gorbi_m

Михаил Горбачев

30 января 2017

F
30 января 2017

Топтание на месте

В РФ в ДТП зимой, когда водитель совершил конкретную ошибку, она в протоколе не указывается. Все получают формулировку — «не справился с управлением». Так было всегда и так есть сегодня.

Неужели, при таком внушительном аппарате ГИБДД, декларирующем свою огромную работу по безопасности движения, не существует возможности более точно указать на причину ДТП, например «не смог предотвратить последствия заноса», «не рассчитал тормозной путь» при гололедице, «не вписался в поворот» из-за сноса передней оси и так далее? Зачем? Чтобы проанализировать причины ДТП и сделать важные выводы!

Ужесточить наказание за непропуск пешеходов? Увеличить штраф до 5 000 руб? Это потому что президент где-то что-то сказал на эту тему несколько месяцев назад? А тут один «правовик» объяснил нам, что понятие « Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть» сильно размыто.

А я считаю дело не в размытости. Потому что напиши всё чётко, буквально с точностью до сантиметра, так кто этот сантиметр будет измерять и как? Здесь вся надежда на порядочность полицейского, который не будет «шить дело», а будет объективен и справедливость суда. Иначе придётся и дальше доказывать каждому, что  — «я не верблюд!»

А формулировка вполне понятна. Аналогично и с критериями в искусстве, которые никогда никому не удастся сделать такими, как правила в  единоборстве двух спортсменов. Всё зависит с какой целью и зачем судить о произведениях художников. Я надеюсь, мой посыл понятен? Главное, не терять здравый смысл.

09 января 2017

Про уклонистов…

Читайте газету Авторевю и будете всё знать! Зачем же некомпетентные СМИ пороли горячку??? Вот что стало известно благодаря Авторевю: «Полная сертификация системы с краш-тестами по-прежнему влетает в копеечку, но очереди в лаборатории уменьшились, к тому же Минпромторг позволяет совмещать краш-тесты и принимать в зачет результаты заводских испытаний. Все это немного облегчило бремя для производителей, поэтому массового исхода из России нишевых марок и моделей не случилось: ЭРА-ГЛОНАСС уже есть на автомобилях Bentley Bentayga и появится на Maserati Levante, кнопками SOS оборудованы все модели Porsche, внедрить систему готов даже Rolls-Royce. А такие премиум-марки, как Jaguar, Land Rover, Lexus, Mercedes-Benz и Infiniti, уже сделали это. Ведут работы даже Aston Martin, Ferrari и Lamborghini. Жертвами «Эры» пока официально стали только купе и кабриолеты BMW второй, четвертой и шестой серий, спорткары M4, родстеры Z4, гибридомобили BMW i8, а также кабриолеты Audi A5 и S5 — все эти машины поставлять в Россию больше не будут. Но вот вам главный парадокс «эрификации»: среди легальных уклонистов на сегодня больше всего бюджетных автомобилей российской сборки!»

Мне почему-то кажется, что многие не поймут о чём этот пост. Поэтому объясняю подробно. На МКАД на юге Москвы из-за гололедицы столкнулись более 20 автомобилей, сообщает «РИА Новости» со ссылкой на источник в экстренных службах столицы.
Источник «Интерфакса» в правоохранительных органах заявил, что причиной нескольких аварий стала гололедица.
И снова этот журналистский штамп: «причиной ДТП стала гололедица». Интересно, кто и когда напишет первым: «причина ДТП — в низком уровне подготовки водителей»?Я об этом говорить уже устал… Но, буду всё равно!!! Сочетание субъективных факторов: не думал, не увидел, не понял, был не готов, был невнимателен, не соблюдал дистанцию. А кто её соблюдает, и что это такое? Так никто же не соблюдает, а если я буду, то передо мной сразу влезут! Гололедица? Так все же быстро ехали, ну и я тоже в потоке. Просто дороги надо чистить...Отлично! Виноваты коммунальщики! Ещё кто? Сотрудники ДПС не предотвратили? А СМИ не виноваты, потому что они каждый божий день талдычат про гололедицу с утра и до вечера уже третий месяц подряд. Наверное, именно поэтому они с таким упоением сообщают, что она и есть виновник ДТП? Сбылось предсказание! Браво СМИ?
И тому подобное. Готов поспорить, что на разборе в ГИБДД всем поставят такой вердикт" водитель не справился с управлением" и никому не напишут: «виновата гололедица» — штраф ей, гололедице — 500 руб. Как же возможно, что российский водитель не умеет ездить в гололедицу? Это же нормальное зимние явление и бывает оно у нас каждый год!
Как когда же у нас начнут считать, что главная причина ДТП на скользкой дороге — в низком уровне подготовки водителей?

В Общественной палате России идут слушания при участии депутатов Государственной думы, на которых планируется принять резолюцию об освобождении от ответственности за повреждение машин во дворах водителей скорой помощи и МЧС.

Двор — это не дорога? А это не имеет значения, хотя двор — это прилегающая территория. Движение ТС на прилегающей территории осуществляется по правилам ПДД (п. 1.1). Это означает, что водитель скорой помощи и МЧС, который «забодал» кого-то во дворе совершил ДТП. Покидание места ДТП — лишение прав. Составление протокола — несколько часов. То есть ДТП — это одно, возмещение ущерба — это другое. Нарушать ПДД и совершать ДТП? Как здесь решить все юридические проблемы? И возможно ли их решить? Я сейчас не про освобождение от ответственности за повреждение машин. Это странная инициатива!

А как разрулить ситуацию, когда дворы заставлены «под завязку» и ни скорая ни МЧС проехать не могут я знаю. Это очень просто! Нужно обозначить пожарный проезд к каждому дому и за стоянку на нём — эвакуация. Для скорой помощи — исключение. И это всё. Все проблемы решены.

А следующая тема, с пожилыми водителями никакого обсуждения в Думе не требует, на мой взгляд, и так всё ясно. Конечно, специальный знак на машине пожилого водителя нужен! Они гораздо более дисциплинированны за рулем, чем многие молодые водители, — это правда.

Проблема их в том, что они сталкиваются с неуважением молодых водителей, которым «мешают» на дороге. Да и управлять машиной им значительно тяжелее, поэтому они, возможно, медлительны, хотя попадают в аварии по статистике довольно редко. Я за такой знак!

28 ноября 2016

Тормоз на льду

Послесловие к моей передаче «Доехали» на Эхе.

Павел: В моём понимании «тормоз на льду» — это тормозной механизм, который вытащили из машины и положили на лёд. Возможно, вы имели в виду «торможение в условиях гололедицы».

Михаил: Именно так! Но, Вы же поняли, а для радио «торможение в условиях гололедицы» слишком длинная фраза.

Обсуждая тему торможение зимой на льду, скажу, что главное условие вашей безопасности — выбор «зимней» скорости. Я с наступлением зимы, автоматически перехожу на более спокойный и плавный стиль езды. Итак, безопасная «зимняя» скорость — это главное!

Итак, юз на льду недопустим, потому что в этот момент машина становится неуправляемой и «электронные помощники» не работают! Кроме того, может заглохнуть двигатель.

Важный вопрос. Переходить на понижающую? НЕТ, на льду ни в коем случае!
На механике. Забудем про называемый комбинированный способ торможения зимой, который заключается в переходе на понижающие передачи одновременно с торможением. Для того, чтобы не заблокировать ведущие колёса в юз, требуется спортивная перегазовка, когда нога, давящая на тормоз одновременно поднимает газом обороты, в момент выжима сцепления, чтобы при его отпускании обороты совпадали. Это сложный приём!
На автомате: «подтыкание» понижающей на льду может вызвать юз ведущих колёс.

Поэтому на небольшой скорости при торможении на льду эксперты рекомендуют включать нейтраль. Выжим сцепления на «механике» так же рекомендуется.

Ошарашивающая новость: беспилотные автобусы «КамАЗ» появятся на российских дорогах через два года. Скажите, бред? Точно, «залипуха»! А в 1960 году кому-то приходило в голову, что что в СССР в космос запустят человека? Другое время было? Хорошо. В 1994 году я вернулся из Германии и мой друг с пеной у рта рассказал, что он знает «кулибина», который изобрёл новейший невиданный способ заводить моторы на морозе. Он у него в холодильнике демонстрируется как заводится.

Я не стал расспрашивать и встречаться с неразгаданным гением. Просто, это всё чушь, подумал я. Знаете, сколько таких изобретателей непонятых гуляет по нашей стране? Имя им — легион! Недавно один дальний родственник расхваливал ГАЗ-21. Но, какими словами! Чудесная, расчудесная, замечательная машина! Понятно почему. Потому, что он её в свое время не смог купить и ездил на Москвиче. Правда сказочный автомобиль? А ничего, что без сервоусилителя тормозов и рулевого управления, с барабанными тормозами, с устаревшим мотором от Победы, в свою очередь бывшего аналогом американского Додж D5, производственная документация на который была приобретена заводом ещё в 1937 году. Неважный в техническом отношении и плохо управляемый автомобиль, если сравнивать с иностранными образцами того времени.

А если не сравнивать? А народ его как любил сильно, потому что не сравнивал! Не было такой возможности, а водителям он и так нравился. И беспилотные отечественные автобусы через два года, если не сравнивать ни с чем, отлично будут кататься по территории Сколково и НАМИ! Точно будут! Уже катаются.

Верим, потому что, без руля и без ветрил… как-то привычней. Авось, куда-то вырулим. И за свой кровный родной отечественный автопром мы готовы грудью встать! И машину для правительственного кортежа ждём. Плевать, что она будет из иностранных деталей как и суперджет. Плевать, что автопром «наш» уже частный или иностранный. Стоп! Правда, а как же без руля выруливать? Подумать надо…

Я подумал, а как водитель запускает машину в ритмический занос? На сайте ГИБДД есть ответ: при возникновении заноса поверните плавно руль…

Действительно, очень часто возможность избежать аварии зависит, от того насколько быстро водитель управляется с рулём. Приведу такой пример: В автошколах и в учебниках по вождению водителям рекомендуют при возникновении вращения автомобиля, то есть заноса, повернуть рулевое колесо в сторону заноса. Все водители знают об этом, однако, большинство из них не могут стабилизировать автомобиль. Одна из причин: недостаточная скорость руления. Во-первых, колеса в сторону заноса поворачиваются с явным опозданием. Во-вторых, водитель ждет ответной реакции автомобиля, его выравнивания. Это кажется на первый взгляд логичным: а как ему понять, когда вертеть колёса обратно в исходное положение. Но вот беда он делает это слишком поздно, а главное, слишком медленно крутит руль, увеличивая тем самым амплитуду заноса, то есть, раскачивая автомобиль. Результат при этом плачевный: автомобиль разворачивается на дороге (хорошо если не на встречной полосе!) или вылетает с нее. Из-за отсутствия правильных навыков вращения рулевого колеса, большинство водителей, попадая в критическую ситуацию, рефлекторно прибегают к экстренному торможению. Однако это приводит к тяжелым последствиям: автомобиль из заноса переходит в неуправляемое боковое скольжение, которое чаще всего оканчивается или на обочине, или на встречной полосе.

А что делать, чтобы не опоздать, после того, как руль повернут в сторону заноса автомобиля? Ответ удивительно прост — не дожидаться ответной реакции автомобиля, то есть упреждать события. Для этого руль надо максимально быстро повернуть в сторону заноса и тут же возвратить в исходное положение. Повторить это несколько раз, с каждым разом уменьшая угол поворота колеса. Для того, чтобы сделать это быстро, надо перехватить рулевое колесо при повороте вправо правой рукой на «двенадцать часов», при повороте влево, левой рукой на те же «двенадцать часов». На скользкой дороге резкий поворот руля «туда и обратно» лучше делать одной рукой: при повороте вправо – правой, при повороте влево – левой. Как только руль возвращается в прямое положение, вторая рука возвращается на свое исходное положение на руле.

«В каком-то повороте задние колёса машины занесло. Я несколько раз резко рванул руль в противоположную сторону и снова дал газ. На мгновение устойчивость исчезла, словно мы повисли в корзине воздушного шара, но потом колёса опять прочно сцепились с полотном дороги». Так описывает приём водителя и совершенно верно, Эрих Мария Ремарк в романе «Три товарища». Как видите, немцы знали о таком приёме ещё до второй мировой войны. Что касается движения по извилистой дороги, то тут резко работать рулём – грубая ошибка. На входе в поворот движение рулём должно быть плавным, руки должны быть мягкими. Руль надо поворачивать на меньший угол, чем это обычно кажется новичку.

Дмитрий Медведев знает точно: «Население нашей страны стало абсолютно автомобильным. В советский период автомобиль был у каждого десятого человека. Сейчас автомобиль есть в каждой семье, все ездят. Поэтому дороги — это абсолютный приоритет», — сказал он. Дороги? Так пару лет назад я слышал, что новые дороги строить не будут, потому что средства заморожены и ограничатся ремонтом имеющихся. Но, сейчас, не о дорогах.

Сегодня был несколько удивлён, как две бойкие журналистки в эфире одной радиостанции обсуждали заявление Медведева. Рассуждали они так: население России на 2016 год составляет 146 544 710, а ГИБДД подсчитала количество автомобилей в России — 56,6 млн. Делим одно на другое и получаем, что в семье, которая обычно из трёх человек, действительно, один автомобиль, решили они. Странный подсчёт, так как на самом деле на сегодняшний день в ГИБДД России зарегистрировано более 44,2 млн легковых автомобилей, более 6,2 млн грузовых, 890 тысяч автобусов, 2,2 млн единиц мототранспорта и более 3 млн прицепов и полуприцепов. То есть, 56,6 млн. — это все ТС (транспортные средства). Сколько из них находится в частном владении? Около 40 млн., включая мотоциклы и прицепы. По данным 2014 года ( других не нашёл) в РФ 53 млн. домохозяйств ( думаю, сейчас не многим больше) и тогда выходит, что всего около 51% семей (домохозяйств) имеют ТС, из них одно транспортное средство — 35% (13,5% владеют двумя машинами, три автомобиля имеют 3% семей, а 0,5% четыре машины). В среднем каждый год число ТС возрастает на 1,5 млн единиц. Большая часть из них — легковые автомобили. Хорошо, учитывая это, прибавим три миллиона, пусть все они покупаются частниками. Особо сильно это ничего не меняет.

В каждой семье говорите, автомобиль? Неувязочка получается! Всего чуть больше половины российских семей имеют колёса. И ещё. Если брать количество авто на 1000 жителей, то у России в мире всего 49 место — 317 авто на 1000 жителей. Лидируют Монако и США, где более 800 авто на 1000 жителей.

На мой взгляд, проблема в неком замкнутом круге. Спонсоры неохотно идут в авто/мото спорт, потому что они считают, что рекламная отдача не соответствует затратам. Так происходит, потому что мало серьёзных спонсоров. Из-за этого российский авто/мото спорт остаётся, в основном, любительским. Любительские соревнования неохотно освещаются СМИ, и поэтому, желаемая рекламная отдача не соответствует затратам на неё. Автоспортивные журналы ( издаваемые За рулём и Авторевю) оказались убыточными. Они были интересны только самим участникам. По моему мнению, аудитория действительно интересующихся авто/мото спортом в РФ ничтожно мала и насчитывает не более 15 000 человек. Можно долго перечислять потенциальных спонсоров, которые могли бы спонсировать команды и отдельных спортсменов, но они этого делать не желают. Почему? Смотрите выше.

Как изменить ситуацию? Один из возможных вариантов, сделать рекламные и спонсорские вложения в авто/мото спорт выгодными с экономической точки зрения, например, списанием части налогов. Кстати, такой опыт уже был, и в начале нулевых подобные меры привели к росту числа команд. Кто сегодня выходит на старт? Помимо нескольких профессиональных команд, например Лукойл, Субару и Лада Спорт и ещё нескольких, это, в основном кредитоспособные любители, занимающиеся этим спортом в своё удовольствие и на свои деньги. Из всех гоночных трасс, а их уже 10 в РФ, только одна построена с участием государства, — остальные являются частными проектами.

Те, кто отважился на такое строительство, в большинстве случаев не мечтают вернуть инвестиции и радуются, если за эксплуатацию трасс не приходится доплачивать. Конечно, здесь хорошо бы привлечь господдержку, она сильно помогла бы, но как этого добиться? Я думаю, внимательное изучение западного опыта могло бы дать ещё какие-то идеи. Можно говорить много слов о популяризации авто/мото спорта, но они так и останутся словами.

Итак, действенные меры, на мой взгляд такие:
1. Участие в авто/мото спорте сделать выгодным экономически;
2. Добиться господдержки;
3. Сделать освещение авто/мото спорта выгодным для СМИ.


Часть вторая
Многие сетуют на то, что РАФ плохо развивает автоспорт, забывая при этом, что это общественная организация. Её основные функции, как делегата ФИА — выдача лицензий, составление графика соревнований и обеспечение судейства и безопасности на трассах. Проблема здесь, конечно, не в РАФе, а в том, что Россия, мягко выражаясь, страна не автомобильная. Такое заявление не должно быть обидным для патриотов, потому что оно абсолютно объективно. В царской России автомобилизация хромала, а в Советское время автопром был лицензионным и привозным.

Давайте весьма критично посмотрим на некоторые исторические моменты. Если отбросить эмоции, то дело было так. Сталин заявил, что автомобильной промышленности в царской России не было, хотя она была. Но, какое это имело значение, если она была именно Сталиным уничтожена, а кадры расстреляны или растеряны. И неважно кем они расстреляны Лениным или Сталиным ( кстати, оба предпочитали иномарки). Зато можно было декларировать что это он, Сталин создал на пустом месте автопром страны Советов. Как? Очень просто, купив в США фордовскую технологию и оснастку завода ГАЗ. Значит Победа и Волга — это потомки ФОРДа. Так оно и есть и по фордовским разработкам последняя из этой парочки выпускалась, пока эта концепция не отстала от современного автостроения на 60 лет.

После войны в Москве стали выпускать Москвич по немецкому образцу и на вывезенном из Германии оборудовании. Это на самом деле, Опель, но только Москвич был не трёх, а четырёхдверным. Москвич так же прекратил своё существование, когда исчерпал опелевские резервы по машине и старенький движок, скопированный у БМВ. За всю историю СССР так и не было сделано ни одного серийного гоночного мотора. Лучшее что было — это форсированный мотор от Жигулей форсированный либо кустарно на коленке, либо мелкосерийно на «Торгмаше» или ранее на VFTS. Стать законодателями в автомобилестроении, говорите? Так в Германии, например, 85% всего работающего населения прямо или косвенно связано с автомобилестроением. Это означает, что оно базируется на всей высокоразвитой промышленности. При плачевном развитии промышленности, строить хорошие автомобили невозможно. Получится только собирать иномарки или использовать наработки западных фирм. И так есть и так будет в России.

В РФ времён СССР не произведено ни одной серийной формулы, зато в России такая попытка была, и даже в наше с вами время. Только закончилась она печально. Ясное дело речь идёт о формуле «Русь». Юрий Ким, основатель и владелец гоночной серии «Формула-Русь», рассказывал, что затеял ее просто потому, что является фанатом гонок. А что? Бизнесмены действительно часто выступают меценатами и тратят деньги на спортивные проекты просто ради своего удовольствия. Цена вопроса — $3 млн на запуск серии, которая не приносила ничего, кроме убытков, плюс по $100 тыс. на проведение каждого из семи этапов в году. «За несколько лет, которые я занимался «Формулой-Русь», мой бизнес как минимум перестал развиваться. Но бросить все уже не было сил. В конце концов, различных материальных удовольствий от жизни я получил немало. Просто хотелось чего-то увлекательного», — признается Юрий Ким.

Позже, когда первая и единственная российская Формула оказалась невостребованной и проект закрылся, г-ну Киму не до увлечений. Случилось, что увлечение автоспортом пошло во вред основному бизнесу. «Я непозволительно много денег истратил на этот проект!» — признался позже Юрий Ким. Очень жаль, что всё так плохо кончилось. Но мы, любители автоспорта хотя бы увидели, с какой любовью, с каким высоким качеством и комфортом, с каким размахом можно проводить гонки и в России.

Автоспортом в России интересуются единицы, а назвать автомобильной страной ту, в которой безразличен автоспорт — это абсурд. Вот вам ещё один аргумент и это доказывает очень низкий уровень автомобильной культуры. До конца тридцатых, вообще, в довоенный период сначала считалось, что это гонки ветреных «сорвиголов» на списанной автомобильной технике, являются опасным подражательством Западу. Но 3 марта 1937 года главный рупор партии газета «Правда» ударила лозунгом — «сегодня — гонщик, завтра — танкист!» С этого времени автоспорт стал национальным проектом."

Сергей Викторович Ушаков — почти три десятка лет, — бессменный ответственный секретарь ФАС СССР ( Федерации автомобильного спорта), потом РАФ ( Российской автомобильной федерации), рассказывает: «Далее, после войны, партия и правительство считали, что передав в 1965 году развитие прикладных военно-технических видов спорта в ДОСААФ, это есть хорошая возможность подготовить грамотного бойца до того, как он попадёт в армию. То есть создаётся дополнительный контингент высокообразованных технических специалистов, стрелки, парашютисты, лётчики, танкисты, мотоциклисты, автомобилисты, радисты, водномоторники и так далее. То есть в период «Ч», подготовленный гонщик может пересесть с гоночного автомобиля за руль автомобиля генерала и доставить его в нужное место. Водителю, который прошёл курс молодого бойца, доверить такое нельзя. Поэтому, мастеров спорта СССР ставили на специальный военный учёт, поэтому государство выделяло на это деньги, прекрасно понимая для чего оно это делает.»

То, есть, авто/мотоспорт развивался в СССР совершенно по другим законам, не так как на Западе, где главный лозунг был такой: " в воскресенье выигрывай — в понедельник продавай«. Смысл в том, что машины которые выигрывают гонки, очень хорошо продаются. Итак, в 1993 году авто/мотоспорт начал развиваться с «чистого листа». Формула «Восток» с мотором 1300 куб.см. В кольцевых гонках, пусть и международных на Кубок соцстран «Жигули» с такими же моторами в этом Кубке, а так же ВАЗы на раллийных трассах, пусть и в капстранах, но с моторами 1600 куб.см., выступавшие в зачёте с любителями, вот какой опыт остался после СССР. Подумать только, за всё время не было создано ни одного серийного мотора объёмом 2 литра, что полностью закрывало возможность сразиться в абсолютном зачёте в ралли или принять участие в нормальных, а не в «домашних» кольцевых гонках. Для наших автолюбителей «золотой век автомобилизации» начался не в 1909 году, когда Генри Форд поставил Америку на колёса, начав производства Форда Т, и не в конце тридцатых, когда нацисты пообещали, что каждый немец станет счастливым владельцем Фольксвагена, а в 1970-м, когда первый ВАЗ скатился с конвейера.

Итак, подведём печальный итог: По всем параметрам Россия — страна не автомобильная! Но мы должны, мы просто обязаны сделать её страной с высокой автомобильной культурой! Спортивное, гоночное вождение и гоночные трассы — неотъемлемые элементы автомобильной культуры.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире