gorbi_m

Михаил Горбачев

02 августа 2013

F
02 августа 2013

Прожекты и проекты

«Гоночная трасса, хотя и напоминает обычную дорогу, но проектируется и строится совершенно по другим принципам!» — Герман Тильке, архитектор гоночных трасс и небоскрёбов.

Гоночная трасса – место особое. В воздухе витает накал борьбы, пахнет жжёной резиной, тормозными колодками, да и сами выхлопные газы автомобилей, такие ненавистные в городе, имеют здесь свой сладковатый, приятный привкус. Мужчины становятся здесь сосредоточенными, их лица приобретают особое, мужественное выражение, они готовятся к подвигу. Выезд на гоночную трассу – это поступок сродни подвигу. Здесь всё зависит от тебя, — все ограничения сняты. Получится? Должно получиться! Именно поэтому желающих промчаться на своей машине по гоночной трассе, проверить края, по крайней мере, в Западной Европе хоть отбавляй. А гонки! Вот это впрыск адреналина! Известно, что зрители волнуются и переживают больше самих гонщиков. Гоночная трасса притягивает как магнит, завораживает своей волшебной магией. Да вот, беда, не только гонщиков и зрителей. А вы что, не помните множество не осуществлённых прожектов вокруг Москвы и Санкт-Петербурга с пышными презентациями, заверениями государственных мужей, что в этот раз всё будет серьёзно? Спросим у Германа Тильке, может он знает ответ: «Известно, что вы были автором несколькими проектов строительства автодромов для Формулы 1 в России. Почему ни один из них не был осуществлён?» Герман Тильке ответил так: Действительно, несколько мастер-планов мы сделали, но почему дальше этого дело не двинулось, я не в курсе. Иногда всё складывается, и проект осуществляется довольно быстро, иногда вовсе не строят и проект кладут в стол. Я не знаю, почему в России всё время получается второй вариант». Вот видите, мастер-планы трасс были сделаны, деньги за них получены.

Именно так. К сожалению, есть прожекты. А есть проекты.

Глава Департамента развития новых территорий Владимир ЖИДКИН выдал недавно такую «свежую» мысль:

«Есть предложение построить гоночную трассу рядом с Внуково».

Вопрос: Для «Формулы-1»?

Ответ: «Сама трасса, насколько я знаю, будет проектироваться по стандартам этой гонки. Даже проектировщиком будет немецкая компания, спроектировавшая 90% гоночных трасс для «Формулы-1» в мире». Снова за старое? Опять прожект?

И.О. руководителя департамента СМИ и рекламы российской столицы Владимир Черников вдруг заявляет: «Гонка «Формулы-1» уже сейчас может проводиться на трассе, где проходит шоу Moscow City Racing (MCR)».

И пояснил для тех кто не в курсе, что проведение соревнований Формулы-1 на улицах городов пользуется популярностью в таких городах, как Валенсия, Мельбурн и Монреаль. Известный немецкий дизайнер гоночных трасс Герман Тильке заверил, что он будет оказывать помощь в организации и планировании создания трассы вокруг Кремля. Круто? Да нет, сохраняйте спокойствие, никаких гонок Формулы 1 вокруг Кремля не будет. А Тильке и на Луне трассу спроектирует, только плати. MCR — это рекламное шоу голландской пивной фирмы «Бавария» (Bavaria) при участии болидов Формулы 1. Его называют у нас для пущей важности гонками. Видимо, это шоу произвело такое сильное впечатление на чиновника, что он начал мечтать вслух.

К чему я всё это рассказываю? К тому что трасса для Формулы 1 уже под Москвой построена по проекту того же Тильке и называется Moscow Raceway. И это осуществлённый проект в отличие от прожектов. Уважаемые чиновники, вы что, не знали, что такой объект уже построен? Или вы правда уверены, что Москве нужно две трассы для Формулы 1? А может быть, даже три или четыре?
Мои соболезнования родным и близким погибшего спортсмена Андреа Антонелли.

Трудно писать о трагедии, но как не писать, когда несчастный случай, который случился на гоночной трассе Moscow Raceway в прошедшее воскресенье был так по-разному преподнесён публике. Специалистов по гонкам среди этой публики считанные единицы, поэтому внести ясность необходимо.

Из воскресных сообщений: «По предварительной информации, причиной столкновения могла стать плохая погода». Или «мотогонщик не справился с управлением на мокрой трассе». Обыватель слышит и думает: понятное дело, разбился из-за дождя! И кто это дал старт гонке в дождь? Найти и наказать! Приходится оправдываться примерно так: позвольте, но гонки в дождь проводятся и на этот случай гонщики обувают свои мотоциклы в специальные очень цепкие дождевые шины… Дождевые гонки на мокрой трассе — обычное дело.

О подробностях инцидента мне рассказали по телефону находившиеся на трассе журналисты. Так же, как минимум два специалиста по радио сказали буквально следующее:

«25-летний гонщик из Италии Андреа Антонелли попал в гоночный инцидент уже на первом круге гонки, на прямой между 14 и 15 поворотами. Мотоцикл пилота, шедшего следом за итальянцем, ударил его сзади. Удар пришелся в основание черепа». Травма оказалась смертельной. Дело в том, что мотогонщики выступают в настоящих доспехах и довольно надёжно защищены от падений. Единственным слабым незащищённым местом является небольшой участок шеи сзади. Именно туда пришелся удар от колеса другого мотоцикла, как раз в область шейного отдела позвоночника, — рассказали очевидцы аварии. Официальный врач чемпионата заявил, что Антонелли получил удар в основание черепа от другого мотоцикла. Именно от столкновений мотогонщики чаще всего гибнут в гонках, а не от падений! На видеоматериалах аварии чётко видно, что пилот не долетел до отбойника. 
Официальные лица FIM ( Международная мотоциклетная федерация (фр. Fédération Internationale de Motocyclisme, сокращенно FIM, ФИМ) и промоуторы гонки приняли решение об отмене оставшихся в расписании гоночного дня заездов. К сожалению, все принятые медиками меры были безуспешны: пилот скончался в 14:10, — добавили в пресс-службе автодрома Moscow Raceway. Также пострадали еще двое мотогонщиков, вовлечённых в данный гоночный инцидент.

Некоторые СМИ привели в тот день сообщение следственных органов: «При квалификационном заезде мотосупербайков произошла авария, в результате которой, по предварительной информации, пилот одного из мотобайков не справился с управлением и на большой скорости врезался в отбойник и, не смотря на оказанную медицинскую помощь, скончался на месте происшествия».

Как сильно это сообщение принципиально отличается от того, как комментировали трагедию специалисты! Естественно, они более точно отразили важнейшие нюансы. Да, но сообщение СК… Что значит, не справился с управлением? Это был обычный гоночный инцицент, но, увы, с трагическими последствиями. Гонки — это борьба за место. В этом смысл гонок. В борьбе за место может быть столкновение и именно это и произошло, и именно это называется гоночным инцидентом. В гоночном инциденте не бывает виновных. По результатам проверки будет принято процессуальное решение, говорит далее СК. И, будем надеяться, правда восторжествует, но тень на организаторов гонок и владельцев трассы уже брошена! Уже задаются вопросы по поводу безопасности самой трассы. Почему именно так, у нас всегда? Следственный комитет мог бы и не доносить не проверенную и не соответствующую действительности информацию через СМИ. Так было бы лучше для всех. Ещё довольно странно, что говорилось, что гонщик погиб в аварии в Московской области под Подольском, а то, что это произошло на новой трассе Moscow Raceway, имеющей все соответствующие лицензии FIM и оборудованной всеми современными средствами безопасности — ни слова.
В Москве и Подмосковье скорбят по погибшим в страшной аварии под Подольском. Присоединяюсь к ним!

Итак, кто виноват? 6 000 подмосковных автобусов, которые приказано проверить? Плохие дороги? Отсутствие правильного знака на том перекрёстке? Виноват этот единственный в Москве и Подмосковье неисправный КАМАЗ с гастарбайтером за рулём? Гражданин Армении Грачья Арутюнян, которому не хватило ни опыта, ни смелости решительно положить самосвал, если тот действительно оказался без тормозов, на бок ещё до выезда на перекрёсток?

Врио губернатора Московской области А. Воробьев тут же распорядился еще раз проверить весь автобусный парк Подмосковья. Это около шести тысяч автобусов. «В таких ситуациях лучше посмотреть все, что можешь сделать», — пояснил глава подмосковной администрации.

И это всё «что можешь сделать?» А не лучше ли было тут же проверить силами собственной безопасности МВД, Московской области, как сотрудники ДПС проверяют тысячи гастарбайтеров гоняющих по нашим дорогам на Камазах? Одну из таких «проверок» я видел сегодня, когда гастарбайтер бегал со своим портмоне в руке в будку ДПС и через секунду уже забирался в свой Камаз.

На самом деле вопросов много. Например, известно, что иностранцы могут водить машину по своим правам в течение 60 дней с даты въезда в РФ. Заместитель начальника следственной части ГСУ ГУ МВД по Москве Алексей Кузнецов, сказал, что по данным полиции водитель «КамАЗа» водил данное транспортное средство по правам, которые выданы в Армении, то есть у него даже прав не было российских«. Это как понимать?

На момент ДТП «Камаз-убийца» был снят с учета и эксплуатировался с временными регистрационными номерами!!! А это как? Кузнецов подчеркнул, что предполагаемый виновник трагедии за прошлый год 7 раз привлекался к административной ответственности за нарушение ПДД, в том числе за выезд на «встречку», пересечение двойной сплошной и эксплуатацию транспорта в ненадлежащем техническом состоянии. А это как?

7 раз они ему грозили пальчиком, на восьмой он убил 18 человек? Это как всё понимать?

Мой знакомый был лишён прав на 6 месяцев за один случайный выезд на «встречку!» Каким образом, сотрудники ГИБДД умудрились уличив в столь тяжких нарушениях, сделать так, чтобы гражданин Армении Грачья Арутюнян, злостный нарушитель, дальше гонял на КАМАЗе с гравием в кузове и без тормозов? Значит, им это…

Не будем торопиться с выводами. Уверен, в том, что на все поставленные здесь вопросы, сами читатели дадут без труда правильные ответы. Потому что ответы, ну, очень лёгкие. Единственное, что меня смущает в этой ситуации, — 7 лет будет вроде, маловато водителю. 15 — было бы в самый раз!

Хотя, вспомним судьбу авиадиспетчера, по вине которого разбились дети…
И ещё, мне кажется, что это, видимо, далеко не последняя жуткая авария с такими же действующими лицами.
А вы как думаете?
Представьте себе такую картину: инспектор ДПС остановил высокопоставленного чиновника за нарушение, например, проезд на красный свет. Тот показал «ксиву», чтобы отвертеться. Но, не тут то было. Инспектор составил протокол и отправил его в высшие инстанции. Чиновнику объявили выговор за использование служебного положения, понизили в должности и лишили премии. Я об этом слышал сегодня по радио, вернее, что так скоро будет. Это не были сказки на ночь, и это не из Жванецкого! Что это было? Может руководство по самоубийству сотрудника ДПС? Очень интересно узнать!

А теперь, по делу: сегодня 13 мая, в понедельник, стало известно о серьезном ДТП, устроенном накануне высокопоставленным офицером петербургской полиции Константином Михнюком — заместителем начальника уголовного розыска ГУМВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Дело было так. Полковник Михнюк ехал за рулем своего Land Rover в сторону Соснового Бора. Полицейский был в гражданской одежде и не находился при исполнении служебных обязанностей. В попутном направлении по обочине двигался велосипедист, 70-летний местный житель Аркадий Назаров. «Михнюк при неустановленных обстоятельствах совершил наезд на велосипедиста, отчего тот упал на землю», — сообщили в полиции. — Увидев, что сбил пенсионера, Михнюк не остановился и не оказал ему первую помощь. Сотрудники ДПС догнали джип Михнюка. Водитель сопротивления не оказывал».

«Начальник ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти Сергей Умнов дал жесткое указание об увольнении Михнюка из органов внутренних дел по дискредитирующим основаниям», — говорится на официальном сайте питерской полиции. Что тут сказать? А сказать есть что. Как вы думаете, первый ли раз высокопоставленный офицер управлял автомобилем в нетрезвом состоянии? Как вы думаете, а другие высокопоставленные милиционеры и правительственные чиновники часто ездят «под мухой»? Могу предположить, хотя бы по большому колличеству подобных ДТП, что это не исключение из правил, а система. Потому, что они уверены, что им это можно, им ничего за это не грозит. И они правы! Именно поэтому, картина, с которой я начал, похожа на что-то из области фантастики. Правда, как показывает практика, это так, пока не совершено ДТП. Российские спецталоны и «ксивы» — это ни что иное, как приглашения к преступлению. Парадокс состоит в том, что серьёзные начальники в своих высоких кабинетах, такими приглашениями охотно пользуются, забывая, что транспорт – не игрушка, а источник повышенной опасности. Они не могут никак понять, что если перед законом, как они считают, равны не все, то перед господином Случаем, равны все… Поэтому я, призываю всех чиновников и милиционеров, с «ксивами» и фуражками на полке заднего стекла, прекратить пьяную езду! Вы подвергаете смертельной опасности всех окружающих и себя лично! Проявите разум, вы же взрослые люди, откажитесь от приглашения к преступлению!
Интервью с директором центра контраварийной подготовки (ЦКП) adac специально для моего блога на сайте «Эхо Москвы».

Михаил Горбачев взял интервью у г-на Дресселя, который рассказал, что в системе клуба ADAC (АДАЦ) 54 ЦКП и среди них три больших.

Сначала несколько слов о центре FSZ ADAC Berlin-Brandenburg. Это один из больших центров. Отлично оборудованный центр контраварийной подготовки водителей автомобилей и мотоциклов в 35 минутах езды от Берлина. Факты: открыт 365 дней в году, участок — 25 Га, трасса для внедорожных испытаний на участке в 3,5 Га, 10 модулей для выполнения симуляции аварийных ситуаций, на территории FSZ более 6 км дорог Что можно здесь проводить, помимо обучения вождению? Встречи, корпоративы, мероприятия до 5 000 человек, концерты, возможно шатл-сообщение с Берлином по воздуху или на авто. Можно включить в программу облёта местности на вертолёте. Отличное многоплановое место для фото и кино съёмки на мультифункциональных площадках внутри помещения и снаружи, на полигоне. Имеется отличный ресторан в большим опытом фуршетов и катеринга. Специальное оборудование: динамические симуляторы заносов для легковых и грузовых автомобилей, автобусов и мотоциклов, трасса с поливом 600 метров длинной, продольное и поперечное аквапланирование, кольцевая трасса 1, 6 км, площадки для дрифт-тренинга, техничная трасса 600 метров оборудованного картодрома, в здании имеется оборудование для проведения мероприятий для 250 человек: конференций, круглых столов, встреч, семинаров. Проводится обучение инструкторов с выдачей сертификатов.

Корр: Скажите, как вы добиваетесь того, что водители посещают ваш центр?

Отв: Не забывайте, что тема безопасности на дорогах активно разрабатывается в Германии уже почти 30 лет. Немцы относятся к автомобилю и его вождению по-особому. Немецкая нация — автомобильная нация. В Польше и Австрии так же. Но так не везде! Знаете, во Франции тема центров контраварийной подготовки водителей автомобилей и мотоциклов вообще никого не интересует. Они относятся к автомобилю абсолютно утилитарно: сел, поехал и всё. Китайцы — вообще не обучаемы приёмам контраварийного вождения. Не знаю, как в России.

Корр: Везде менталитет стоит на первом месте. Думаю, в России есть и первые, и вторые и третьи. У нас в Москве есть площадки, на которых занимаются повышением водительского мастерства. Но, таких центров как у вас в России нет.

Отв: На обычной площадке даже без специального дорогостоящего оборудования можно сделать практически всё. У нас есть в Тегеле ( это в Берлине) обычная площадка без спец. оборудования. Конечно, плита динамического заноса — это классика ЦКП, но препятствия неплохо выставлять простыми конусами. Наш центр занимает 25 Га и его строительство обошлось в 24 млн. евро. Их нужно возвратить и ещё заработать прибыль. Поэтому, я и подчёркиваю, что в первую очередь нужно создавать высококачественный продукт в смысле эффективного обучения, а не вкладывать огромные деньги в дорогой ЦКП. Это совет для российских коллег. У нас есть в Тегеле ( это в Берлине) есть обычная площадка без спец. оборудования. Так на ней можно тоже научить контраварийным приёмам. Как это делается? Если будет интересно, мы можем обучить инструкторов.

Корр. Очень интересно! Первым буду я. В немецком клубе ADAC 13 млн. членов. Помогает это получать клиентов?

Отв: Уже 18 млн. Безусловно, да! В журнале ADAC, имеющим тираж более 10 миллионов экземпляров ежемесячно, регулярно популяризируется работа ЦКП. Мы так же проводим тренинги и для водителей автобусов, грузовых авто, водителей службы спасения, скорой помощи, мотоциклистов и для полицейских.

Корр: Сколько женщин среди клиентов?

Отв: 50% мужчин на 50% женщин.

Корр: А как водители новички попадают к вам? Кто им говорит, или откуда они узнают, что пройти курс контраварийного вождения, это не только интересно, но и очень полезно? Если не сказать, жизненно необходимо!

Отв: В прошлом году с апреля мы попробовали новый продукт. Смысл его в том, что родители, то есть или дяди и тёти, бабушки и дедушки рекомендовали молодым людям или просто дарили им сертификат на посещение наших курсов. По этой программе прошло обучение около 700 клиентов. Вернёмся к работе по привлечению клиентов. Мы тратим на рекламу в год порядка 300 тысяч евро. В целом по Германии ЦКП ADAC тратят 6-7 миллионов евро на привлечение клиентов. Как видим, чудес не бывает!

Мой вывод: Никакие высокие штрафы, видео и фото фиксирование нарушений или другие драконовы меры не способны предотвратить аварии с тяжёлыми последствиями. Такие аварии будут случаться. Пока подавляющее число водителей на наших дорогах будет пытаться выйти из аварийной ситуации первый раз в своей жизни. Первый раз не получается и это доказано. Аварийную или экстремальную ситуацию нужно сначала создать искусственно на автодроме, чтобы многократно оттренировать правильные действия по выходу из неё без вредных последствий. Это поднимает надёжность водителя во много раз. Да что там говорить, такая тренировка спасает человеческие жизни.
26 марта 2013

Просто плохо!

Нет! То, что на участках российских трасс, которые называются автострады, хотят поднять максимальную скорость до 130 км/ч, это как раз не плохо. Плохо то, что ещё много российских водителей наплевательски относятся к вождению автомобиля. Они участвуют в управлении максимум на 10–20% от своих возможностей.

Я ехал недавно с таким таксистом на Тойоте Камри. Он рулил только одной левой, вернее, одним пальцем левой руки, а правой крепко сжимал ручку ручного тормоза, словно её кто-то хотел у него отнять. Такой расслабленный стиль не предполагает быстрых и точных движений рулём в аварийной ситуации.

Я бы не поехал с таким «водилой» по автостраде со скоростью «130», пусть и официально разрешённой. Потому что уверен, именно такие пополняют каждый год статистику смертей в ДТП. Увы, часто захватывая с собой на тот свет пассажиров.

Когда я поведал одному своему приятелю, что в 2012 году на дорогах РФ погибло 29 7000 человек, он высказал предположение, что наверное среди автомобилей, попадающих в смертельные ДТП больше половины отечественного производства, то есть без подушек и других мер активной и пассивной безопасности. А я подумал, что такие «однорукие» водители, как попался мне, ездят на любых авто, и на иномарках, в том числе.

Проблема именно в водителях, а не в машинах. Причина такой высокой смертности в ДТП банальна — человеческий фактор, то есть попросту, плохие водители. Даже очень плохие, потому что тот «мой» таксист, — потенциальный смертник. Во всём Европейском Сообществе, с численностью населения в 3 раза больше российского, в 2012 году погибло на дорогах чуть более 30 тыс. человек. В Германии, где 30 лет назад в ДТП гибли 22 000 человек, в 2012 году, всего 3 700 смертей на дорогах. При этом, в Германии так и не ввели ограничение максимальной скорости на многих автобанах.

Давайте скажем честно, большинство наших водителей и так ездят по российским трассам не менее 140 км/ч. Так что, повышение верхней планки скорости до 130, логичная мера, — это хорошо. Плохо, что наши водители ездят опасно, небрежно обращаются с органами управления, не обладают навыками действий в аварийных ситуациях.

Вот что плохо! Значит, чтобы снижать количество тяжёлых ДТП нужно повышать мастерство водителей в первую очередь и во вторую вывешивать несметное количество камер-фиксаторов нарушений. Пока мы видим обратную картину. И это нехорошо, потому что к снижению количества смертей в ДТП фиксация нарушений имеет весьма посредственное отношение. А как, действительно, повысить мастерство водителей? Я расскажу о том, как эту задачу выполнили в Германии в следующем своём сообщении. Не пропустите!
Госдума всерьёз озабочена проблемой снижения количества ДТП в России. По данным ГИБДД, в 2012 году на российских дорогах произошло свыше 203 тысяч аварий. Автомобилисты со стажем до трех лет, спровоцировали около 28 тысяч ДТП. По вине нетрезвых водителей в произошло 12,8 тысячи ДТП, а по вине пешеходов — 28,5 тысячи аварий. Получается, что новички за рулем примерно в такой же степени пренебрегают правилами дорожного движения, что и пешеходы, а пьяные водители ездят аккуратней.

Пока депутаты, установили следующую аксиому: нетрезвый водитель опасней новичка. Верно, особенно если учесть ДТП со многими погибшими, случавшиеся практически регулярно в 2012 году по вине сильно пъяных, практически, невменяемых водителей. В ближайшее время Госдума, примет поправки, вводящие для нетрезвых автомобилистов штраф от 30 до 200 тысяч рублей, а также тюремный срок до 15 лет. Очень похоже, что произойдёт это при сохранении порога трезвости в 0,00 промилле, как это принято в некоторых странах. А как же быть людям, в крови которых постоянно вырабатывается алкоголь? Как быть тому, кто хлебнул кефир или квас? — такие вопли раздаются почти ежедневно!

В первом случае нервничать не нужно, потому что эту особенность организма алкотестер не зафиксирует. А во втором случае, могу успокоить, что через 15 минут после выпивания вышеуказанных напитков алкотестер покажет всё те же нули. Не верите, приобретите алкотестер и проверьте. Тем более, что иметь такой прибор сегодня водителю, — оправданный во всех отношениях ход. Напомню, что с лета этого года такой прибор обязателен для водителей во Франции. Стоимость его составляет, порядка 30 Евро (вместо него можно иметь и две одноразовые «трубочки-алкотест»).

Мера понятна, французы, обычно, за любым застольем пьют вино и «на глаз» проверить не превышена ли допустимая норма промилле бывает сложно. А российскому водителю именно для такого случая, необходимость покупки алкотестера диктует действительность. Только проверять нужно не превышение нормы промилле, а убедится в их полном отсутствии. Если прибор показывает не нули, оставь машину! Помогут ли строгие меры сократить число ДТП с сильно пьяными водителями? Посмотрим, но почему бы и нет? Ведь, всего за 500 рублей штрафа начали фанатично пропускать пешеходов! Создадут ли головную боль непьющим и малопьющим? Вряд ли. А регулярно выпивающим? Безусловно, потому что после обильного застолья, особенно затянувшегося за полночь, рано утром норма в 0,00 промилле может быть превышена. Тут личный алкотестер, как нельзя кстати придётся. Как сократить аварийность среди неопытных водителей, российские власти пока не решили, но скоро этим займутся.

Видимо, это будет модернизация программы обучения, согласно новым положениям которой начинающим водителям запретят ездить по ночам, перевозить больше одного пассажира и разгоняться быстрее 70 километров в час. Одновременно в МВД заговорили о необходимости усложнить экзамены в автошколах, ограничить количество попыток. Там считают, что так можно повысить уровень подготовки новичков. Госдума уже предлагала отказаться от практики самостоятельной подготовки к водительским экзаменам и обязать всех сначала отучиться в автошколе.

А не логичней ли ввести в программу обучения ночную езду и практиковать движение по автострадам? Или подготовить вменяемое пособие для обучения, соответствующее мировой практике, а не ограничиваться примитивным перечислением вопросов, которые нужно рассмотреть в автошколе как происходит сейчас? «Обязаловка» отучиться в автошколе — спорный вопрос. Ничего не говорится о второй ступени обучения — школах повышения водительского мастерства для получивших «права». Что-то не заметно популяризации темы культуры поведения участников движения в СМИ.

Я не имею ничего против ужесточения мер в отношении нетрезвых водителей, даже при сохранении «нулей». Потому, что пьяный за рулём — преступник! А вот с подготовкой водителей можно наломать немалых дров.
Специально для моего блога сайта «Эхо Москвы». Я, Михаил Горбачев, взял это интервью у г-на Андреаса Тчиш, начальника отдела безопасности дорожного движения Берлина.

Корр: У вас в Берлине мало пробок. Мне так показалось.

Отв: Да нет, пробок хватает. Это по сравнению с Москвой у Вас создалось такое впечатление.

Корр: При переезде из западной в восточную часть Берлина есть пробки, а в западной части ситуация неплохая. Я обычно езжу там и удивляюсь, сколько дел удаётся провернуть за один день.

Отв: Да, там движение «текущее». Но, с 16 часов и на Бисмаркштрассе в западной части Берлина большая пробка каждый день.

Корр: Хороший термин, «текущее». В Москве, обычно «слаботекущее» или «стоячее». Но тема нашего интервью — безопасность движения, и в частности число погибших на дорогах. Как удаётся постоянно снижать его в Германии, какими методами? Ведь в 70-х число смертей в ДТП у вас доходило до 22 тыс. человек. Потом началось стабильное снижение и следующий всплеск был в 1991 году — 13 700 тыс. Какие меры проводимые полицией помогают снижать число смертей на дорогах?

Отв: Да, это интересная тема. Безопасность на дорогах зависит от следующих факторов: 1 -водитель; 2-автомобиль; 3-дорога; 4-регулирование движения. Началось снижение смертельных ДТП с введения шлемов для мотоциклистов, ремней безопасности и ограничения скорости на шоссе, введение ограничения в промилле. Именно там гибнет больше всего участников движения, а не на скоростных автобанах и не в городах! Скоростной автобан — самое безопасное место для водителя в Германии, естественно в сравнении. Программа снижения смертей в ДТП в Европейском Сообществе на 50% не удалась, на и сни жение на 35%, тоже неплохой результат. Не будем забывать, — в ЕС вступило много стран, имеющих очень высокие показатели смертности в ДТП. У нас в Германии высокие стандарты безопасности на дорогах и серьёзное обучение водителей а автошколах. Не будем забывать, что современный автомобиль становится всё безопасней. Это активная и пассивная безопасность.

Корр: Вы упомянули автошколы. А как полиция контролирует их деятельность, их уровень требовательности?

Отв: Никак! Полиция этим не занимается. Мы осуществляем надзор за движением, проводим тщательный анализ ДТП. Например, на Эрнст Ройтер платц случается очень много ДТП, но это мелкие аварии. На загородных шоссе — напротив, много смертей. Мы разбираемся, — почему? Мы ведём так же профилактическую работу с населением по безопасности движения. Приём экзаменов выпускниками автошколы, это так же не задача полиции. Этим занимается государственная структура по безопасности движения. Она же составляет программу обучения в которой обязательны учебные поездки по загородным шоссе, по автобану, по городу, конечно, и ещё в ночное время. Водители-новички редко попадают в аварии. Для борьбы с регулярными нарушителями у нас работает система начисления штрафных баллов, которая находится во Фленсбурге. Набрал предельное количество — лишился прав.

Корр: Да, но профилактическая работа — это трудная задача!

Отв: Да, Вы правы! Полицейский может и должен не спеша объяснить водителю опасные последствия его нарушения, вручить брошюру по безопасности. Тогда водитель, оплатив штраф, может быть лишний раз задумается, о том, что нарушение приводит не только к штрафу, но может окончится плачевно. Это наглядная агитация в торговых центрах, где мы выставляем специальный стенд и общаемся с посетителями, разъясняем, раздаём брошюры. Это занятия по безопасности движения в школах и обучение безопасной езде на велосипедах, состоящее из теории, практики и экзамена. В целом, проблемами и практической работой по безопасности движения занимается порядка 20-ти организаций.

Корр: Что-что? Я не ослышался, около 20-ти?

Отв: Да, наверное даже больше 20-ти. Это автомобильные клубы, Советы по безопасности движения, экспертные организации, союз страховщиков, организация исследования аварий и прочие. Немецкая служба по безопасности движения. Всё это неправительственные, частные организации, которые делят тяжёлое бремя работы по безопасности движения в Германии.

Корр: Сколько в Берлине камер-регистраторов нарушений?

Отв: 21 мобильный радар с камерой установлен на «радарвагенах». Лазерные радары на штативах не делающие фотографий имеются в количестве 61 штуки. Это очень точный прибор в отличие от ручного «спидгана», который канул в лету. Несколько полицейских обслуживают такую перемещающуюся точку контроля скорости. Они останавливают нарушителя и составляют протокол. Оплата позже по «безналу». Оспорить в суде такой протокол практически невозможно. Есть ещё 22 автомобиля с видеофиксацией для автобанов. Нарушителей скорости и проезда на красный свет ловят стационарные видео-фиксаторы с красной вспышкой в количестве 17 штук.

Корр: Сколько стоит один прибор видеофиксации?

Отв: Раньше были примитивные приборы стоимостью 15 тыс. евро. Современные лазерные системы могут стоить уже 120 тыс. евро за штуку. Помимо номерного знака, лицо водителя на фото видеорегистрации обязательно. Потому что ответственность за нарушение несёт не владелец транспортного средства, а водитель, совершивший нарушение. Если на фото точно не владелец, могут возникнуть сложности. Но не для владельца, а для суда! Владелец, вправе уклониться от указания личности водителя, который управлял его автомобилем и нарушил.

Корр: Неужели, это так?

Отв: Да, это так. Суд не будет доказывать, что за рулём был владелец, если на фото это чётко не видно. Хотя и на нарушителей можно найти управу. Например, «блицем» (стационарным видео-фиксатором с красной вспышкой) зафиксировано фото автомобиля «Феррари», на котором есть лицо водителя, мчавшегося по центру города со скоростью 140 км/ч. Владелец говорит, что за рулём был не он, а кто именно, он не знает. Нарушение серьёзное и суд может постановить такому владельцу впредь регулярно вести журнал поездок, скажем на два года. Там есть графа: кто управлял машиной. Мало кому это понравится.

Корр: Вернёмся к вопросу обучения, вернее совершенствования водительского мастерства. Как Вы считаете, Центры контраварийной подготовки помогают снижать число смертей на дорогах?

Отв: Безусловно, да. Мы рекомендуем нашим сотрудникам обязательно регулярно проходить там подготовку. Анализ показывает, что такое обучение реально снижает число аварий. Главное, регулярно освежать навыки. Для полицейских, работающих на автобанах и для водителей криминальной полиции есть специальные курсы скоростной подготовки, которые ведут наши инструкторы-профессионалы.

Корр: Значит, там преподают, фактически, основы спортивного вождения?

Отв: Совершенно верно! Но, в Берлине, если полицейский преследует на автомобиле преступника, но тому удаётся уходить в отрыв, он обязан прекратить преследование. Потому что такие гонки опасны для окружающих.

Корр: А обязан ли полицейский оказывать первую помощь пострадавшим в ДТП до прибытия скорой помощи?

Отв: Обязательно, и все полицейские ежегодно проходят специальное обучение. Кстати, скорая помощь в Германии входит в состав пожарных команд.

Корр: А сколько в Берлине правительственных машин с синими мигалками?

Отв: 2800 штук. В полиции Берлина именно столько служебных машин с синими мигалками.

Корр: Нет, Вы меня не поняли. Я имею ввиду правительственных машины чиновников.

Отв: Понятно. Ни одной. Право на синюю мигалку имеет только полиция, таможня, служба спасения и пожарные и государственная служба охраны. По служебным делам, канцлер сенатор и бургомистр Берлина ездят в служебных машинах, сопровождаемых машиной охраны. У последней имеется синяя мигалка на крыше. Знаю, что у вас в Москве слишком много машин пользуются привилегией ездить с синей мигалкой. Это большая проблема.

Корр: Ясно. А какие привелегии имеют сами полицейские в Германии?

Отв: Никаких.

Корр: А статус госслужащего? Невозможность увольнения по сокращению штата и самые лучшие условия в банках по кредитам? Я имею ввиду ситуацию, коглда нет смысла брать взятки!

Отв: Да, полицейские имеют такой статус. Есть банки, которые предоставляют госслужащим хорошие условия. Дело в том, что если госслужащий забывает выплачивать по кредиту, банк автоматически снимает нужную сумму из зарплаты. Плюс бесплатное абмундирование, гарантированная работа. И это гарантия того, что полицейскому незачем брать взятки.
Из сообщений СМИ: «Авария произошла на Ленинском проспекте. Сотрудник правоохранительных органов выехал на своем личном автомобиле Land Rover на встречную полосу и столкнулся с двумя машинами и троллейбусом. В результате один человек погиб».

О том, как пьяный водитель убил на автобусной остановке 7 человек мы знаем. Знаем и другие трагедии — результат пьяной езды за рулём. Обычно, у водителей, о которых идёт речь, в крови более 0,5 промилле. Содержание алкоголя в крови принято определять в промилле. 0,5 промилле означает, что на 1 л содержащейся в организме жидкости приходится 0,5 г алкоголя (или на 100 мл — 50 мг алкоголя).

Такое содержание алкоголя делает водителя неадекватным, замедляет реакцию и ведёт к ДТП. Можно ли ожесточением законов исключить подобные случаи? Нельзя! Ни в других странах, ни у нас это не получается и не получится. Почему? Потому что сильно пьяный человек не контролирует свои поступки. А вот наказать преступников на полную катушку можно и должно. С этой точки зрения, заявление Дмитрия Медведева о том, что он за введение строгих мер против пьяных за рулём, поддержит любой здравомыслящий человек.

Всё ясно? Нет, не всё! После этого заявления в эфирах многих радиостанций разгорелись нешуточные споры. Народ высказывался против. Против наказания преступников? Нет! Против признания пьяным водителя, в крови которого есть хотя бы 0,1 промилле. Говорили о погрешности приборов, о том, что у некоторых в крови всегда есть алкоголь, о нечистоплотных ДПСниках, у которых приборы всегда показывают более 00,00 промиле и так далее. Потому что после заявления Медведева, с похмелья будет водить машину боязно.

Вот в чём причина! А праздники случаются не только в субботу, когда на следующий день можно воздержаться от поездки за рулём. Вот почему большинство недовольно ужесточениями при сохранении 00,00 промиле. Вряд ли в России подавляющее большинство водителей только и мечтает выпить и сесть за руль. А ездить на следующий день после застолья приходится практически всем. Работа сотрудников ДПС сводится к тому, чтобы подозревать каждого остановленного водителя в наличии остаточных паров. Так проще. Неуверенно ведёт себя водитель, ему в  самый раз подсунуть тот самый приборчик, который всегда покажет нужные промилле.

Уверенно держится водитель, потому что совесть его чиста — не пил он вчера, так проще его отпустить с миром и заняться другим кандидатами «дать на лапу». Зачем время зря тратить? Это есть российские реалии. Ну, а обладатели различных ксив ведут себя всегда нагловато, когда их остановили сотрудники ДПС . Чаще всего, их отпускают и при наличии «факела». Так мы и живём. Было даже высказано мнение, что может быть это сигнал Власти, вообще перестать употреблять спиртное? Насчёт сигнала не знаю, но решение проблемы мне видится довольно простое. Перестать садится за руль с похмелья! Уверен, что трезвого обвинить в пьянке не так просто и этим заниматься вряд ли кто из полицейских будет. Опасное это дело, можно нарваться на неприятности. А кому они нужны? Лучше доить тех, у кого рыло в пушку! А как не попасть в их число я уже посоветовал выше.


ОНИ – это власть предержащие. МЫ – россияне, мы ходим и ездим «под ними». Недавно меня подвёз в Мерседесе один знакомый алигарх. За короткую поездку в 10 км я насчитал 5 аварийных ситуаций, спровоцированных водителем этого «членовоза». Водитель создавал эти страшные ситуации, в основном, внезапно выскакивая на «встречку». Всё обходилось, но  только благодаря хорошей реакции водителей встречных машин каким-то чудом успевающих увернуться от лобового удара. То есть, я хочу подчеркнуть, что манера езды была полностью рассчитана на российский «авось» и мигалку на крыше. Обратно, высадив аллигарха, водитель Мерседеса ехал НОРМАЛЬНО!!! Его начальник желает ездить именно так и не иначе.

«Талон без права проверки» (или другая «ксива») в кармане водителя в комплекте с личными связями в верхах ГИБДД, придает чувство уверенности и безнаказанности в преступных действиях. И мне всё стало ясно: ОНИ ЖЕЛАЮТ ТАК ЕЗДИТЬ! Высший полицейский чин одной из стран ЕС, узнав о таком талоне, метко назвал его «приглашением к преступлению». И преступления совершаются на наших глазах и будут совершаться!
И ещё один важный аспект!

Ни один из водителей участников «смертельных» ДТП не смог избежать лобового удара или хотя бы перевести его в менее опасный, касательный. Не хватило умения! Действовать быстро и чётко в экстремальной ситуации учит не стаж вождения или самоуверенность, а специальные занятия на оборудованных центрах контраварийной подготовки. Оборудование позволяет моделировать аварийные ситуации, чтобы натаскать водителя правильно в них действовать. Таких центров в мире сотни, а в России их — нет.
Но факт остаётся фактом: ОНИ разрешают СЕБЕ так ездить, а страдаем МЫ ! Более того: ОНИ ЖЕЛАЮТ ТАК ЕЗДИТЬ, ЗНАЧИТ, ПОДОБНЫЕ ДТП СЛУЧАТЬСЯ БУДУТ И ДАЛЬШЕ!

Давайте посмотрим в корень проблемы и постараемся ответить на вопрос: что предпринять, чтобы МЫ обрели безопасность на дорогах и подобных ДТП больше никогда не случалось? Ведь за рулём находятся НАШИ женщины и дети! Итак, необходимо:
1. Сделать ДТП с ВИП-персонами наглядными примерами, чтобы ОНИ, наконец-то поняли – так ездить нельзя! 
2. Построить оборудованные центры контраварийной подготовки для НАС! На них научить водителей действовать в экстремальных ситуациях. 
3. Отменить все формы «приглашений к преступлению»: грубое нарушение правил с согласия ГИБДД ( что пока для НИХ норма ),  — ведёт к гибели людей.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире