Переписка Бориса Акунина и Алексея Навального наконец завершилась.

Но многие вопросы мне так и не были прояснены.
Причина к тому уважительная: Борис Акунин справедливо указывает на то, что «публикация в блоге слишком мала по объему, чтобы изложить или хотя бы обозначить программу переустройства страны». Поэтому приходится самостоятельно копать в поисках ответов.

Кстати, я не одинок.
Как показало предложенное Борисом Акуниным голосование, позиция Алексея Навального по национальному вопросу оказалась непонятной («Не могу определиться. Объяснений недостаточно») для 42,9% высказавшихся.

Некоторые попытки проанализировать его позицию по этому вопросу содержатся в моем блоге на «Эхе» (пост от 4 января с.г.).
И мой вывод тогда был достаточно прост: я не согласен с тем, что можно быть одновременно националистом и демократом. Например, подтвержденное Алексеем Навальным осуждение «химеры россиянства», содержащееся в опубликованном несколько лет назад Манифесте движения НАРОД, для любого реального российского (да и европейского) демократа неприемлемо.

Во время последней переписи населения задавался вопрос: «Ваша национальная принадлежность?».
80% ответивших заявили, что они русские, а остальные 20% абсолютно сознательно указали даже не десятки, а сотни национальностей, несмотря на то, что среди них большинство думает и говорит по-русски.
И чем же тогда можно объединить людей с российским гражданством в единую нацию? Русской идеей? Но это заведомо делит наше общество на большинство и меньшинство по признаку национального происхождения. В лучшем случае, это возвращение к концепции «старшего брата», в худшем – этническая чистка.

В этом месте любопытно посмотреть на запись в Живом журнале Алексея Навального, датированную 8 августа 2008 года.
В этот день, я напомню, начался вооруженный конфликт между Россией и Грузией. Вот, в частности, что предлагает Алексей Навальный:
«Россия должна предпринять следующие шаги (как минимум):
(…) 4. Выдворить за пределы РФ всех находящихся на нашей территории граждан Грузи»
.

Кстати, этому совету Алексея Навального российская (или русская?) власть немедленно последовала, действительно затеяв депортацию грузинских граждан (один из них во время этого процесса скончался) и начав выявление этнических грузин (например, через опросы детей в школах).
Это время должно запомниться и Григорию Шалвовичу Чхартишвили (Борису Акунину), который, несмотря на российское гражданство, получил в те дни свою дозу «умеренного национализма». Жаль, что он не задал Алексею Навальному вопрос по этому эпизоду.

Любопытна и его запись в Живом журнале от 10 августа, в разгар российско-грузинского конфликта:
«И запишите кто-нибудь, чтобы не забыть: после того, как разбомбим Грузию, надо заняться КостаРикой. Наглый дед в жёлтом пиджаке (речь идет о представителе Коста-Рики в ООН. – Е.Г.) закатил целую нравоучительную лекцию: не смейте использовать слова «геноцид» и «этнические чистки».
Главное, чтобы в нашем Генштабе её на карте нашли. А то промажут и попадут по Панаме. Там наши люди»
.

И, наконец, еще одна запись, от 21 августа все того же 2008 года:
«Приехал сегодня в офис в 6-55. так получилось.
На соседнем земельном участке строят административное здание. Из моего окна отлично видно. Ровно в семь ноль-ноль чучмеки просто с каким-то адским грохотом колотят кувалдами по каким-то железкам. Аж по чаю в кружке круги идут.
Могу себе представить, как сладко спится жителям соседних жилых домов. И, кстати, все чучмеки без касок конечно. А потом удивляемся, откуда под кустами находят таджиков с проломленными черепами. Типа, «очередное нападение скинхедов».
Напишу жалобу – пусть нахлобучат подрядчиков»
.

Меня тут задело слово «чучмек», которое Алексей Навальный употребляет 2 раза.
В Википедии по этому поводу сказано:

«Этнофолизм (от др.-греч.ἔθνος – племя, род и φαῦλος – дурной, ничтожный) – экзоэтноним с отрицательной коннотацией, относится к пейоративной лексике просторечия.

Этнофолизмы включают в себя негативно коннотированные именования представителей различных этносов в жаргонах-социолектах и арго и проникают оттуда благодаря экспрессивности как средство стилизации в литературный язык.

В отличие от нейтрально коннотируемых этнонимов (например, «немцы», «иностранец»), семантике этнофолизмов свойственна не только оппозиция «свой-чужой», но и значения чуждости именуемого, негативность коннотации при этом может варьировать от иронично-пренебрежительной («макаронник» по отношению к итальянцам) до уничижительных, презрительных и бранных («чучмек», «чурка» по отношению к представителям народов Средней Азии)
(Коробкова О.С. Маркеры языка вражды в номинациях этнической принадлежности: социолингвистический аспект // Изв. Рос.гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. – 2009. – №111)».


Тем более умиляет забота «старшего брата», который напишет жалобу, чтобы «чучмеков» защитить.
Кстати, написал ли?

Уф!
Не хочу больше тратить время на чтение откровений, опубликованных самим Алексеем Навальным в открытом для всех доступе.

А теперь хочу объяснить, почему я столь настойчиво пытаюсь докопаться до позиции Алексея Навального по национальному вопросу.
Если бы он был одним из лидеров «Русского марша», популярным блоггером и действительно выдающимся борцом с коррупцией, то меня это бы не интересовало. Но события в стране начали активно делать из него фигуру чуть ли не президентского масштаба, да и сам он, судя по намекам, от этих амбиций не отказывается. А это уже другое дело.

Если верить тому, что он пусть национал-, но и демократ, то нам надо знать о его политических взглядах всё.
В этом смысле Борис Акунин начал очень важное дело, но только начал.

Сейчас все дружно говорят, что мы не должны допустить, чтобы у руля России снова встал человек, который повторит печальную эволюцию Бориса Ельцина и Владимира Путина.
И это правильно. Важнейшим инструментом этого должен стать тщательный, возможно неприятный для Алексея Навального анализ не только его теоретических взглядов, но даже и самых мелких его высказываний (типа того, что я навскидку нашел в Живом журнале).

Конечно, крайне важна и его открытая и понятная позиция по всем вопросам развития страны, среди которых национальный – один из важнейших.

Для современного демократического политика не грех (все мы – люди) и отказаться от тех заблуждений, которые когда-то он разделял.
Это, как мне кажется, честно и по отношению к нему, и по отношению к нам, гражданам России разных национальностей, которые хотят счастья и процветания нашему общему дому.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире