11:02 , 19 декабря 2013

Система образования. Детские сады Часть 1Б

Внешний вид и внутренняя структура немецких детсадов отличается от того, что было в СССР. Я ходил в детсад в советское время. Как выглядят современные российские дошкольные учреждения не знаю. Так вот, мой советский детский садик был большим двухэтажным зданием, выстроенным в форме буквы «Н». Он имел большую зеленую территорию с несколькими хорошо оборудованными детскими площадками.

Немецкий детский садик — это, как правило, одно— реже двухэтажное вытянутое здание (один корпус, реже два) с территорией, которая значительно уступает по размерам территории советских детсадов. Как правило, детские площадки покрыты травяным ухоженным газоном и имеют песочницы, горки, лесенки, качели и т.д.. Но. Мне также приходилось видеть детсады, на территории которых не было ни травинки. Просто голая земля. Малейший дождь — и площадка превращается в грязь. Жара — на площадке стоит пыль. И во всем этом копошатся дети.

Внутри садика каждая группа имеет свое помещение (Raum) и свой туалет. В этих комнатах дети играют, едят и занимаются всякой всячиной. Игрушек в детских садиках мало. Как правило, дети приносят свои собственные игрушки из дома. В большинстве садиков послеобеденного сна нет. Если ребенок хочет спать, то в одном из углов комнаты для этого прямо на пол постелены тонкие матрасы или толстые одеяла. Там ребенок может прилечь, а вокруг могут продолжать бесится его одногруппники. Лишь некоторые детсады имеют отдельные комнаты для сна, которые располагаются либо рядом за стеной, либо на втором этаже. Но и там дети спят на матрасах, постеленных на пол. Раскладушек или кроватей нет.

Некоторые детсады имеют также общий актовый зал. Столовых в немецких дошкольных учреждениях нет. Когда приходит время завтрака или обеда дети расставляют столики, составленные до этого вдоль одной из стен, и накрывают на стол. Почти всегда они делают это самостоятельно. Также дети сами убирают посуду после себя. Питание в немецких детсадах двухразовое (при полном дне): завтрак и обед. Зачастую на завтрак дети кушают то, что принесли с собой из дома. Подавляющее большинство немецких детских садов своей собственной кухни не имеют. Еду туда привозят, а в детсаде ее только разогревают. Поэтому и поваров в немецких дошкольных учреждениях почти нет. Вместо них работают люди без какого-либо кулинарного образования, т.е., фактически, это может быть любой здоровый человек. Роль раздевалок выполняют небольшие, тесные комнаты, в которых дети и вешают свою верхнюю одежду на крючки. В советских детсадах, каждый ребенок имел свою собственную кабинку для одежды и уличной обуви.

Я помню как в моем советском детском садике нас учили рисованию, лепке из пластилина, аппликации и т.п.. В Германии такого нет. Здесь дети тоже рисуют, лепят и т.д., но воспитатели, в лучшем случае, могут что-то подсказать ребенку, или поправить. Целенаправленного же обучения нет. Главная функция воспитателей заключается в присмотре за детьми. Лишь немногие немецкие дошкольные педагоги стараются заниматься развитием и воспитанием детей.

По моим наблюдениям, где-то половина воспитателей относится к выполнению своих обязанностей чисто формально. Общение с коллегами им гораздо интереснее, чем работа с детьми. Так, в детских садах периодически проходят тесты, целью которых является оценка уровня физического, умственного и психологического развития ребенка. Если ребенок показывает низкие результаты, то воспитатели ставят в известность родителей и специальную службу (Frühförderungsstelle), которая занимается сопровождением таких детей, чтобы к школе выправить уровень развития ребенка. Сотрудники этой службы рассказывали мне, что на результаты данных тестов полагаться нельзя. Есть дети, которые не будут делать то или иное задание или выполнят его сознательно плохо, если не понимают зачем это надо делать или если оно для них скучное. Многие воспитатели в подобных ситуациях просто отмечают задание как невыполненное или выполненное слабо, вместо того, чтобы просто повторить задание в интересной для ребенка форме.

В немецких детских дошкольных учреждениях нет врачей, медсестер или детских психологов.

В Германии дошкольной подготовкой детей в детских садиках не занимаются. Шестилеток водят один раз в неделю на один час в начальную школу (Grundschule), где их знакомят со школой и где они сидят в отдельном классе, рисуя или играя.

Подготовка к переходу в школу начинается в пять лет. По достижении этого возраста родители отводят ребенка к педиатру на предварительное обследование перед школой. Врач проверяет физическое, умственное и психологическое развитие ребенка. В шесть лет ребенка ведут на так называемую предшкольную комиссию, где ребенка проверяют при помощи разных нехитрых тестов. Может ли он различать цвета и форму предметов, выполнять несложный счет, складывать пуцли и т.п.. Также проверяется его физическое развитие. Если комиссия дает положительное заключение, то это уже пропуск в школу. Для тех детей, которые показали слабый результат, назначают специальные программы, чтобы подтянуть их развитие перед школой. Лишь если все это не помогло, ребенка направляют не в общеобразовательную, а коррекционную школу.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире