнение — ничего личного.
Поэтому пока я лично разочарован данным ответом совета, это называется и нашим и вашим, плюс желание обойти все острые углы. Вместо того, чтобы действовать на опережение, совет плетется в хвосте процесса и что-то всем нам констатирует вслед. Увы. Пока довольно тухло.   И последнее. В выводе совета есть ссылка на заграничный опыт. Из чего я делаю вывод, что члены совета не знают, что прямо сейчас происходит в 57 школе. Ссылки на заграничный опыт Гарварда смотрятся комично на сегодняшней Российской почве. Там сейчас в 57 школе щеколды в туалетах поснимали, как это согласуется с прайвиси Гарварда? Или в Гарварде в туалетах нет запоров, а дверь в туалет с видом на писуары из коридоров всегда открыта?
Когда я слышу о патриотическом воспитании в школах, то вспоминаю, как я учился в 57-ой математической московской школе с 1992 по 1995 год. Это было самое свободное время в истории России, при том, что это самая близкая к Кремлю школа находилась на улице Фрунзе.

В девятом классе наше «воспитание» началось с урока литературы, где учительница читала нам вслух «Мёртвые души». Когда она дошла до известной сцены, где молва обвиняет Чичикова, что он «Коробочку… силою мужчины… на кладбище… под луной», класс оживился. Все начали ржать, а кто-то закричал: «Силою мужчины! Это сила! Я силач!» 

После этого следующие три года слово «сила» стала нарицательным. «Сила» была повсюду.

Когда неосведомленный физкультурник говорил что-нибудь типа: «Напряги свои силёнки» или возникало имя Силантий — начиналась смута. Больше всего доставалось учителю физики, который долго не понимал в чём дело. Стоило произнести: «сила действует перпендикулярно…» и класс терял разум от смеха.

Помню на физике мы изучали «физическую силу». Преподаватель однажды вызвал к доске нашу умную одноклассницу, чтобы она решила задачу, где было много сил и все они действовали под разными углами. Надо было брать проекции сил на ось х и вертикальную проекцию силы. Каждый раз класс давился от смеха. Наша одноклассница, смущаясь, всё пыталась избежать произнесения слова «сила», а учитель никак не мог понять почему и подсказывал ей: «Это называется сила трения», а это «сила сопротивления», а это «сила тяжести», потом он просил нарисовать все эти силы, и девушка краснела. 

Были еще: сила тока, сила Ампера, сила Лоренца, сила Архимеда. Сумма всех сил. Сила действия — равняется силе противодействия.

На химии нас веселили силаны.

Невозможно было удежаться от смеха, когда на истории говорилось, что «проблему попытались решить силой», или возникали «силовые органы», или поговорка «cила есть, ума не надо», или на лаборатной предлагалось измерить силу силомером.

Кроме этого на физкультуре у мальчиков было такое упражнение — «выход силы», его надо было делать несколько раз. Когда физкультурник вызывал ученика: «Покажи выход силы» — все покатывались от хохота, и ни у кого не оставалось сил. Физкультурник возмущался «откуда у вас такое бессилие?». И силы пропадали вовсе.

Иногда физкультурника нарочно спрашивали, почему выход силы должны делать только мальчики, он пытался объяснить и не понимал, почему все ржут.

Еще в то время шел сериал «Капитан Сила», который мы цитировали. Там главные герои в критический момент вставали, прикладывали ладонь к груди и провозглашали: «Cила!».

И где здесь место патриотическому воспитанию? Обошлись без него. Все поступили куда хотели в МГУ, в МФТИ, в медицинский — теперь среди выпускников нашего класса известный экономист, несколько бизнесменов, программистов в Яндексе, биоинформатик, врачи, химик. Некоторые работают в России, несколько человек в США. 

Думаете если бы «силу» заменили бы «родину» стало бы лучше?
В данном блоге я хочу рассказать про то, как чиновники уничтожают науку в Московском Физико-Техническом Институте (МФТИ), который в народе называют Физтех. Катастрофа началась в 2012 году с Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599, где была поставлена задача по обеспечению вхождения к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов.

Казалось бы надо радоваться, но «минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь». Вместе с дополнительными деньгами пришли дополнительные чиновники со своим совершенно ненаучным подходом. Много сомнительного с точки зрения науки успело произойти с тех пор.

Когда встал вопрос, как бы сэкономить денег на образовании студентов МФТИ. Ответ был найден – надо устроить расширение одного из факультетов МФТИ. Не повезло факультету молекулярной биологической физики (ФМБФ). Чиновники обнаружили, что на этом факультете занимаются еще и химией. Дело в том, что факультет (ФМБФ) был образован в 1997 году путем слияния двух факультетов, факультета молекулярной химической физики (ФМХФ) и факультет физико-химической биологии. Так как название факультета МФТИ должно состоять из 4 букв, то при слиянии обоих химических подразделений исчезла химия как очевидная составляющая. При этом однако химия никуда не исчезла в реальности, и почти все научные исследовательские институты остались химическими и продолжали принимать студентов и аспирантов в свои лаборатории.

Чиновникам не понравилось, что химия есть, а в названии её нет. Поэтому было решено «расширить» старый факультет путем отделения друг от друга химии и биологии, а для повышения рейтингов еще добавить слово «медицинский». В результате появилось два факультета: молекулярно-химической физики (ФМХФ) и биологической и медицинской физики (ФБМФ). Если бы на этом чиновники остановились бы, то вреда бы не было. Но они пошли дальше и решили так же поступить с кафедрами старого факультета.

Встал вопрос, что делать с кафедрой биохимической физики, там и физика, и химия, и биология. В составе химического факультета оставить нельзя, мешает биология, отдать в биологическую медицинскую физику тоже плохо, мешает химия. Весь 2013 год мучились. Так бы и осталась кафедра на месте, но вопрос окончательно решил молодой декан нового (ФБМФ), кандидат медицинских наук А. Мелерзанов . Он приехал с экскурсией на кафедру и сообщил, что он здесь «кризис-менеджер» и закрыл кафедру.

Что бы понимать, кого государство назначило на должность декана факультета Московского Физико-Технического института, достаточно прочитать интервью, которое этот молодой и в своей области очень талантливый специалист дал, когда был назначен деканом.

Надо понимать, что закрытие кафедры означает закрытие целых направлений в науке. Какие же вопросы молодой чиновник посчитал несущественными дли жителей России? На сайте кафедры написано, что исследования, проводимые на кафедре, позволяют разрабатывать и внедрять в медицинскую практику новые высокоэффективные препараты, создавать принципиально новые лекарства для лечения различных болезней 21 века (онкология, эпилепсия, болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, СПИД и др.)

Повторяю, дорогие сограждане, для чиновников РФ важны рейтинги, но не важны: онкология, эпилепсия, болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, СПИД. Поэтому когда вам или вашим родным пропишут касторку и кальцекс, то вы знаете, кому надо говорить спасибо.

Более развернутую версию этого блога с таблицами состав кафедр на факультетах до и после расширения можно прочитать на моём блоге.
Итак я уже писал, что по итогам прошлогодних отчетов по грантам РФФИ работа в науке оказалась убыточной. Однако с тех пор учёных оповестили о финансировании текущего 2016 года.

Вот печальная статистика сокращения целевых денег: грант на двоих исполнителей из Института Биологии Развития им. Кольцова был 450 т.р. в 2015, стал 380 т.р., другой грант на 4 исполнителей был 750 т.р., теперь 550 т.р. Грантовые деньги ученых в Институте Биоорганической Химии РАН им Шемякина всем посокращали на 70 т.р. из расчета на один грант. Если теперь примерно раскидать грант в 430 т.р. на двоих исполнителей, то получается 86 т.р. институту, 172 т.р. на покупки и столько же на зарплату, т.е. меньше 3 тысяч рублей в месяц на нос! Такие деньги репетитор берет за час работы. И после этого от учёных хотят хороших публикаций. Одному ученому в рецензии на отчет написали, проект сильный, а публикации слабые. Там что, правда ждут на 6 тыс долларов в год будет публикация в Nature? А если напишешь в отчете, что «сколько дали денег, на столько мы выдали научных открытий», так в следующий сезон увидишь не 430 т.р., а вообще 0. 

Такая же картина в МГУ. Только несмотря на сокращение зарплат и грантовых денег нагрузка учебная и отчетная возрастает. От преподавателей МГУ я уже слышу: «стараемся выживать…»


Итак, всем грантодержателям сократили гранты на 10% — 20%. При этом цены на реактивы, на подписку иностранных журналов, на конференции, на комплектующие возросли в 2-3 раза, а административные сложности приобретения всего стали еще невыносимее. При этом обычная практика выдачи грантов подразумевает увеличение финансирования во второй и третий год гранта. А сейчас все стало наоборот. Как делать работу, когда её делать не на что?

Казалось бы предприимчивый ученый может набрать несколько грантов и работать на них. Кроме Российского Фонда Фундаментальных Исследований (РФФИ) есть еще Российский Научный Фонд (РНФ), однако и здесь чиновники «позаботились» об учёных, запретив указывать в статьях другие источники финансирования, помимо РНФ.

Дальше хуже – чиновники атакуют инструментарий ученых: микроскопы, интерферометры, секвенаторы и другое оборудование. Государство сократило финансирование ЦКП (центров коллективного пользования), если раньше им давали гранты на закупку нового оборудования, то теперь это называется на поддержание, и суммы в десятки раз меньше, а отчетность на порядок сложнее. Кроме этого государство выдумало сертификацию приборов в ЦКП, без которой нельзя в работах ссылаться на проборы ЦКП. Вот, например, купил ЦКП новый Никоновский конфокальный микроскоп. Но работать на нём запрещено, потому что у него нет сертификата министерства образования. Чтобы получить такой сертификат ЦКП должен заплатить чиновниками 150 тысяч рублей. За что? За сертификацию нового прибора, который на гарантии фирмы производителя. То есть левой рукой чиновники дают гранты, а правой забирают за сертификат. Откуда ЦКП берет эти деньги? С денег исполнителей грантов. При этом это приходится делать тайком, потому что грантовые деньги для этого не предназначены, а куда деваться? Или ты не ЦКП без сертификата, или ЦКП но с нарушениями. Позорище.

Казалось бы цены на нефть пошли снова вверх, и крах экономики откладывается, но никто не спешит возвращать гражданам секвестированные деньги. Это что же получается, нефть дешевеет, деньги у граждан забирают, нефть дорожает – забирают все равно.  

Ну, ничего, что-то подсказывает, что Ревизор уже едет...   

Так же прочитать вариант этого сообщения можно на моём блоге.

В связи с недавним открытием гравитационных волн в научном мире развернулась дискуссия, что это означает. Однако до сих пор никто не объяснил простым языком людям далеким от науки, в чем революционность и уникальность произошедшего научного прорыва. Я как выпускник МФТИ, кандидат наук и преподаватель хотел бы сделать это.

Самое главное в этом открытии это то, что оказалось, что гравитация или в бытовом понятии «сила притяжения тел» имеет волновую природу, как волны на воде. А это допускает возможность интерференции и дифракции гравитационных волн, то есть волны могут складываться и вычитаться.

На бытовом уровне теперь возможно создать устройство, которое обнуляет или даже разворачивает на 180 градусов «силу тяжести» в некоторой области пространства, например, вокруг космического корабля.

То есть снято два главных ограничения на пути человека в дальний космос, во-первых, ограничение, связанное с ограниченностью массы ракеты с химическим или ядерным реактивным двигателем. Во-вторых, ограничения связанное с неприспособленностью человеческого организма к жизни в невесомости и при больших перегрузках. Оба этих фактора делали принципиально невозможными массовое путешествие человека за пределы солнечной системы в рамках одной человеческой жизни.

Термин антигравитация, который побоялись произнести уважаемые ученые, это только верхушка айсберга. Какая скорость распространения гравитационных волн? Она вполне может оказаться больше световой. Это допускает создание мгновенного гравитационного радио.

И на закуску: гравитационное поле вплотную связано со временем. Поэтому наши понятия о времени следует пересматривать. Ну, а это уже просто фантастика.

Так что фантазии Стругацких, Беляева, Жюль-Верна и других в очередной раз оказались пророчествами.
Также это сообщение можно прочитать на моем блоге.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире