11:59 , 07 декабря 2018

Вероника Цукрук: Эффект заката

Архип Куинджи умел превращать краску в свет. Превращать самые обычные цвета в свет луны, закат солнца, звездное небо. Несмотря на то, что Куинджи не имел специального образования, по словам его друзей и близких, он был «большим философом». Художник видел в искусстве религию будущего и, безусловно, его целью было придать своим пейзажам не только эстетическую красоту, но и философскую тональность.

Выставка Куинджи — это откровение, причем самое удивительное, что для каждого человека оно свое. Блуждая по залам инженерного корпуса, внезапно ловишь себя на мысли, что настроение меняется в зависимости от увиденных картин. Сердце переполняется радостью и ощущением свободы в зале с березами, а, увидев туманную гладь реки, начинаешь ощущать умиротворение и гармонию, задумываться о жизни и смерти. Пейзажи Куинджи словно зеркало отражают то, что на душе у человека, его глубинные радости, печали и даже тайны.

Одна из картин Архипа Ивановича, «Эффект заката» многие годы попадалась мне на глаза в различных социальных сетях. Она выглядела довольно мило, но, к сожалению, это было все, что я могла сказать о ней. Столкнувшись с ней в Третьяковке, увидев это полотно вживую, я изменила свое мнение. «Эффект заката» поразил меня. Издалека заметив эту картину, мне сперва показалось, что её освещают лампочки. Настолько ярким был исходящий от нее красный свет. Подойдя поближе, и рассмотрев её внимательней, я убедилась — обмана тут нет. Просто Куинджи действительно умел превращать краски в свет.

3014635

Свет является главным героем картин мариупольского художника, и «Эффкект заката» не исключение. Кажется, что багровые зайчики, изображенные на картине, вот-вот убегут и уступят место холодной ночи. Куинджи интересовал взгляд на пространство, проблема света, который освещает бескрайние заснеженные вершины. Небо неразрывно связано с землей, это симбиоз, благодаря которому, мир способен, словно экран, преображать свет в такие удивительные цвета. Эффект заката превращает белоснежный снег в серо-сиреневый, а холодные темные камни окрашивает в багрово-коричневые оттенки. Куинджи стремился передать космизм природного мира, показать красоту вселенной через прекрасные природные пейзажи. Эта картина помогла мне иначе взглянуть на окружающий мир. И теперь я часто присматриваюсь к уходящему солнцу, наблюдаю за сменой ярких природных цветов, словом, созерцаю красоту вокруг.

Есть мнение, что пейзаж может называться осмысленным, лишь когда на нем изображены люди. У известного пейзажиста Питера Брейгеля, к примеру, в любом сюжете фигурируют маленькие человечки. Через их образы Брейгель передает идею своих картин. Однако, невзирая на то, что в большинстве пейзажах Куинджи отсутствуют люди и даже намек на человеческий их быт, их нельзя назвать лишенными смысла. Куинджи передает идею картин через настроение природы, свет, краски, которые и являются главными героями его полотен.

Читайте другие эссе:
Анастасия Лащенко: Радуга
Егор Дьячков: Я уехал

Комментарии

1

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

em201811 07 декабря 2018 | 15:19

«Издалека заметив эту картину, мне сперва показалось»
        Чурки, запишитесь на курсы русского языка для мигрантов.


(комментарий скрыт)

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире