gorbi_m

Михаил Горбачев

28 мая 2016

F

Друзья, коллеги, это более, чем странно! Странно, с каким упорством и упоением СМИ рассказывают про Гелендеваген, якобы устроивший гонки по Москве.

Во-первых, никто, почему-то не догадывается, что ребята в полной красе продемонстрировали, что есть «опасное вождение», о котором много говорят, специально для тех, кто до сих пор не понял, о чём идёт речь. Что Гелендеваген устроил «опасное вождение» я не слышал ни разу.

Во-вторых, никому же не приходит в голову говорить, что в ресторане подвыпивший посетитель устроил пару раундов бокса. Говорят, устроил драку или пьяный дебош.

К чему это я? А к тому, что мы, автогонщики, категорически против того, чтобы хулиганство, заключающиеся в погоне за злостным нарушителем называли типа, что этот нарушитель устроил гонки.

Он никаких гонок не устраивал! Он убегал от полиции демонстрируя «опасное вождение»! Это две большие разницы!

И не нужно словом «гонщик» подменять такие термины как «нарушитель», «преступник», «безответственная личность», «подонок, совершеннолетний или нет»?

Как раз накануне гонки Формулы 1 в Сочи Квята спросили, а как он относится к своей кличке «торпеда»? Он сказал, что если болельщикам нравится, то пусть будет. В гонке на следующий день он торпедировал Феттеля, причём два раза. Многим болельщикам, видимо, считающим себя мега патриотами, это даже понравилось. Некоторые даже считают, что Даниил сделал шоу и ГОНКУ! Друзья, в своём ли вы уме? Квят испортил гонку не только себе и Феттелю, но и своему коллеге по команде и всей своей команде. В результате — ноль очков и штрафные баллы. Он сам понимает, что ошибся и перед всеми извинился. Да, столкновения Квята были обычными гоночными инцидентами, это и есть гонки! Может быть, он перегрелся от непреодолимого желания показать отличный результат в России? Может быть сломался психологически от множества интервью и заявлений? Не исключаю, хотя после квалификации Кваят говорил абсолютно трезвые вещи, например, что не ждёт значительно улучшения своей позиции в гонке. Виной всему, как это чаще всего, бывает, выступило неблагоприятное стечение обстоятельств. Хотя, как правильно подметил Александр (бывший гонщик Формулы 1), на трассе, где после столь длинной прямой следует очень узкий поворот, обязательно что-то произойдёт. Произошёл первый таран Квятом. Это сужение, которое и провоцирует на происшествия, есть задумка проектировщика трассы Германа Тильке. Я бы сделал это место трассы совсем не так. Я бы, наоборот, расширил полотно в этом месте, чтобы дать возможность пилотам красиво бороться в этом повороте, а не выпихивать друг-друга. Требования FIA к трассам позволяют делать в поворотах плавные расширения. Так что, во всём, что происходит в этом бутылочном горлышке, виноват прежде всего Тильке! Второй таран Квят исполнил на разгоне в параболику. Он думал, что здесь все всегда разгоняются, но не учёл, что как раз Фетель, взявший перед ним правее, выходя на внешнюю бровку, что является не типичной траекторией, сделал это по какой то-причине. Может быть у него после «торпедирования» начала спускать шина или после контакта была повреждена задняя подвеска. Здесь уже Тильке не при чём. Это просто у Квята произошёл сбой программы. Бывает, это же спорт…

24 апреля 2016

Просто погонять?

15 апреля 2016 года: сборище «стритрейсеров» в ночи, возмущение жителей Ходынки, приезд ГИБДД, хороводы вокруг полицейских автомобилей. «Прибывшие по указанному адресу полицейские обнаружили несколько десятков автомобилей, водители которых осуществляли различные маневры на высоких оборотах двигателя», — пояснил дежурный офицер пресс-службы столичного Главка МВД. Так проходило скандальное открытие стритрейсерского сезона-2016, которое подвигло московских депутатов на поиск компромисса. Совсем уничтожать движение уличных гонщиков нельзя, все-таки это — часть современной молодежной субкультуры. Но и оставлять всё как есть — тоже не дело, решили депутаты.

Почему бы для стритрейсеров тоже не найти место, может быть в «новой» Москве, озаботились московские власти. Если позволяют условия и местные жители не будут против, почему бы и нет?», — сказал он, то есть один из депутатов Мосгордумы. По словам этого депутата, совершенствовать столичное законодательство в этом случае не требуется. При этом он подчеркнул, что любые массовые мероприятия можно проводить, обеспечив безопасность зрителей и спортсменов, а также соблюдая общественный порядок. Извините, но не понятно, что имеется ввиду! Кажется, полная каша в голове! Массовые мероприятия, если на них есть зрители и спортсмены, это уже — спортивные соревнования. Они регламентируются Спортивным кодексом. За разъяснениями, кто, как и где может проводить соревнования на автомобилях, нужно обращаться в РАФ, Российскую Автомобильную Федерацию. Другого варианта нет! Не бывает: «просто погонять на автомобилях»! Потому что автомобиль — источник повышенной опасности и если просто «погонять» будут жертвы. Понятно? Какую площадку и для чего, предлагают искать для «бедных несчастных» ребят из субкультуры, депутаты? Те, кто действительно инфицирован автоспортом, идёт в автоспорт, в команды и практикуется на гоночных трассах в дрифте, в дрэг-рейсинге и кольцевых автогонках. Таких трасс в России сегодня около 10. А те безбашенные лихачи, «бедные несчастные ребята», что собирались на Ходынке не поедут никогда на гоночные трассы, потому что философия их тусовки — неоправданный риск и игра в кошки-мышки с законом. Так, прошу, ещё раз разъяснить, зачем для таких, вы, депутаты, предлагаете искать площадки?

Я о пожарном проезде. Нет, я не пожарник. Просто здравый смысл и европейский опыт подсказывает, что пожарный проезд обязан быть к любому зданию или группе зданий. Он обозначается табличкой «ПОЖАРНЫЙ ПРОЕЗД» и парковка, само собой разумеется в пожарном проезде строго запрещена. Табличка о том, что закрывающие пожарный проезд автомобили будут эвакуированы не требуется. Потому, что это следует из важности того, что обозначает сама табличка.

Поверьте, я знаю о чём говорю, потому что моя машина в 1991 году была эвакуирована в Берлине из-под такой таблички. Не досмотрел. Зато, после этого никакое обстоятельство не заставит меня в любом городе Европы заблокировать пожарный проезд. На ошибках учатся.

Получается вот что: мы считаем себя продвинутыми в разных важных вещах европейцами, но… только не в понимании, что «ПОЖАРНЫЙ ПРОЕЗД» — вещь необходимая. Выходит, в целом, мы точно европейцы или даже лучше их, как сейчас модно считать в целом, но вот в частностях не получается никак…

Не получается уважать водителю автомобиля мотоциклистов и велосипедистов и наоборот. Владельцы машин не уважают жильцов и блокируют дворы и наоборот жители ненавидят водителей. Все участники движения дружно, как-то не очень уважают водителя скорой помощи.

Законодательство не уважает водителей, потому что не разъясняет им в ПДД как пропускать скорую помощь в пробках. ПДД разрешает обгон справа и обочечники не уважают и пылят на всех, мягко выражаясь. И так далее… А в остальном, мы лучше европейцев. Ах, да, и американцев мы лучше.

Все снова обсуждают «опасное вождение». Какие действия под это определение подпадают? Какими критериями обязано руководствоваться должностное лицо вменяющее человеку это правонарушение? Кто будет определять умышленно или неумышленно произошло «опасное вождение»? Кто будет проводить объективную границу между опасным и неопасным вождением? Если какой-нибудь новичок считает ваше вождение опасным, опасно ли оно по вашему мнению? «Опасное вождение» — не слишком ли это субъективный предмет, для того чтобы вводить эту норму в ПДД? Вы сами-то представляете какое раздолье для коррупции предоставит введение этого понятия в ПДД? Эти вопросы — как из рога изобилия.

«Опасное вождение» за последние несколько лет уже обсуждалось неоднократно. Что, разве для того, чтобы начать серьёзно наказывать автохулиганов и уличных «гонщиков» требуется работать несколько лет ( проект прошёл первое и последние чтение в Думе в 2014 году)?

Под опасным вождением предлагалось понимать следующее: «создание водителем опасности для движения путем неоднократного совершения одного или нескольких действий, связанных с нарушением правил».

Под действиями имелись в виду отказ уступить дорогу автомобилю, который пользуется преимуществом, перестроения при интенсивном движении, несоблюдение безопасной дистанции, бокового интервала, необоснованное резкое торможение, препятствование обгону. Определение термина показали Дмитрию Медведеву — он счел формулировку непонятной. И правильно сделал! Например, что такое «отказ уступить дорогу»: «Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.

Лучше бы внесли изменения в это определение, потому что в условиях плотного потока оно не работает, — устарело, это во-первых, во-вторых в нём нет и намёка на то, чтобы уступить свою полосу! Далее: «Совершения одного или нескольких действий, связанных с нарушением правил». Действительно туманно, потому что здесь всё в одном флаконе. А «создание водителем опасности для движения» — это вообще не о чём! А речь идёт о серьёзной угрозе жизни окружающих. Я предлагаю так: «опасное вождение» — это грубое, умышленное нарушение ПДД. Вызывающая демонстрация своего ложного преимущества!

ЧТО ПОЛУЧАЕТСЯ? Покушение на жизнь участников движения серией грубых, умышленных нарушений ПДД? Почему серией? Потому, что «игры в шашечки», «гонка за лидером» — это серия нарушений, которую лучше всего фиксировать в единицу времени. Далее по пунктам: различные подрезания, выдавливания, «наказания», «дрифт», «низкий старт», «значительное превышение скорости». То есть, намеренная, вызывающая демонстрация своего ложного преимущества перед другими участниками движения! Каждый случай опасного вождения должен быть расписан подробно для индентификации.

Формулировки — «другие опасные маневры» — не должно быть! Обязательна видеофиксация случаев «опасного вождения», для того, чтобы можно было доказать умышленность нарушения ПДД. Итак, что мы имеем? Общая формулировка «опасное вождение» и чёткий перечень разновидностей. При строгом соблюдении данных условий привлечь невиновного водителя будет невозможно.

Как наказывать? Отбирать права на месте? Это противоречит законам, так как прав лишает только суд. Штраф должен быть соразмерен стоимости авто? Да, он должен быть внушительным, а суд должен лишать прав автохулиганов надолго и может быть, квалифицировать их действия по статье УК как хулиганство или покушение на убийство. Возврат прав только после прохождения медэкспертизы на вменяемость водителя.

На Госсовете в марте 2016 года прозвучало, что за прошедшее десятилетие в России в ДТП погибло около 350 тыс. человек, то есть, получается, 35 тыс. в год. По данным, опубликованным ГИБДД получается только 285 тысяч, или в среднем 28,5 тыс. в год. В несколько последних лет гибло где-то в районе 26 тыс., а в 2015 году, итого меньше — около 25 тыс. Как это понимать?

28 марта 2016 года Премьер Дмитрий Медведев предложил вынести на широкое обсуждение вопрос изменения Правил дорожного движения и введения административной ответственности за так называемое «опасное вождение». Об этом Медведев заявил на совещании со своими заместителями в понедельник в подмосковных «Горках». «Опасное вождение» за последние несколько лет уже обсуждалось неоднократно. Что, разве для того, чтобы начать серьёзно наказывать автохулиганов и уличных «гонщиков» требуется работать несколько лет? Как это понимать?

18 марта 2016

Сделано в СССР!

В 1936 году с конвейера сошла знаменитая «Эмка», стало быть у неё 80 летний юбилей. Поздравляю всех нас и ГАЗ! По этому поводу я увидел несколько сюжетов по ТВ и кое-что прочёл в СМИ, что удивило, потому что выходило, что это наш родной советский автомобиль. Почему, если верить этому, смогли тогда сами сделать отличную машину, а не могут сейчас? Отсюда вопрос: скажите, кричать, что это разработка исключительно инженеров СССР, — это что, жест патриотизма? Так теперь надо: всё передёргивать? Ответ прост и ясен: есть исторические факты:

Огромный автозавод в Нижнем Новгороде был сооружен за три с половиной года в результате подписания 31 мая 1929 года договора фирмой США Ford Motor Company и СССР. Прототипом «Эмки» был американский автомобиль FORD V8-40. А что вы думали можно выпустить ещё на фордовском заводе? Очень здорово, что конструкторы творчески подошли к проектированию новой легковушки, внеся в ее конструкцию немало усовершенствований. В результате подвеска стала надёжней, а двигатель улучшили ( его взяли от уже освоенного Форда А) и он стал разгонять машину до 105 км/ч.

Хотя, может быть по аналогии, теперь надо говорить, что на итальянском заводе ФИАТ в 1970 году начали выпуск чисто советского автомобиля Жигули?

1) В дальней дороге главное – не уснуть за рулём. Это самая большая опасность и с ней не сравнятся никакие обгоны или превышения скорости. Только очень опытный водитель, когда не в силах больше бороться со сном потихонечку снижает скорость и останавливается. У обычного среднестатистического водителя глаза закрываются, пусть и на секунду, но на большой скорости и в самый неподходящий момент. В результате – выезд на встречную и страшный лобовой удар или вылет с дороги с множеством переворотов и с ударами о препятствия. Умышленно начал с такой минорной ноты, чтобы ещё раз повторить то, что знает каждый водитель: при малейших признаках «клевания носом» — остановиться, откинуть спинку сидения и закрыть глаза. Лучше накрыть лицо какой-то тканью или предметом, плохо пропускающей свет. Это может быть что угодно, от лёгкой куртки, рубашки или тонкого свитера до раскрытого журнала.

2) Часто, если усталость, а точнее перенапряжение от длинной дороги вызывает во всём теле так называемые «трясцы», то есть гудение или внутреннюю дрожь, уснуть, несмотря на дикую усталость не удастся. Не важно, полчаса отдыха с закрытыми глазами восстановят силы значительно лучше кофе, энергетического напитка или сигарет. Ни в коем случае в сильно уставшем состоянии нельзя плотно есть, тем более «тяжёлую пищу».

3) Любой водитель склонен завышать свою среднюю скорость при дальней поездке, и, следовательно, запланированный им приезд в пункт назначения через много сотен километров сильно сдвигается. Водитель хочет доказать себе и окружающим, что он крутой ас дороги и начинает неоправданно рисковать. Я  никогда не ставлю перед собой невыполнимых задач и не рискую на дальней дороге. Мне вполне достаточно того, что рисуют все вокруг. Когда этот риск начинает зашкаливать, я просто останавливаюсь на пяти-десятиминутный привал. Вот как это происходит: Я вижу, что на дороге из-за плотной вереницы дальнобойных фур намечается «бой быков и схватка крокодилов». Все легковые машины норовят обгонять по одной— две фуры сильно рискуя и выскакивая на встречную полосу буквально под носом у мчащихся навстречу автомобилей. Те не только не собираются притормозить, чтобы дать благополучно завершиться необдуманному манёвру, но кажется, наоборот, нажимают на газ, возомнив себя автомобильными Гастелло ( вспомним таран одного самолёта другим во время войны, совершённый лётчиком с такой фамилией!) Видя это, я говорю себе: « Я не езжу в таком плотном и главное опасном потоке по трассе!» — и останавливаюсь. После короткого привала и это кажется чудом, дорога перед моим авто совершенно пустая и больше этого затора я не встречаю – он рассосался. Остаётся только безопасно обгонять поодиночке растянувшиеся по дороге фуры, особенно не рискуя.

4) Не стоит увлекаться высокими скоростями! На большинстве дорог в России, разрешённая скорость не 140 и не 120 км/ч., а всего 90 км. Ну вот, скажет иной читатель, считая себя водителем-асом, средняя скорость от этого ведь сильного страдает! Главное – безопасность, а не средняя скорость! И заданная самому себе средняя скорость не может быть ориентиром. Высокая средняя скорость складывается не из высокой максимальной, а из тщательной предварительной подготовки к поездке и стабильной езде с минимумом запланированных остановок. Алексей: «На хорошей широкой дороге на хорошей быстрой технически исправной машине могу немного придавить педаль газа, но как только вспоминаю, сколько знакомого и очень толкового народа перебилось в безобидных и нелепых на первый взгляд ситуациях — все равно сбрасываюсь в свой обычный режим».

5) Уделите внимание подготовке к поездке. Заранее, то есть сегодня, если вы выезжаете завтра, нужно заправить автомобиль полностью, залить полный бачок опрыскивателя лобового стекла, проверить и выставить максимально допустимое заводом давление в колесах (включая запаску!) Это очень важно! Далее: взять пару бутылок воды, взять с собой пару шоколадок с орехами, яблоко, банан, жвачку. Одеться удобно, снять с брюк ремень (если есть), а лучше ехать в удобных тренировочных штанах и майке. Если вы всё же в рубашке — расстегнуть верхнюю пуговицу, проверить не лежит ли что в нагрудных карманах, если да – выложить! Проверить наличие солнцезащитных очков, дисков в чейнджере (если его нет, то выложить свои диски или кассеты на переднее сиденье).

6) Если маршрут неизвестен или едется впервые, то нужно заранее выписать из карты на лист формата А4 весь маршрут через ключевые точки (населенные пункты, номера дорог и съездов, приблизительные расстояния между ними). Картой или атласом в пути пользоваться нежелательно, только в случае крайней необходимости. Дело в том, что водитель так и норовит подсмотреть в атлас на ходу, а это чревато аварией с тяжёлыми последствиями. А по листку можно контролировать свое передвижение даже на ходу, только важно не забыть при выезде из города напротив поста ГАИ или знака «конец города» обнулить одометр (счетчик пройденного суточного километража) на ноль.

7) Так же, вышеупомянутую шпаргалку стоит сделать, даже, если собираетесь пользоваться навигатором. Если грамотно спланировать поездку и контролировать ситуацию в дороге, то можно и нужно ехать без нарушений скоростного режима. Проверенно многократно. При том, что НИКОГДА не превышать разрешённую скорость в населенных пунктах. На больших перегонах любые неприятности с остановкой полицией неприемлемы, потому что кроме потери нервов, это невосполнимые потери времени, нарушающие весь график движения!

8) Перед выездом следует выключить звуковой сигнал мобильного телефона и протереть специальным средством для окон лобовое стекло изнутри, если вы забыли сделать это накануне!
Не забудьте сходить в туалет перед самой посадкой в машину (нужда эта малая, но злая!). Один из профессионалов-дальнобойщиков советует: «Если выезжаешь рано утром — ни в коем случае во время завтрака не пить никакой жидкости до кофе. Только наоборот. Сначала кофе, потом вода или сок. Иначе смотреть будешь дальше, чем видишь».

9) Не меняй регулировку сиденья на более вальяжную для трассы — оставь ее такой же правильной и сосредоточенной, какой пользуешься в городе каждый день. Ехать лучше с включенным ближним светом фар круглые сутки, но без противотуманок — подумай о встречных, и не на габаритах — подумай о себе.

10) Пристегивайтесь в машине и требуйте этого от всех пассажиров, включая задних. Это даже не обсуждается. Нужно иметь хотя бы пару правильной удобной обуви для автомобиля. В холодное или прохладное время заранее подумайте об одежде за рулем, чтобы не потеть и не мерзнуть.

11) Оговорите сразу, если едите с пассажирами, что водитель в машине — главный и единственный принимающий решения персонаж, споры с которым в дороге бесполезны.

12) На 500 км разумно спланировать одну остановку приблизительно на пол-дороги — совместить заправку машины и обратную процедуру для экипажа в одном месте в одно время, протереть фары и стекла от мошкары и грязи (вози с собой всегда очиститель стекла, простую воду, губку для стекла и рулон бумажных полотенец). Остановка возле ГАИ даже для того чтобы показать нужные документы абсолютно не вписывается в график движения, поэтому, разумно ездить строго в рамках правил, даже если осевую нарисовали 10 лет назад и забыли знак 40 еще при СССР.

Друзья, посмотрите на мой рисунок!

2453396

Получил такое письмо: «Михаил, здравствуйте! После вчерашнего эфира на Эхо Москвы, где был затронут вопрос о складывании скоростей во время столкновений, я не мог не вспомнить об эксперименте проведённом в рамках одного очень известного тв-шоу. После которого я остаюсь убеждён в том, что скорости не складываются. Поскольку вопрос лежит в пределах одной научной дисциплины, физики, это значит, что ответ должен быть ясным, чётким и окончательным. В конце концов, а вдруг и в этот раз телевизор соврал?

80 км/ч + 80 км/ч = ?

1. Автомобиль врезается в стену на скорости 80 км/ч. 2. Автомобиль врезается в стену на скорости 160 км/ч. 3. Два авто навстречу друг другу на скорости 80 км/ч каждый. На что будет похож результат 3 опыта — на результат 1-ого или 2-ого?»
___________________________________________________

Действительно, вчера в эфире на Эхе я обсуждал такой миф: при столкновении встречных машин со скоростями 80+80=80 км/ч? Или 80+80=160 км/ч? «Клоуны» провели «эксперимент» и решили, что 80+80=80 км/ч. Им так показалось по последствиям столкновений...и они поспешили опровергнуть законы физики. Мне кажется, это не умный поступок.
___________________________________________________

Итак, по моей просьбе, ответ физика-математика Константина Крупникова:

В случае равенства масс идеальных шариков удар об идеальную стену эквивалентен удару двух таких же шариков друг об друга, причём под любым углом (т.е. не обязательно навстречу; закон выполняется и при касательном ударе, например, вызванном резким перестроением автомобилей между соседними рядами).
Если один шариков неидеален, т.е. деформируется больше или разваливается, то он пострадает больше, а идеальный — меньше. В нашем случае это значит, что гнилой или плохо сконструированный автомобиль (с точки зрения пассивной безопасности) пострадает больше, а находящиеся в нём люди — ещё больше по причине вторичных ударов, о них — ниже.

Если шарики имеют существенно различные массы, то более лёгкий сильнее изменит свою скорость и направление, т.е. пострадает больше. Размеры пока ни при чём. Например, ударив на ходу пакет молока не пострадает даже велосипедист или пешеход, а тот же инцидент с кирпичом окончится иначе. «Ока» с «Волгой» сольются с разными последствиями, в пользу более массивного автомобиля (хотя в месте слияние под Нижним Новгородом русло реки Ока шире).
Если шарики неидеальны и имеют явно различные размеры, то более вероятно такое стечение обстоятельств, что в маленьком шарике удар сильнее повредит экипаж, но может быть наоборот — просто оторвётся ненужный кусочек, а экипаж лишь испугается. Но в любом случае тот шарик, который больше, ощутит более слабый удар. В частности — скользящий удар лучше, чем «всмятку», в лоб.

Если автомобили примерно одинаковы и если происходит удар в лоб, то выполняется именно классический случай — удар в целом эквивалентен сумме скоростей, то есть 80+80=160 км/ч . Интереснее сравнить не 80+80, а большую разницу в скоростях. Например, автомобиль, мчащийся со скоростью 110 км/ч бьёт встречного, ползущего со скоростью 30 км/ч. Оба экипажа ощутят удар со скоростью (110+30)/2 = 70 км/ч. Вывод: весьма ошибочна психологическая отговорка «я езжу медленно, поэтому не пострадаю».

Предельный случай: встали на обочине, сидим в салоне внутри, отстегнув ремни безопасности (ведь не едем, а стоим). Скорость автомобиля (как попутного, так и встречного, неважно), ударившего стоящую машину, сложится с нулевой скоростью стоящего, поэтому экипаж стоящего автомобиля пострадает сильнее, т.к. не был пристёгнут ремнями безопасности. Мораль: никогда не останавливайтесь на обочине шоссе, съезжайте на любую площадку, в крайнем случае — на местную дорожку.

Недавно журнал «Собеседник» попросил меня прокомментировать реконструкцию развязок МКАДа. Почему меня? Так я же гоночные трассы проектирую.

Я сказал, что основная беда — развязки «клеверного» типа. Они устарели ещё давно. Понятно почему. На съездах и выездах всегда заторы. На фото: схема, как делают в Германии, чтобы максимально избежать или сократить пробки на съездах.

2450406

Главное, что поток на поворот заранее уводят в сторону от прямолинейного направления. Вливаться в направление нужно с максимально длинной полосой ускорения. Этот опыт нужно перенять! Но, сделать это сложно, потому что требуется много места и придётся очень много «шанхайских» построек, а иногда и капитальных сносить.

Стоять нам в пробках на МКАДе до седин или всё же сделают, как надо? Может они не видели как надо? Да, нет, видели наверное, в Германии были же. Может были, но не видели? Вот и мучают сомнения. Вдруг снова не так сделают? Кто знает, как проект реконструкции развязок посмотреть?

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире