11:52 , 25 июня 2021

Сотни миллионов долларов на подкасты и платные подписки. Конкуренция Spotify и Apple вышла на новый уровень

На рынке подкастов в 2021 году, кажется, до предела накалилась конкуренция между основными игроками. Spotify потратил сотни миллионов долларов на эксклюзивный контент, а в ответ на запуск Apple платных подписок сделал то же самое, но без 30% комиссии. Это привело к значительному перераспределению рынка. Ко всему прочему шведский сервис получил поддержку Facebook, у которого в последнее время не ладились отношения с Apple.

Apple можно считать одним из родоначальников подкастинга. Сам термин «подкаст» появился в 2004 году и был образован от iPod и broadcast. Хотя придумала его не корпорация, а британский журналист. Сами подкасты появились в iTunes в 2005 году, а в 2012-м были выделены в отдельное приложение. К 2018 году, когда ны рынок подкастов вышла Spotify, доля Apple в США оценивалась аналитиками eMarketer в 34%. Ожидается, что по итогам 2021 года она снизится до 23,8% (28 млн слушателей), а Spotify выйдет на первое место с 28,2 млн слушателей. eMarketer прогнозирует, что к 2023 году разрыв будет еще более значительным — аудитория подкастов Spotify вырастет до 37,5 млн, а Apple — до 28,8 млн. И причин для этого много: шведский сервис лояльнее относится к своим подписчикам и предоставляет им множество уникальных подкастов.

Темпы роста слушателей подкастов Spotify в этом году превысят 41%. Политику шведского сервиса можно назвать агрессивной: он тратит сотни миллионов долларов на развитие. За последние годы компания купила производителей подкастов Gimlet Media (200 млн $, здесь и далее — по оценкам СМИ), The Ringer (196 млн $), Anchor (140 млн $), Megaphone (235 млн $), а также сервис для поиска подкастов с использованием машинного обучения Podz (сумма сделки неизвестна). Общее число подкастов, по собственным оценкам сервиса, достигло 2,6 млн. Параллельно с этим Spotify тратит десятки миллионов долларов на эксклюзивное право на подкасты известных личностей: Джо Рогана (100 млн $) принца Гарри и Меган Маркл (25 млн $), Александры Купер (20 млн $), а также Мишель Обамы и Ким Кардашьян Уэст. Кроме этого, Spotify подписала соглашение с WarnerMedia на серию подкастов DC Comics.

Apple также стала больше обращать внимание на приложение «Подкаст». В апреле Тим Кук объявил о его обновлении, а также о планах компании ввести платные подписки. Комиссия корпорации составляет 30% в первый год и 15% — через год. Подписка позволяет убрать рекламу, открыть доступ к дополнительному или эксклюзивному контенту. Спустя неделю после этого о намерении запустить платные подписки заявила и Spotify. Шведской компании даже удалось опередить американскую с появлением этой функции — Apple в итоге отложила запуск до июня. Условия Spotify намного лояльнее — у сервиса в первые годы не будет комиссии, а с 2023 года она составит 5%.

Что же с остальными конкурентами? Хотя Alphabet и не мелькает в новостях о подкастах, она занимает значительную долю рынка: в 2020 году в США на YouTube приходилось 16%, а на Google Podcasts — 6%. Свою долю на рынке хотят завоевать и другие игроки. Amazon в конце 2020 года купила одного из последних крупных независимых производителей подкастов Wondery, который станет частью Amazon Music. Другой технологический гигант Twitter купил приложение для подкастов Breaker.

Facebook также обратил внимание на подкасты. Во-первых, корпорация расширила партнерство со Spotify и внедрила в соцсеть мини-плеер шведского сервиса для прослушивания подкастов и музыки. Во-вторых, она запустила собственный сервис «Подкасты». Он позволяет транслировать шоу с других источников в соцсеть с помощью общедоступных RSS-каналов. Facebook возлагает надежды на сервис — к нему уже подключились больше 170 создателей контента. Для компании это хороший способ удержать свою аудиторию — пользователи будут дольше сидеть в ленте новостей и открывать для себя больше рекламы.

Интерес крупных игроков к подкастам объясняется прогнозами аналитиков на этот рынок. Ожидается, что в 2021 году на рекламу в подкастах в США потратят рекордные 1,3 млрд $ — это на 41% больше, чем годом ранее. По оценке eMarketer, к 2024 году показатель превысит 1,8 млрд $. В текущем году в США подкасты слушают около 118 млн человек, аудитория выросла больше чем на 10%.

Российский рынок отличается наличием довольно большого количества локальных игроков. Среди них — «МегаФон», «Сбер» и «Яндекс». В России еще не запущены подкасты Spotify. Представители компании объясняют это тем, что российский рынок находится на этапе зарождения. Но аналитики ожидают стремительного роста. По оценке IAB Russia, объем рынка аудиорекламы в подкастах составил 160 млн руб. при 11 млн слушателях в 2020 году, ожидается, что он вырастет в два раза в 2021-м при увеличении числа слушателей до 13 млн. К 2024 году объем рекламы может составить 1,6 млрд руб. Прогнозируется, что слушать подкасты в России будут 18 млн человек.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире