Можно понять расстроенные чувства тех, кто полюбил «Игру престолов» в ее первоначальном виде, особенно если речь идёт о фанатах книг Мартина. Но всё же хочется выступить адвокатом дьявола и попытаться объяснить, почему восьмой сезон — это лучшее, что можно было ожидать.

Если сравнить первый сезон, который практически дословно переносит книгу, и последний, не имеющий никакой книжной подосновы, то первое, что бросается в глаза — насыщенность событиями. За весь первый том мы успеваем лишь погрузиться в мир Вестероса и весьма поверхностно ознакомиться с его главными героями. В то время как последний сезон уже легендарного сериала состоит исключительно из масштабных и важных событий. И момент, когда первое переродилось во второе, найти крайне легко: это точка, когда закончилась последняя написанная Мартином книга. Именно тогда изменилась сама суть всей истории, и вместо вдумчивого и подробного повествования мы получили более стандартное для Голливуда кино. После этого намного важней сиюминутное впечатление от происходящего, нежели цельность всего повествования. Поэтому в одной серии можно с лёгкостью убить дракона стрелой из баллисты, а в следующей превратить его в отряд летающих бомбардировщиков, разбрасывающих сотни бомб с напалмом.

Но всё равно остаётся вопрос: можно ли было продолжать в темпе, заданном самим Мартином? К сожалению, нет, ведь его нарратив отходил в сторону постепенно, а вместе со сменой вектора росла и популярность сериала. Да и если бы было принято решение развивать историю столь же неторопливо, то финал был бы сезоне в десятом в лучшем случае, а к этому моменту интерес явно мог бы остыть. Даже сам Мартин, который не ограничен экранным временем и дедлайнами производства, никак не может свести запланированный финал в одно целое и постоянно откладывает выход книги. Что никак не могли позволить себе телевизионщики, у которых актёры непрерывно стареют. Но давайте попытаемся оценить самые частые причины недовольства.

Две самые частые претензии, которые звучат примерно одновременно из уст одних и тех же людей, хоть и имеют противоположный смысл: «Серия вышла крайне предсказуемая, это не та Игра Престолов, что мы любим» и «Серия вышла с поворотом, которого я не ожидал, это не та Игра Престолов, что мы любим». Тут можно ответить словами Аршавина: «Ваши ожидания — это ваши проблемы». А точнее, это проблема завышенных ожиданий. Все хотели одновременно и неожиданного финала уровня «Красной свадьбы», и подтверждения их личных гипотез развития сюжета. Что ж, такова человеческая натура — желать невозможного. И сценаристы Дэвид Бениофф и Д. Б. Уайсс выбрали свой путь решения данной коллизии. Путь разрушения ожиданий. И их ответы оказались самыми непредсказуемыми и неожиданными. Хорошо это или плохо? Мне кажется, это одновременно и то, и другое. Но с кинематографической точки зрения именно такой подход заставлял всех смотреть этот сезон с открытым ртом.

Другая частая претензия: «Мартин никогда бы не бросил эту сюжетную линию, ведь не просто так ей было уделено столько времени!» Хочется вначале напомнить, сколько сил автор вложил в описание Оберина Мартела и Робба Старка, как он продвигал «положительного» Эддарда Старка. Но особенно хочется напомнить, как он резко обрывал эти линии. Тут нужно сделать небольшое отступление и процитировать великого драматурга Чехова: «Если на стене висит ружьё, в третьем акте оно должно выстрелить». Эти слова великого драматурга означают, что все сюжетные линии должны иметь причину для своего появления и должны быть доведены до истинного финала. Все персонажи и предметы должны что-то означать и к чему-то привести. Это замечательное правило и лежит у истоков идеи самого Мартина, точнее тот факт, что в жизни всё обстоит не так, как в произведениях Толкиена. И приступая к работе, Джордж хотел создать мир, где ты не мог бы предсказать, куда тебя заведёт кривая повествования. А это означает, что иногда нужно жертвовать персонажами, в которые было вложено столько усилий.

И последняя претензия: «Герои (сценаристы?) забыли о железном флоте/дорне/слонах/дотракийцах». Вот тут я не могу спорить вообще. Сцена с дотракийцами, гаснущими во тьме, была абсолютно нелогичная, но очень сильная по эмоциям. Вообще все технические претензии к сезону абсолютно логичны и верны, но, и за это спасибо создателям, ты о них успеваешь подумать только по окончании серии.

Мартин сам путается в этом произведении, из трилогии, которой должна была стать «Песнь льда и пламени», получается неуклонно растущий эпос. И именно это послужило причиной того финала, который мы видим. Джордж Р.Р. пишет, отталкиваясь не от заложенной изначально сюжетной канвы, а от логики персонажей, заставляя их жить на бумаге. Так и получается, что при любой попытке ускорить повествование, умнейшие принимают неоправданно глупые решения, а милейшие неожиданно превращаются в монстров.

Что же, я искренне надеюсь, что вы не ждали, чтобы в конце я сказал, что финал был лучшим, что я видел в своей жизни. Нет, я тоже человек, у меня тоже были завышенные ожидания, и я тоже ждал чего-то другого. Но в то же время я хочу сказать спасибо всем троим — Дэвиду Бениоффу, Д. Б. Уайссу и, конечно, Джорджу Р. Р. Мартину — за те эмоции, которые я смог пережить. Я всё так же надеюсь, что мы все доживём до выхода последней книги и сможем пережить эти же чувства ещё раз.

Оригинал



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире