gusman

Юлий Гусман, кинорежиссер

16 апреля 2012

F
Эпиграф
... что-то там про слезу ребёнка…
Кажется, Ф.М. Достоевский


Я специально привёл знаменитую фразу Фёдора Михайловича «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка» в несколько сокращенном и измененном виде, потому что вроде бы все мы типа её много раз слышали и типа как бы знаем, а на самом-то деле, когда, казалось бы, надо вспомнить – забываем напрочь.

* * *


14 апреля в программе «Перехват», которую Виталик Дымарский провёл с Серёжей Бунтманом, у него возник разговор о скандале на церемонии вручения премии «Ника».

Виталий Дымарский – один из организаторов и вдохновителей этой, безусловно, одной из лучших и самых авторитетных в моих глазах программ на радио «Эхо Москвы», высказал в прямом эфире сомнение – как бы сказать поделикатнее – в «неангажированности» организаторов церемонии. Я попытался терпеливо, подробно и страстно разъяснить всё Виталику в личном телефонном разговоре. Он не менее страстно уверял меня, что всё-всё понял и обещал извиниться. Публично.

Однако в блоге Дымарского на сайте «Эха Москвы» вместо извинений неожиданно появились все те же обидные домыслы и недвусмысленные намёки.

Увы, Виталик, это выглядит именно так. А разбросанные там и сям в материале жемчужины комплиментов ничего и никак не меняют по сути в запахе и вкусе этой бочки.

Вообще-то на улице им. Петра Монтина (бывшая Азиатская) между пацанами не было принято объясняться с помощью блогов (да и качественных блогов в послевоенном Баку было явно недостаточно). Поэтому и мне приходится отвечать тоже публично.

Что и делаю.

Первое. Возникновение номинации, в которой были отмечены Чулпан Хаматова и Дина Корзун, носило отнюдь не «политический» характер, а стало продолжением давней истории искренней любви, преклонения и огромного уважения к нашим коллегам – трепетным и отважным женщинам, которые 7 лет ведут огромную благородную и бескорыстную работу.

… «в том же «Перехвате» было высказано еще одно предположение, вытекающее из сказанного выше. Именно эта вольно или невольно политизированная номинация побудила Первый канал, не замеченный в благосклонном отношении к либеральной общественности и – в последние годы – к «Нике», транслировать церемонию вручения премий…»

А это уже, извини, просто чушь собачья (ни в коем случае не хочу нанести этим «политизированным» словом обиду ни тебе, Виталик, ни референтной группе твоих добрых знакомых).

Оправдываться и объясняться – самое глупое, что можно сделать в подобных случаях, но дело было так.

В начале года на КВНе я рассказал коллегам по жюри, в том числе, и Константину Эрнсту, что 8 апреля состоится XXV Торжественная церемонии вручения премии «Ника». И без большой надежды спросил у Кости – не хочет ли Первый канал показать юбилейную церемонию? К моему, подчёркиваю, приятному удивлению, Константин Львович ответил: «А давай!». И покатилось. Причём я вообще больше никак не общался ни с ним, ни с каналом. Все согласования и переговоры вёл наш главный режиссёр и продюсер Тимур Вайнштейн. Признаюсь, я и сам сомневался в успехе предприятия до тех пор, пока не увидел, что «Ника» стоит в ТВ-программе на неделю.

Решение же о присуждении Чулпан и Дине специальной «Ники» было принято на Совете Академии гораздо позже, в самом конце февраля. И ни Первый канал, никакие иные каналы и внешние силы здесь абсолютно ни при чём.

Хотя, надо сказать прямо, это не единственная хрень, которую порождает конспирологическое воображение.

Например.

Новость о том, что Алексей Серебряков – замечательный русский актёр не попал в номинацию «Ники», потому что уехал жить в Канаду. (Как будто бы «Нику» не получали мастера, живущие во Франции, Америке, Израиле, не говоря уже о ближнем зарубежье…)

Или новость о том, что тот же Первый решил показать «Нику» в обмен на главную премию для фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой». Кстати, замечу, что никто не извинился, когда все главные награды поделили «Жила-была одна баба» и «Елена».

Этот список, к сожалению, можно было бы продолжить.

Всё это и ещё многое другое я достаточно, как мне казалось, подробно, чётко и внятно изложил Виталию по телефону. Но он то ли не услышал, то ли не хотел услышать, то ли не поверил.

В любом случае, на улице им. Петра Монтина (бывшая Азиатская) так не извиняются.

P.S. Эх, жалко, сообщение о выдвижении Фонда Чулпан и Дины на соискание Нобелевской премии мира пришло слишком поздно, а то какой красивый заговор вырисовывается. Тут и «Ника», и Ксения Собчак, и Дмитрий Муратов, и страшно сказать, сам Михаил Сергеевич Горбачёв. А если Фонд действительно вдруг премию получит, то тогда получается и Нобелевский комитет замазан?!
Аж дух захватывает от перспектив!
1.11.11. закончилась наша киноэпопея длиной в семьдесят пять дней.
Возвращаемся в Москву. Все устали. Но, по-моему, устали по-хорошему.
Не буду в этот раз «грузить» длинными текстами. Только несколько фотографий и видео. Скоро, надеюсь, услышимся на «Эхо Москвы».
Всем спасибо за терпение и дружбу.
Всегда Ваш
Ю.Г.


704247

Горе, горькое горе пришло в семью композитора и депутата Мамедбекова. Похищена старшая дочь Ширин. (Слева направо: мама Телли – Гамида Омарова, брат Мурад – Заур Шафиев, младшая сестра Лейла – Лейла Бюльбюль, ну и папа Теймур – Полад Бюльбюль оглы).

704248

«Надо спасать девочку!». Военный совет: Мурад (Заур Шафиев), Теймур (Полад Бюльбюль оглы) и Чони (Тимур Бадалбейли).

704249

Пока злые силы отдыхали…. Гафур бек (Бахрам Багирзаде), банщик (Аббас Кязимов)

704250

и эротически расслаблялись…

704251

надвигалось справедливое возмездие в лице Чони (Тимур Бадалбейли).

704252

И  придвинулось достаточно близко.

704253

Но против лома (то бишь винтовок трехлинейных Мосина), нет приема!

704254

«Чук и Гек спешат на помощь». Сан Саныч (Лев Дуров) и Рустам (Мухтарбек Кантемиров).

704255

По дороге помощь понадобилась невинной жертве нетоварищеского отношения к женщине.

704256

Спасенная гувернантка (Яна Никитина) на фоне главного оператора.

704257

В бой за правое дело вступает кавалерия.

704258

Мне снизу видно все, ты так и знай! (Маирбек Дзиранов).

704259

Дрожи, супостат! Пока это только тыква. (Первый среди равных – Мухтарбек Кантемиров).

704260

«В далекий край товарищ улетает…»

704261

В мирную бакинскую жизнь грубо вторгается комиссар английской разведки (Владимир Долинский).

704262

Moнa – Дмитрий Балуев.

704263

Лола – Айтекин Мамедова.

704264

Happy End. (Владимир Долинский, Игорь Золотовицкий и я).

704265

Happy End нарастает. Финальное чаепитие на бульваре. (У Льва Константиновича Дурова во рту ореховое варенье).

704266

По водной глади каспийского моря друзей катает на собственной яхте Игорь Золотовицкий.

704267

Друзья катаются с удовольствием.

704268

Конец фильма.



С этими и другими подробностями съемочного процесса можно ознакомиться на сайте фильма

Фотографии: Агдес Багирзаде и Натик Ибрагимов.
Видео: Эльнур Алиев, Рахман Рафикоглы, Али Султанов.
Дорогие друзья!

Как это ни удивительно, но трёхмесячная (!) наша киноэпопея подходит к концу. Уж виден свет в конце туннеля финальный день съёмок близится…
В Баку нам осталось буквально несколько съёмочных дней, а потом – в Москву! в Москву! – расплачиваться довольно долго и утомительно с долгами моральными и материальными.

За время съёмок я немножко поседел (это нехорошо), немножко похудел (это хорошо), сильно загорел (это, наверное, хорошо), обрёл новых друзей (это очень хорошо), но чуть было не потерял старых (это, разумеется, совсем уж нехорошо).

Как это могло произойти? Рассказываю – ради съёмок я пожертвовал местом постоянного эксперта на любимой радиостанции «Эхо Москвы». Недостижимая и непостижимая Ирина Воробьёва присвоила это почетное звание Антону Ореху. Во-первых, по заслугам! Антон – замечательный парень. А, во-вторых, поделом – нечего на три месяца уезжать с рабочего места. Огорчает, конечно, «предательство» моего юного друга Юрия Кобаладзе, который быстро смирился с этой потерей, ну что ж…

Скоро, совсем скоро вернусь в Москву, разберусь с Кобаладзе и буду с мороженым в зубах руках умолять Воробьёву вернуть меня в программу, хотя бы в качестве простого, а не постоянного эксперта.

В конце концов, любой человек имеет право мечтать и надеяться!
Поэтому это письмо из-за границы, скорее всего, предпоследнее. Те, кто хорошо относятся ко мне, к моим постам и к нашей картине, надеюсь, будут скучать, те, кто относятся плохо – возрадуются. Ну а тем, кому всё равно, так и будет – всё равно… А для всех остальных – рассказ с места приключений от Вюгара Вюгарлы.

Спишемся через неделю!
Всегда Ваш
Ю.Г.


* * *

Последние аккорды на Апшеронском побережье

Съёмки фильма «Не бойся я с тобой! 1919» уже перешли экватор. Чуть ли не заключительными аккордами стали съемочные дни в поселке Балаханы и в Ичери шехер, что дословно переводится как «Внутренний город», но по-русски более привычно – «Старый город».

Название Балаханы происходит от татского «бала» – «высокий» и «ханэ» – «дом». Так на Апшероне было принято называть маленькую гостевую комнату в караван-сараях (постоялых дворах). Именно здесь среди огромного количества нефтяных вышек и высадился звездный десант, состоящий из людей и пиротехнического снаряжения самого разного калибра.

Не думаю, что наши гости знали, что первый нефтяной колодец был вырыт здесь аж в 1594 (!) году мастером Альяром Мухамедом Нури. Но то, что мало кто из них, объездивших весь мир, бывал на нефтепромыслах – это точно. Увиденному не удивлялся разве что Михаил Гусман, также принявший участие в фильме. Заместитель генерального директора ИТАР-ТАСС, за плечами которого встречи с первыми лицами почти двухсот государств мира, ещё и не такие «промыслы» видал. Потому он практически не обращал внимания ни на пыль, ни на запах нефти, витавший в воздухе и являющийся неотъемлемой частью этого поселка.

Близ балаханских вышек засветился даже грузинский меньшевик, он же российский генерал ФСБ, он же Юрий Кобаладзе. Он, кстати, и в Баку прилетел легально, и страстно целовался на площадке тоже вполне легально, хотя и не совсем по сценарию. А его актерские способности оказались на зависть профессионалам. Сразу видно – настоящий разведчик!

В общем, атмосфера на площадке на этот раз была самая что ни на есть поэтическая. Своим поэтическим видением прозы съёмок отличился Владимир Вишневский. Поэт по жизни и по фильму блистал остроумием как всегда – коротко и по делу. Но тайный смысл его знаменитых пары строк уловила, наверно, только не менее знаменитая пара знатоков – Ровшан Аскеров и Балаш Касумов.

К жителям поселка давненько не заглядывало столько гостей с «Большой земли»… Вот и удивлялись они, глядя на знакомые лица Полада Бюльбюль оглы и Бахрама Багирзаде и пока ещё не всем знакомые – Эльдара Гасымова, Кристины Гюльалиевой и даже автора этих строк (который по мере сил старался оказывать не только информационную, но и актерскую поддержку).

Но самыми веселыми на площадке оказались… полицейские в исполнении братьев Имановых: Таира и Джабира. При их появлении возле Соляного озера, все оживились, предвкушая что-то «солёное», так говорят в Баку, имея в виду неординарный юмор. Кстати, на этом озере, расположенном на Апшеронском полуострове, вот уже более двухсот лет и по сей день добывают пищевую соль. Как и следовало ожидать, братья не обошлись без импровизаций: в одном эпизоде, видя споткнувшуюся лошадь, один из братьев говорит другому: «подковы-то несезонные!» Это вызвало просто приступ смеха на площадке!

Не менее смешно было наблюдать и за кражей героини, когда Ширин (Кристину Гюльалиеву) раз за разом бросали в телегу, предварительно надев на её голову мешок и связав руки и ноги. Самой же девчушке было явно не до смеха. Под палящим, как назло, солнцем, не очень-то комфортно ездить с мешком на голове. Но Кристина, что называется, выдюжила, с блеском пройдя и это испытание. Вообще, от этой девушки исходит какая-то удивительная аура, которая не дает падать духом ни при каких обстоятельствах.

А потом…

Потом были съёмки в исторической реликвии бакинцев – «Ичери шехер».
Раскопки археологов указывают на то, что этот район был заселён ещё в бронзовом веке. До начала XIX века собственно этот квартал, населённый несколькими тысячами людей, и составлял весь город Баку.
До того как произошло резкое понижение уровня Каспия, крепостные стены омывались морем. В крепости сохранилось большое количество памятников, иллюстрирующих практически все периоды развития азербайджанского средневекового зодчества. В самой крепости имелись свои кварталы, изначально заселённые по некоторым общим признакам: Агшалварлылар (семьи совершивших хадж), Гямичилер («лодочники»), Арабачилар («возницы»), Амамчилар («банщики»), Сеидлер (потомки пророка Мухаммеда), Джухуд-Зейналлылар (еврейский квартал) и другие. В город можно было въехать через Шемахинские (XII век) и Сальянские ворота. С конца XIX века было построено ещё несколько ворот. В разное время строители и археологи обнаруживали старинные сети сообщающихся подземных ходов.

Но, к сожалению, именно здесь произошла автокатастрофа, где, увы, не обошлось без пострадавших.

Если народный артист Азербайджана Мабуд Магеррамов попал под колеса автомобиля «понарошку», то, заменявший его каскадер, отпахал за себя и за того парня, раз за разом бросаясь под машину, за рулём которой восседал Чони (Тимур Бадалбейли).

Все съёмочная площадка и даже жители Крепости начали переживать за каскадера, пусть и защищенного щитками, но в течение двух часов просто заезженного и переезжженного машиной. Наверное, в последний раз подобный ажиотаж здесь наблюдался более сорока лет назад, когда на этих же улочках снимали «Бриллиантовую руку». Но тогда герой Миронова добровольно падал, поскользнувшись на банановой кожуре, а не сбитый «железным конем».

Слава Аллаху, что всё обошлось синяками и ссадинами. И спасибо повару, потому что кроме полагающегося гонорара каскадёр был вознагражден ещё и двойной порцией обеда.

А пока он ел, все остальные герои пошли в… баню. За новыми, еще более ироничными приключениями и жаркими впечатлениями.

702116
«Труд этот, Ваня, был страшно громаден.
Не по плечу одному…»
(Соляное озеро под Баку).

702117
Не только на нефти можно было хорошо заработать. (Гафур бек – Бахрам Багирзаде).

702118
На посту дорожной полиции и тогда брали взятки.

702119
Перерыв на обед. (Полицейский слева – Таир Иманов)

702120
Мы на этой улице Старого города отнюдь не первые кинематографисты. Здесь снимали «Бриллиантовую руку».

702121
Детей ответственных работников и тогда возили в гимназию на машине. (Ширин¬ – Кристина Гюльалиева, Чони – Тимур Бадалбейли).

702122
Улица полна неожиданностей…

702123
У Гафур бека много увлечений. Например, яйца. (Гафур бек – Бахрам Багирзаде).

702124
Но никакие увлечения не мешают основной работе – плести заговоры. (Гафур бек – Бахрам Багирзаде и Абдулло – Игорь Золотовицкий)

702125
Республика в опасности. (Теймур – Полад Бюльбюль оглы).

702126
Идеологи. (Ровшан Аскеров и Балаш Касумов).

702127
Поэт. (Владимир Вишневский).

702128
Министр печати. (Михаил Гусман).

702129
И не было лучше брата…

702130
Грузины и азербайджанцы ¬– братья навек. (Юрий Кобаладзе и Азер Мамедзаде).

702131
Так должна заканчиваться правильная политическая борьба.



* * *


С этими и другими подробностями съемочного процесса можно ознакомиться на сайте фильма

Фотографии: Агдес Багирзаде и Натик Ибрагимов.
Видео: Эльнур Алиев, Рахман Рафикоглы, Али Султанов.
Когда один из героев Мольера узнал, что говорит прозой, это открытие потрясло его.

Я родился, рос, учился и работал в Баку.
В интернациональном, теплом, добром и дружелюбном городе. И понятия не имел, что живу я, оказывается, в неоднозначной мультикультурной среде, а хулиганы на танцах в клубе железнодорожников на станции «Насосная» – этнические преступники. Да сами хулиганы этого не знали. Впрочем, как и мы – ученики школы №160. Однажды нас сильно отмутузили, совершенно не заморачиваясь, кто какой национальности.

Неважно, какой народ ты представляешь.
Важно, какой ты человек.

Кто судит о людях по цвету их кожи или по форме носа, те, кто называют своих соседей на планете Земля черномазыми, жидами и прочими нехорошими словами, – на самом деле сами такие: затюканные ничтожества, безнадежные националисты, фальшивые патриоты.
Эта аксиома никогда не требовала доказательств в моем родном городе.

Мои прадедушки и прабабушки, приехав в Азербайджан во времена индустриального и нефтяного бума, не знали, что они гастарбайтеры.

Впрочем и я, приехав через добрую сотню лет на работу в Москву, тоже об этом не догадывался.

В Баку веками дружно жили азербайджанцы, русские, армяне, грузины, евреи, лезгины, украинцы, поляки и представители доброго десятка других национальностей.

Конечно, всем были известны «правила игры».
Например, во главе ЦК или горкома коммунистической партии всегда стоял азербайджанец. Вторым обязательно был русский. Некоторые районы республики и Карабахскую область непременно возглавляли армяне.

Но в общении между людьми не было никакой национальной розни, напряженности, неписанных законов или негласных табу.
На бытовом уровне всё было по-честному. Ну, скажем, единственные две золотые медали в нашем выпускном классе были у армян Игоря Саркисова и Саши Саакяна. Единственная серебряная – у еврея Виталия Соскина (я тоже шел на медаль, но меня подкосила четверка по черчению).
До сих пор толком не знаю, какой национальности были некоторые ученики, с которыми я десять лет проучился в одном классе. Например, Нофель Керимов и Нурик Ахмедов, понятно, были азербайджанцы; Вадик Васин и Сережа Васильев – русские. Но кем был, к примеру, Валера Агарунов? То ли тат, то ли кто-нибудь ещё…
Никого это в принципе не волновало! Главное, что все они были настоящие – честные, хорошие парни, преданные друзья.

И вот сегодня, через тридцать лет, я привез в свой родной город почти пятьдесят человек «гастарбайтеров» из России.
Многие из них впервые попробовали вкус наших фруктов и услышали красивый, но незнакомый язык жителей страны под названием Азербайджан. Впервые ощутили тепло не только нашего солнца, но и наших сердец.

В нашей съемочной группе помимо москвичей работает больше ста человек азербайджанцев.
За три месяца, Слава Богу, не было ни одного конфликта. Сама атмосфера, когда ты находишься среди людей, которые относятся к тебе дружелюбно и с уважением, вдохновляет. Значит, живы традиции моего родного города!

Нас здесь принимают не просто как дорогих гостей – как родных!

Почувствовать неприязнь на работе или на улице практически невозможно.
По-прежнему большинство бакинцев говорит на русском. Работают Русский драматический театр, Славянский университет. В кинотеатрах идут фильмы на русском языке, радиостанции передают русские песни.

Однажды я слышал, как второй оператор сказал кому-то по телефону: «Я за границей и вернусь только через месяц»!
Я подумал тогда, какая же «заграница» – Баку? А потом не без грусти понял.

Да, сегодня Азербайджан – независимая страна.
И для многих, родивших уже не в СССР, а в новой России – наша бывшая республика, теперь, к сожалению, абсолютно чужая страна. Границы, таможни…
Хотелось бы, конечно, чтобы это были только формальные границы. И мы сами, с обеих сторон, должны сделать всё, чтобы границы не прошли по нашим душам, чтобы не прерывались человеческие и культурные связи. Движение навстречу друг другу обязательно должно быть двусторонним.

… А у нас пока, тьфу-тьфу-тьфу, всё замечательно.

И хочу заметить, что не только люди, но и сама природа благоволит нам.
Даже старожилы (если не сказать ещё точнее – горные долгожители) не упомнят, чтобы в октябре стояла такая прекрасная теплая погода. Так что продолжаем снимать кино.

А те, кому интересны подробности, могут зайти на наш сайт ya-s-toboi-film.ru или почитать новый «отчет о проделанной работе» от Вюгарa Вюгарлы.

Всегда Ваш
Ю.Г.


***

Самолеты и послы-пилоты, динамит и пулеметы… – не съёмки, а сплошная песня!

Становились под знамена, Создавали ратный стан…

Чем ближе к финалу, тем сильнее разгораются страсти на съёмочной площадке фильма «Не бойся, я с тобой–2».

Изрядно поколесив по просторам Азербайджана: по долинам Закатал и по взгорьям Шемахи, поблуждав по ботаническим садам и апшеронским деревням, шла кинодивизия вперёд, чтобы с боем взять… приморский посёлок Нардаран.
Этот поселок знаменит своими старинными банями, одна из которых была построена аж в 1388 году. Ещё более жаркая «баня», как выяснилось, поджидала здесь актеров, каскадеров и всех участников съёмочной группы – бой развернулся почти что настоящий, с подключением «живой силы и техники». Была «оккупирована» одна из бакинских гаваней со съёмками на корабле и всеми вытекающими отсюда последствиями: стрельбой, прыжками за борт и неожиданным выходом в море.

Удалые эскадроны
Приамурских партизан…


В результате борт судна был изрешечен пулями, каскадеры намокли в уже прохладной и пропахшей нефтью воде, а сам корабль, уйдя в море, долго не мог затем пришвартоваться к берегу.

Виновницей почти 50-минутной швартовки экипаж признал помощницу режиссера, ибо, несмотря на предупреждения, что «женщина на корабле – к беде», она решила прокатиться с ветерком.
В результате корабль из-за технических накладок причаливал не кормой, а носом, что и вызвало почти часовую задержку. Со стороны это и выглядело довольно-таки смешно, однако находившимся на самом корабле было явно не до смеха. Хотя бы потому, что они опаздывали на обед. Ведь, как гласит русско-азербайджанская народная мудрость «война войной, а обед – по расписанию».

Чтобы выгнать интервентов
За рубеж родной страны…


На пляже в Нардаране также не обошлось без «внештатных ситуаций».
В частности, один из актеров, уже отметившийся ранее падением с лошади, на этот раз выпрыгнул совершенно добровольно, причём с коня железного, а именно – из грузовика-биотуалета. Дело в том, что через некоторое время после того, как бедолага зашёл в туалет, водитель решил сменить место дислокации и отъехать в сторону. Результат – внезапно открывшаяся в едущем по пляжу грузовике дверь туалета, истошный крик и почти каскадерский прыжок, а ещё море смеха с многочисленными пикантными подробностями и длительным смакованием данного эпизода.

И не гнуть пред их агентом
Трудовой своей спины…


Тем временем на площадке разворачивались и гораздо более серьезные события – их героями были уже посол Полад Бюльбюль оглы и актёр Заур Шафиев, отец и сын по фильму.
Сначала они летели на самолете начала прошлого века, затем врезались в небольшой домик, а потом приняли участие в массовой драке – опять же согласно сценарию.

Этих лет не смолкнет слава,
Не померкнет никогда…


Во всей красе в боевых сценах продемонстрировал свое мастерство экс-чемпиона Европы по таэквондо Илькин Шахбазов.
Правда экс-президенту Азербайджанской федерации карате Юлию Гусману не сразу пришлись по душе сценки боев, но после нескольких дублей и Гусман – режиссер и каратист оказался вполне удовлетворен увиденным.

Но этих «издевательств» режиссеру показалось мало, и он решил искупать актеров в холодной уже воде Каспия, a на календаре, между прочим, середина осени.

Партизанские отряды
Занимали города…


А однажды на съёмочной площадке появились очередные «заморские персонажи».
В частности, добродушный в жизни и жестокий на экране Игорь Золотовицкий в очередной раз подтвердил неписанное правило – великаны бывают по натуре добрыми.

С ним приехала уже полюбившаяся всем красавица Шакира.
На этот раз на ставшей для нее почти родной азербайджанской земле тигрица выступала без всяких капризов и не подвела своего дрессировщика Эдгарда Запашного.

Будут помниться, как в сказке,
Как манящие огни…


Не капризничали и Эльдар Гасымов с Кристиной Гюлалиевой, играющие главных героев картины – Фархада и Ширин.
Их и на бочку с динамитом сажали, и кляпом рот затыкали, но молодежь стойко переносила все «режиссерские пытки».

Между прочим, в роли актера попробовал себя и один из продюсеров фильма – Александр Нахимсон.
Причем, в отличие от продюсера Надира Алиева, бывшего лишь дублером-невидимкой актера Агахана Салманова, Нахимсон засветился во всей красе, гордо прогарцевав в одном из эпизодов на маленьком ослике, стойко перевозившим этот отнюдь не легкий груз.

Разгромили атаманов,
Разогнали всех господ…


Нелегко было только самому режиссеру-постановщику, который иногда в порыве творческого гнева реально хотел перестрелять из реквизитного пулемета и актеров, и гримеров, и продюсеров и даже вечно восседающего на операторском кране-троне главного оператора фильма Вадима Алисова.

И на Тихом океане
Свой закончили поход.


Что ж, будем надеяться, что на журналистов режиссерский гнев не распространяется.
Иначе – кто же тогда продолжит летопись кинокартины?

***

699272
Кораблей пустыни в фильме пока еще не было.
На снимке: Ширин (Кристина Гюльалиева) на верблюде, Фархад (Эльдар Гасымов) без верблюда (но впереди), неизвестный верблюд и погонщик (Закир).

699274
Ну, кто настоящие герои?
Актеры или оператор Федор?

699275
На флаг, смирно!

699276
Большие проблемы.
Слева направо: капитан (Ильгар Мусаев), Мурад (Заур Шафиев), Теймур (Полад Бюльбюль оглы), военный министр (Мурад Ягизаров).

699277
Нет, это не «спасайся, кто может!».
И не крысы бегут с корабля. Это начало подвига.

699278
А это его продолжение…

699279
И, наконец, кульминация!
(Мухтарбек Кантемиров снова в седле).

699280
Зря подлый враг (Абдулло – Игорь Золотовицкий) лелеет свои коварные планы.

699281
Но на каждого хитрого Абдулло, есть Эдгар Запашный и тигрица Шакира.

699282
Все начиналось так обыденно…
Немецкий прораб Вальтер (Дмитрий Быков) и местный корупционер Гафур бек (Бахрам Багирзаде).

699283
А закончилось немного грустно.
(Новое расставание через 30 лет: Полад Бюльбюль оглы, Лев Дуров и Мухтарбек Кантемиров).

699284
И все-таки happy end.
Танцуют все!

699285
Фото на память.
Теймур с семьей: любимая жена Тейли (Гамида Омарова), любимая дочь Лейла (настоящая любимая дочь Лейла Бюльбюль), любимая дочь Ширин (Кристина Гюльалиева) и любимый сын Мурад (Заур Шафиев).

699286
Какой же финал без Полада.
(К счастью, в дюнах нашелся рояль).

699287
Сто лет назад икру с удовольствием ели даже тигры.

699288
Человек идет за солнцем.
(Левая спина моя).

***



Фотографии: Агдес Багирзаде и Натик Ибрагимов.
Видео: Эльнур Алиев, Рахман Рафикоглы, Али Султанов.
Письмо четвёртое

Мы снова в горах.

Красивейшие места: Шемаха, Агсуинский перевал, Исмаиллы.

И невероятнейшие приключения: кони, клоуны, тигры, жирафы, а ещё бандиты и полицмейстер.
Одним словом – цирк.

Однако боюсь, я вам уже немножко поднадоел со своими восторженными охами, ахами и трелями.
Потому на этот раз хочу поделиться не только фотографиями с места событий, но и свидетельством очевидца.

Ниже – объективный рассказ журналиста Вюгара Вюгарлы.

***

Цирк сгорел, а клоуны разбежались

Уж месяц минул со дня начала съемок фильма «Не бойся, я с тобой-2».

После приключений на пляжах и в садах Апшеронского полуострова, в лесах и горах Гахского района съемочную площадку ожидало десантирование в Шемаху.

Место дислокации на этот раз находилось на высоте почти двух километров над уровнем моря, посему марш-бросок сопровождался заложением в ушах, помутнением желудков и иными физиологическими процессами в не привыкших к подобным потрясениям «городских организмах»...

Но открывшаяся взору перед моими не менее городскими глазами картина – потрясающие горы, чудная природа, фантастически чистый, не испорченный пробками и бесконечным строительством воздух – всё это заставило забыть на время о своих проблемах и не отвлекаться на решение чужих.
Ну а вкусная местная пища действовала как настоящий энерджайзер, вдохновляя работать, работать и ещё раз работать.

А работы было, как всегда, невпроворот.
Съемки предстояли весьма интересные, например сжигание только что построенного макета цирка с шатром практически в натуральную величину. Ну, где ещё увидишь, посла, тушащего пожар?! Только в Шемахе и только на съемках фильма «Не бойся я с тобой-2». Посол, он же композитор, он же певец, он же актер и он же народный артист Полад Бюльбюль оглы тушил пожар как заправский «огнетушитель», да с таким рвением как будто в посольстве каждый день только этим и занимается. Ему помогала занятая в одной из ролей помощница главного режиссера Элла Сковородина и делала это так усердно, что хоть сейчас записывай ее в пожарный отряд. Однако, несмотря на все их старания, цирк сгорел, ибо на то была воля Юлия Гусмана – режиссёра, который имел полное право распоряжаться не только судьбами героев фильма, но и стихиями.

Кстати, как бы в подтверждение моих слов, за всю неделю съемок в Шемахе не было ни капли дождя.
Вот и не верь после этого в могущество режиссера.

А где еще встретишь Шакиру в клетке или Жирафа на коне?
Опять же – только на съемках фильма Гусмана! Подчеркну, что и тигрица Шакира, и гримерша в роли Жирафы были великолепны. Обе отлично справились со своими ролями, хотя первая и была изначально сильно напугана, категорически отказываясь даже вылезать из клетки. Дело в том, что осветитель случайно направил на нее зеркальную подсветку и ослепляющий свет не на шутку напугал бенгальскую красавицу. Правда затем, благодаря усилиям знаменитого дрессировщика Эдгарда Запашного «звезда» совладала с нервами и съемки продолжились уже без звездных капризов. А вот гримерша Наталья Федорова, сама загримированная под жирафа, не побоялась даже коня, причем не железного, а самого что ни на есть настоящего, взгромоздившись на него даже без седла.

Кстати, о наездниках.
Еще одно чудо продемонстрировал Мухтарбек Кантемиров – настоящий джигит, гарцующий на коне – молодой и красивый. И это несмотря на свои почти восемьдесят! Как говорится, перед таким снимаю шляпу при любой погоде!
А погода, как я уже говорил, благоволила съемочной группе, и под все ещё жаркими лучами осеннего солнца народ успевал не только работать, но и позагорать.
Что ж, чем бы дитя не тешилось, лишь бы рабочий процесс не прерывался!

***

693858
Нечастые минуты отдыха.

693861
Азербайджанская народная борьба «Гюлеш».

693862
Два друга (Лев Дуров и Мухтарбек Кантемиров).

693870
Пора совершать подвиги.

693872
Учитель (Мухтарбек Кантемиров)...

693874
…и ученик (Полад Бюлъбюльоглы).

693877
Появление нового героя.

693879
Полицмейстер (Михаил Ефремов).

693880
Начало большой дружбы…

693882
...и ее финал.

693885
Цирк приехал:

693886
жонглеры

693887
клоуны

693892
и дикие звери.

693894
Пока Данила (Эдгар Запашный) и Афина (Шакира) спешили на помощь друзьям…

693895
нехорошие бандиты…

693896
подожгли цирк

693897
и чуть не сожгли оператора.

693898
Слава Богу, я сидел на горе!

Видеохроники, к счастью, не горят…



P.S. Остаётся только добавить, что при съемках фильма ни одно животное не пострадало!
Ваш Ю.Г.

Фотографии: Агдес Багирзаде и Натик Ибрагимов.
Видео: Эльнур Алиев, Рахман Рафикоглы, Али Султанов.
Вы не представляете, как приятно после десяти дней трудной киноэкспедиции даже в самые распрекрасные горы возвращаться в большой город. Тем более, что въезд в Баку, стал совершенно феерическим зрелищем. Город светится разноцветными огнями и, как пишут плохие журналисты, «открывает нам свои объятия».

Но в этот раз столичные радости обещали быть для нас недолгими. Через два дня нам предстояла новая экспедиция в горы.

А пока, за сорок восемь часов мы должны были замучить нашего замечательного героя Чони (артист театра на Таганке Тимур Бадалбейли). Полузаброшенный ботанический сад оказался идеальным местом. Здесь героя бросали в тюрьму-зиндан, закапывали живым в землю и пугали волками.

Вершиной всех неприятностей милейшего Чони был бой с тремя вооруженными бандитами, который он с честью выиграл.

В общем, Тимур проявил себя настоящим героем – надо отдать ему должное, все трюки он пытался делать сам, а многие и делал. Ему расцарапали спину, он лежал под метровым слоем земли, его швыряли, метали, пытались ударить саблей. Поцарапанный и с внушительными синяками Тимур нашёл в себе силы дать небольшое интервью и отбыл в Москву залечивать раны.

А мы направляемся в районы Исмаиллы, Агсу, Шемаха – за порцией свежайших приключений.

Но об этом в следующем письме.



Из интервью сзаслуженным артистом России, актером Театра на Таганке, исполнителем роли Чони Тимуром Бадалбейли


— С фамилией Бадалбейли трудно работать в России?
 — Трудно.

— Так Вы же получили звание заслуженного артиста России…
 — Значит, заслужил. И фамилия здесь ни при чем. Наверное, оценили все переигранные мною главные роли в репертуаре Театра на Таганке, где я работаю уже около двадцати лет.

— А с народным артистом СССР, ректором Азербайджанской консерватории, известным пианистом Фархадом Бадалбейли Вы – не родственники?
 — Договорились, что да.
Нам обоим часто задают этот вопрос. Мой отец с Фархадом долго искали родственные связи, и что-то общее им всё-таки найти удалось (смеется).
Сам я родился в Москве, у отца корни сальянские. И так складывается сегодня моя биография, что если даст бог детей, то они тоже будут сальянскими, но уже по матери – моя невеста тоже из Сальян.

— Вы уже неоднократно снимались в азербайджанских фильмах…
 — Совершенно верно. Картина «Не бойся я с тобой! 1919» будет третьим моим фильмом, снятым на исторической Родине. Первым был получивший много наград «Прощай южный город» Олега Сафаралиева, затем – «Глазами призрака» Рустама Ибрагимбекова.

— Вам не кажется, что чтобы Вы не играли, Ваши персонажи будут похожи…
 — На Вина Дизеля хотите сказать? Честное слово, раньше я даже не знал, как он выглядит! Просто мне настолько часто начали об этом говорить, что пришлось на него посмотреть. Но я всё равно не могу сказать, насколько мы похожи. Главное – я ни под кого не кошу и не собираюсь это делать.

— Как получилось, что Вы попали в фильм Гусмана?
 — Юлий Соломонович пригласил – я согласился. Сразу. Не раздумывая.
Как я мог побороть соблазн поучаствовать в продолжении кинолегенды? К тому же, мне очень понравился мой персонаж Чони. Теперь главное, чтобы он понравился и вам, нашим зрителям.


Возвращение из Илису
690228
Фото: Натик Ибрагимов

Сижу за решеткой в темнице сырой
690229
Фото: Натик Ибрагимов

Вскормленный в неволе орел молодой
690230
Фото: Натик Ибрагимов

Kill Bill Vol. 3 (фото 1)
690231
Фото: Натик Ибрагимов

Kill Bill Vol.3 (фото 2)
690232
Фото: Натик Ибрагимов

Карате — до 
690233
Фото: Агдес Багирзаде

Во время
690234
Фото: Натик Ибрагимов

И после…
690235
Фото: Натик Ибрагимов

На картошке. Мастер-класс
690236
Фото: Агдес Багирзаде



Интервью — Вюгар Вюгарлы
Видео: Эльнур Алиев, Рахман Рафикоглы, Али Султанов
Письмо второе

После солнечного Апшерона мы поехали в горы.
В Илису – городок, в котором мы снимали «Не бойся, я с тобой!».

И поскольку переезд оказался уж очень тяжелым, прошу извинить, что так долго не писал.
Но все по порядку…

687130
Лучше гор могут быть только…

687131
...горы.

В Баку я приезжаю регулярно, два-три раза в год и уже перестал удивляться потрясающим изменениям в его, казалось бы, до мелочей знакомом облике.
A в районах Азербайджана я не был лет 30 и поразился удивительным переменам. Раньше была дорога. Ну дорога и дорога, такая же как все советские: неухоженная, неудобная, с выбоинами, ужасным освещением и  вздыбленным асфальтом. А вокруг была советская жизнь, правда, с неким восточным колоритом. Чайханы с одинокой лампочкой, женщины на хлопковых полях, какие-то мрачные строения.

И вот, в этом году мы с нашей кинокавалькадой промчались по той же дороге, да не по дороге, а по автостраде, которая по Апшерону расширялась до восьми, а местами до десяти полос.

Кстати, в Москве всё время идут споры, как строить дороги, которые не портятся и не требуют ремонта каждый год, зато ровные, профилированные, с разъездами, съездами и, извините за выражение, развязками.
Ладно, у советских собственная гордость, нам западло обращаться за советом и помощью в дорожном строительстве к американцам, немцам, австралийцам или датчанам. Но вот рядом ещё недавно братская, но по-прежнему соседняя республика Азербайджан, которая построила изумительные дороги за тот же срок, за который у нас не построили практически ничего. Послать бы специалистов в Баку узнать, как у них получается строить так быстро и качественно в то время, как безразмерный бюджет развязки, к примеру, на площади у Белорусского вокзала успешно пилят уже несколько поколений московских строителей.

Вообще, когда едешь по Азербайджану, то возникает чувство, что не только его столица невероятно похорошела, но и всё вокруг изменилось.
По обеим сторонам современной автострады совершенно другая жизнь, появились новые, красивые, благоустроенные дома. Ну, в общем, такая многокилометровая беспрерывная Рублевка, по крайней мере, полуРублевка.

Но самое большое потрясение ожидало нас, когда мы приехали в те районы, где раньше асфальт вообще заканчивался.
Это горные районы: Шеки, Габала, Закаталы, Белоканы, Кахи. Там всегда было безумно красиво (надеюсь, что вы хоть немного увидите это в фильме). Часто их сравнивают со Швейцарией, но я думаю, что Швейцария отдыхает. Потому что таких разноцветных гор, таких удивительных ущелий, таких стремительных рек, таких поросших орешником холмов и таких невероятных рассветов и закатов нет нигде.

Но жизнь среди этого буйства красоты была хотя и достойная, но бедная, провинциальная и, повторюсь – очень, очень советская.
Сегодня въезжая в районный центр Закаталы, я решил, что мы где-нибудь в Европе. На центральной площади стояли три стеклянных здания, на которых горели названия банков, ровно так, как они горят где-нибудь в Стокгольме или в Копенгагене. Нефтяные деньги, которые пришли в Азербайджан, работают.

…Итак, мы приехали в Илису.
Мы снимали первый фильм в июле и августе. Была прекрасная погода, почти не было дождей. Но в горах климат непредсказуем. И в 2011-ом году из апшеронской жары мы попали в такой холод, что даже срочно понадобились обогреватели.

Раньше Илису был просто очень приятный старый городок среди зарослей дикой природы.
И скачи во все стороны – снимай свое кино. Нигде нет ничего и почти никого. Сегодня мы только на границе с Грузией нашли небольшую дикую поляну. Все застроено виллами, отелями, коттеджами, красивыми современными домами.

И среди этих неправдоподобно красивых пейзажей мы и снимали историю любви наших юных героев Фархада и Ширин.

В роли Ширин – шестнадцатилетняя московская школьница Кристина Гюльалиева.

687135
Шестнадцатилетняя московская школьница Кристина Гюльалиева в роли Ширин.

Кристина занимается в драматическом кружке.
Мы нашли ее, когда уже почти совсем отчаялись. Нам было нужно редкое сегодня сочетание нежности, красоты и абсолютно прозрачной чистоты. Кристина именно такая.

В роли молодого героя Фархада – звезда «Евровидения–2011» Эльдар Гасымов.

687133
Голливудская улыбка европейской звезды (Победитель конкурса «Евровидение 2011» Эльдар Гасымов в роли Фархада).

Мы все с ним очень подружились.
Эльдар оказался скромным, интеллигентным и образованным молодым человеком, полностью лишенным даже зачатков звездной болезни.

Вообще нам мало известно сегодня про наши бывшие братские республики.
Они стали отдельными государствами и, естественно, возникли стены таможенных и пограничных постов, но, к сожалению, появились ещё и стены межкультурного обмена. Стены человеческого общения. Вот эти стены надо попытаться разрушить.

Я не считаю самонадеянно, что какая-то отдельно взятая кинокартина или какой-то отдельно взятый блог смогут изменить ситуацию.
Но, как любил цитировать Конфуция Сан Саныч, «Путь в тысячу ли начинается с первого шага». Вот я и пытаюсь сделать этот шаг. Шажок.

До следующего письма,
Ваш Ю.Г.

687136
Между съемками (тогда-то все и начинается…).

687137
Джигитами не рождаются – джигитами становятся!

687138
Подготовка к «Евровидению-2012».

687139
Живет моя отрада в высоком терему.
А в терем тот высокий нет ходу никому.


687140
За нездоровое любопытство нужно платить (в роли Чони – актер театра на Таганке Тимур Бадалбейли).

687141
А если это любовь?

687142
Нет, это любовь!

687143
Ежик в тумане.

Видеозарисовка к эскизу трейлера ещё не снятого фильма «Не бойся, я с тобой! 1919».


Фотографии: Агдес Багирзаде и Натик Ибрагимов

Видео: Эльнур Алиев, Рахман Рафикоглы, Али Султанов
Мы снова пробуем вступить в ту же волшебную воду, в которой плавали три десятка лет тому назад.

Снова встретились три главных мушкетера первого фильма: Полад Бюль-Бюль Оглы, Лев Дуров и Мухтарбек Кантемиров – немного поседевшие, но такие же молодые и сильные духом. И, по-моему, это замечательно!

Утверждают, будто сиквелы не получаются. Очень надеюсь, что это не полная правда. Особенно, когда ты не просто собираешься снимать новую историю «Не бойся, я с тобой» под номером 2, а стараешься сохранить и защитить ту атмосферу дружбы, любви и уважения друг к другу, в которой прожил когда-то целый год. Когда хочешь хотя бы попытаться вновь выразить свой восторг перед людьми и природой Азербайджана.

Мне действительно хочется попытаться передать цвета и запахи родной земли, вкус овощей и фруктов, прозрачную голубизну Каспийского моря и обжигающие объятия апшеронского песка. (Прекрасно понимаю, что невозможно. Но уж очень хочется…)

Именно поэтому (а отнюдь не для того, чтобы «пиарить» ещё не снятую картину) я решил делать отдельный специальный блог, посвященный фильму «Не бойся, я с тобой! 1919». Я буду готовить его с помощью своих коллег и друзей

Итак, мы начинаем.

P.S. Простите меня, пожалуйста, читатели сайта «Эхо Москвы» и друзья передачи «Кейс» за неприсущий мне пафосный стиль текста. Но уж очень хочется, хоть иногда, быть взрослым, лиричным и серьезным.

***

681491

Трёх главных мушкетеров первого фильма «Не бойся, я с тобой!» Полада Бюль-Бюль Оглы, Льва Дурова и Мухтарбека Кантемирова ждут новые захватывающие приключения

681490

«Не бойся, я с тобой! 1919» – кадр первый, дубль первый…

681492

Певец и композитор, политик и дипломат, народный артист Азербайджана, Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджанской Республики в Российской Федерации Полад Бюль-Бюль Оглы

681493

С народным артистом Львом Дуровым
Cайт Льва Дурова

681489

Народный артист Азербайджана Агахан Салманлы

681495

Продюсеры фильма: Тимур Вайнштейн (Группа компаний «ВайТ Медиа») и Александр Нахимсон.

681494

Наш кинооператор и народный артист России Вадим Алисов

681496

Для хорошей команды нет плохой погоды.
Бригадир осветителей Михаил Жердин

681497

Первый съемочный день – первые итоги



Съемки фильма «Не бойся, я с тобой! 1919»

Фотографии: Агдес Багирзаде и Натик Ибрагимов

Видео: Эльнур Алиев, Рахман Рафикоглы, Али Султанов


14 сентября 2010

Сколково–FM

Недавно вернулся из длительной зарубежной командировки и сразу спешу отчитаться.
По заданию руководства выступал с лекциями о славном юбилее нашей радиостанции, которая вот уже 20 лет выдает на-гора вкусный, питательный, инновационно-модернизационный продукт.

Откуда же такие успехи?
С чем связаны победы? Только ли энтузиазм и талант сотрудников или есть и другие секреты?

Я делился с западными коллегами информацией честно и без утайки.
«Слагаемые успеха, – говорил я, – это, конечно, мощные акционеры, рыночные механизмы, чуткий лизинг и абсолютно необходимый в наше время ребрендинг». Коллег из Би-Би-Си и «Голоса Америки» (знакомых не понаслышке с программами «Эха» и, во многом, профессионально выросшим на них) особенно интересовали условия труда и детали редакционного быта.

Ни высокие зарплаты, ни дорогие разгонные автомобили с гордым логотипом «Эха Москвы» под капотом, ни даже редакционный небоскреб в самом сердце Москвы их особенно не потрясли.
Это не удивительно, ведь, гонорары Ларри Кинга или Опры Уинфри вполне сравнимы, например, с заработной платой наших «живых легенд» Матвея Г., Владимира Д. или Ольги Б. (не путать с чисто телевизионной Ольгой Б.), а иногда, что греха таить, даже превосходят их.

Ни мои рассказы о просторных, набитых дорогой аппаратурой студиях, где не то, что яблоку негде упасть, но и человеку, порой, присесть негде, ни парадные портреты А.А.В. с французским орденом на груди, которые я пачками раздавал во время перерыва, и даже ни календари на 2011-й год с сотрудницами-победительницами конкурса «Мокрая майка», проведенного на Болотной площади при большом стечении либеральной общественности, не смогли впечатлить акул западного радиоэфира.
Все это у них или было, или есть, или будет (о чем говорить, даже евроремонт у них почти в каждом офисе).

Но доконал я их, все-таки, тремя вещами.

Каждодневно маясь в своем пластмассово-стеклянно-алюминиевом мирке на набивших оскомину кожаных креслах, они и представить себе не могли, что в кабинете Венедиктова стоит антикварная мебель (SIC!).
В других помещениях, ясный пень, мебель тоже, конечно, не новая, но у шефа она реально прошлого века! Типа, музейная, блин. Такую в их лондонах-нью-йорках ни за какие бабки не сыщешь.

Второй хук я им нанес, когда разъяснил коллегам, надменно взирающим из своих панорамных аквариумных окон на роскошные «view»’и близлежащих манхеттенов и пикадиллей, что самые фантастические виды Нового Арбата и красивейших уголков столицы аккурат из нашего мужского редакционного туалета.
(Очень надеюсь, что и из женского тоже шикарный вид, но я там, увы, не был. А я даже в деталях и мелочах врать не приучен).

Ну, а когда ребята узнали, что у нас на первом этаже свой придворный оперный театр, то они, мягко говоря, просто о*ели!
И стоя, провожали меня бурными несмолкающими аплодисментами.

...А вы говорите, зачем это Сколкову гольф-поля…
14 августа 2010

Предлагаю

Полностью поддерживая и одобряя своевременную инициативу господина Бойко-Великого по введению православных норм для работников вверенного ему молочно-кефирного производства, предлагаю распространить это важное начинание и на все другие религиозные конфессии страны.

В частности, для начала сделать, например, в обязательном порядке обрезание всем работникам «Альфа-Групп». Мелочь, конечно, но убежден: Михаилу Фридману это будет приятно.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире