Что можно дать водителю, преподав ему контраварийные упражнения? Сначала о том, что такое контраварийка. Многие путают практические упражнения на специальной площадке с теорией. Теория контраварийного, безопасного вождения учит заранее распознать опасность и предотвратить аварийную ситуацию и это удел грамотного преподавателя правильно и точно рассказать о таких ситуациях и действиях водителя, сводящих их на нет. Этот курс «молодого бойца», как его окрестила Елена Зайцева, Президент Национального союза автошкол, очень важен и его цель «пропесочить мозги» будущему водителю настолько сильно, чтобы там крепко засела доктрина безопасного и надёжного вождения.

То есть образ мыслей водителя должен быть заточен на то, чтобы не допускать аварийных ситуаций, владеть умением как можно раньше выявлять потенциальные опасности на дороге и не быть застигнутым врасплох неожиданной опасностью и твёрдо «зарубить себе на носу», что отвлечение на посторонние вещи, например мобильный телефон или музыкальную систему НЕДОПУСТИМО! Всё это верно. Но, не всегда выполнимо.

Для того, чтобы записать программу контраварийных действий на «биокомпьютер водителя», в подкорку его мозга, если аварийная ситуация всё же происходит ( хорошо, допустим, не по вине водителя, а может и из-за его ошибки, все мы люди! ) как раз и НЕОБХОДИМА контраварийная, практическая подготовка за рулём машины. Какие ставятся задачи? Первое — отучить водителя пугаться в первое мгновение нештатной, аварийной, экстремальной ситуации, впадать в ступор, стресс, ужас и так далее.

И это очень важно, потому что подавляющее большинство водителей в это мгновение цепенеет, и не делает ничего, разве только, как под гипнозом, смотрит на внезапное препятствие, это так и есть, и это катастрофа! Можно добавить и смачно расписать, что женщина-водитель в этой ситуации отпускает руль и визжит… но, не буду! И/или водитель «деревянной ногой» бьёт по тормозам, что уже не так плохо.

То есть основная задача контраварийки — научить водителя продолжать уверенное и хладнокровное управление автомобилем в условиях развития аварийной ситуации. Второе — развитие чувства автомобиля. Чем оно выше и чем больше «контраварийной информации» записано в мозгу на подкорку в виде программы, тем лучше. Третье — нужно действовать на опережение, не дожидаясь реакции автомобиля.

Пример, выезжая правыми колёсами на обочину, я точно знаю, что начнётся занос вправо и заранее компенсирую его рулём. При объезде/переставке нужно резко вывернуть руль и не дожидаясь реакции автомобиля вывернуть его в другую сторону, серией коротких подруливаний стабилизировать автомобиль. Если при торможении вывернуть руль и отпустить тормоза, то машина стреляет в сторону как из рогатки, и так далее.
Вполне понятно, что неподготовленный водитель, который ни разу не побывал в таких ситуациях «на площадке», то есть не знающий практических уроков контраварийки с первого раза не сумеет действовать в описанных ситуациях правильно. Поэтому ПДД предписывают ему только один вариант — тормозить! Но, это может быть не оптимальным выходом из аварийной ситуации, когда нужно любым способом избежать лобового столкновения, уйти от пешехода и т.д..

Кстати, тормозить в экстренной ситуации нужно учить! В лоб может выскочить и встречная машина и ещё много чего может случиться помимо вашей воли. В ютюбе полно таких роликов с ДТП по вине «того парня», но страдают невиновные и везде полное бездействие водителей в экстремальной ситуации. Есть люди, которые с пеной у рта доказывают, что это нормально.

Это — не нормально, считаю я, потому что отсюда такая высокая смертность в ДТП в России. Хорошо бы включить начальную «контраварийку» в автошкольную программу? Но, это невозможно в силу многих объективных непреодолимых условий или корявых обстоятельств. В программе вождения автошколы должны быть упражнения по экстренному торможению, т о есть по первому пункту приводимой ниже программы. Кстати, а есть ли сама программа обучения вождению или каждый инструктор учит как умеет? Скорее, второе.

Итак, примерная программа контраварийного вождения:

1. Торможение с АБС. Упражнения по торможению. Остановка при экстренном торможении до конкретного препятствия. Торможение «в пол» с АБС. Изменение направления движения при торможении. Объезд препятствия при торможении. Торможение на скользком покрытии. Торможение в повороте. Программа экстренного торможения без АБС ( по желанию для автомобилей без АБС).

2. Аквапланирование. Действия при аквапланировании. Для отработки данного упражнения на площадке должна быть специальная ванна для аквапланирования.

3. Действия при смене покрытия. Смена покрытия на более скользкое в повороте. Отработка упреждающих действий.

4. Действия при заносе автомобиля на специальном скользком покрытии. Опережающие действия. Поворот головы в сторону заноса. Обучение контролируемому заносу. Снос автомобиля и действия водителя. Прохождение окружности в контролируемом заносе.

5. Прохождение поворота. Действия рулём, желаемая и ошибочная траектории. Идеальная траектория. Торможение в повороте на скорости в 60 км/ч. Экстренное изменение траектории.

6. Вращение автомобиля вокруг своей оси на различных покрытиях. Как вызвать и как прекратить. Специальные упражнения. Проезд через узкие ворота на скорости. Переставка, объезд препятствия на скорости слева или справа по знаку инструктора с выездом из своей полосы и с возвращение в «свою» полосу движения.

7. Прохождение скоростной змейки с минимальными поворотами руля. Упреждающее руление. Прохождение змейки на скользком покрытии. Прохождение змейки задним ходом. Прохождение трассы слалома на время.

8. Выполнение упражнений по маневрированию на скорости при постоянном контроле ситуации сзади и с боков автомобиля, в «мёртвых» зонах.

9. Тест городской езды и другое.

Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире