18:57 , 20 декабря 2013

Отмену мобильного рабства оценят гастарбайтеры и граждане с низкими доходами

В России с 1 декабря 2013 года действует принцип MNP, дающий возможность абонентам сохранить свой номер мобильного телефона при смене сотового оператора. Фактически это означает, что мобильный номер перестал быть собственностью оператора. Для смены оператора абоненту необходимо всего лишь прийти в офис выбранной им новой компании и написать соответствующее заявление. Стоит услуга не более 100 руб. Несмотря на то, что до 14 апреля 2014 года услуга по переносу мобильного номера предоставляется в тестовом режиме с рядом ограничений, в т.ч. и по срокам переноса, по словам министра связи РФ Николая Никифорова, ею успело воспользоваться более 10 тыс. человек. По его же прогнозам, после завершения тестирования спрос на услугу возрастет в несколько раз и количество перенесенных номеров по итогам 2014 года составит до 4 млн.

В этом контексте интересно посмотреть на развитие ситуации в отрасли и сделать предположения, к чему же в итоге приведет процесс массового переноса мобильных номеров.

Одними из первых на отмену «мобильного рабства» отреагировали несколько достаточно крупных операторов фиксированной и магистральной связи, заявив об активном развитии услуг мобильной связи, которой они ранее не занимались. Например, руководство Таттелекома заявило, что компания вступает в борьбу за 6,3-милионный рынок Татарстана с «большой тройкой». В ближайшее время планируется достичь паритета по абонентской базе с основными игроками региона, что подразумевает значительные инвестиции в инфраструктуру. Еще один крупный оператор связи — МТТ планирует с апреля 2014 года начать оказание услуг мобильной связи в формате виртуального оператора (MNVO) (предположительно, в сети МТС) и сделать своей основной целевой аудиторией мигрантов из Средней Азии. Подобное взаимодействие подразумевает использование инфраструктуры стороннего оператора, но услуги будут оказываться под собственным брендом. По слухам, воспользоваться MNVO хочет и Транстелеком, который еще несколько лет назад оценивал возможность MNVO на основе сети одного из представителей «большой тройки».

На мой взгляд, выход новых операторов на уже устоявшийся рынок мобильной связи связан с их пониманием того, что остается незанятой огромная ниша бюджетной сотовой связи. По данным недавнего исследования холдинга Ромир, более 54% опрошенных не против сменить оператора, так как считают, что слишком много платят за связь. Действительно, в 3-м квартале 2013 года выручка с одного мобильного абонента в месяц по «большой тройке» в РФ составила 320-357 руб. Для сравнения: у сотовых дискаунтеров, к которым относятся Теле2 Россия и Ростелеком, она равнялась 233-239 руб., а у небольших региональных операторов была еще меньше. Самое интересное, что доля рынка сотовых дискаунтеров, исходя из абонентской базы, не превышает 16%, а «большая тройка» занимает на нем 82%. Логично предположить, что значительная часть недовольных абонентов уйдет к дискаунтерам, привлеченная дешевизной. Способствовать этому процессу будет явное нежелание операторов «большой тройки» снижать цены. Несмотря на угрозу оттока абонентской базы, в 2013 году впервые за десять лет средняя цена минуты услуг российских сотовых операторов за год выросла на 0,5 копейки, до 1,045 рубля, в основном за счет трех крупнейших игроков рынка.

Таким образом, учитывая нынешние тенденции, я предполагаю, что сотовые дискаунтеры, в том числе MVNO, в долгосрочной перспективе смогут занять до 25-30% рынка по абонентской базе, потеснив «большую тройку». Если говорить о влиянии на стоимость мобильной связи, то даже с учетом инфляции еще есть потенциал снижения среднерыночной месячной стоимости услуг примерно 20% от нынешних уровней. Причем, судя по всему, причиной этого станет не снижение цен «большой тройкой», а постепенная потеря ею доли рынка.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире