«А о Гра­ни­не боль­ше не бу­дут го­во­рить: «это тот, кто на­пи­сал та­кие-то кни­ги», а — «это тот, кто по­гу­бил Брод­ско­го».

А. Ахматова

Я посвящаю этот пост Гранину, которому вчера вручили премию «Большая книга» за роман «Мой лейтенант», в котором описывается грязная и нелицеприятная сторона ВОВ (со слов престарелого автора, который все утро не сходил с экранов государственных СМИ)

У нас много в последнее время говорят о несостоявшейся люстрации гэбистов, ошибках 90-х, до конца не уничтоженном культе Сталина и его популярности в настоящее время, да и о многом другом, что связано с адекватной оценкой прошлого.

Так вот напоминаю, для того, что бы никто никогда этого не забыл, а кто не знал, узнал об этом.

14 февраля 1960 г. Иосиф Брод­ский на «тур­ни­ре по­этов» в ДК им. Горь­ко­го про­чи­тал стихотво­ре­ние «Ев­рей­ское клад­би­ще око­ло Ле­нин­гра­да» (1958) После скан­дала, Брод­ский был об­ви­нён в на­ци­о­на­лиз­ме (и на два го­да ему за­пре­ти­ли пуб­лич­ные вы­ступ­ле­ния), а Гра­нин (член КПСС с 1942 г.) как пред­се­да­тель ко­мис­сии по ра­бо­те с мо­ло­ды­ми ав­то­ра­ми получил пар­тий­ный вы­го­вор. Гранин на долго запомнил этот виток судьбы гения, повлиявший и на его судьбу.

Про­то­кол № 21 за­се­да­ния Се­к­ре­та­ри­а­та Лен. Отд. Со­ю­за пи­са­те­лей РСФСР сов­местно c чле­нами Парт­бю­ро ЛО СП от 17 де­ка­б­ря 1963 г.

«В ка­те­го­ри­че­с­кой фор­ме со­гла­сить­ся с мне­ни­ем про­ку­ро­ра о пре­да­нии об­ще­ст­вен­но­му су­ду И.Брод­ско­го. Имея в ви­ду ан­ти­со­вет­ские вы­ска­зы­ва­ния Брод­ско­го и не­ко­то­рых его единомыслен­ни­ков (так! — М.З.), про­сить Про­ку­ро­ра воз­бу­дить про­тив Брод­ско­го и его «друзей» уго­лов­ное де­ло.»

Гранин

13 мар­та 1964 г со­сто­ял­ся суд над Брод­ским. Гра­нин на су­де не был, хотя он должен был быть, он во­об­ще ис­чез из Ле­нин­гра­да, при­чём на не­сколь­ко дней. Причина исчезновения очевидна, ходя бы по тому, что он был вынужден про­пу­с­тить и пре­мье­ру спек­так­ля в театре им. Ко­мис­сар­жев­ской «Иду на гро­зу» по его Роману, которая по иронии судьбы состоялась на следующий день после суда.

Иосиф Бродский был приговорён к максимально возможному по указу о «тунеядстве» наказанию — пяти годам принудительного труда в отдалённой местности. Он был сослан в Коношский район Архангельской области и поселился в деревне Норенская.

За­се­да­ния, по­свя­щён­ные трав­ле Ад­мо­ни, Гру­ди­ни­ной и Эт­кин­да 26 марта 1964 г.

«<...> По­ли­ти­че­с­кое ли­цо Брод­ско­го бы­ло нам из­ве­ст­но. Я знаю, что он пред­став­лял собою два го­да то­му на­зад. Сей­час то­же не убеж­дён в том, что он стал ду­мать по-дру­го­му. Я бы лич­но ска­зал, что его с бо­лее чи­с­той со­ве­с­тью на­до бы­ло су­дить по по­ли­ти­че­с­кой ста­тье, чем за ту­не­яд­ст­во. Но это де­ло не мо­ей ком­пе­тен­ции»

п. 1 Протокола Решения 1. Осу­дить по­ве­де­ние чле­нов СП: Ад­мо­ни, Гру­ди­ни­ной и Эткинда, вы­ра­зив­ше­е­ся в не­об­ду­ман­ной за­щи­те ту­не­яд­ца Брод­ско­го. (еди­но­глас­но).

Гранин

4 июня 1972 Иосиф Бродский после многолетних гонений фактически принудительно покинул Родину, на которую так больше никогда и не вернулся.

28 января 1996 г. безусловный Гений русской литературы, Великий поэт Иосиф Бродский скончался от инфаркта в Нью-Йорке.

27 ноября 2012 г. Гранин получил премию «Большая книга»

Никто не забыт и ничто не забыто…


Комментарии

61

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

chura24 28 ноября 2012 | 11:00

«это тот, кто по­гу­бил Брод­ско­го». Становление Бродского как поэта и философа, так же как и Нобелевская премия, не могли бы состояться без тех испытаний, которые ему предоставила судьба и к которым (как Вы показываете) имел отношение Д. Гранин. И Гранин, и Бродский - фигуры масштабные, сложные и неоднозначные. Не нам их судить.


gratispb 28 ноября 2012 | 11:02

если вы думаете, что сказанная вами ерунда удостоится премии "Много лайков", потому что вы оставили комент первым, вы глубоко заблуждаетесь, при чем видимо по жизни.


chura24 28 ноября 2012 | 11:15

Я написал то, что думаю по существу вопроса. А вот ваш пост не по существу. С такими постами - вы лишний здесь. Собирайте ваши лайки в другом месте.


gratispb 28 ноября 2012 | 11:17

вы просто очень глупый человек, ну это по существу, но это не ваш недостаток, это ваше наказание


28 ноября 2012 | 12:03

Зачем России "бродские"?
От них простой народ гибнет.


y_kovalenko Юрий Коваленко 28 ноября 2012 | 12:45

Судя по этому комментарию, "народ" бессмертен!


puteshestvennik 28 ноября 2012 | 13:21

Ничего, не расстраивайтесь. Этот "простой народ" и Пушкина с Лермонтовым за пределами школьной программы не открывал, а Бродском судит только по окончанию фамилии. Такое убожество можно только пожалеть - не стоит обижаться.


28 ноября 2012 | 13:55

Какая прибыль России с "бродских"?
Одни хлеб растят, другие сталь выплавляют, третьи дома строят, а эти заумники пишут карандашиком, бездельники, и еще смеют поучать тех, за чей счет они существуют.


28 ноября 2012 | 14:41

Зачем вам пища для ума(которого нет) и для души (которой Господь лишил) - вы ведь не люди, а всего лишь человекообразные. Человекообразным ни Пушкин с Лермонтовым, ни Толстой с Чайковским не нужны,но и эти выродки человечеству не нужны - хуже сорняка на полях колосящейся пшеницы - выполоть и сжечь.


y_kovalenko Юрий Коваленко 02 декабря 2012 | 13:00

"Э, барин, так и я пою. А делаешь-то ты что?" (извозчик - Ф.Шаляпину. Этот тип с русского марша - точно потомок того извозчика).


02 декабря 2012 | 03:21

Действительно,до сих пор живой. А Меркулову по поводу статейки ничего хорошего я бы не сказал.


adept67 28 ноября 2012 | 12:55

Зачем полемизировать с адептами дантеса!Копни современную "элиту",там из шкафа столько скелетов вывалится - пирамида до неба взметнётся!


y_kovalenko Юрий Коваленко 02 декабря 2012 | 13:03

Судя по последнему высказыванию, оно вполне (и с бОльшим основанием) может быть обращено к его автору. И поработайте над правописанием - оно у вас, мягко говоря, несовершенно!


28 ноября 2012 | 11:37

Хорошо, что Вы напомнили о деле Бродского


nevermore 28 ноября 2012 | 12:09

Если уж вы позволяете себе такое высокомерие к оппонентам, то позвольте вам сообщить, что писать посты нужно без орфографических ошибок: "Так вот напоминаю, для того, что бы никто никогда этого не забыл". "Чтобы" пишется вместе.


g4s17 28 ноября 2012 | 11:47

Судить нет права ни у кого. Но у каждого есть право оценить для себя личность, событие.
Гранин, продукт совка, сам совок, всегда за, всегда готов. Мерзкий тип, не личность, подстилка под режим (ему даже не важно под какой).
Это моя оценка этого "творца"...


28 ноября 2012 | 12:05

Вы просто завидуете его таланту.
Гранин - РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ.


uksare_take2 28 ноября 2012 | 12:22

Ой, да ладно... Не так давно Вам разрешили-то считать его талантливым русским писателем.


g4s17 28 ноября 2012 | 13:23

Сума сошел или бредишь? Кто он что бы я ему завидовал?
Попытка его защиты на основании что он "русский" такая же жалкая как твое определение от чего "простой народ гибнет".


sibog 28 ноября 2012 | 13:32

а что для Вас первично-РУССКИЙ или ПИСАТЕЛЬ? Его талант не дает права ломать судьбу другому ПИСАТЕЛЮ, пусть даже и НЕРУССКОМУ.


g4s17 28 ноября 2012 | 13:34

А знаешь, организм с символикой русского марша для меня персона нон грата.
В смысле тошнит меня...


28 ноября 2012 | 13:53

Значит ты против свободы.


g4s17 28 ноября 2012 | 14:06

Нет я за свободу, за свободу от быдла прежде всего.


laramils 28 ноября 2012 | 12:20

Эта премия Гранину очень хорошо вписывается в контекст всего, что происходит в России. Добро пожаловать назад в Будушее! Маразм крепчает, мракобесы на марше... Вновь, как в совке, позоримся на весь мир. Ээ-эх! Спасибо автору за напоминание: это важно.


svcher 28 ноября 2012 | 13:06

Може это Вам покажется странным, но и Бродский продукт "совка". У "совка" очень много разнообразных "продуктов". Впрочем как у любого другого режима.


g4s17 28 ноября 2012 | 13:30

Что то Вы как то неопределенно...
Так можно до чего угодно до определятся. Есть прецеденты: это не он убил, это асфальт на который потерпевший упал...


svcher 28 ноября 2012 | 13:38

А в чем неопределенность?
И при чем здесь, как я понимаю, Мирзаев?
Мне не нравятся ярлыки- продук "совка". Бродский, между прочим, тоже не в заграничных Европах родился и рос.
У нас пока еще полстраны-продукты "совка".


g4s17 28 ноября 2012 | 13:58

Вам объяснить что такое продукт совка: организм с идеологизированной психикой и моделью поведения. Не надо всех определять по месту и времени рождения. Совок это шаблон жизни во всем: поведении, воспитании, взглядах, отношению к окружающим. Если Вы думаете что в ссср жили одни комсомольцы, сотрудники органов, строители "светлого будущего", то Вы заблуждаетесь. Основное отличие того кто в состоянии думать от совка в том что он оценивает что либо не по параметрам: отечественное - заграничное, свой - чужой, русский - не русский. Сейчас есть тенденция оправдать любую грязь, мерзость, тупость тем что это наше, родное, отечественное. Это и есть совок...
Я не призываю поливать все грязью, но и загребать в уголок, прикрывать тряпочкой эту грязь тоже не буду. Мне не надо правды, не надо оправданий, есть факты, они сами говорят за себя. И судя по тем фактам которые известны мне, я для себя сделал оценку: советская россия - мерзкое явление и для меня люди с заточкой сознания под этот совдеп такая же мерзость.


svcher 28 ноября 2012 | 14:32

Вы когда даете чему то определение, все таки пишите "по моему мнению". Все таки так объективнее.
Я считаю, что эпоха, как ее не назови и какое не имей к ней отношение, имеет тенденцию производить на свет как плохое (по мнению большинства или согласно текущим тенденциям в обществе) так и хорошее.


g4s17 28 ноября 2012 | 15:41

Так я и пишу по моему мнению: совок - зараза, зараза которую нужно уничтожить.


28 ноября 2012 | 12:07

Я вот подумал - какому бы испытанию надо бы вас подвергнуть, чтобы вам состояться...


puteshestvennik 28 ноября 2012 | 13:18

А кому? Суд собирать специальный? Мерзость сделанная человеком талантливым по-моему становится только мерзее от этого.


shevgen2 Виктор Шавалеев 28 ноября 2012 | 11:02

А мне кажется, что не было бы гонений, не было бы и Великого поэта. Эмпирически как-то так складывается.


alexsan_der 28 ноября 2012 | 11:05

/А мне кажется, что не было бы гонений, не было бы и Великого поэта. Эмпирически как-то так складывается./
Надо современных поэтов-писателей погонять, а то читать невозможно.


28 ноября 2012 | 11:36

А заодно всех читателей прогнать через тюрьмы - а то все жалуются - молодежь мало читает, покупают макулатуру а не классику.
А если серьезно. Незаконно полученные наказания впрок не идут


laramils 28 ноября 2012 | 12:26

Кстати, хороших современных поэтов хватает. С прозой послабее, но отдельные вещи - супер. Много хороших переводов, хотя целый корпус того, что перевести НЕОБХОДИМО, не переводят почему-то.


y_kovalenko Юрий Коваленко 28 ноября 2012 | 12:46

При этом совсем не обязательно быть во первЫх числАх гонителей!


28 ноября 2012 | 14:32

Дело прошлое, да и сослали И.Бродского не в какую то забытую богом "Сибирь", а в просвещенную "заграницу".
Кстати, товариш Автор сей заметки неизвестно как бы Вы себя вели в той ситуации, а то желающих кричать правду обличать и уничтожать режим СЕЙЧАС полно, особенно когда Вам это ничего не стоит, с Вами ничего не будет. Вы же не Анна Андреевна, которая говорила это именно тогда, когда было опасно. Даниилу Александровичу уже за 90 и пинать его ничего не стоит.
Ложка всё-таки дорога к обеду.


shevgen2 Виктор Шавалеев 28 ноября 2012 | 14:44

Полностью с Вами согласен. Что светило Бродскому в СССР с семью классами образования? Да ничего, вообще ничего. Вот и получилось, что школу жизни он прошёл здесь, а право называться поэтом там.


02 декабря 2012 | 03:30

так "товарищ автор",таки,обличает.в нонешних условиях.


28 ноября 2012 | 11:05

Для сравнения: вот как вспоминает о своем детстве Иосиф Бродский в эссе «Полторы комнаты»: «следовало считать, что нам повезло , мы втроем оказались в помещении общей площадью 40 м2» («Новый мир», 1995, № 2). Здесь, как и во всем тексте, автор демонстрирует свои национальные комплексы и вполне определенный расчет: подтвердить миф об антисемитизме в СССР, который чаще всего – по известной традиции – именуется Россией. Эссе Бродского стоит в первом ряду самых русофобских, самых вульгарно-примитивных сочинений о России и русских.

Об антисемитизме более откровенно говорится страницей ранее: «Поэтому следовало полагать, что нам повезло, если учесть к тому же, что мы – евреи». Без всяких многозначительных оговорок («следовало полагать», «следовало считать» и т.д.) Бродским действительно повезло: после войны бóльшая часть советских людей, миллионы русских не имели ни полных семей, ни таких жилищных условий.

Еще более показательно, что вынес из своего коммунального детства и юности будущий классик еврейской литературы. «Полторы комнаты» способствовали формированию «онтологического» подхода к человеку, ибо такая квартира, по Бродскому, «обнажает основы существования: разрушает любые иллюзии относительно человеческой природы. По тому, кто как пернул, ты можешь опознать засевшего в клозете, тебе известно, что у него (у нее) на ужин, а также на завтрак. Ты знаешь звуки, которые они издают в постели, и когда у женщин менструация».

До такого «физиологического» выражения «основ существования» человека, до таких специфических подробностей, столь характерных для многих русскоязычных авторов, крестьянский сын Михаил Лобанов не опускается. Их нет и в принципе быть не может: они не в традициях русской классики, национального сознания.

В духовной автобиографии Лобанова есть детали иного плана: «Тогда я не знал (об этом мне рассказала мама уже спустя десятилетия), что семье с кучей детей предлагали большой дом, но бабушка запретила дочери поселиться в нем, потому что считала грехом жить в доме, который отобрали в свое время у раскулаченного». Видимо, 300 тысяч евреев, которые, по свидетельству В.Кожинова, в 20-30-е годы переселились в квартиры «раскулаченных» в Москве, такими вопросами не задавались, и совесть их не мучила. Они, подобно одесским писателям (Ю.Олеше, Э.Багрицкому и другим), прибыли, по словам В.Катаева, для «завоевания Москвы»…

юрий павлов


katz_a_p 28 ноября 2012 | 11:14

Copy - Paste - великая вещь, избавляет от необходимости набирать своими руками текст и вникать в смысл написанного.
Полная ахинея.


y_kovalenko Юрий Коваленко 28 ноября 2012 | 12:49

Полное саморазоблачение! Сам, судя по всему, ханжа и на щит поднимает ханжей...


02 декабря 2012 | 03:59

Помнится,некий Кузмин,тоже, повидимому,"герой вашего романа" в "Молодой Гвардии" повествовал о ленинградской поэтессе,в семью которой при её жизни он был вхож.Так лейтмотивом своего опуса он обозначил её пристрстастие к горячительному. И ещё - просто к слову - был у Кузмина такой вопрос: почему А.Вознесенский со товарищи хлопочет о создании музея-квартиры Пастернака,который жил дома,но никто не хлопочет по поводу музея Ниеколая Клюева,погибщего в Гулаге. Объяснять,что я имею ввиду этими строками,думаю,не нужно.


y_kovalenko Юрий Коваленко 02 декабря 2012 | 13:08

Ссылка на Кожинова - достойный заключительный аккорд очередного пасквиля. Но почему на "протоколы сионских мудрецов" нет ссылки?


28 ноября 2012 | 11:09

Ахматова - дама мегаэкзальтированная, поэт - по другому не скажешь, в мужском роде. Если это Гранин ТАК способствовал получению нобелевки и профессорству в университетах США - поставить (потом) бюст Писателя на родине Поэта- и вся недолгА.


28 ноября 2012 | 11:32

Популярность палача и серийного убицы тов.Сталина может быть только у Бомжей (их как минимум 3 процента в любом государстве),генетических серийных убийц,а всё остальное примитивная на уровне дыбилизма коммунистическая статистика и пропаганда,типа для идиотов мол и так сойдёт.


wredny 28 ноября 2012 | 11:52

Ахматовой можно простить всё, любое высказывание о любом человеке. С высоты своего положения она судит. С какой кочки судит Станислав Меркулов публицистист тоже понятно.
//Никто не забыт и ничто не забыто// Ещё только тиснул, а уже можно и забыть. Да и забылось.


02 декабря 2012 | 03:38

Сейчас поймал себя на мысли - не знаю кто Гранин по национальности.


kukumaku 28 ноября 2012 | 11:59

\\Учёный, сверстник Галилея,
Был Галилея не глупее.
Он знал, что вертится Земля!
Но у него была семья...\\
Евтушенко


dio_genes Роман Маматов 28 ноября 2012 | 12:38

Я памятник воздвиг себе иной!

К постыдному столетию - спиной.
К любви своей потерянной - лицом.
И грудь - велосипедным колесом.
А ягодицы - к морю полуправд.

Какой ни окружай меня ландшафт,
чего бы ни пришлось мне извинять, -
я облик свой не стану изменять.
Мне высота и поза та мила.
Меня туда усталось вознесла.

Ты, Муза, не вини меня за то.
Рассудок мой теперь, как решето,
а не богами налитый сосуд.
Пускай меня низвергнут и снесут,
пускай в самоуправстве обвинят,
пускай меня разрушат, расчленят, -

в стране большой, на радость детворе
из гипсового бюста во дворе
сквозь белые незрячие глаза
струёй воды ударю в небеса.
1962


caballero 28 ноября 2012 | 13:17

Просто вспомнилось и улыбнуло:
---------------------------------------------------------------------------------------
Шли мы откуда-то с Бродским. Был поздний вечер. Спустились в метро - закрыто. Чугунная решетка от земли до потолка. А за решеткой прогуливается милиционер. Иосиф подошел ближе. Затем довольно громко крикнул:
"Э?"
Милиционер насторожился, обернулся.
"Дивная картина, - сказал ему Бродский, - впервые наблюдаю мента за решеткой.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Сергей Довлатов "Ремесло"


alnik 28 ноября 2012 | 13:33

Вот так же в конце 80-х-начале 90-х всплыла фамилия следователя НКВД Хвата - мерзавца, ведшего "дело", пытавшего и, фактически уничтожившего великого ученого, гордости российской науки Н.Вавилова. Оказалось, что к концу КПСС Хват стал уже "большим" ученым и зам.руководителя Института Комплексного Изучения Земных Недр, расположенного совсем рядом с Лефортовской тюрьмой - по старой, т.с. памяти. Так вот тогда поднялся такой вой сослуживцев в защиту этого мерзавца, такие коллективные письма в защиту, что нынче любой правозащитник позавидовал бы. Похожий случай - во-первых, могут ли последующие научные (художественные) заслуги оправдать гестаповца (кстати, в т.ч. Вернера фон Брауна у американцев), во-вторых, должно ли учитываться положительное мнение о гестаповце сослуживцев и просто подъедавшихся, пусть даже в других отделах РСХА.
Вот Евтушенко велик уже тем, что сказал пророчески, что пока жив хоть один сталинист, успокаиваться нельзя. Ядовитые зубы дракона вновь проросли и после XX съезда во времена глумления над Пастернаком, Бродским, Сахаровым, и, тем более нынче - во времена чекистов, узурпировавших власть!


28 ноября 2012 | 18:22

.......................................уважаемый! Фон Браун, во первых не гестаповец , а носил СС овские погоны и на этом все его участие в сс кончалось. Он никогда не участвовал в пытках и расстрелах. Наши ракетчики однако состояли в кпСС, которая была организатором ГУЛАГА в России. В остальном с Вами согласен.


caballero 28 ноября 2012 | 13:48

Бродский создал неслыханную модель поведения. Он жил не в пролетарском государстве, а в монастыре собственного духа.
Он не боролся с режимом. Он его не замечал. И даже нетвердо знал о его существовании.
Его неосведомленность в области советской жизни казалась притворной. Например, он был уверен, что Дзержинский - жив. И что "Коминтерн" – название музыкального ансамбля. Он не узнавал членов Политбюро ЦК. Когда на фасаде его дома укрепили шестиметровый портрет Мжаванадзе, Бродский сказал:
- Кто это? Похож на Уильяма Блэйка...
Своим поведением Бродский нарушал какую-то чрезвычайно важную установку. И его сослали в Архангельскую губернию.
Советская власть - обидчивая дама. Худо тому, кто ее оскорбляет. Но гораздо хуже тому, кто ее игнорирует...
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Сергей Довлатов "Ремесло"


caballero 28 ноября 2012 | 14:04

Лучшей характеристики личности Гранина, чем у Довлатова, не найти...
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Классик нашей литературы Гранин тоже их (сочинения) прочел. Затем пригласил меня на дачу. Мы беседовали возле кухонной плиты.
- Неплохо, - повторял Даниил Александрович, листая мою рукопись, - неплохо...
За стеной раздавались шаги.
Гранин задумался, потом сказал:
- Только все это не для печати.
Я говорю:
- Может быть. Я не знаю, где советские писатели черпают темы. Все кругом не для печати...
Гранин сказал:
- Вы преувеличиваете. Литератор должен публиковаться. Разумеется, не в ущерб своему таланту. Есть такая щель между совестью и подлостью. В эту щель необходимо проникнуть. Я набрался храбрости и сказал:
- Мне кажется, рядом с этой щелью волчий капкан установлен.
Наступила тягостная пауза. Я попрощался и вышел.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Сергей Довлатов "Ремесло"


kuznethik2009 28 ноября 2012 | 14:56

Спасибо за Довлатова!!!


28 ноября 2012 | 14:49

вот оно как даже...открываются лица, спасибо за пост)


28 ноября 2012 | 15:44

Больше всего умиляет в этих старичках почтенного возраста типа Гранина, Познера их
желание прислуживать власти, от которой они в силу опять же возраста и авторитета практически не зависят. Вроде бы и бояться поздно, ан нет, боятся. Было бы грустно, но
жили Стругацкий, Астафьев и много других.


02 декабря 2012 | 00:41

Да ладно..- все мы козлим(, даже самые - самые, а уж "не самые.." то..!) - а вон Михалков - папа который, Пастернака загнобил в молодости, сука конешшна, тока не надо бы СЕЙЧАС судить..(


adept67 28 ноября 2012 | 12:56

Раба оправдывает его рабская психология!

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире