13:55 , 07 августа 2018

Восточно-европейский экспресс. Или куда едет Восточная Европа

Эти мысли родились у меня в ходе автомобильного путешествия (с женой отмечали 45 лет наших отношений) по маршруту: Москва — Варна. Четыре дня дороги, 3250 километров по дорогам России, Белоруссии, Польши, Словакии, Венгрии, Сербии и, конечно, Болгарии. Наконец, мы на побережье, семья в сборе, можно рассказывать. Итак, экспрессом по Восточной Европе. По тому, что еще 30 лет назад называлось «социалистическим лагерем».

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. ВОРОТА В ЕВРОПУ.

До Белоруссии мы добрались без особых приключений и достаточно быстро. Немного утомляла программа «Стрелка», задолбавшая нас громкими предупреждениями о бесчисленных «подлянках» на трассе: камерах, засадах (их было не очень много), видео контроле и других ограничениях.

По-моему, в погоне за штрафами и наказаниями водителей власти России (ГАИ ГИБДД) давно сошли с ума: нигде в мире нет ничего подобного, наставленного и спрятанного где надо, а чаще где не надо: я лично объездил за рулем пол-света, но такого автомаразма даже близко не встречал.

Вот почему наши трассы самые загруженные и самые медленные. Наименьшее из ограничений в Европе на трассах нам встречалось только 110 (уже не помню даже где), а вообще — везде не менее 130 и даже 140 км/час. При этом камер на скорость практически (как и местных ГАИ-шников) почти нет.

Белоруссия произвела на нас впечатление более чистой и ухоженной страны в сравнении с Россией. Обрабатываемые поля до самого горизонта, тысячи аккуратных белых рулонов соломы, выкошенные обочины и поляны, чистые леса и вообще все чистое, как в Европе.

Хорошие стоянки для большегрузов, понятная разметка, домики с аккуратными фасадами и заборами. Никаких видимых следов разрухи и бардака, типичных для российской глубинки. Даже там, где бедненько, все равно чисто и ухожено. Все вроде бы похоже на Россию, но как-то поцивилизованнее, по-западнее. Даже программа «Стрелка», и та замолчала: видимо, призадумалась о своем бесцеремонном поведении.

В ходе поездки по Белоруссии я пришел к 2-м мыслям, до этого мою голову не посещавшим:

1) Белоруссия раньше нас станет Европой, она к этому ментально больше готова. Как только там сменится (реформируется) власть, белоруссы двинутся в ЕС семимильными шагами, не ходи к гадалке. Не захотят они оставаться вместе с Россией в прошлом веке, где главным смыслом являются непонятные и архаические «духовные скрепы», имперские понты и всякая средневековая азиатчина (в худшем смысле этого слова). Вопрос европеизации наших соседей — это вопрос только времени, и, поверьте, не очень большого;

2) батька Лука может выпендриваться в отношениях с Россией столько, сколько захочет: Белоруссия сегодня — это открытые ворота России в Европу. Не окно, не форточка или узкий лаз — а широко распахнутые ворота, через которые в ничего не производящую (кроме нефти и газа) Россию идут десятки миллионов тонн грузов: часы, трусы, продукты питания, лекарства, одежда, обувь. Если ворота даже чуть прикроются, сократившийся поток никакие окна и форточки России не компенсируют. Так что нам с белорусами нужно очень сильно дружить. Ради наших же собственных интересов и благ.

И еще: из экскурсий нам удалось посетить Несвижский замок под Минском, средневековую резиденцию литовского князя, гетмана Радзивилла. Прекрасный исторический и архитектурный ансамбль, всем советую. Там вы очень четко поймете, что у белоруссов история не только с Россией связана. Дух Европы, ее культура и история витают там в полный рост. Так что пока не поздно, подумайте о белорусском гражданстве: вдруг пригодится!

КАК НАДО ПОДНИМАТЬСЯ С КОЛЕН. День второй.

Первая «заграница», куда мы въехали уже поздно вечером, была Польша. Правда, на границе к нас отобрали всю еду: запеченную курицу, кусок салями и прочее. Я успел «спасти» немного сырников и бутылку кефира. Особенно было жалко выбрасывать швейцарский сыр в упаковке. Его «спасти» просто не хватило времени и места в желудке: поляки на границе безжалостно лишают Вас всего съестного, что обнаружат в вашей машине. Ну, да ладно, случаются потери и посерьезнее.

Я уже пару раз путешествовал по этой стране, и каждый раз она становится все краше и краше. Просто невооруженным глазом видно, как нация настойчиво и усердно приводит страну в порядок: красивые дома с одинаковыми черепичными крышами, почти возле каждого — ландшафтный дизайн; такие дома повсюду, их тысячи. Выстриженные «альпийские» лужайки и полянки, красивые хвойники и цветники.

Больших дорог (современных трасс) в Польше пока маловато, но их везде строят. А старые, небольшие — ухожены и прекрасно размечены, с островками безопасности и удобными разъездами. Много уличных фонарей, предупреждающих (мигающих) светофоров на переходах, понятная логика дорожных знаков.

Но будьте осторожны: в местных чистеньких и симпатичных лесах кипит жизнь: только за первый вечер нам под колеса стремглав бросилась рыжая лиса (успела-таки перебежать дорогу), «самоубийством» пытался «покончить» лесной заяц, жизнь которому спасла моя неплохая водительская реакция. После этого скорость пришлось еще сбросить во избежание встреч с такими недисциплинированными «пешеходами» на четырех лапах.

Выводы: Польша становится благоустроенной, чистой и красивой Европой. И не только красивой, но и развитой: мы видели множество заводов, промплошадок, современных центров и складов. Все работает как часы, любо-дорого посмотреть, а порядка и чистоты в разы больше, чем даже у соседки-Белоруссии. Даже не ожидал, что поляки такие труженики и молодцы. Ей Богу, им есть чем гордиться.

В Польше в этот раз мы ночевали в Люблине. Прекрасный город, исторический, красивый. Можно часами ходить и любоваться его архитектурой, историей, а также современными площадями с фонтанами. И наслаждаться воздухом свободы. Его в Европе чувствуешь буквально во всем: в улыбках прохожих и манере общения; в радостных криках детворы, освоивших городские фонтаны, в уличных художниках и музыкантах, привычно занимающих свои места на площадях и парках.

Никаких тебе идиотских запретов, раздраженных окриков, полицейских патрулей на каждом шагу, мигалок-матюгалок, металлических цепей, барьеров, перекрытий улиц у зданий органов власти и управления.

Да, и про машины: езди себе без проблем: везде в туристических местах — куча недорогих парковок, никаких придирок к мелким нарушениям ПДД (можно даже на глазах ГАИ): наоборот, если ошибся, запутался, еще и помогут, движение остановят, дорогу подскажут.

Словом, не полицейские как будто, а няньки для приезжих. За три с лишним тысячи км. меня остановили только раз (ночью) на границе: проверяли у всех виньетки. Как только увидели «квитанцию» , тут же пожелали счастливой дороги, не спрашивая ничего более. Просто представьте встречу с нашим «ночным дозором» — заставят выложить все документы. И это еще в лучшем случае. Так что Польша произвела на нас большое впечатление.

Продолжение следует.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире