hour_series

Сериальный час

18 октября 2017

F

Одновременно с выходом на большой экран нового «Бегущего по лезвию» на экраны поменьше вышел альманах «Электрические сны Филипа К. Дика». Вы спросите, какая связь? Ответ простой: Голливуд. С момента смерти писателя его экранизировали уже более 15 раз, и впереди ждут новые фильмы и сериалы.

2839614

Но пока остановимся на том, что есть сейчас. Уже вышло пять серии из десяти, каждая из которых представляет из себя независимую историю по мотивам рассказов автора. Классический теле-альманах, жанр очень популярный для фантастических сериалов. Именно в этом жанре можно рассмотреть одну проблему раз в неделю, не тратя несколько серий на подробное описание мира, в котором оказались главные герои. Нас быстро знакомят с несколькими главными героями, быстро объясняют, чем эта фантастическая версия мира отличается от нашей. А дальше лишь доносят новую философскую идею Дика. Во многом даже визуально сериал придерживается этой схемы, каждый новый фантастический мир — это копия эпохи, в которой он был написан Диком с минимальными фантастическими допущениями.

2839616

О чём же эти теле-рассказы? О праве на мысли, о ценности того, что кажется нам далеко не столь уж приятным, даже отвратительным, о желании жить в определённом моменте и, что главное, о том, что не все люди готовы или заслужили свою попытку к бегству. Первая же серия, основанная на рассказе «Капюшонщик», заставила вспомнить недавний британский сериал «Чёрное зеркало». Всё так, это препарирование современного общества через призму одного фантастического допущения. В этом мире, похожем на мрачную копию 70-х, есть телепаты, и они на службе у богатеев и репрессивной машины государства. Управляя мыслями простых граждан и выявляя недовольных. Но в обществе назревает конфликт, когда люди заявляют права на свои мысли. Столь простая философская притча приобретает дополнительный аспект, когда мы понимаем, что и сами телепаты не хотят быть инструментами, а хотят быть свободными наравне со всеми.

2839618

Каждая последующая серия задаёт новый «глубокий» вопрос. И уже, со второй серии пропадает этот налёт «Чёрного зеркала». Да, это всё истории про социум, но не всегда про его пороки, да и не обо всём социуме речь, а только о конкретных его представителях. Та же вторая серия рассказывает о мечтах и желании вернуться в некоторый фиксированный момент и остаться в нём. Мы знаем, что это развитое будущее, люди живут где угодно, но не на Земле. Но в подсознании, где-то в глубине, есть желание вернуться к истокам, вернуться в момент счастья. Ох, как мы готовы бежать за этим счастьем. Но знаете, что? Следующая же серия задаётся противоположным вопросом — может, если нам дать возможность отказаться от того, что нам кажется тяжелым и мешающим, то мы сможем переоценить всё? Может то, что было плохо, столь же важно для целостности нашего я, как и все хорошие моменты, в которые мы пытаемся убежать?

2839620

Но тут наступает следующая серия, в которой нас погружают в цикличность и невозможность вырваться. Да-да, всё, что было сказано до того, крайне важно, краеугольный камень, ценность. Но готов ли конкретно ты вырваться из своего мнимого мира в мир настоящий?

Я пока не смотрю, какие рассказы будут в следующих сериях, просто потому, что пока важна не только мысль в каждом отдельном эпизоде, но и в какой последовательности они нам преподносятся.

2839622

Наверное, стоит ещё отметить такой аспект, как актёры и общая картинка. Вот тут расцветает золотая эра телевидения во всей красе. Каждая серия идеально выверенная, точная копия рассказа, от ретро-футуризма серий будущего, до неуловимых отличий в серии про «почти» наше время. Мне кажется очень приятным, что создатели не стали показывать нам образчик современного представления о далеких планетах и коллапсирующем обществе будущего. Нет, они показали нам всё через призму золотой эпохи фантастики. Времён, когда фантастические фильмы не превратились еще в непрекращающийся аттракцион. И тут становится особенно важным, кто же исполняет главные роли. Мы уже видели Стива Бушеми, Тимоти Сполла (Питер Петтигрю из «Гарри Поттера»), Джеральдин Чаплин (не только дочка Чарли Чаплина, но и обладательница нескольких Золотых Глобусов) и Ричарда Мэддена (Робб Старк из «Игры престолов»). И не меньше хороших актёров нас ещё ждут впереди.

Каждый раз сталкиваясь с чем-то столь монументально прекрасным, лично я задаюсь вопросом — а можно ли в ожидании следующей серии посмотреть что-то хоть отдаленно похожее? Сегодня я дам сразу два ответа на этот вопрос.

2839624

Да, можно: это альманах «Сумеречная зона», который идеально подойдет для любителей научной фантастики любой эпохи просто потому, что он выходил в разные эпохи (1959—1964, 1985—1989 и 2002—2003). И «За гранью возможного» (1963—1965 и 1995—2002). У обоих есть одно важное преимущество над «Электрическими снами» — разнообразные авторы. Поэтому мы можем взглянуть на многие проблемы и вызовы, которые встают перед человечеством, социумом и личностью, с разных углов. Но тут вступает в силу второй мой ответ.

Нет, аналогов нету. Сколь бы ни были культовы эти два сериала, они снимались по сценариям не столь именитых писателей и в эпоху плохой картинки и низких бюджетов.

2839626

Получается, у нас есть хорошие фантастические альманахи, которые сейчас могут смотреть только ярые фанаты научной фантастики, но до этого года у нас не было ничего подобного сериалу по Филипу К. Дику? К счастью это не так. В самом начале я упомянул сериал «Чёрное зеркало», который хорошо снят, хорошо сыгран и с очень хорошими сюжетами. Просто он концентрируется только на пороках общества, а Филип пытался понять человека

Денис Альшанов
Оригинал

15 октября 2017

Служанки и безумцы

«Рассказ служанки» (The Handmaid’s Tale) — несомненно одно из самых главных сериальных событий года, один из триумфаторов недавней церемонии Эмми 2017 года: победитель аж в 8 номинациях, в том числе таких престижных как «Лучший драматический сериал» и «Лучшая актриса в драматическом сериале» (Элизабет Мосс). О «Рассказе служанки» и о том, что у него общего со знаменитым сериалом «Безумцы» (Mad Men), сегодня и пойдет речь.

2838136

«Рассказ служанки» — экранизация одноименного романа-антиутопии канадской писательницы Маргарет Этвуд 1985 года. Действие разворачивается в республике Гилеад, в которую превратилась часть территории США после военно-религиозного переворота. Мир «Рассказа служанки» поражен чумой, имя которой бесплодие. В этом мире те немногие женщины, которые способны зачать и родить ребенка, представляют особый интерес. В Гилеад, которая по сути своей является экстремистской религиозной диктатурой, этот интерес выражается в том, что на таких женщин ведется самая настоящая охота, их разлучают с семьями и детьми, отправляют сначала в специальные казармы для подготовки к так называемой «священной миссии», а затем поселяют в семьи высокопоставленных чиновников Гилеад, где они ежемесячно вынуждены участвовать в так называемой «церемонии» с хозяевами дома, целью которой является зачатие. Никаких прав у таких женщин-“служанок” нет, есть только функция: быть ходячим инкубатором. У главной героини, играет которую потрясающая Элизабет Мосс, до переворота была совершенно обычная жизнь: офисная работа, муж, маленькая дочка, друзья, но все это в прошлом, теперь она та самая «служанка» из названия, живущая в доме влиятельного чиновника по имени Фред, у нее отобрали даже ее настоящее имя: теперь ее зовут просто Оффред, т.е. принадлежащая Фреду.

2838138

В «Рассказе служанки» есть «до» и «после»: главная героиня постоянно вспоминает о своей жизни до переворота, о семье, которую она потеряла, и это самое «до» от жуткого настоящего героини отделяет всего несколько лет. Несколько лет, за которые реальность, которая до боли напоминает нашу, превратилась в общество победившего религиозного фашизма, прикрывающего чудовищные деяния религиозными ценностями. Смотреть «Рассказ служанки» невыносимо жутко, особенно на фоне текущей политической ситуации и активных попыток церкви слиться с государством и влиять на законодательство, в том числе в сфере прав женщин, но именно этот контекст делает сериал обязательным к просмотру. Недаром, красные одежды и белые чепцы «служанок» стали облачениями, в которых женщины в разных странах мира протестовали в этом году против попыток ввести законодательные ограничения их права распоряжаться собственным телом по своему усмотрению.

2838140

Впрочем, контекст — не единственная причина смотреть «Рассказ служанки». Это прекрасно снятый сериал, очень атмосферный, с потрясающими костюмами и великолепными актерскими работами. Помимо упомянутой уже фантастической Элизабет Мосс, играют в нем Джозеф Файнс, Ивонн Страховски, Энн Дауд, Алексис Бледел, Самира Уайли и др. И, пожалуй, еще одной из главных причин, по которым смотреть «Рассказ служанки» однозначно стоит, является то, что при всей жути и кажущейся беспросветности происходящего в нем, в каждой серии есть какой-то проблеск надежды, признак того, что сила духа главной героини и ее товарок по несчастью не сломлены, за фасадом практически животной покорности судьбе скрывается невероятная сила воли и инстинкт выживания, а из-под скрывающих лицо широкополых белых чепцов сверкают глаза отнюдь не побежденных женщин.

2838142

Если вы задумались, кто же такая Элизабет Мосс и где еще вы могли ее видеть, то самое время вспомнить, что Оффред — не первая знаковая роль актрисы. Поклонники сериалов, конечно же, помнят Элизабет Мосс по роли Пегги Олсон в культовом сериале «Безумцы» (Mad Men, 2007-2015).

Главным героем этого сериала про рекламщиков с Мэдисон авеню 1960-х годов был, конечно же, красавец и один из лучших сериальных антигероев Дон Дрейпер в исполнении Джона Хэмма. Но именно Пегги Олсон, протеже Дона Дрейпера, была одним из самых интересных персонажей «Безумцев», пройдя за семь сезонов путь от секретарши-“гадкого утенка” до успешного копирайтера, с которой считаются даже самые закоренелые шовинисты рекламного мира 1960-70-х годов.

2838144

Трансформация Пегги Олсон из неуверенной в себе и своих способностях девушки со старомодной прической-хвостиком в профессионала своего дела, которая знает, чего хочет и как этого добиться, делает ее в нарративе «Безумцев» равной по значимости самому Дону Дрейперу, героиней в противовес центральному антигерою. Недаром отношения между этими двумя персонажами представляют собой одну из интереснейших динамик в сериале. Это отношения, которые практически мгновенно из стадии «босс-секретарь» перерастают в отношения «ментор-ученик», когда Дон осознает, что у новенькой секретарши несомненный талант к написанию рекламных текстов, а со временем герои и вовсе все чаще выступают на равных. Тот факт, что сценаристам удалось показать пусть не идеальные, но честные и уважительные отношения между Доном и Пегги, не наступив при этом на романтические грабли, особенно учитывая впечатляющий список женщин, не устоявших перед шармом Дона Дрейпера, является одной из несомненных заслуг и удач «Безумцев».

2838146

Сериал «Безумцы» семь раз номинировался на Эмми как лучший драматический сериал и выиграл первые четыре из этих номинаций. Джон Хэмм также получил семь номинаций как лучший актер в драматическом сериале за роль Дона Дрейпера, но выиграл лишь единожды, за последний сезон «Безумцев». А вот Элизабет Мосс, несмотря на шесть номинаций за Пегги Олсон, так ни разу заветную статуэтку Эмми и не получила, для этого ей пришлось дожидаться роли в «Рассказе служанки» и заслуженного триумфа на церемонии Эмми 2017 года.

2838148

Миры «Безумцев» и «Рассказа служанки» сравнимы лишь до определенной степени: и там, и там женщины выставлены существами низшей категории в глубоко патриархальной системе, но пропорции бесправности несомненно разнятся. «Безумцы» — мир прошлого, устаревший и обреченный на перемены. «Рассказ служанки» — антиутопический мир будущего, внедряющий так называемые «традиционные ценности» из архаичных религиозных текстов. В «Безумцах» Пегги Олсон личным примером меняет окружающий мир к лучшему, удастся ли это Оффред в «Рассказе служанки» покажет время.

***
«Рассказ служанки» (The Handmaid’s Tale, 2017). Вышел 1 сезон, состоящий из 10 серий. Стриминговый сервис Hulu официально продлил сериал на второй сезон. «Безумцы» (Mad Men, 2007-2015), 7 сезонов. Выходил на американском телеканале АМС

Ольга Бойко
Оригинал

11 октября 2017

Доктор Хаус не Хаус

— У вас есть медицинское образование?
 — Да, целых восемь сезонов Доктора Хауса


Много сериалов, и даже много сериалов про медиков утекло с тех пор, как закончился последний эпизод «Доктора Хауса», а образ небритого хромого мизантропа остается одним из самых запоминающихся на телевидении. Хью Лори, блистательный британец, идеально воплотил на экране образ человека колючего, едкого, страдающего, но при этом остроумного и  безмерно симпатичного. Благодаря удачному подбору актеров и превращения медицинской драмы отчасти в детектив, шоу просуществовало восемь лет, и за это время миллионы далеких от медицины людей узнали о заболевании под названием «волчанка», разобрались, что вирус и инфекция — это разные вещи, некоторые даже научились со знанием дела рассуждать о применении стероидов при аутоиммунных процессах. Хью Лори убежден, что секрет успеха этого шоу в ипохондрии Дэвида Шора, создателя и автора сериала.

И вот в начавшемся телевизионном сезоне вышла новая работа Дэвида Шора. Сериал называет «Хороший доктор» (The Good Doctor) и выходит на канале ABC, а в России его могут смотреть зрители Амедиатеки.

2836546

О чем сериал? Сюрприз! О гениальном докторе со странностями. Но на этом сходство с Доктором Хаусом заканчивается. А хотя нет, есть еще кое-что общее: оба сериала иллюстрированы компьютерной графикой, помогающей рядовому ипохондрику почувствовать себя приобщенным к медицинским тайнам.

Слово «хороший» в названии характеризует не медицинскую квалификацию главного героя, доктор он без преувеличения гениальный. Хороший доктор — значит хороший человек, приятный, милый, искренний. И у него синдром саванта. Саванты — это люди с разновидностью аутизма, которая помимо трудностей в общении одаряет человека неким островком гениальности. И наш хороший доктор Шон Мёрфи обладает редким пространственным мышлением, которое помогает поставить правильный диагноз, когда все другие врачи ошибаются. Он не только умен, но и изобретателен. Смастерить капельницу из бутылки виски в полевых условиях? Легко! Маститые хирурги утверждают, что до опухоли не добраться, пациент обречен? Нет, Шон придумает оригинальные метод операции, и мы, благодаря компьютерной графике, будем следить за ходом его мысли.

Казалось бы, этот доктор — находка для любой больницы! Но болезнь мешает Шону следовать служебным инструкциям, у него своеобразная манера общения, которая ставит в тупик врачей, а иногда шокирует пациентов. Шон Мёрфи, как и Грегори Хаус, одержим желанием спасать жизни, и ради этой цели готов нарушить любой запрет. Поэтому за работой этого гения мы наблюдаем на фоне противостояния сторонников и противников права Шона работать в больнице. И у тех, и у других есть своя правда.

2836548

Хочется пожелать новому сериалу объемных сюжетов, интересных кейсов, чтобы он продержался в эфире не один сезон, потому что актер на главную роль подобран идеально. Фредди Хаймор (известный по сериалу «Мотель Бейтса») очаровывает с первых кадров. Его герой не похож на других известных кинематографических савантов — Человека Дождя или Форреста Гампа. Шон Мёрфи с его невероятными акварельными глазами и  мягкими манерами , странный, но целостный, уязвимый, но сильный — хочется наблюдать за ним и его иллюстрированными «чертогами разума» сезон за сезоном. В первом сезоне выйдет пока восемнадцать серий.

Надежда Сташина

Оригинал

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире