gorbi_m

Михаил Горбачев

12 февраля 2016

F

Подстава — умышленное совершение дорожно-транспортного происшествия с целью вымогательства денег. По правилам дорожного движения виноват тот, кто «въехал» сзади, либо не уберег «правый бок». Этими, а также другими лазейками в правилах и пользуются бандиты на дорогах.

Часто подставщики используют такую схему: кидают пластиковую бутылку в ваш автомобиль на ходу или просто бьют кулаком по вашему зеркалу, проезжая мимо на маленькой скорости. Потом они настигают жертву, показывают знаками, что нужно остановиться. Главный их аргумент, что вы уехали с места ДТП. Противостоять сложно, но можно. Главное, разговаривать вежливо. Вы так и будете делать, потому что сразу не поймёте, что это подстава. Конечно, будет соблазн решить проблему как можно быстрей, то есть заплатить, чтобы просто поехать дальше и забыть об этом случае. Именно на это подставщики и рассчитывают! Если вы контролировали ситуацию и уверены, что контакта не было, а был просто странный звук, лучше вообще не останавливаться, когда вам начнут мигать дальним светом или поравняются с вами. Если вы остановились, что делать? Совет: из машины не выходить, на контакт не идти! Выход: решительный звонок по номеру 112!

Проблема: ваш мобильный телефон может быть заблокирован бандитами и при попытке позвонить, любой ваш звонок будет срываться и на ваш номер пойдут подставные звонки, якобы из страховой или даже из ГИБДД. Ни в коем случае не садиться к ним в машину. Выход: делать вид, что согласились оплатить ущерб, но денег с собой нет, а банковская карточка заблокирована. Никого из подставщиков не сажайте к себе в машину. Уезжайте, якобы за деньгами. Дальше, придётся действовать по обстоятельствам. Один остроумный человек советует, как только вы поняли, что это подстава, поставить машину поперёк движения, чтобы его затруднить. Скорее всего, вы этим привлечёте внимание полиции или ДПС.

Намного сложнее действовать адекватно, если подстава сыграна так, чтобы обвинить вас в том, что вы сбили пешехода. Тут ваше психологическое состояние будет на критическом уровне сильного стресса. По себе знаю, попадал в такую, желание уладить как-то без привлечения ГИБДД будет огромным. В любом случае, очень поможет «звонок другу». Я знаю много случаев, когда взволнованному звонившему с просьбой срочно одолжить денег, родственники или знакомые, выслушав сбивчивый рассказ точно ставили диагноз происходящей ситуации: «послушай, тебя разводят, — это подстава!» Никогда не идите на соблазн всё уладить на месте! Если ваш телефон не заблокирован, тут же звонок 112! Можно и блефовать, почему бы и нет? Скажите, что звоните в Управление МВД, потому что генерал А. Б. Сидоров — ваш дядя! Мой совет простой, не теряйте голову и не ведитесь. Потому что в любом случае, чтобы не произошло, сообщить по тел 112 нужно обязательно. Если этого не сделать, могут возникнуть проблемы. Не подставляйтесь и не «ведитесь»!

Казалось, бы, чего может быть проще? Но, спешить не надо! Давайте разберём по операциям эту процедуру.

1. Автомобиль для замены колеса, должен находиться на ровной поверхности. Поставьте его на «ручной» тормоз и включите первую передачу или положение «Р», если автоматическая КПП. Обозначьте место аварийной остановки включением аварийной световой сигнализации и установите знак аварийной остановки ( 15 метров от машины в населённом пункте и 30 вне его).

2. Воспользуйтесь рабочими перчатками ( они должны быть в наборе бортового инструмента). Если поверхность ровная, подложите под колесо, что по диагонали, специальный упор ( он должен быть наборе бортового инструмента). Если авто всё же на небольшом уклоне, упоры нужно положить под оба колеса в сторону уклона с противоположной стороны.

3. Ослабьте болты крепления колеса при помощи балонного ключа, но не выворачивайте болты!

4. Установите домкрат в места установки и поднимите машину.

5. Открутите ослабленные колёсные болты.

6. Снимите колесо, шина которого теряет давление. Вкрутите в отверстие одного из болтов направляющий штифт, если на машине установлены легкосплавные диски ( он должен быть в наборе бортового инструмента).

7. Установите запасное колесо или «докатку» центрируя при помощи направляющей. Вкрутите болты, убедившись, что вы используете болты правильной длинны.

8. Закрутите болты с небольшим усилием и выверните центрирующий направляющий штифт. Закрутите последний пятый болт. Уберите упор из-под колеса и штифт обратно в набор бортового инструмента.

9.Опустите автомобиль и затяните болты «крест-накрест».

10. Проследуйте до ближайшего шиномонтажа для проверки затяжки колёсных болтов (110 Nm), ремонта или замены повреждённой шины.

10 важных моментов о тонкостях пользования тормозами автомобиля.

1) Никогда не выключайте мотор на ходу. Сервоусилитель тормозов в этом случае отключается и торможение потребует больших усилий! Это нужно иметь ввиду так же при буксировке с неисправным двигателем.

2) Не включайте понижающие передачи на скользком покрытии для торможения двигателем, так как это может привести к заносу автомобиля.

3) При движении под гору включайте понижающие передачи, чтобы разгрузить тормоза. Тормозите не постоянно, а с интервалами, чтобы избежать перегрева тормозов.

4) После интенсивного торможения не останавливайтесь сразу, а прокатитесь ещё немного, чтобы тормоза охладились встречным воздухом.

5) Избегайте длительного движения, если педаль тормоза нажата даже незначительно! Это может вызвать увеличение тормозного пути или даже отказ тормозов.

6) Если вы долгое время только чуть-чуть притормаживаете, например в городском ритме движения «stop and go», их эффективность снижается. При удобном случае убедитесь в исправности тормозов экстренным торможением с приличной скорости. Тормозам вернётся их эффективность. Убедитесь, что этот манёвр пройдёт безопасно для других участников движения!

7) После длительного движения в сильный дождь, если вы не пользовались тормозами, первое торможение может показать, что эффективность тормозов снизилась и что на педаль приходится давить сильнее. Будьте к этому готовы — увеличьте дистанцию до переднего автомобиля.

8) Когда поездка по мокрой дороге подходит оканчивается, примените интенсивное торможение ( убедившись, что этот манёвр пройдёт безопасно для других участников движения). Торможение нагреет тормозные диски, они быстро высохнут и будут меньше ржаветь!

9) При движении по улицам, обработанным анти-гололёдными составами, рекомендуется время от времени осторожно притормаживать ( безопасно для других участников движения), чтобы очистить диски и колодки от слоя химикатов. Увеличьте дистанцию!

10) Новые тормозные колодки ( и диски, если они тоже менялись) после установки начинают работать как положено только через несколько сот километров пробега. Их нужно правильно прикатать чередуя плавные и резкие торможения! Смотрите инструкцию.

Правила предписывают – тормозить! Здравый смысл говорит: « Во имя спасения жизней надо пытаться объехать неожиданное препятствие, будь это человек, мотоциклист или велосипедист. АБС поможет совершить манёвр объезда даже на торможении, — это справедливо! Но, стоит ли практиковаться в «лосином тесте», когда на дороге оказался настоящий живой зверь? Я категорически против! Только тормозить! Почему? Дело в том, что «переставка», примеры которой, так часты в сегодняшней авто прессе, для неопытного водителя, скорее всего, закончится плачевно. Обычные водители, которых пригласить за руль, для получения объективной информации будут часто сбивать конуса, не так ли? Хороший урок! Встретил я недавно соседа, а он в гипсовом воротнике. Бедняга решил увернуться от крупной собаки и закончил манёвр на крыше в кювете со сломанной шеей. Действительно, «лосиный тест» требует навыков и без тренировки его не осуществить. Я проверил это ещё в 1980 году, пытаясь смоделировать объезд препятствия. Как только руль вывернут, и машина начала реагировать, в эту же секунду его надо с упреждением вращать обратно и серией точных, быстрых подруливаний стабилизировать автомобиль! Тяжело! Манёвр, даже для водителя средней квалификации, на мой взгляд, без серьёзной тренировки – невыполнимый. Так что, пожалуй, перед животным, внезапно оказавшимся на дороге лучше тупо тормозить. Тем более, неизвестно, в какую сторону он кинется от автомобиля!

Тормозить или объезжать с правовой точки зрения?

Конечно, тормозить.
28 января 2016

Чувство культуры?

Начинающий водитель испытывает большие трудности буквально во всём: ему трудно трогаться с места (если речь идёт об авто с ручной коробкой ), трудно чувствовать габариты машины при маневрировании, он боится скорости, но, не чувствует её, и в конце концов ему просто страшно за рулём. Но, есть и ассы, то есть те, кому не страшно за рулём. И вот мы слышим фразу: « а этот – водитель от Бога»! А мне дико страшно с таким водителем «от Бога» ездить. Хочется мёртвой хваткой вцепиться во все ручки и тормозить, упёршись ногой в пол. Почему? Да он всё делает неправильно! У такого нет чувства автомобиля. Что такое чувство автомобиля? Это так просто и в то же время так сложно им обладать! Например, выбор скорости и дистанции. «Куда прёшь?» — кричали извозчики когда-то на московских и питерских улицах. Прут, к сожалению и водители и сегодня всегда везде и по любому поводу. А мастерство – это искусство там, где можно ехать быстро, там, где действительно опасно, снижать свой темп. Просто? Да! Но, как показывает практика — трудноисполнимо Даже в большом спорте. Приведу такой пример. Посмотрим на профессионального автогонщика-раллиста, многократного чемпиона мира Себастьяна Лёба. «Да зачем мне ралли?» — воскликнет незадачливый автомобилист, запутавшийся в двух соснах. «Они бьют там автомобили, гоняют. А мне на дачу за рулём бы кое-как добраться!» Стоп! Стоп! Ошибка! Всё лучшее в безопасном управлении автомобилем ( как в прочем и в его конструкции) пришло к нам из гонок. Продолжим про Лёба, мастерство, которого состоит в том, что он точно чувствует в отличие от других горячих голов, где можно ехать на полную катушку, а где этого делать не надо – опасно! Он умеет чуть-чуть сбавить. Поверьте, это так сложно, чуть-чуть сбавить, там, где это необходимо. Для обычного гражданского водителя это выражается, хотя бы в том, чтобы держать разумную дистанцию. Одна женщина чувствовала себя очень неуверенно в городском потоке. Автор проехал с ней по городу, чтобы выяснить причину страха. Оказалось, что она всегда ехала буквально вплотную за впередиидущим автомобилем. Это вызывало излишнее напряжение, особенно если лидером оказывался грузовой автомобиль или автобус, полностью перекрывающий видимость. «Надо оставлять себе воздух, люфт», — объяснил я ей, «чтобы увеличить обзорность, свободу манёвра, выиграть место для контр аварийных действий». Я проехал с ней по центру Москвы, несмотря на большую транспортную загрузку улиц всегда оставляя впереди, как минимум метров 10-20. И никто не влез! Почему? Это было для меня вполне гармонично, потому, что я всегда так езжу. Нужно найти своё место в потоке, подстроившись под его ритм движения. Моя ученица попробовала соблюдать дистанцию и удивлённо сообщила, что страх прошёл, и она начала получать удовольствие от управления автомобилем. Скорее всего, висеть на хвосте она научилась незаметно для себя, в поездках с другими водителями, начав невольно их копировать. Недаром говорят, дурной пример заразителен.

Может, несоблюдение дистанции, это одна из причин, объясняющих, почему мы видим на улицах городов множество мелких аварий? Почему вообще случаются аварии? Кто виновник? На 80% сами водители! Не надо говорить, что аварии делают нетрезвые водители! Их доля невелика. И совсем комично слышать утверждение о том, что это сами работники ДПС или депутаты показывают дурной пример, нарушая правила. Или, например, что всему виной дороги низкого качества и неважная организация движения.

Давайте разберёмся! Складывается впечатление, что сами водители не совсем понимают, что такое автомобиль, как он едет, что такое физика движения. Автомобиль, это как минимум тонна веса, движущаяся с большой скоростью и касающаяся поверхности дороги только четырьмя маленькими пятнами, размером с небольшую книжку. Если бы понимали, то никогда не ездили бы на изношенных шинах, или на зимних шинах летом, умышленно снижая сцепление этих самых пятен контакта, увеличивая тормозной путь как минимум на 20%. Или проверяли бы регулярно давление, недостаток которого в шине даёт так же плачевный эффект при торможении или манёвре. Давление в шине важнее, чем думают многие. Приведу пример. Перед поездкой на большие расстояния с большой скоростью инструкция по эксплуатации автомобиля рекомендует несколько поднять давление в шинах ( на 0,3-0,5 атм). Зачем? Ведь у перекаченных шин пятно контакта уменьшается, значит, уменьшается сцепление шины. Дело здесь вовсе не в пятне контакта, а в температурном режиме. Когда шина крутится с большой скоростью, она становится не совсем круглой. Перед местом контакта шины с поверхностью дороги по ходу движения на самой шине образуется небольшая волна в виде валика. Именно в нём, в этом валике, как следствие большой деформации и начинает подниматься температура, начинается нагрев рабочей дорожки шины. При движении с большой скоростью нагрев может быть значительным, вызывая с одной стороны снижение сцепления, а с другой — опасность взрыва перегретой шины. Но, давайте вернёмся к водителю. Скажете, водители со стажем это хорошо знают? Да, но, по моему убеждению, стаж вождения автомобиля не имеет ничего общего с умением водить машину. Большинство водителей всё это время просто закрепляют свои ошибки, не понимая, в чём они состоят. Например, рулят одной рукой. Помните, рулить одной рукой допустимо только при выполнении дополнительных действий: переключения передач, включения фар и т. п. Ни один водитель не застрахован от попадания в экстремальную ситуацию. Например, переднее колесо машины может резко и неожиданно лопнуть «на взрыв» ( скажем от перегрева). Одной рукой удержать автомобиль в этой критической ситуации, да ещё и на приличной скорости практически нереально. Или культура. С ней у нас в России вообще большие проблемы. Не включить «мигалку», то есть указатель поворота, значит, войти в комнату и не поздороваться или высморкаться на пол. То есть это, демонстрация неуважения к окружающим, к другим участникам движения. Включать «мигалку» необходимо при любом манёвре! Хочу акцентировать на этом внимание особо, так как некие «водители от Бога» считают, что оказать помощь другим водителям, а именно для этого правила предписывают включать указатели поворотов при перестроении, ниже своего достоинства. Приведу пример демонстрации бескультурья. Я недавно искал место на парковке и увидел как русский «яппи», в добротном пиджаке, с кейсом направляется к своей машине. Он не спеша, снял пиджак, повесил на вешалку за сидением, неспешно уложил кейс в багажник, открыл его…. А я стоял и ждал, тщетно пытаясь встретиться с ним взглядом. В любой цивилизованной стране в такой ситуации, подошедший к своей машине обязательно взглядом или кивком покажет водителю, страждущему запарковаться, собирается ли ехать, то есть освобождать место или подошёл к машине что-то забрать или положить. А я стоял и стоял, думая о том, что шикарный чёрный Ауди, дорогой пиджак Бриони и модный кейс Прада можно, конечно купить, но культуру не купишь ни за какие деньги. «Яппи» так и не взглянув на меня ушёл, а я поехал искать другую возможность запарковаться.

А культура на дороге? Я часто во время строительства автодрома «Смоленское кольцо» ездил по трассе Москва – Смоленск. Дорога четырёхполосная, то есть по два ряда в каждом направлении, но почти все водители ведут свои машины по левому ряду, когда правый абсолютно свободен. Это ли не пример полного отсутствия культуры? Ведь они вынуждают, тех, кто к ним приближается с большей скоростью, обгонять справа. «Так делать не буду!» — решил я. А что делать? Сигналить дальним светом? Выдавливать переднего, буквально садясь на хвост? Тоже не выход. А что если попробовать «по-западному»? Приближаюсь к автомобилю, бесцеремонно занимающему левый ряд, когда правый абсолютно свободен и … включаю левый «поворотник-мигалку», тем самым, говоря: « пропусти браток!» И, о чудо! Браток — пропускает. Я включаю на два-три цикла «аварийку», говоря «спасибо» и включив правую «мигалку» занимаю правый ряд. Должны, ли инструкторы в автошколе учить элементарным правилам уважения, культуре на дорогах? Безусловно! Очень важно сформировать основы поведения, где во главе угла стоит дружественное отношение к другим участникам движения. Дорога, это не место для выяснения каких-то воинственных амбиций или удовлетворения грубостью своих упущенных возможностей по отношению к другим. Автомобиль — штука серьёзная. Если человек вошёл в комнату не поздоровавшись, ничего страшного, а вот если он не включил «поворотник», это может привести к аварии, к трагедии и не только для него, но и для окружающих. На деле же инструктор с умным видом рассказывает о правиле трёх «Д»: «дай дорогу дураку». А что если попробовать по-другому. Назовём это правило лекарством от аварий. Чудодейственное свойство «лекарства от аварий» – исправлять ошибки других водителей. Именно так, без дураков, можно удовлетворить свои амбиции как очень хорошего водителя.

Поясню на примере. Попробуйте балансировать стулом, поставив его одной ножкой на ладонь. Если вы станете ждать, пока стул наклонится в сторону, чтобы ловко двинуть рукой в том же направлении, вас, скорее всего, постигнет неудача и стул свалится с руки. Вот если вы, не дожидаясь отклонения стула, станете поддерживать баланс сериями коротких движений рукой туда сюда, из вас получится неплохой эквилибрист. То же самое с машиной. Нащупать оптимальный вариант контролируемой нестабильности, которую представляет собой занос или снос, можно только серией коротких поворотов руля в сторону заноса и обратно. А главное, прочтя эти строки, попробовать сделать это на безопасной площадке, где нет движения автотранспорта и пешеходов, чтобы развить чувство автомобиля в скольжении. Процесс обучения состоит не только в совершении ошибок и их исправлении, но и в психологической готовности не растеряться когда машина скользит и не слушается руля. Сделать ошибку может каждый, это факт. Но чтобы учиться на ошибках, надо понять, в чём состояла эта ошибка. Если машину понесло, и водитель испугался, в чём его ошибка? В том что такая ситуация стала для него неожиданностью. Он не готов к ней. Ошибки нельзя игнорировать, их надо исправлять. Недаром известная международная пословица на всех языках означает одно и то же: «на ошибках – учатся!»

При возникновении заноса ( а это когда в сторону поплыла задняя честь авто), водитель переднеприводного автомобиля ни в коем случае не должен резко отпускать педаль газа. Почему? Есть такой приём спортивного вождения: «вход в поворот под сброс газа». Значит, резкий сброс газа провоцирует занос автомобиля! Так же не стоит бросать газ водителю полноприводной машины. Если же занос случился у заднеприводного автомобиля, плавно сбросить газ нужно обязательно. Если этого оказалось недостаточно — выжать педаль сцепления! Само собой разумеется, руль поворачивается одновременно с поворотом головы в сторону заноса, и тут же возвращается обратно. А голова, — нет!

Конечно, на скользком покрытии переднеприводные машины имеют преимущество, да и вообще для маленьких лёгких машинок передний привод лучше и безопаснее. Особенно в гололёд зимой. Хотя, задний привод раньше предупреждает водителя нестабильностью задней оси. Но, самым безопасным для того, кто уже что-то умеет, будет полный привод! Я вывел такую формулу: чем мощнее машина, тем задний привод предпочтительнее с точки зрения физики движения на пределе.Понятно, что большинство спорткаров выпускается с задними ведущими. Такой вариант хорош для асфальта, но не для льда и снега! Во время моих мастер-классов, меня часто спрашивают, в чём различие прохождения поворотов на автомобилях различной компоновки и типа привода? Я отвечаю обычно так: Если представить себе мысленно точку опоры в повороте в виде вертикальной линии, проходящей через шину, имеющую большее сцепление в данный момент, чем остальные три, получается вот что. Переднеприводной автомобиль проходит весь поворот на внешнем переднем колесе. Шина его выполняет очень много работы. Она перегружена, так как ей приходиться и тормозить и поворачивать и разгоняться! Но важно как раз не это, а что динамический баланс авто в повороте менять нет нужды и поэтому шанс сделать ошибку минимален.

Заднеприводной автомобиль – входит в поворот на переднем, а выходит на заднем колесе. Значит, в повороте надо плавно балансировать, то есть, переместить вес спереди назад, что сделать непросто. Это основная трудность, отличающая пилотирование заднеприводного автомобиля от переднеприводника. Передний привод страдает явной склонностью к недостаточной поворачиваемости, то есть желание автомобиля «пропихивать» повёрнутые передние колёса наружу поворота. Поворачивать руль в поворот надо раньше, но на минимальный угол, особенно на скользком покрытии. Задний привод чаще всего проявляет тенденцию к избыточной поворачиваемости, то есть склонность к заносу задней оси. Поворачивать руль нужно позже и как можно плавнее, а поворот проходить с постоянной ровной тягой на ведущих колёсах. Если машина не послушалась поворота руля, не стоит ещё больше крутить руль в сторону поворота — будет только хуже. Как это не сложно, но колёса в этом случае нужно несколько распрямить! Особенно актуально для переднего привода.

Я — за шипованные шины! Шипы позволяют улучшить управляемость автомобиля зимой, но несколько увеличивают расход горючего — около литра на 100 километров. Ради безопасности это можно пережить!
Шипованная шина обеспечивает повышенное сцепление с обледеневшей дорогой благодаря шипам противоскольжения — они впиваются в лед, колют и режут его. Профилированный твердосплавный стержень — сердцевина шипа и его основная деталь. Впрочем, деталей у шипа всего две: кроме стержня есть еще и сам корпус шипа, в котором этот стержень держится. Держится довольно крепко, во всяком случае проблемой, волнующей автомобилистов, является не выпадение стержня из корпуса шипа, а выпадение самого шипа из шины.

Шипы: «за»

На скользких зимних дорогах они сокращают тормозной путь, повышают курсовую устойчивость, улучшают управляемость и динамические качества и почти исключают пробуксовку колес. Преимущества шипованных шинах особенно ярко проявляются в двух случаях. Во-первых, на мокром льду при температуре близкой к нулю. Во-вторых, на заснеженных участках с интенсивным движением. В этом случае укатанный снег подтаивает от множества колес и превращается в ледяной каток. Обе ситуации именуют у нас гололедицей. Кстати, шипы колют и режут, разбивая ледяную корку, оставляя за собой уже не такой скользкий след, а значит, более безопасный для обычных шин.

Шипы значительно снижают риск зимней езды. Они улучшают обстановку на зимних дорогах, в том числе и в крупных городах, где езда сопряжена с бесконечными маневрами, торможениями и разгонами, так как поведение автомобиля, обутого в шипованные шины, более предсказуемо. То же самое, но в меньшей степени относится и к обычным зимним шинам без шипов. Так или иначе, забота о безопасности на дорогах в зимнее время вынудила власти скандинавских стран, независимо от состояния дорог и качества их уборки зимой, предписать законом использование зимних шин.

Шипы: «против»

А теперь о минусах шипованых шин. На мокром и сухом асфальте тормозной путь автомобиля с шиповаными шинами сильно увеличивается, это — миф! Увеличивается только у дешёвых шин и то, в пределах погрешностей измерений. А то, что шипы разрушают дорожное покрытие, это факт бесспорный. Асфальтовая пыль, которой тем больше, чем больше шипованых шин проехало по дороге, относится к канцерогенам. Хотя при миллионах кубометров выхлопных газов, ежеминутно выбрасываемых в атмосферу, асфальтовая пыль — ничтожная добавка. Но, так или иначе, зимой 197475 годов в ФРГ шипы были запрещены.

Вскоре подобный запрет появился и в других европейских странах. Скандинавы к ним пока не присоединяются — они-то знают, что такое настоящая зима. И у нас в России, тоже знают! Подслушал разговор, как один «спец» объяснял другому: «Липучка-это такая модель зимней шины, с таким рисунком протектора, который при движении присасывается ко льду (типа как для ванной такие крючки бывают — присоски, ну только наверно немножко другой принцип действия, а может и такой же в целом). Если шипы втыкаются в лед, то шины-липучки к нему прилипают, как-то так». А вы как думаете, может ли резина действительно липнуть ко льду?

Михаил Горбачёв.*

* В прошлом автогонщик, Мастер спорта и Чемпион СССР, а ныне тренер по автоспорту, известный автоэксперт, журналист, автор бестселлеров по вождению автомобиля, дизайнер гоночных трасс.

17 января 2016

Заносит и крутит!

Напомню простые вещи: На летних шинах на снежном покрытии тормозной путь со скорости в 80 км/ч на 42 метра длинней ( на зимних — 70 м, на летних — 112 м).
При снижении температуры до минус 10 градусов сцепление у зимних шин увеличивается, а у летних, — наоборот, падает.

Полный привод выигрывает только в разгоне и проходимости при наличии хороших шин. При маневрах и торможении машины всех типов приводов в поведении практически одинаковы. Если водитель не рассчитал скорость и не сделал поправку на скользкую дорогу, несмотря на старания «электронных помощников» и полный привод, он вылетит с дороги! С одной поправкой: при наличии правильных шин электронные помощники на полном приводе справятся со своей работой лучше, потому что возможностей для контроля за сцеплением каждого колеса больше, чем у переднего и заднего привода. Это значит, что для внедорожников и паркетников, зимние шины обязательны! Иначе невозможно воспользоваться преимуществом полного привода.

Как водить машину зимой на скользкой дороге? Естественно, аккуратно, с чувством, главное, с опережением прогнозировать ситуации.
Рассмотрим случай, когда водитель проходит скользкий поворот с набором скорости, как он привык делать это летом.

1. Не важно какой привод: передний или задний, всё равно главная цель — борьба на дороге за сцепление шины с покрытием. Любой манёвр, поворот, увеличение скорости, торможение, делать с большим чувством, потому что сцепление шин не такое как летом, а намного меньше. При прибавлении газа на машинах с мощными турбодизельными моторами быть особенно внимательными и прибавлять газ очень плавно!

2. Особенности переднего привода в том, что на скользкой дороге при разгоне, происходит динамическое перераспределение веса — машина как бы приседает на задние колёса. Передние колёса разгружаются, задние получают дополнительный вес. Это значит, что сцепление передних колёс падает. Если речь идёт о повороте, то шины ведущих передних колёс кроме, того что они разгоняют машину, должны ещё и поворачивать. Такого запаса сцепления с дорогой может не оказаться и траектория в повороте начинает расширяться наружу: машина «плужит» передними колёсами. Это называется недостаточной поворачиваемостью или сносом передней оси. Если это случилось, нужно очень дозировано убавить газ и точно рулить. То есть не поворачивать руль ещё больше в поворот, а «открыться» то есть, наоборот, уменьшить угол поворота передних колёс. Сделает ли это водитель без тренировки? Нет, не сделает!

3. В первом случае, на заднеприводном автомобиле, когда водитель проходит скользкий поворот с набором скорости, обязательно возникнут проблемы с уплывающей в сторону «кормой», то есть с избыточной поворачиваемостью или заносом задней оси. Во втором случае, передние колёса разгружаются, задние получают дополнительный вес и заднеприводная машина машина перестаёт слушаться передних колёс. Рекомендации те же, что и в предыдущем варианте с переднеприводным автомобилем: убавить газ и точно рулить.

Рассмотрим случай, когда водитель пытается пройти скользкий поворот с потерей скорости, как он привык делать это летом.

При резком сбросе газа на входе в поворот, вес перемещается вперёд, задние колёса «разгружаются» и теряют сцепление. Если руль уже повёрнут в сторону поворота хотя бы на минимальный угол, тут же следует занос задней оси автомобиля. Не подготовленный водитель испугается и тут же вдарит по тормозам: машина станет неуправляемым снарядом.

На самом деле, если рассмотреть случай, когда происходит снос передних колёс, то есть машина не слушается руля и не хочет поворачивать, водитель сделал всё правильно. Он осуществил первую часть приёма «вход в поворот под сброс газа». Беда в том, что он не выполнил вторую часть приёма, а жаль, всё так хорошо начиналось!

Понимаю ваше недоумение и спешу объяснить, что самый эффективный метод вывести машину из состояния сноса передней оси, перевести автомобиль в занос. Он сориентирует переднюю часть автомобиля в сторону поворота за счёт скольжения задней оси и в этот момент нужно прибавлять газ, корректировать положение машины точными подруливаниями, а не тормозить!

Если уж мы заговорили о действиях рулём, то рулить нужно очень плавно, чтобы не спровоцировать потерю сцепления шин. Очень важно при манёврах плавно поворачивать руль на минимальный угол. Тем, кто уже натренирован и умеет запускать машину по дуге желаемого радиуса, так, строго дозировано работать рулём несложно. Сложнее тем, кто привык рулить кое-как. Основная ошибка таких водителей — слишком большие углы поворотов руля. Они хотят сразу добиться от автомобиля изменения направления, но автомобиль не бильярдный шар и не может повернуть под прямым углом. Особенно зимой, когда покрытие дороги скользкое.

Вождение автомобиля и в полной мере это относится к действиям с рулём, — это игра на опережение. Минимально необходимый поворот руля для желательного изменения траектории движения — вот ваш основной приём зимой! Плюс плавная работа педалью газа, и вы вооружены против потусторонних сил, которые заносят и крутят автомобили.

Запретить ставить на учёт грузовики и автобусы частным лицам, то есть физлицам. Такие новшества устанавливают поправки ко второму чтению в проект Закона о государственной регистрации транспортных средств. Сейчас этот документ активно обсуждается в Госдуме, пишет «Российская газета». Ставить на учёт грузовики смогут только юридические лица и предприниматели. По мнению авторов поправок, это позволит установить более жёсткий контроль за этим видом транспорта. На эту тему сегодня был задан вопрос Сергею Алексашенко на Эхе. Вразумительного ответа я не услышал. Да, президент сказал, что система Платон, в том числе призвана бороться с частниками, которые не платят налогов. Отлично! Значит, получить транспондер и зарегистрироваться в системе может только фирма или ИП? Если ИП сможет, а физлицо нет, тогда зачем нужны дополнительные ограничения? «Ставить на учёт грузовики смогут только юридические лица и предприниматели». Предприниматели, значит и ИП, хотя ИП не является юридическим лицом? Так? Что так? Опять полная неразбериха, потому что ставить грузовики на учёт на ИП невозможно, ГИБДД не пропустит. Это на первый взгляд, а если подумать, то это выпад против деятельности в форме ИП по перевозкам грузов. Это — попытка убрать частников-дальнобоев из поля этой деятельности вне зависимости от того, платят они налоги или нет! И ещё, президент сказал, что транспортный налог нужно отменить. Он составляет примерно 30 000 руб. с грузовика. Грузовик, работающий нормально, проходит 100 000 км в год, значит, заплатит 300 000 руб в Платон. Минус 30 000 руб? Щедрая подачка! Или я в чём-то ошибаюсь? Это мы здесь гадаем, что могут означать все эти сигналы, а дальнобойщики точно знают, что это борьба против частного предпринимательства и многим придётся машины продать. Чем они займутся, вот в чём вопрос?

Первое. Есть секрет! Вся изюминка секрета в том, что установка о соблюдении правил – это не главное. Главное — исправлять последствия нарушений других участников движения. И не задумываться при этом над причинами этих нарушений, и не смотреть в лица нарушителей! Боже упаси, от желания кого-то проучить!Практически, любой водитель, прочтя это, спрашивает меня: « То есть Вы хотите сказать, что никогда не проявляли эмоции за рулём?! Всегда с пониманием и снисхождением относитесь к водителю, который создал аварийную ситуацию на дороге и из-за действий которого Вы чуть-чуть не поали в ДТП?»

Отвечаю: ЭМОЦИИ? НИКОГДА! Иначе, чем же я буду отличаться от всех остальных? Их вождение — это данность и изменить её вы не можете. Значит, они вам диктуют как ехать, то есть что делать: тормозить, пропускать, перестраиваться, ускоряться!!! Всё просто. Вот что должно быть в голове! Второе.

Допустим, вам никто не мешает. И вы считаете, что дорога везде замечательная и прекрасная? Вам кто это гарантировал? У вас с головой всё нормально? Так не бывает! Ямы, наледи, гололедица, оставленные после ремонта кучи песка, невнятное информирование о ремонте, опасные места, бетонные блоки, туман, сильный снег, ливень, сужение, ямы, провалы, посторонние предметы и прочие препятствия без знака, наоборот, отличная дорога со знаком 40 км/ч, и многие другие неожиданности встречались водителю, встречаются и будут встречаться. Я, например, всегда и везде предвижу всё то, что перечислил выше. И вам советую. Надо видеть, куда едешь! Для этого нужно уметь смотреть как можно дальше, чтобы заранее увидеть препятствие, а не прямо перед капотом.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире