hraniteli

«Хранители»

13 июля 2018

F

На выставке, посвящённой жизненному пути императора-освободителя Александра ll, можно найти множество интересных и занимательных экспонатов, но невзрачный лист бумаги в ряду других подобных не сразу привлечёт внимание. Невзрачный он лишь с виду: описание пожелтевшего документа гласит, что перед нами ««Конституция» М.Т. Лорис-Меликова или всеподданнейший доклад министра внутренних дел генерал-адъютанта графа М. Т. Лорис-Меликова». То бишь та самая «либеральная» конституция, которой не суждено было стать действующей.

На первом листе доклада – потертая синяя надпись, которую не сразу выходит разобрать, – резолюция Александра lll: «Слава Богу, этот преступный и спешный шаг к Конституции не был сделан, и весь этот фантастический проект был отвергнут в Совете Министров весьма незначительным меньшинством». И скромная подпись «А».

2953256

Правды ради, одолевают странные мысли и чувства, когда воочию видишь аутентичный исторический памятник, который мог круто поменять ход истории, а именно – направить Россию на путь европейских стран. Безусловно, история не любит все эти «если бы, да кабы», но как без подобных рассуждений можно говорить о каком-либо историческом дискурсе?

Граф Лорис-Меликов в своём докладе императору предлагал программу преобразований, которая включала создание законосовещательного органа на основе земств, ликвидацию цензуры в печати, привлечению выборных представителей к обсуждению проектов правительства и прочее.

И как бы это ни парадоксально, но обе стороны опасались принятия «конституции»: весьма реакционные сановники высшей империи считали, что проект Лорис-Меликова близок по содержанию к идеям народовольцев, а революционеры были уверены, что таким образом министр внутренних дел уведёт общество от революции, которая так необходима.

Проект политической реформы уже был одобрен императором, дело оставалось за малым – 1 марта 1881 года было запланировано официальное принятие документа. Но именно в этот день группа народовольцев осуществила теракт, который привёл к смерти императора-освободителя Александра ll, направлявшегося в Зимний дворец. Многие историки полагают, что к покушению имеют отношение не только революционные круги, но и реакционеры, которые преобладали на государственных постах, и были против проводимой политики.

2953258

Разумеется, после убийства Александра ll государь Александр lll – сторонник абсолютизма и самодержавия – отверг конституционные реформы, а любые попытки либерализации страны были пресечены. Министр внутренних дел Лорис-Меликов ушёл в отставку, якобы по состоянию здоровья. Таким образом новый император покончил с «паршивыми либералами» в Российской Империи, говоря его же словами. Можно считать, что эта «катастрофа первого марта» привела Россию к следующему потрясению – к крушению Российской государственности в 1917 году.

«Конституция» Лорис-Меликова или «Диктатура сердца», как многие историки называют политику, проводимую министром внутренних дел, открывала путь к необходимым на тот момент переменам. И, скорее всего, именно данный проект стал бы тем самым рычагом, который направил бы Россию от самодержавия к конституционной монархии. Но все мы знаем, что история не терпит сослагательного наклонения.

Читайте также:

Егор Дьячков: Медаль

Вероника Цукрук: Александр II. Первые шаги на пути к освобождению России

Альбина Белянкина: Мусульманский меч, победивший мусульманский мир

Александр Голдаев: Неприметный крестик

Александра Лещенко: Александрит. Цвет жизни — цвет смерти

2953246

Вы верите в предопределение? В судьбу или, может, в мистику?
Александр Второй носил, не снимая, свой перстень с Александритом. Вся его судьба переплелась с историей этого камня так же тесно, как и с историей России.

В день первого совершеннолетия императора на Урале был найден неизвестный до этого минерал. Камень был насыщенного зеленого оттенка и, только спустя время, выяснилось, что цвет может меняться до кроваво красного.

Минерал был назван в честь правителя. В подарок царевичу Александру привез его Лев Перовский.

Современные эзотерики считают, что Александрит обостряет чувство справедливости у своего владельца.

Может потому Александр второй так много внимания уделял внутренней политике государства? Ведь именно в его царствование была проведена судебная реформа, реформа образования, самоуправления, а также отменено крепостное право.

И разве не странно, что на царя, названного Освободителем, было совершено столько покушений? Десять раз террористы-народовольцы пытались убить Александра второго. Покушение первого марта тысяча восемьсот восемьдесят первого года стало роковым.

Императорская кровь пролилась на набережной Екатерининского канала и окрасила ее в алый цвет. Такой же цвет, как принимает со временем Александрит.

Может и правда не просто так этому камню приписывают мистические свойства? Хотите, проверьте сами. Тот самый первый камень сейчас находится в Историческом музее на экспозиции, посвящённой Александру Второму.

Читайте также:

Егор Дьячков: Медаль

Вероника Цукрук: Александр II. Первые шаги на пути к освобождению России

Альбина Белянкина: Мусульманский меч, победивший мусульманский мир

Александр Голдаев: Неприметный крестик

Сейчас в Государственном историческом музее проходит выставка, посвященная 200-летию со дня рождения одного из самых успешных правителей России, сделавшему колоссальный прорыв в политике свой страны. На выставке представлено огромное количество экспонатов, связанных с жизнью, правлением и смертью Александра II. Больше остальных цепляет неприметный крестик, сделанный из стекла подорвавшейся первого марта кареты.

2952890

На фоне расписных сервизов, лошадиных упряжек и красивых оружий, маленький прозрачный крестик может потеряться из виду. Тем не менее, этот экспонат является одной из самых сильных реликвий на выставке, несущей самый неоднозначный смысл. Картины могут передать произошедшие события, но крестик переносит в конкретное место и время, позволяет почти коснуться целой части нашей истории.

Символ креста в культуре имеет огромное количество трактовок. Крест из стекла несет свое собственное значение. Он, безусловно, олицетворяет память, но кроме этого, изделие служит напоминанием о глупости, слепом безумии и жестокости людей.

1 марта 1881 года Александр возвращался в Зимний дворец в своей карете, сопровождаемый конвоем. Радикальная организация, которая на тот момент уже совершила две попытки убийства, на этот раз продумала и основательно подготовила план своих действий. За перевозкой императора следила Софья Перовская и с помощью белого платка подала сигнал, по которому трое террористов: Николай Рысаков, Игнатий Гриневицкий и Иван Емельянов — заняли свои позиции, готовые к атаке. Первым был Рысаков, чья бомба, однако, не попала под саму карету, и император снова выжил. Не подозревая о соучастниках преступления, Александр вышел из кареты и попал под мину Гриневицкого. С тяжелыми травмами императора привезли во дворец, где он вскоре скончался.

При первом взрыве пострадало несколько человек, а окна кареты разлетелись вдребезги. Вот из одного такого кусочка стекла было принято решение сделать маленький крестик в память о том трагическом событии.

Видя такую драгоценность вблизи, невозможно перестать думать о судьбе, смерти и случайности. Существуют слухи, будто родителям Александра было предсказано правление их сына, что ему удасться избежать смерти шесть раз, но только на седьмой она заберет его с собой. Больше всего мучает безответный вопрос — переживи Александр тот день, смогли бы мы избежать Великую Октябрьскую революцию? С появлением конституции, простые слои населения должны были получить больше прав, а общественные возмущения утихнуть.

В ближайшее время Александр II должен был подписать первое издание конституции, сделав тем самым шаг к существенным изменениям в России. Радикальные реформаторы отсрочили это своим поступком еще на много лет, отдавая родину в руки Александра III, который был не способен на реформы и не желал их.
И вот под толстой стеклянной крышкой, в маленькой бархатной коробочке лежит напоминание о тех событиях, о том, что мы потеряли и о том, что могли иметь.

Читайте также:

Егор Дьячков: Медаль

Вероника Цукрук: Александр II. Первые шаги на пути к освобождению России

Альбина Белянкина: Мусульманский меч, победивший мусульманский мир

Для меня самым главным экспонатом на выставке, к моему удивлению, стал не проект Конституции, а меч. Во втором зале прилипаю к витрине и не могу оторвать взгляд от «Зульфикара», как сорока в сокровищнице. Передо мной лежит меч — экспонат невероятной красоты. Позолота на рукоятке и воронение. Лезвие волнообразно изгибается, а рисунок стали повторяет фактуру древесной коры. Он украшен роскошной росписью и литерой «А». К тому же на лезвии изображено всевидящее око (к слову, этот же символ широко использовали масоны) и скрещенный меч и якорь, над которыми сияет большая императорская корона. Конечно, такие вещи не использовались в сражениях — они были скорее произведением искусства. Несмотря на это «Зульфикар» был смертоносным оружием — из-за раздвоенного лезвия он перерубал артерии и вены сразу с двух сторон, а такие раны в то время вылечить было практически невозможно.

Такие мечи преподносились в подарок ханам и султанам, в знак уважения и признания силы, а хранились они как исламская реликвия, ведь по легенде этот меч, которым владел пророк Мухаммед и его двоюродный брат и сподвижник Али. Он помогал своему владельцу побеждать любого врага.

Впоследствии подобные мечи стали изготавливать не только в мусульманских странах, но и в том числе в России, именно так цесаревич Александр Николаевич в путешествии по губерниям в 1837 году и получил Зульфикар в дар от златоустовских мастеров-оружейников.

Можно сказать, что это оружие стало знаком последующих успехов будущего императора. Александр II выиграл Русско-турецкую и Кавказскую войну. И даже Крымская война закончилась мирным договором и минимальными потерями для Российской империи. При этом самое примечательное то, что сабля стала не военным трофеем и не подарком после победоносных войн. Она — предвестник будущего триумфа. По легендам, Зульфикар был защитником мусульманского мира, однако в руках русского императора, он стал его сокрушителем.

От экспоната к экспонату все становится мрачнее, печальнее и страшнее. Сервиз, сделанный в честь венчания Александра и Марии Александровны, сабля Зульфикар, роскошные мундиры, отделанные соболем, шкатулки, упряжь с коронации — все торжественное и сияющее, а в зале приглушенно звучит вальс Штрауса. Надежды людей, красота юных правителей, их свободный ум, победы в сражениях. Отмена крепостного права. Проект Конституции. А затем все трагичнее и трагичнее — второй брак, покушения и в конце концов — смерть. Смерть, которая не дала реализовать самый важный проект в его жизни — Конституцию. И которая не будет реализована еще много лет, потому что сын Александра II, увидев документ, синим карандашом сделает скромную, едва различимую приписку, словно извиняясь перед отцом за различия во взглядах: «Слава Богу, этот преступный и спешный шаг к Конституции не был сделан, и весь этот фантастический проект был отвергнут в Совете Министров весьма незначительным меньшинством».

2952058

2952052

Сабля «зульфикар»
Россия, Златоуст, 1836 год
Сталь, железо; таушировка, резьба, гравировка, золочение, сварка, воронение
Государственный музей-заповедник «Царское село»
В 1837 году поднесена цесаревичу во время посещения Златоустовской оружейной фабрики

Читайте также:

Егор Дьячков: Медаль

Вероника Цукрук: Александр II. Первые шаги на пути к освобождению России

У вас никогда не возникало желание познакомиться с Александром II и узнать о нем гораздо больше, чем вы сможете найти в учебниках истории и справочниках? Благодаря уникальной выставки ГИМ «Александр II освободитель» у жителей Москвы появилась возможность увидеть весь жизненный путь императора, от его рождения до самой смерти. Особенность этой выставки заключается в том, что помимо портретов, наград и других традиционных атрибутов правления императора здесь представлено огромное количество личных вещей, о которых не прочитаешь в интернете и книжках. После посещения этой экспозиции Александр II предстает уже не безжизненным образом, которому время предало монументальность и величие, а живым человеком, который так же как и все мы ошибался, любил, стремился к чему-то. Один экспонат на этой выставке особенно тронул меня, гусиное перо, которым Александр II подписал журнал заседания Общего собрания Государственного Совета об отмене крепостного права в России.

2952018

Если приглядеться поближе к перу, то можно увидеть те самые чернила, которыми император подписал первый в истории России указ об отмене крепостного права. Александру II удалость то, что не удавалось никому из его предшественников, закончить путь реформ и даровать свободу тысячам крестьян. Вы становитесь очевидцем одного из самых знаменательных событий в истории России, погружаетесь в атмосферу грядущих изменений и народной радости. И вот прямо перед вашими глазами Александр II подписывает указ, который станет началом новой главы в истории Российской империи.

В начале моего эссе я упоминала о том, что выставку выделяет большое количество личных вещей императора, множество маленьких деталей, которые делают образ Александра II живым. Гусиное перо, которым Александр II подписал журнал заседания Общего собрания Государственного Совета об отмене крепостного права в России совмещает в себе колоссальную историческую важность и ощущение того, что за этими преобразованиями стояла человеческая рука, которая одним движением изменила будущее страны. Приходит понимание того, что инициатором множества реформ и решений был в первую очередь император, который больше всего на свете мечтал освободить народ и даровать ему счастливую жизнь. Как ты писал известный французский писатель Мельхиор де Вогюэ: «Он любил свой народ и всеми силами старался помочь униженным и угнетенным…»

Тончайшее стекло отделяет посетителей от этого экспоната. Чувство гордости и восхищения охватывает гостей ГИМ перед этой реликвией. Всего лишь гусиное перо, которое стало инструментом освобождения России.

Читайте также:

Егор Дьячков: Медаль

Альбина Белянкина: Меч

2951958

На выставке посвященной 200-летию со дня рождения императора Александра II, было много куда более красивых и необычных экспонатов, чего только стоит крестик из стекла взорванной кареты или сабля с двумя лезвиями, а я выбрал медаль. Ну что мы никогда медалей не видели? Золотые такие, висят на красивых ленточках. Однако эта медаль необычная, ей награждали людей, принимавших непосредственное участие в освобождении российских крестьян от крепостного права. Если мерить по сегодняшним меркам, это как звание Героя России присвоить. Вот, кстати, и она, временная параллель. Именно поэтому я и обратил внимание на данный экспонат.

2951960

На днях стало известно, что В.В. Путин присвоил Сергею Кириенко звание Героя России. Сделал он это тайно, закрытым указом, по данным источников ТАСС еще в марте. За какие заслуги, точно неизвестно, «Коммерсант» пишет, что это его заслуженная награда за роль в развитии атомной промышленности. Неофициальной причиной называют благодарность Путина за проведенные Кириенко президентские выборы 2018 года. Но почему же тогда официального объявления о данном указе до сих пор не было, а пресс-секретарь президента Дмитрий Песков вообще отказывается от комментариев по данному вопросу? Что же это значит, что Кириенко будет носить медаль и числиться Героем России неофициально?

2951962

А вот 157 лет назад, при императоре Александре II, в России всем, причастным к работе над освобождением крестьян, вручали медали публично. Если ты работал над законопроектом об отмене крепостного права, то держи медаль, с благодарностью от самого императора на одной стороне и с описание твоей заслуги на другой. И если носить такую медаль, то у тебя никто и спрашивать не будет, за что тебе ее вручили, на ней все и так написано.

2951964

Выставка «Александр II Освободитель» как будто не о прошлом, она о настоящем, пожалуй, в каждом зале можно провести параллели с современностью. И после посещения выставки, задумываешься: крепостное право было отменено 157 лет назад, но все-таки России неофициально еще предстоит это сделать. Как говорил Антон Павлович Чехов: «надо людям воспитанным на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям… выдавливать из себя по каплям раба и они, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствуют, что в их жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая».

Читайте также:

Вероника Цукрук: Александр II. Первые шаги на пути к освобождению России

Альбина Белянкина: Меч

На этот раз в Государственном историческом музее, на выставке «Александр Освободитель».

2949358

Посетите выставку, фотографируйтесь с самым интересным, на ваш взгляд экспонатом, мотивируйте свой выбор в подписи и обязательной укажите хэштег конкурса #хранителивгиме, когда будете публиковать фото. Если у вас нет инстаграма или он закрыт (непубличен), то можете отправить селфи на почту hraniteli2018@gmail.com.

Победители получат призы от Исторического музея (в том числе каталоги и билеты на выставки), «Эха Москвы» и журнала «Дилетант».

Начинаем!

В течение только одной недели и только в рамках проекта «Хранители», который делает Третьяковская галерея, радио «Эхо Москвы» и журнал «Дилетант», посетителям выставки «Василий Верещагин» (идет до 15 июля в Третьяковской галерее на Крымском валу) разрешили фотографировать себя на фоне любимых картин. Мы отобрали самые, на наш взгляд интересные из тех, которые содержали хэштег #хранителивтретьяковке или которые прислали нам на почту hraniteli2018@gmail.com
И вот наш выбор:

1 место
2947566
@ga_bykov

2947568
@_abr_kate

2947570
@altin_aidar

2947572
@julia_leff

2947574
@sandrapisareva

2947576
Анна Смирнова

2947578
Мария Левицкая

2947580
Валентина Яшкичева

2947582
Юлия Анохина

2947584
Марат К.

Победители получат призы от Третьяковки, «Эха» и «Дилетанта».

Совместный проект Эха Москвы, Дилетанта и Государственной Третьяковской галереи «Хранители». Партнёром проекта «Хранители» является служба выездных мероприятий Metropol Catering московского исторического отеля «Метрополь». Metropol Catering обладает богатейшим опытом в проведении выездных мероприятий в Москве и Подмосковье, от семейных торжеств до деловых событий. Европейскую и русскую кухню Metropol Catering высоко оценивают деятели культуры и искусства, дипломаты, главы государств, бизнесмены со всего мира.

Проголосуйте за эссе, которое понравится вам больше всего:

J 759 человек проголосовало. Смотреть результаты

Блог публикуется в рамках совместного проекта Эха Москвы, Дилетанта и Государственной Третьяковской галереи «Хранители». Партнёром проекта «Хранители» является служба выездных мероприятий Metropol Catering московского исторического отеля «Метрополь». Metropol Catering обладает богатейшим опытом в проведении выездных мероприятий в Москве и Подмосковье, от семейных торжеств до деловых событий. Европейскую и русскую кухню Metropol Catering высоко оценивают деятели культуры и искусства, дипломаты, главы государств, бизнесмены со всего мира.

2946194
Василий Верещагин. Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. 1879. Холст, масло. 188 x 405. Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Недавно мы поговорили о смертной казни. В очередной раз выяснили, что в мире существуют вопросы из разряда неразрешимых. Они, то есть вопросы, возникали не только перед людьми из 21 века и не только в отношении казней.

Например, как работает победа? Обычно мы так или иначе ищем компромисс между результатом и его ценой, пытаемся закрыть эту проблему фразами типа «Ну, зато мы избавили мир от зла» или «Во всяком случае, это была оборонительная война». Или какими-то еще фразами, позволяющими снять с себя груз ответственности и не смотреть в бездну неразрешимого вопроса.

Искусство в этом смысле более прогрессивно и двигается наоборот, навстречу осмыслению. Вот представьте, что вы живете в 19 веке. В юности, вопреки ожиданиям семьи, вы отказались стать военным. Вы учились в Академии художеств, но в конечном итоге решили «больше никогда не возвращаться к этой чепухе». Вы много путешествовали, учились у известного французского мастера, уже получили славу всемирно известного художника.

И прямо сейчас вы пишете картину о важной победе русских войск во время русско-турецкой войны. Но вы хотите рассказать об войне по-новому, так, как об историческом событии еще никто не говорил. Что вы будете рисовать?

Василий Верещагин, например, решает не показывать битву. Вообще. Вопреки всем традициям батальной живописи, сражение он оставляет как бы за кадром. Вместо этого Верещагин изображает два других эпизода на одной картине.

На первый план он помещает поле битвы — но на нем нет осталось никого живого. Он пишет турецкие укрепления, орудия, которые теперь никто не охраняет. В конце концов, изображает тех, кто так и не смог покинуть это поле. И русские, и турецкие погибшие солдаты лежат вперемешку, в неестественных и явно негероических позах. Верещагин специально скрывает лица солдат: будущий зритель не должен сосредоточиться на ком-то определенном, потому что художник говорит нам о смерти на войне вообще. В своих воспоминаниях он будет много писать об этом: о горах трупов, о том, как живые солдаты воровали деньги и сапоги с тел погибших товарищей. Стараясь скрыться от осознания смерти, живые пытались вписать погибших в свой привычный быт. Но на картине мир мертвых кажется неподвижным, как будто даже недоступным и не существующим для живых.

Сам мир живых Верещагин помещает на второй план: генерал Михаил Скобелев мчится вдоль построившихся выживших солдат и благодарит их за подвиг. Мы видим чествование победы, чествование, вроде как позволяющее закрыть глаза на то, каков был путь к этой победе. Именно так работает человечество. Ради победы нужно убить тысячу? Пожалуйста. Миллионы? Ну, лишь бы условные Дарданеллы были наши! А художник потом изобразит небольшой строй оставшихся в живых солдат, радующихся победе. И будет изображать от битвы к битве, до тех пор, пока радоваться окажется уже и некому.

Верещагин, конечно, так делать не стал. И зритель в моем лице видит то, что должен, словно в ретроспективе: парад представляется далеким и второстепенным, наше внимание концентрируется на вещах, о который в традиционной батальной живописи говорить не принято.

Пожалуй, главным персонажем этой картины для меня становятся вовсе не люди — ни живые и не мертвые. Мне кажется, что Верещагин стремился рассказать не столько о конкретных событиях, сколько об исторических закономерностях вообще. Дело в том, что традиционная батальная живопись делит мир на победивших и побежденных. Она славит нации, которые творят историю своими штыками и ружьями. История же на картине Верещагина становится равнодушной и несокрушимой силой, этаким хтоническим богом, возвышающимся над людьми. История сталкивает народы и не позволяет ни одно сражение трактовать однозначно как победу или поражение.

А потому и триумф русских войск на картине «Шипка-Шейново» триумфом является лишь в восприятии живых солдат, приветствующих своего командира. А что по этому поводу думают мертвые — мы никогда не узнаем.

Проголосовать за эссе >>>

Читайте также:
Дарья Чугунова: Картина Верещагина «Продажа ребёнка-невольника»
Анастасия Марьина: С размаха и без пощады
Рустам Цуциев: Картина Верещагина «Торжествуют»
Вероника Цукрук: Апофеоз войны
Маргарита Баранова: Вдохновлённый ужасом войны
Александр Голдаев: «На прогулке» — глоток свежего воздуха
Юлия Катышева: Война в каждой жизни человеческой
Александра Лещенко: Смертельно раненный
Дарья Титова: Картина Верещагина «Вход в храм Никко»

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире