gkatsov

Геннадий Кацов, журналист из Нью-Йорка (RTN WMNB, RUNYweb.com)

14 октября 2016

F

В  манхэттенском музее Николая Рериха 13 октября прошел, с ожидаемым аншлагом, первый литературно-музыкальный салон «КриК», заявленный в рамках проекта американского издательства KRiK Publishing House под общим названием «Русские сезоны в музее Николая Рериха».

Аншлаг было несложно предсказать по нескольким причинам.

Прежде всего, состав участников – известный, любимый многими писатель, радиожурналист Александр Генис, о последней, недавно вышедшей книге воспоминаний которого «Обратный адрес» столько сегодня в масс-медиа говорят; Юлиан Милкис, мировая знаменитость и активно гастролирующий по миру кларнетист, единственный ученик Бенни Гудмена; и Александр Избицер, пианист-виртуоз, эссеист, самый популярный, пожалуй, в «русском Нью-Йорке» исполнитель как классической музыки, так и  русских романсов на протяжение последних полутора десятка лет. 

Еще одна причина такого интереса к этому вечеру – сама идея, обозначенная как «Русские сезоны в музее Николая Рериха». Безусловно, здесь привлекает и музей, о котором многие ньюйоркцы знают, но еще больше – даже не догадывались, и  перспектива проведения в нем каждый второй четверг месяца «русского литературно-музыкального салона», о чем можно было только мечтать. Ведь на Манхэттене, при почти дюжине ресторанов русской кухни и массе возможностей распития в  известном национальном духе, нет ни одного места, где бы периодически могли встречаться люди, которые продолжают интересоваться современной русской культурой. 

Со  времен кафе Anyway на Нижнем Ист-Сайде, ставшем в середине 1990-х русским (прошу не путать с российским) культурным центром, ничего в этом плане не появилось на Манхэттене и в его окрестностях, а ведь прошло уже больше двадцати лет. Получается, что кроме нескольких ресторанов, в 2016 году русскоязычным литераторам в Нью-Йорке выступить негде, и то, что музей Рериха гостеприимно раскрыл для них свои двери, можно без оговорок воспринимать, как чудо.

Поделюсь впечатлениями в третьем лице. 

Вечер открыл писатель и журналист Геннадий Кацов. Он кратко остановился на идее проекта «Русских сезонов», и как один из его создателей, поделился инсайдерской информацией: планируется провести в сезоне 2016-2017 годов девять таких вечеров, вплоть до июня 2017 года. Вечера будут проходить каждый второй четверг месяца, на следующем, 10 ноября, выступят поэт Владимир Гандельсман и музыканты Елена Перес (скрипка) с пианистами Александром Избицером и Адамом Кентом. Программа «Русских сезонов» уже составлена, отметил ведущий вечера, и нас впереди ждет немало прекрасного и запоминающегося. 

Он отметил одну важную деталь. Говоря об идее и значении «Русских сезонов», Геннадий Кацов сказал, что несмотря на отнюдь не идиллические отношения сегодня между Россией и США, и даже в силу того, интерес к современной русской культуре и языку в Америке высок. В чем-то это напоминает ситуацию времен Холодной войны, когда наблюдался необычайный рост числа тех, кто изучал русский язык, историю и культуру России, становился славистами и кремленологами. 

Также, следует учесть, что в РФ к своему, времен СССР, вернулась политическая и эстетическая цензуры, все больше литераторов первого ряда покидают страну, выезжая на Запад на ПМЖ, и можно прогнозировать, что подобные вечера, открытие новых возможностей для литераторов приобретают актуальное, политическое и историческое значение. 


Один из организаторов проекта, поэт, писатель и журналист Геннадий Кацов на открытии литератературно-музыкальных сезонов в нью-йоркском музее Николая Рериха 13 октября 2016 г. Фото: KRiK Publishing House 

Воспользовавшись тем, что рядом находился Александр Генис, ведущий вечера привел цитату из  одного из интервью с А.Генисом, которая иллюстрирует отмеченное выше наблюдение: 

«... Это формула эмигрантской жизни. Как только в России становится свободнее, все перебирается в метрополию. Поэтому эмигрантская словесность, издательская деятельность, журналы, газетывсе становится беднее; иссыхает, ведь все перетекает в Россию.

Но когда в Кремле опять начинают зажимать гайки и  давление усиливается, свободное слово выдавливается обратно, в литературу в  изгнании. 

Эта печальная история, которая повторялась на протяжении ХХ века, перешла и в XXI. Сегодня я с ужасом наблюдаю, как в России становится все меньше свободных органов печати, как давят свободное слово. Это, конечно, несчастье, но оно обернется следующим расцветом эмигрантской литературы. 

Новым фактором тут является огромная диаспора ближнего зарубежья: нас ведь было все-таки очень мало,несколько сот тысяч человек в Америке, еще меньше в других странах — а сейчас уже миллионы русских людей живут за пределами России, и я представляю, как в ближайшее время, если не изменится ситуация в стране, возникнут новые русские культурные центры. 

Например, в Прибалтике, где уже сейчас, скажем, в Латвии действует информационный культурный центр «Медуза». Нечто подобное существует в  Украине, альтернативная культура возникает по всему русскому зарубежью. Это печальная, но неизбежная примета русской истории и русской культуры…» 


Писатель и журналист Александр Генис на открытии литератературно-музыкальных сезонов в нью-йоркском музее Николая Рериха 13 октября 2016 г. Фото: KRiK Publishing House 

Зрительный зал был переполнен: собралось почти двести человек. В возрасте до 30-ти – пятая часть, примерно. Больше на подобных мероприятиях и в Москве не бывает. Надо учитывать русско-американскую особенность: те, кому 20-25-ть, говорят, в  подавляющем большинстве, по-английски, а эти вечера заявлены исключительно, как «русские». Правда, если вчера пришло человек под двести (к сожалению, часть стояла в проходах и сидела на лестнице, а какая-то часть даже до лестницы не  добралась, прийдя часам к семи), то в Москве собирается на литературные чтения зрителей 20-30, а при 50-ти считается аншлаг. За редкими исключениями. Так что произошедшее вчера в музее Рериха – безусловно, удача. 

Александр Генис отметил: «Я никогда еще не выступал в таких роскошных декорациях. Спасибо Рериху!» Свое выступление он начал с воспоминаний детства и юности, с  трепетного отношения к наследию Николая и Святослава Рерихов в Риге, откуда Генис родом. Прибыв в США (16 октября – ровно 39 лет назад), Генис регулярно посещал манхэттенский музей Николая Рериха, проводил в этой уникальной эзотерической атмосфере, среди картин Рериха, многие часы. Так что, выступление 13 октября в судьбе Гениса неслучайно. 

Александр Генис зачитал главы из своей новой, уже нашумевшей книги воспоминаний «Обратный адрес». Зал очень живо, нередко бурно реагировал: прежде всего, текст замечательный, мудрый и ироничный одновременно, грустный и смешной; и, безусловно, встречало понимание упоминание имен Бродского, Лосева, Довлатова, Вайля, Парамонова, и многих других известных имен и литперсонажей, с которыми Александр Генис разделил свою судьбу. В конце вечера он ответил на вопросы зрителей. В этой части было сказано немало курьезного, парадоксального, автобиографического, афористичного, с глубоким смыслом. А на вопрос из зала: «Пробовал по рецептам вашей с Вайлем книги «Русская кухня в изгнании» что-то приготовить, но ничего путного не вышло. Почему?» – Генис ответил, что по этим же рецептам готовит дома, жена его Ира даже понятия не имеет, где на кухне соль, и десятилетиями делит с мужем трапезу – с удовольствием и без претензий. 


Пианист Александр Избицер на открытии литератературно-музыкальных сезонов в нью-йоркском музее Николая Рериха 13 октября 2016 г. Фото: KRiK Publishing House 

В  первом и втором отделениях рассказы Гениса прерывались музыкальными сюжетами: всемирно известный кларнетист Юлиан Милкис и пианист-виртуоз Александр Избицер дуэтом сыграли избранные части из  55-минутного произведения Гии Канчели «Миниатюры для кларнета и фортепиано – музыка театра и кино». Это произведение никогда раньше не исполнялось в Нью-Йорке. Как сказал Милкис во  вступительном слове, музыка Гии Канчели – огромная радость для слушателя, и  его, исполнителя, делает лучше и чище душой. 

Настроение в зале было дружелюбным и расслабленным. Надо сказать, что проведение девяти таких вечеров «Русских сезонов в музее Николая Рериха», с октября по июнь включительно, – не только яркое, но и знаковое событие, как в истории русско-американской общины, так и для общекультурного фона Нью-Йорка. 

Так что, первые впечатления от вечера – это впечатления, лежащие на поверхности, что называется, «по горячему». Время покажет значимость «Русских сезонов в  музее Николая Рериха», и рассудит, и все расставит по своим местам.


Кларнетист Юлиан Милкис на открытии литератературно-музыкальных сезонов в нью-йоркском музее Николая Рериха 13 октября 2016 г. Фото: KRiK Publishing House 

Проект осуществляется при информационной поддержке телеканала RTN WMNB и новостного портала RUNYweb.com

Дополнительная информация на сайтах krikph.com и roerich.org, а также на Facebook по хэштегу #KRiKatRoerichMuseum


Столько разговоров по поводу подписанного 3 октября Путиным «Указа о приостановлении действия соглашения с США об утилизации плутония», что даже тема ограбления Ким Кардашьян в Париже отошла на второй план.

Но, как писал Станислав Ежи Лец, «в действительности все совсем иначе, чем на самом деле». На мой взгляд, этот Указ – некое письмо с сургучной кремлевской печатью в Белый дом 2017 года. А все остальное, что лежит на поверхности, дорого не стоит.

Что же на поверхности? На первом плане: Путин сообщает, что поскольку плутоний утилизируют в США не так, как договаривались, то это в корне меняет дело – как сказано, «из-за неспособности США обеспечить выполнение обязательств по утилизации избыточного плутония» действие соглашения приостанавливается. Из чего следует пафосная фраза о необходимости принять меры по защите безопасности России. 

Здесь может быть расчет на то, что США чего-то в состоянии испугаться и бесхребетная нынешняя администрация вкупе с обеими палатами Конгресса пойдут у России на поводу.  В 2000 году Россия и США договорились об уничтожении избыточного оружейного плутония в объеме 34 тонн, которых было бы достаточно для производства 17 тыс. ядерных бомб. Может, США испугаются, что теперь Россия начнет гонку ядерного вооружения, бесконтрольно производет добрую часть от 17 тысяч, дабы не выбрасывать избыточный плутоний на помойку? 

Не испугаются США, поскольку Россия, уверенная в собственной безнаказанности, и так, без расторжения договора, «гибридно» делает, что хочет, и наклепает столько ядерных бомб, сколько ей нужно для того, чтобы как-то сбалансировать собственный многолетний комплекс неполноценности. 

На втором плане – оказыватся, первый план отнюдь не главное. Мы, Россия, вообще можем не беспокоиться, как США проводят утилизацию плутония (о чем, кстати, в совместном договоре речь не идет: как утилизировать – личное дело стран, подписавших договор), и нас, Россию, это по любому счету не интересовало бы, если США отказались бы от санкций и отменили Закон Магницкого. 

На этом втором плане плавает, как сами знаете что, очевидный и дурно пахнущий шантаж. При этом в Кремле прекрасно понимают, что никакой американский президент и никакой Конгресс не согласятся вести переговоры, когда разговор идет в таком тоне. Под угорозой шантажа санкции не отменят, напротив, чтобы произвести впечатление на самих себя и на избирателя, только добавят к уже принятым.
То есть, и первый, и второй планы, на поверку, не выдерживают критики.  

И здесь возникает третий план, который дает ответ на вопрос: ради чего России сегодня отменять Договор об утилизации плутония? Дело в том, что эта одна из ласточек от нынешнего президента России к будущему президенту США, который примет присягу в январе 2017 года.  За предстоящие до этого четыре месяца, похоже, российский президент отменит еще немало договоров, соглашений и совместных обязательств. «Хромая утка» Обама вряд ли будет способен адекватно на это реагировать в оставшиеся месяцы своего президентства, зато брошенные в общую корзину разорванные с США отношения – предмет для последующего торга. 

Это абсолютно в логике таких политических аферистов, которые руководят нынче Россией.  Все, что сегодня рвется на мелкие куски и от чего сегодня Кремль отказывается – завтра козырные карты за столом переговоров. 

И Россия не начнет их с нуля. В обмен на те или иные уступки будущего президента США, она откликнется с пониманием и будет готова вернуться, к примеру, к соглашению об утилизации избыточного плутония. 

И чем больше в эти четыре месяца будет таких соглашений расторгнуто, тем больше у России появится после января 2017 года возможностей для торга, тем очевидней, в глазах россиян, да и всего «мирового сообчества», будет стремление Кремля к жертвам и уступкам. Ради мира, справедливости, скреп и всего прочего. 

Чем больше в эти четыре месяца Россия нарубит дров, тем больше щепок и поленьев сможет выгодно продать под тем или иным предлогом, сможет вернуть назад под видом «доброй воли». Не ради соглашения и не шантажа ради. Сегодня, в своего рода «политическое безвременье в США», можно быстро и планомерно сыграть, почти безнаказанно в настоящий момент, в свою игру.

Все просто, как у дворовой шпаны: грабануть квартиру, а потом вернуть вещи хозяину под видом добрых и бесхитростных самаритян. Чтобы войти в доверие, а потом уже вынести из квартиры все, вместе с мебелью, и даже сантехникой. 

И весь мир рукоплещет российским покемонам (или как их там называют – тех, кто мастерски, даже без особого шулерства, играет в покер?).

Сегодня явно теряет актуальность стратегия ядерного сдерживания, поскольку для того, чтобы уничтожить любую цивилизованную страну, есть менее опасные, чем конвенциональные ОМП, но тоже разрушительные способы. Думаю, главный из них – кибернетическая война, и остается надеяться, что нечто вроде доктрины кибернетического сдерживания уже разработано.

В этой связи, дискуссии в США об изменениях Второй поправки к Конституции США, ограничениях в продаже оружия и сдерживании по его использованию, могут привести к катастрофическим последствиям и в масштабах страны, и для каждой отдельной семьи в частности.

Как это взаимосвязано? Прежде всего, о кибератаке. Не имеет смысла объяснять, что у США нет никаких гарантий того, что повторения гражданской войны не будет. Ни одна страна от этого не застрахована: ни царская Россия, которая, по выражению Бунина, «слиняла в несколько дней», ни Германия, в которой нацисты, прийдя к власти почти демократическим путем, в считанные годы превратили немцев в организованные отряды палачей и убийц; ни страны арабского мира, где различные цветные революции привели к уничтожению государственных структур и к гибели сотен тысяч людей (Сирия, Ливия).

Сегодня создать в стране взрывоопасную, революционную, расшатывающую основы и разрушающую общество ситуацию можно, не взращивая революционные ячейки, не засылая террористов и не подпитывая какую-нибудь этническую либо политическую «пятую колонну». Для этого достаточно ряда мощных кибератак, которые разрушат виртуальные инфрастуктуры, уничтожат компьютерные сети и внесут вирусы в системы жизнеобеспечения гражданских и военных нужд.

Компьютеры сегодня заведуют всем, от электроснабжения городов до вашего ай-фона. Точные удары по глобальной компьютерной системе приведут к катастрофическим последствиям. Легче всего представить отсутствие электричества в любом населенном пункте и доме в течение одной недели. Нет в кранах воды, туалеты забиты, парафиновые свечи – остро дефицитный товар; не работают Конгресс и Пентагон, летом — кондиционеры, зимой – отопление; все коммунальные службы в коме, в параличе больницы, пожарные и экстренные службы; отсутствует телефонная связь, закрыты бензозаправки, поскольку насосы не подают в шланг бензин; общественный транспорт стоит, фонари и светофоры выключены, в полицию не позвонить. Любая связь между гражданином и государством, между городом и деревней прекращена.

Порядка нет, право отсутствует. Повсюду – хаос .

В такой ситуации государство себя защитить не может (все аварийные планы «Б», «В», «Г» и пр. хороши в теории, но сколько продержатся, к примеру, жители квартиры на аварийном генераторе – не бином Ньютона), но и не в состоянии обеспечить защиту каждого из своих граждан.

Теперь возьмем одну отдельно взятую страну – США. Не будем здесь касаться ведущих европейских стран, где в меньшем масштабе схожие сценарии становятся реальностью после какой-нибудь всеобщей забастовки работников транспорта или даже профсоюза учителей.

В США расовый вопрос, при нынешнем президенте Обаме, встал за последние годы ребром. Волнения в Фергюсоне (штат Миссури), Балтиморе (шт. Мэриленд), Далласе (шт. Техас), Батон-Руж (шт. Луизиана), Фолкон-Хайтс (шт.Минессота), в эти дни в Милуоки (штат Висконсин), куда вызваны подразделения Нацгвардии, масштабные демонстрации по расовым поводам в Чикаго, Филадельфии, Атланте, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Нью-Йорке, Вашингтоне и других городах США показывают, что живем мы на пороховой бочке. Как обозначил произошедшее в Далласе Глава Национальной ассоциации полицейских организаций Уильям Джонсон: «В Америке началась «война с полицией». Хотя многие уже ощущают, что очередное восстание масс, всегда недовольных, не желающих работать и во всех своих грехах обвиняющих государство и полицейских, не за горами.

Искры сегодня летят отовсюду, но для всеобщего пламени нужна глобальная беда. При этом, жар с разных сторон подбрасывает кто угодно. Здесь дело не только в какой-нибудь антисемитской и явно, как назвал Джулиани, расистской (по-крайней мере, против белых полицейских) организации, вроде Black Lives Matter («чёрные жизни имеют значение»). Проблема в том, что белые жизни для апологетов этого цвета расисзма значения точно не имеют. В наше время белому погибнуть от руки афро-американца на порядок вероятность выше, чем наоборот. А при возникновении пожара, эта вероятность станет невероятно высокой.

Следует не забывать, что черных в Америке всего 13% от общей численности населения, при этом один из шести афроамериканцев в возрасте от 25 до 54 лет сейчас находится за решеткой. Пять лет назад афро-американцы составляли 38,4% заключенных федеральных исправительных учреждений, испаноязычные — 20,3%; среди членов преступных банд испаноязычные составляли 49% (16,3% населения США), афро-американцы 35%, белые американцы — 9% (63,7% населения).

Иными словами, пока их в состоянии остановить полиция, негодущие толпы удовлетворяются сожженными автомобилями на улицах, разбитыми стеклами, разграбленными магазинами, драками и несколькими убийствами (в случае в Далласе – пять полицейских сразу).

А если кибератака, и ни полиция, ни Нацгвардия, ни превентивные меры спецслужб – по техническим причинам – остановить толпы не смогут. Что тогда?

Вот мы и подошли ко Второй поправке. Она-то и была создана для того, чтобы мы сами себя могли защищать. В случае военного переворота в стране, диктатуры, какого-нибудь «преемника» на место президента, обстоятельств форс-мажора, когда ни на кого, кроме как на самих себя надеяться некого .

Кибератака возможна, или я фантазирую на пустом месте? После кибератаки возможна ли ситуация, когда ваши соседи из бедных кварталов, из районов нищеты, криминализированных что днем, что ночью, из проджектов, откуда ваши завистливые сограждане смотрят на ваши чистые, приличные дома с ненавистью и презрением одновременно – возможно ли, что повалят оттуда бандиты и вандалы, насильники и мародеры поживиться на дармовщинку, поскольку полиция защитить вас не сможет, или это мои досужие домыслы?

В этих-то ужасающих условиях, когда реализуются любые сюжеты дистопий, люди станут сами себя защищать. Они организуют отряды, будут патрулировать родные места днем и ночью, назовут себя, если в этих местах еще этого нет, милицией или ополченцами.

Они расчехлят полуавтоматические, сегодня еще разрешенные, винтовки, достанут из укромных мест пистолеты; поделятся, раздадут лишнее личное оружие, поверьте, тем, у кого его нет – и будут защищать свой район, свой дом, свои семьи.

Они будут вооружены благодаря Второй поправке к Конституции США. Вооруженные, они будут защищать закон, порядок, свою честь и достоинство. И спасутся, и выживут.

Вот для чего нам нужна Вторая поправка к Конституции. И вот почему смертельно опасно сегодня требовать ее изменить, а то и отменить – в нынешних условиях расовых и социальных протестов, наличии более 12 миллионов нелегальных, провоцируемых обещаниями в их легализации, иммигрантов в стране и постоянных угроз от, не буду перечислять, стран и мирового террора.

Когда приводят довод о том, что оружие само по себе не стреляет, а стреляет из него человек и Вторая поправка здесь не при чем, то это только одно из оснований беречь ее, как зеницу ока. Именно благодаря Второй поправке, стреляет человек из оружия, которое официально приобрел заранее, и в случае катастрофы, спасает жизнь себе и тем, кого способен защитить от вакханалии и беспредела.

А катастрофу сегодня, к сожалению, из возможных предсказаний исключать никак нельзя. Или это, опять-таки, мрачные фантазии?

27 сентября 2014

Expropriation

Россия готовит законопроект об экспроприации иностранной собственности. Проект, внесенный в Госдуму, также дает право на получение компенсации лицам, чья собственность была экспроприирована за рубежом.
Все больше это напоминает сюжетные линии из романов, допустим, Дрюона или Фейхтвангера. Французские короли, чтобы залатать дыры в бюджете, вначале отбирали все, что могли, в ближайшем окружении (у своих евтушенковых) и у иностранцев, включая и собственных «иностранцев» в лице богатых евреев, а потом принимались за какой-нибудь Орден тамплиеров. Так и пополняли периодически французскую казну.
Можно не сомневаться, что в сегодняшней России любое подобное намерение пройдет в трех чтениях в Госдуме в течение двух дней. Кстати, так и прошел закон об ограничении иностранцами владеть в России СМИ — сегодня одновременно второе и третье чтения «удачно» завершились.

Думаю, в отместку за потерю виллы в Италии Ротенбергом и недвижимости других олигархов и народных избранников, будут работать и по крупному, и по мелочи.

По крупному — наработки уже есть, начиная от солидных бизнесов, вроде ТНК-ВР, Heritage Capital, да и ЮКОСА, в котором была немалая доля иностранных акционеров. А поскольку это ответ на санкции Запада, то ни в каком суде иностранный капиталист правды уже не найдет. Отъем собственности станет Законом РФ об экспроприации. Как в 1917-м.

А по мелочам… Вспомним прошедший в Думе закон об обязательной регистрации в России всех, кто имеет двойное гражданство, в течение 60 дней. 4 октября — последний день регистрации, кто незарегистрировался — штраф в районе 200 тыс. рублей и/или тюремный срок. Всех взяли на учет и пока еще можно только догадываться, чего ради.

Но уже дискутируется в Думе и сама тема двойного гражданства. В трех чтениях пройдет просто на «ура!», можно не сомневаться, и тогда надо будет выбирать: либо у тебя российское гражданство, либо иностранное. Понятно, что оставив себе гражданство России, ты обязательно сегодня, в условиях антизападной истерии, попадаешь в «зону риска» (в перспективе — в лагерь городского типа для иностранных врагов русского народа, не дай Б-г!: кстати, потом российская пропаганда будет в пример приводить 120 тысяч японцев, свезенных в начале 1940-х в лагеря в США, как потенциальных пособников врага — Японии); а оставив себе иностранное гражданство, ты становишься иностранным собственником в случае, если у тебя в Москве или Саранске есть дом, квартира, дача, да и банковский счет.

И подпадаешь под закон об экспроприации. И пойдет твоя собственность в руки тех, кто немало потерял после западных санкций. В качестве компенсации.

Оригинал

Интересно, что улица имени Довлатова – первая ньюйоркская улица, названная в честь русского писателя (на Lower East Side есть переулок имени украинца Тараса Шевченко, и на 33-й улице, между Park и Madison Ave. – квартал имени русско-еврейского писателя Шолом Алейхема). То, что из двух выдающихся русских писателей-иммигрантов последней четверти ХХ века, живших в Нью-Йорке, «свою улицу» получил Довлатов, а не Бродский, логично.

Несмотря на то, что нобелевский лауреат много лет прожил на Мортон-стрит, в южной части Манхэттена, а последние годы с семьей в Бруклине, и неоднократно признавался в любви к Нью-Йорку, у него нет, практически, ни одного стихотворения или эссе, посвященного этому городу. О Ленинграде, Венеции, Стамбуле, Кейп-Коде (Тресковый мыс), даже о крохотном городке Массачусетса Саут-Хедли, где он приобрел дом и где сегодня музей им. Бродского, — пожалуйста, но почти ничего нет о городе Большого Яблока, о котором Бродский говорил: «Нью-Йорк мог бы описать только Супермен, если бы тот писал стихи».

Сюзан Зонтаг на приеме в ПЕН-клубе, посвященном присуждению Бродскому Нобелевской премии, назвала его «любимым лауреатом» города, в котором, как известно, дефицита в лауреатах нет. Именно Бродский добился того, что в рамках кампании Poetry in Motion в нью-йоркском метро в начале 1990-х на стенках вагонов были развешены плакаты с цитатами из стихов известных поэтов. Бродский любил Америку («А что насчет того, где выйдет приземлиться, — /земля везде тверда; рекомендую США»), любил Нью-Йорк, но обошел его вниманием в своем творчестве, чего гордые нью-йоркцы, видимо, ему не простят.

Другое дело Довлатов. По его рассказам можно изучать топографию района, в котором он прожил почти безвылазно все годы иммиграции – ньюйоркский Квинс. Довлатов был летописцем того, «русско-еврейского» Квинса, которого сегодня, практически, нет, поскольку на место евреев-иммигрантов из Москвы и Ленинграда, селившихся здесь в 1970-е (одесситы, евреи из Украины осваивали в те годы Брайтон-Бич), последние десятилетия этот район активно заселяют эмигранты из Бухары, и «русский» Квинс категорически меняет свое лицо. Как Довлатова до его эмиграции нельзя представить без родного Ленинграда, так же нельзя разделить ньюйоркский Квинс и Довлатова после его переезда в США (кстати, здесь по-прежнему находится его квартира, в которой проживает вдова Елена Довлатова — в том же, не тронутом временем, довлатовском интерьере). Поэтому, предполагаю, и состоялось явление улицы Сергея Довлатова в Нью-Йорке.

И, вероятно, не видать в ближайшие годы Нью-Йорку улицы Иосифа Бродского. Поскольку первый принадлежал и сердцем, и пером ньюйоркскому району Квинс, в второй – даже не столько всему Нью-Йорку, сколько всей Америке.

Дополнительная информация
В том, как ведет себя сегодня Россия по отношению к Украине и всему остальному миру, многие на Западе видят возрождение Советского Союза и реализацию имперских амбиций Путина; реакцию на февральское поражение в борьбе за Украину и на свержение в ней президента Януковича; отместку за Косово, а то и начало «холодной», и даже Третьей Мировой войны. Все сценарии возможны, но какой из них реализуется, а какой еще предстоит реализовать, покажет будущее.

Мне видится, что к амбициям российского лидера, к различным его комплексам и фобиям его окружения необходимо добавить самую главную составляющую, из-за которой происходит то, что весь мир наблюдает уже с конца февраля этого года. Имя ей – экономика. Как в любом преступлении, уверены французы, следует искать женщину, так и в каждом знаковом действии руководителя крупной страны надо искать главное слагаемое – финансы. Все остальное, на проверку новейшей историей, оказывается лирикой, пусть нередко и с нечеловеческой интонацией.

Я хочу сказать, что после возвращения во власть, у Путина не оказалось другого выхода. Вернее, выход есть, но чтобы им воспользоваться, нужен хозяйственник иного плана, иных взглядов, навыков и воспитания, но не Путин. Экономика страны не выдержала громогласно заявленных государственных проектов (кстати, от них втихаря отказались после потери миллиардов долларов); занимательных идей, вроде Сколково (на которое потрачены сотни миллионов, но что-то в последнее время о Сколково тоже не слышно); выброшенных на ветер десятков миллионов, к примеру, на многополосный мост к малообитаемому дальневосточному острову Русский, или миллиардов на державный проект – Олимпиаду в Сочи. Плюс, естественно, неповоротливая «вертикаль власти» и глобальная коррупция, от социальной и бизнес сфер до военно-промышленного комплекса (дело бывш. Министра обороны Сердюкова, что понятно, лишь вершина айсберга).

Как в пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке», сюжет впечатляюще развивался и подошел к раздолбанному корыту. С 2013 года экономическая ситуация в России становилась все хуже и хуже. Девальвация, рост безработицы, банковский кризис, секвестр региональных бюджетов, инфляция – все эти актуальные вопросы надо решать сегодня и немедля, но »... в последние 5 лет из страны ежегодно утекало $55 млрд, положительное сальдо текущего счета в 2013-м резко сократилось, и, чтобы поддерживать хоть какую-то экономическую динамику, Кремлю, по сути, доступен единственный ресурс – тратить резервы». (http://m.forbes.ru/article.php?id=248967)

За 14 лет путинского правления ни одна российская экономическая стратегия не смогла доказать своей состоятельности. Но ведь дальше – полный мрак, поскольку Россия так и осталась сидеть на углеводородной игле, то есть продолжает существовать в варианте «банановой республики». А это значит, что ее благосостояние зависит от рыночной цены на бананы-нефть-газ, и в случае падения стоимости, республике неминуемо грозит дефолт и экономический коллапс.

Сидеть и ждать, когда возмущенные пенсионеры и домохозяйки выйдут, как в Бразилии, на улицы с требованием прекратить амбициозные госпроекты – в спорте (кстати, на носу – чемпионат мира-2018), в науке и технике, в химии и жизни; дождаться, когда рабочий вместе с колхозницей начнут устраивать по провинциям голодные бунты; встретиться в столице лицом к лицу с еще одной Болотной, или, не приведи господи, с вариантом украинского Майдана? Так ведь тогда спросят с него, с руководителя, мол, как же так, что по прошествии 14-16-18 лет мы, великая держава, вернулись к отсутствию туалетной бумаги, нищенским пенсиям, дорогим лекарствам и наличию массового дефицита?

И в памяти национального лидера возникнет хрестоматийная пушкинская фраза о русском бунте, а перед глазами – перспективы собственной судьбы по всему безрадостному спектру: от Каддафи с Мубараком до, не к столу будь сказано, Януковича.

В этой ситуации, остается только одно: перевести рельсы, акценты, внимание. Придумывать ничего не нужно, поскольку все уже давно придумано и отработано в прошлом до мелочей. Наличие злокозненного и агрессивного внешнего врага решает огромный ряд вопросов.

Все годы путинского правления этого врага пестовали, как садовник – милую сердцу орхидею. Зловредные пиндосы уже подступили со своим ПРО к нашим границам, и жить своими НКО не дают, и развиваться в ВТО в полный рост, и дышать нормально при ОРЗ. Известная схема и вполне понятная народу. Когда мало что годами внутри страны получается, надо только найти повод, чтобы окончательно и бесповоротно обвинить в этом внешние силы. После чего, да, нам придется туго, но мы затянем пояса и победим. Затянем не потому, что экономика пришла в полный упадок и обнищание – это закономерное следствие бездарного правления, а потому что, к примеру, Запад начал давить на нас санкциями. Мы уже почти вплотную подошли ко всеобщему благосостоянию и благоденствию, но тут санкции – и все начинай сначала.

Надо сказать, что к февралю 2014-го все сошлось: в Украине началось смутное время, власть сама не знала, что делает, так что под шумок можно и отхватить (восстановление СССР), и наказать (отместка за Косово и февральский Майдан), и так рассориться с Западом, чтобы и пояса потуже затянуть, и гайки внутри страны заодно прикрутить всей так называемой «элите». Тем более, что накопилось немало обид и по отношению к внешнему бессовестному Западу, и по отношению к слишком совестливой местной интеллигенции. Все сложилось, как в трудном, но при усердии и настойчивости, разрешимом «пазле».

Поймите: иначе Путину просто не выжить. Год-другой неминуемого краха экономики, с откровениями и пояснениями по этому поводу экономистов, различных обозревателей и «голосов» из-за рубежа – и: «Которые тут временные? Слазь! Кончилось ваше время.» Для президента России это вопрос жизни или смерти. Если не прикрыть информационные потоки, заклеив рты «лентой» и затопив «дождем», если не объявить о «пятой колонне» и «национал предателях» в среде различных «элит», не принять жандармские законы и вдрызг не рассориться с Западом (вдобавок, не закрыть границы, интернет, оф-шоры и прочее), то ведь можно и головы лишиться. И какая к черту тогда разница, Крым, Малороссия, Приднестровье, Северный Казахстан, Грузия… Быть бы живу!

Понятно, что Третьей Мировой не будет, поскольку никто в России, США, Европе воевать не хочет, тем более, воевать ядерным державам равносильно самоубийству. Здесь срабатывает механизм «ядерного сдерживания», хотя взамен приходят экономические санкции, что и нужно было, как в элементарной задачке для второго класса, доказать. Санкции не только оправдают многолетние провалы российских экономических программ, но и поднимут, хотя куда уж выше, национально-патриотический настрой народа.

Все сложилось, как пальцы в твердый кулак: подъем патриотизма в свете сочинской Олимпиады, возвращение исконно русского, исторически дорогого Крыма в родные пенаты, мышиная возня Запада и его попытка ущемить национальную гордость. И не надо нести ответ за загубленные четырнадцать прошедших лет, и – «весь мир рукоплещет русскому балету».

Проще некуда: в мирное время ВВП до 2024 года может и не усидеть. А уж если начнется «бессмысленный и беспощадный», то из-под земли достанут, к ответу призовут и по полной программе спросят. В который уже раз в российской истории, экономика тесно сплелась с идеологией, с православием, самодержавием, народностью. И, пожалуй, никогда еще так от этого не зависела судьба и, элементарно, жизнь самого самодержца.

Мало того, чем шире будет разрыв между западными и российскими ценностями, чем больше и тяжелее будут санкции с одной стороны – и чем наглее и безобразней будет вести себя сторона противоположная, тем гарантированней долгий срок правления Владимира Владимировича Путина, патриота и отца родного. Конечно при условии, если его свои же и не уберут.

Так что, не только Крымом не закончится. Все только с Крыма начинается.

Какая-то очень холодная в этом году весна? Бывалые люди говорят, холодная война похолоднее будет.
881644
Лэнс Армстронг в гостях у Опры Уинфри. Фото AP/HAPRO STUDIOS.

Легендарный американский велогонщик Лэнс Армстронг в шоу Опры Уинфри, показанном по американскому ТВ 17 января, признался в том, что принимал допинг во время велогонок. Поскольку скандалу этому уже много месяцев и Армстронга не только лишили всех его спортивных регалий, включая кубки победителя «Тур де Франс» в разные годы и олимпийскую медаль, но и пожизненно дисквалифицировали, у него теперь появился шанс вернуться в велоспорт. Правда, для этого надо не только признаться, но еще и покаяться, сдав всех своих подельников и рассказав о том, как проводилась в жизнь допинговая схема, в которой Армстронга не могли уличить десятилетиями.

В современной Америке история покаяний достаточно хорошо известна, но случай с Армстронгом – отличный повод основные позиции в этом списке напомнить. Газета The Record приводит некоторые истории, отмечая, что попросить прощения за содеянное еще вовсе не гарантия того, что тебя простят.

Джейн Фонда

В июле 1972 года Фонда отправляется в Северный Вьетнам, снимается на фоне вьетнамской зенитки и выступает с антиамериканскими речами по ханойскому радио. Антивоенная активистка с 1970 года, Фонда спонсировала организацию «Ветераны Вьетнама против войны» (к слову сказать, ее некоторое время возглавлял нынешний глава Госдепа Джон Керри), открыто публично заявляла о своих левых убеждениях и называла себя революционеркой. Как-то выступая перед студентами, она заявила: «Если бы вы понимали, что такое коммунизм, вы бы надеялись и молились, встав на колени, чтобы мы когда-нибудь стали коммунистами».

Во время своего двухнедельного тура по вьетнамским городам и весям, Фонда называла американских солдат не иначе, как «голубоглазыми убийцами», а президента Никсона – «новым Гитлером». При ее участии была проведена пресс-конференция с семью захваченными в плен американскими солдатами, которые заверили мировую общественность в том, что их не пытают, держат в отличных условиях и дают по утрам именно тот йогурт, к которому они привыкли дома. После конференции Фонда назвала американских военнопленных, рассказывающих о зверских пытках и бесчеловечном отношении во вьетнамском плену, лицемерами и военными преступниками.

Ее поведение по Вьетнаме стало символом предательства своей страны в военное время, и в Америке она получила презрительное прозвище Hanoi Jane – «Ханойская Джейн».

В 1988 году, в телепрограмме «20/20», Фонда принесла извинения ветеранам войны во Вьетнаме, охарактеризовав свои действия, как «наивные… легкомысленные… безрассудные и жестокие». В дальнейшем она неоднократно приносила свои извинения публично, но большинство американцев вряд ли простят ее когда-нибудь.

881646
Джейн Фонда во Вьетнаме в 1972 году

17 августа 1998 года, после многомесячных разбирательств, лжи и препирательств, 41-й президент США выступил на суде с заявлением о том, что «имел неподобающие физические отношения с Левински», стажеркой Белого Дома.

Поскольку до этого, в судебном процессе по делу Полы Джонс, Клинтон утверждал, что никогда никаких отношений у него с Моникой Левински не было, это послужило впоследствие основанием для начала процедуры импичмента президента, поскольку речь шла о лжесвидетельстве.

Клинтон оказался третьим Президентом США, привлекаемым к ответственности, после Эндрю Джонсона, которого едва не сместили в 1868 году, и Ричарда Никсона, который ушел в отставку, не дожидаясь импичмента.

Первая леди Хиллари Клинтон постоянно поддерживала своего мужа, утверждая, что весь этот скандал – заговор против президента. 17 августа 1998 года, в то время, когда Билл Клинтон выступал со словами раскаяния, Хиллари мужественно стояла рядом.

881648
Билл Клинтон в 1998 году

Джеймс Фрэй

26 января 2006 года выплыла наружу правда о том, что в своем романе «Миллион осколков» (A Million Little Pieces, 2003), ставшим бестселлером 2005 года, писатель Джеймс Фрэй бесстыдно наврал о судьбе своего героя-наркомана, которую выдавал за реальный период из собственной жизни. Мемуарная, якобы, книга была напичкана выдумками и фантазиями автора, при этом к реальности имела самое далекое отношение.

Признание состоялось на шоу Опры Уинфри. «Я сделал массу ошибок и когда писал книгу, и когда ее рекламировал», — сказал Фрей. «Вы совершили ошибки или лгали?» – строго спросила Уинфри. «Я полагаю, что и то, и другое», — ответил Фрей («Probably both»).

Здесь надо отметить и личную обиду известной американской телеведущецй: книгу Фрэя она отрекламировала в одной из своих прежних программ под привлекательным заголовком «The Man Who Kept Oprah Awake at Night», побеседовав с «бывшм наркоманом» в эфире; а за несколько месяцев до скандала ввела роман Фрэя в свой рейтинговый «Книжный клуб Опри Уинфри», попасть в который – уже гарантия продаваемости книги и ее успеха у масового читателя.

881650
Джеймс Фрей в 2006 году

Дэвид Леттерман

В октябре 2009 года, известный ведущий Late Show на телеканале CBS потряс аудиторию обращением к коллегам и собственной супруге Регине Ласко. Он сообщил, что его жена была тяжело травмирована сообщением о его изменах и впредь ничего подобного не произойдет.

62-летний Леттерман признался в том, что среди женщин, принимавших участие в подготовке и выпуске шоу в эфир, были его любовницы. Теперь, сказал Леттерман, я попытаюсь ситуацию исправить, и займусь, прежде всего, сексотерапией.

Это признание последовало после угроз шантажиста, телепродюсера CBS Роберта Холдермана, вымогавшего у Леттермана $2 млн. за молчание о его любовных связях. Надо сказать, скандал пошел шоу Леттермана на пользу и рейтинг его передачи поднялся до рекордной отметки.

881652
Дэвид Леттерман в 2009 году


Джим Беккер

В 1987 году известный телеевангелист-проповедник и один из создателей христианского кабельного телеканала PTL принес извинения в интервью газете USA Today бывшей секретарше церкви Джессике Хан за то, что произошло в 1980 году: «Это была ужасающая ошибка и я верю, что Христос меня простит.» После чего женился на христианке Тэмми Фэй.

Джессика Хан утверждала, что в один из дней 1980 года, Беккер с еще одним приятелем накачали ее наркотиками и изнасиловали. В дальнейшем, они предлагали ей разные суммы денег, вплоть до $265 тысяч за молчание. В  1997 году вышла в свет книга Бэккера «Я был неправ» (I Was Wrong), в которой автор, пытаясь оправдаться, утверждал, что сексуальные связи в его жизни, все без исключения, происходили по обоюдному согласию.

Любопытны их судьбы. В 1989 году Бэккер сел в тюрьму за многочисленные финансовые махинации. А Джессика не столько от всей печальной истории пострадала, сколько выиграла: она снималась для журналов «Плэйбой» и «Космополитен», неоднократно принимала участие в популярном телешоу The Howard Stern Show, успешно подрабатывала в Аризоне в стрип-клубе. В настоящее время проживает в совсем не бедном районе Лос-Анджелеса Беверли Хиллс.

881654
Джим Беккер в 1987 году

Хью Грант

В 1998 году, после того, как полицейские арестовали актера за секс в автомобиле с голливудской проституткой, Грант посетил популярное The Tonight Show.

Ведущий Джей Лено задал вопрос: «И что вы по этому поводу себе думаете?», — на что актер ответил: «Люди предложили мне массу идей: я был под прессом обстоятельств, или я был чертовски усталый, или я был невероятно одинок в тот вечер, или я в детстве упал с лестницы – и вот вам результат. Но я думаю, что это просто глупость – прятаться за всеми этими невообразимыми оправданиями. Вы, я думаю, знаете жизнь и разбираетесь, что хорошо в ней, а что плохо. Я поступил плохо. И что теперь с этим делать?»

Такой откровенный напор актера был, видимо, лучшим выходом из дурацкого положения.

881656
Хью Грант

Алек Болдуин

В апреле 2007 года Алек Болдуин оставил своей 11-летней дочери сообщение на автоответчике, ставшее достоянием общественности. После развода с Ким Бессинджер, Болдуин периодически звонил своей дочери Айрленд, и в тот день, не дозвонившись, назвал ее «грубой и безмозглой маленькой свиньей» (Запись на автоответчике: «You are a rude, thoughtless little pig. You don't have the brains or the decency as a human being. I don't give a damn that you're 12 years old, or 11 years old, or that you're a child, or that your mother is a thoughtless pain in the ass who doesn't care about what you do as far as I'm concerned. Once again I have made an ass of myself trying to get to a phone. You have humiliated me for the last time with this phone.»).

Болдуин пришел в программу The View. Он извинился перед дочерью и сказал, что прерывает контракт на свое участие в комедийном сериале «30 Rock» (NBC), поскольку ему стыдно за произошедшее перед телезрителями. Надо сказать, что из сериала он не ушел, а последний эпизод «30 Rock» будет показан в эфире 31 января этого года.

Болдуин тяжело перенес произошедшее, и позже пытался покончить жизнь самоубийством.

«К счастью, мне помогли профессионалы, — рассказал Болдуин. – иначе Бессинджер могла бы праздновать победу. Ведь сжить меня со свету – это ее заветная мечта.»

881658
Алек Болдуин в 2007 году

Кристен Стюарт

Успешная актриса в июле 2012 года публично принесла свои извинения, после того, как стало известно о ее близких отношениях с женатым режиссером фильма «Snow White & the Huntsman» Рупертом Сандерсом. При этом, она продолжала встречаться со своим бойфрендом, актёром Робертом Паттинсоном, с которым познакомилась в 2008 году на съемочной площадке фильма «Twilight». Такая неприятная скандальная история.

«Это увлечение принесло много горя близким мне людям, — сказала актриса, — и человеку, которого я люблю и уважаю. Роб! Я люблю его, я люблю его, я прошу прощения!»

Паттинсон продал дом, в котором собирался жить вместе с Кристен, а сама актриса уехала к маме. Но в сентябре 2012 года пара помирилась, и Кристен Стюарт получила предложение руки и сердца от Паттинсона, хотя недавно он все же ушел от нее, как утверждают СМИ, навсегда.


881660
Кристен Стюарт

Оригинал
Очень любопытная, похоже, разыгрывается в России ситуация с очередным оболваниванием так называемой «мировой общественности». Сегодня российская Дума почти единогласно поддержала поправку в «антимагнитский» законопроект, запрещающую гражданам США усыновлять детей из России.

Сегодня же, в среду, пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что Владимир Путин с пониманием относится к инициативе ряда депутатов запретить усыновление российских детей американцами в рамках законопроекта «Димы Яковлева», хотя позиция исполнительной власти «более сдержанная».

Похоже, что завтра Владимир Путин «под влиянием общественного мнения и с учетом мнения многих министров правительства», вернет закон на доработку в первое чтение и выступит против этой поправки. При этом, все внимание будет сосредоточено на возне вокруг отвратительного законопроекта «Димы Яковлева», а все остальные, не менее подлые законопроекты, пройдут.

Напомню, что российские депутаты также поддержали поправку, расширяющую запрет на въезд в Россию на граждан всех стран, в которых были зафиксированы нарушения прав россиян, а среди других предусматриваемых мер — запрет на деятельность в России финансируемых из США некоммерческих организаций, занимающихся политикой, и НКО, чья деятельность представляет угрозу российским интересам.

В свое время покойный поэт Леша Парщиков делился со мной идеей, как опубликовать сборник стихов в советском издательстве, при том, что стихи никак не похожи на общепринятые шедевры эпохи соцреализма.

 — Приходишь к редактору, — фантазировал Парщиков, — и с порога заявляешь, что заранее согласен на любую корректуру, но при одном условии: через весь будущий сборник, от верхней до нижней обложек, должна проходить сквозная дырка. И это самое главное условие, других нет и не будет.

Понятно, что обсуждение дырки между автором и редактором займет не один день. Вряд ли кто-то при таком сумасшедшем заявлении будет разбираться, что в стихах и какова их стилистика. В результате, редактор выиграет, сквозной дырки в книжке не будет, и выйдет она в самом благоприятном для автора виде.

 — Небольшая хитрость, но должна сработать, — был уверен Парщиков.

 — Небольшая хитрость, но сработает, — видимо, так представляет себе ситуацию Путин и его окружение сегодня. «Сквозная дырка» – позорный законопроект «Димы Яковлева», может не пройти, зато все остальные, не менее мерзкие законопроекты, а их одновременно принимается, кажется, 17 или даже 19-ть, пройдут без шума и пыли.

И весь мир рукоплещет советскому балету!
Работы из частной коллекции Михаила Барышникова, представленные на выставке «Art I\'ve Lived With» в Галерее ABA.

Работы из частной коллекции Михаила Барышникова, представленные на выставке «Art I've Lived With» в Галерее ABA. Фото предоставлено ABA Gallery

С 4-го по 15-е декабря в манхэттенской ABA Gallery можно посетить выставку, представляющую частную коллекцию картин, рисунков, эскизов, собранную легендарным Михаилом Барышниковым

Выставка называется «Art I’ve Lived With», что русскоязычные СМИ перевели, как «Искусство, с которым я живу». Название стоит воспринимать и буквально: работы, представленные в ABA Gallery, есть тот самый антураж, часть домашнего интерьера, в котором ежедневно проживает выдающийся танцовщик. 

Если верна поговорка «человек есть то, что он ест», то не менее справделив взгляд с противоположным вектором – «человек есть то, что его окружает». Михаил Барышников, начав собирать коллекцию с 1975 года, окружил себя шедеврами русских, европейских, американских мастеров, которые говорят о коллекционере, на мой взгляд, даже больше, чем знаменитые его хореографические работы в мировом балете. 

Выставка, собственно, и представляет собой не какой-то период жизни, отданный искусству, а постоянное в нем существование, когда знаки твоего окружения становятся продолжением тебя, равно, как и ты – их объемным сюжетом, вышедшим за плоскость холста или бумаги. Скажи мне, кто твои любимые художники, и я скажу тебе, кто ты.

Если же уйти от буквального перевода, я бы назвал выставку по аналогии с известным романом-воспоминанием Эрнеста Хеменгуэя о богемной жизни в Париже: «Коллекция, которая всегда с тобой». Большая часть артефактов посвящена в ней танцу, и если типологически рассматривать балет в произведениях искусства, то наряду с пластикой и красотой тела (А.Матисс, 3. Серебрякова, В. Серов, С. Коненков), техникой танца и механикой балетного движения (К. Сомов, П. Челищев), пантомимической стороной танца (М. Бобышев, К. Сомов), духовным началом самого образа танцовщика (А.Тулуз-Лотрек, А. Бенуа, В. Серов, Г. Лавров, С. Судьбинин), в работах 3. Серебряковой, Э. Дега, Б. Кустодиева, К. Коровина, М. Ларионова балет показан именно как праздник.

Работы из частной коллекции Михаила Барышникова, представленные на выставке «Art I've Lived With» в Галерее ABA.
Работы из частной коллекции Михаила Барышникова, представленные на выставке «Art I’ve Lived With» в Галерее ABA. 
Фото © RUNYweb.com

Из вступления в каталоге к выставке следует, что Барышников собирал работы без какого-либо плана или генеральной идеи. Попав зимой 1975 года в Париж, то есть буквально год спустя после гастролей Большого театра в Канаде, где он становится «невозвращенцем», Барышников оказался, как он пишет (обратный перевод с английского), «... наконец, в городе, о котором мечтал с детства. Доллар был крепче некуда, а деньги лежали в моем кармане. В галерее, развешанные по стенам, висели работы Кристиана Берара, Жана Кокто, Леонор Фини, Леона Бакста и многих других. Я знал эти имена еще со школы и помнил репродукции их работ в альбомах и книгах, но никогда не видел оригиналы. Сейчас они были рядом и их можно было приобрести. Я покинул галерею в необычайном волнении, держа в руке рисунок Сергея Дягилева работы Кокто и эскиз Кристиана Берара к постановке «Моцартианы» Баланчина… Думаю, недели ушли, пока я осознал, что эти работы теперь принадлежат мне.»

Барышников, по его словам, никогда не считал себя коллекционером. Он покупал то, что попадалось во время гастролей и поездок в галереях Нью-Йорка, Берлина, Парижа, Хельсинки, Южной Америки; коллекция пополнялась еще и за счет подарков. Так, Джером Робинс после совместной работы над балетом «Танцевальная сюита», подарил рисунок Ларионова; Татьяна Либерман (в дев. Яковлева, последняя любовь В.Маяковского, подруга Марлен Дитрих, ценительница поэзии И.Бродского) подарила несколько работ Александра Яковлева; Давид Салле – один из собственных скетчей.

Бывали и совершенно невероятные случаи. Так, после одного из выступлений, к Барышникову подошел пожилой человек и поинтересовался, знакомо ли ему имя Валентины Гросс, влюбленной в дягилевские балеты художницы, которая писала обожаемого ею Нижинского во всех его ролях. На следующий день Барышников получил в подарок один из набросков Вацлава Нижинского к спектаклю «Призрак розы».

Работы из частной коллекции Михаила Барышникова, представленные на выставке «Art I've Lived With» в Галерее ABA.
Работы из частной коллекции Михаила Барышникова, представленные на выставке «Art I’ve Lived With» в Галерее ABA.
Фото © RUNYweb.com

Скетчи, наброски, эскизы – особая тема в собрании Барышникова. Здесь и потрясающий по пластике набросок Жана Кокто и его же Дягилевский скетч, карандашный рисунок Михаила Ларионова профилей Аполлинера и Дягилева, забавные сценки Иосифа Бродского «Увольнение на берег». 

Последнее связано с темой балета разве что известными авторскими строчками из стихотворения 1976 года «Классический балет есть замок красоты…»:

Как славно ввечеру, вдали Всея Руси,
Барышникова зреть. Талант его не стерся! 

Можно только добавить в прозе, что «Барышникова зреть», его порыв, изящество и одухотворенность (в нашем случае, составляющие таланта коллекционера), масштаб его дарования, как собирателя и ценителя произведений по той теме, которой посвящена и отдана вся его жизнь – зреть Барышникова теперь можно неторопливо, вдумчиво и пристально в манхэттенской ABA Gallery. Не все откроется нам, сторонним наблюдателям, да и невозможно в деталях прочувствовать то, с чем человек живет многие годы.

Работы из частной коллекции Михаила Барышникова, представленные на выставке «Art I've Lived With» в Галерее ABA.
Работы из частной коллекции Михаила Барышникова, представленные на выставке «Art I’ve Lived With» в Галерее ABA.
Фото © RUNYweb.com

Сегодня среди экспонатов – работы выдающихся русских сценографов, таких как А. Бенуа, Л. Бакст, М. Добужинский, С. Судейкин, Н. Рерих, Б. Анисфельд. То есть тех, кто внес свои коррективы в развитие мирового театра в целом, поскольку с их приходом изменилось само представление о роли художника в спектакле. 

В начале ХХ века художник становится соавтором хореографа, нередко диктует ему выбор выразительных средств, подчас изменяет его пластическое мышление. Любопытно, как популярные в те годы, модные объединения «Мир искусства», «Голубая роза», «Союз русских художников», «Бубновый валет», с разными степенями творческой свободы и методами, влияют на хореографию того времени. Законодатели балетной моды — А.Горский в Большом театре, М.Фокин в Петербургском Мариинском театре, приглашают к совместной работе художников, которые уже являются известными и популярными в изобразительном искусстве. 

Причем, в мировом изобразительном искусстве, а не только российском. Взаимовлияние здесь очевидно, и в этом – огромное достоинство коллекции Михаила Барышникова, поскольку все в ней навиду, и за примерами, как говорится, далеко ходить не надо. Для популяризации русского балета за рубежом огромный вклад внес Сергей Дягилев. Начавшиеся с 1909 годы дягилевские «Русские балетные сезоны» в Париже, Лондоне, Берлине, Риме, не только знакомят Европу с русским балетом, но и заслуженно становятся главным художественным событием начала века. Антрепризы С. Дягилева по новому открыли искусство балета, вокруг которого группируются почти все крупные художники и скульпторы. Вот некоторые из них: П. Пикассо, М. Дени, X. Миро, А. Матисс, А. Дерен, Ж. Брак, X. Грис, М. Утрилло, Ж. Кокто, В. Гросс, О. Кокошка, О. Роден, А. Бурдель, П. Боннар... 

Работы из частной коллекции Михаила Барышникова, представленные на выставке «Art I’ve Lived With» в Галерее ABA.
Работы из частной коллекции Михаила Барышникова, представленные на выставке «Art I’ve Lived With» в Галерее ABA.
Фото © RUNYweb.com

Кстати, Хуан Грис, легендарный испанский художник, чей профиль в 2012 году был увековечен на монете в 10 евро, оформлял три последних балета Сергея Дягилева. В беседе с Барышниковым я пожелал ему добавить в коллекцию работы Гриса – для полного комплекта, что было принято и с улыбкой, и с пониманием.

Любопытно, что в советское время балет, практически, исчезает из творчества членов Союза художников СССР. В стране жить стало, видимо, настолько веселее, что танец десятилетиями не интересовал ни лауреатов Сталинских и Ленинских премий, ни рядовых творцов. При этом, ярко и плодотворно работали в те годы балетмейстеры К.Я. Голейзовский, Ф.В. Лопухов, В.Д. Тихомиров, Л.В. Якобсон, Ю.Н. Григорович.

Такие преданные балетному делу мастера, как ученик М. В. Добужинского и К. С. Петрова-Водкина, советский художник Александр Шендеров, были, скорее, исключением. В коллекции Барышникова отсутствуют художники советского периода, и на мой вопрос: «Почему?», — Барышников ответить затруднился. И у меня нет ответа: пробел ли это в самой коллекции, или же таков неприглядный результат соответствующей исторической эпохи (речь идет о теме танца в искусстве, а не о многочисленных портретах Г. Улановой, Н. Дудинской, М.Плисецкой, Е.Максимовой, М.Лиепы, В.Максимова). 

Михаил Барышников и спецпредставитель Президента РФ по вопросам культурыМихаил Швыдкой на выставке «Art I’ve Lived With» в Галерее ABA. Фото предоставлено ABA Gallery.
Михаил Барышников и спецпредставитель Президента РФ по вопросам культурыМихаил Швыдкой на выставке «Art I’ve Lived With» в Галерее ABA. Фото предоставлено ABA Gallery. 

А продолжая тему коллекции, как праздника, я хотел бы отметить, что она представлена более, чем ста работами в галерее, которая для меня лично – праздник сама по себе. Галерее ABA, которая принадлежит Анатолию и Майе Беккерманам, уже несколько десятилетий от роду, и все это время она представляет в США русское искусство конца XIX – начала ХХ веков, с акцентом на русский авангард. Преданность этой теме – яркой, всегда колоритной, праздничной и необыкновенно энергетичной, я могу сравнить разве что с преданностью владельца галереи Анатолия Беккермана и его семьи миру искусства. 

Если слово «династия» что-то более-менее определенное каждому из нас говорит (царская, врачебная или адвокатская, потомственная рабочая и пр.), то в случае с семьей Беккерманов мы имеем дело с династией творческой. В музеях и частных коллекциях в России и на Западе находятся работы скульптора Игоря Беккермана, отца Анатолия Беккермана и его младшего брата Эдуарда Беккермана, художника, чьи картины представлены в Государственном Русском музее, в музеях многих стран мира и коллекциях. Соня Беккерман, дочь Анатолия – Первый вице-президент и глава Русского отдела всемирно известного аукционного дома Sotheby’s.  А в день вернисажа, 3 декабря, я познакомился с младшей сестрой Сони, и судя по ее энергии, живому интересу к артмиру, да и в русле семейной традиции, могу предположить, что пост главы Русского отдела всемирно известного аукциона Christie's ей гарантирован. 

Вполне вероятно, и тематика галереи, и преданность искусству, с которым ее владелец живет годами, из поколения в поколения, не в последнюю очередь повлияли на решение Михаила Барышникова впервые показать свое собрание публично в ABA Gallery, без ложной скромности, ведущей галерее русского искусства в Америке. 

Справа-налево: Михаил Барышников, спецпредставитель Президента РФ по вопросам культуры Михаил Швыдкой, владелец ABA Gallery Анатолий Беккерман, Первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов на выставке «Art I’ve Lived With» в Галерее ABA. Фото предоставлено ABA Gallery.
Справа-налево: Михаил Барышников, спецпредставитель Президента РФ по вопросам культуры Михаил Швыдкой, владелец ABA Gallery Анатолий Беккерман, Первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов на выставке «Art I’ve Lived With» в Галерее ABA. Фото предоставлено ABA Gallery. 

И, скорее всего, Манхэттен – лишь начальная точка отсчета: по данным Bloomberg, в 2013 году коллекция будет показана в ГМИИ имени Пушкина в Москве.



Оригинал
Вчера, 3 октября, дебаты между действующим президентом, кандидатом от демократов Бараком Обамой и кандидатом в президенты от республиканцев Миттом Ромни можно было и не смотреть, если вы хотели услышать что-то новое по заявленной теме — экономика. Все основные претензии друг к другу кандидаты в президенты уже высказали ранее. Ромни критикует экономическую политику Обамы и в связи с реформой Уолл-Стрит, и по причине высокого бюджетного дефицита страны, а в ответ Обама обвиняет Ромни в политиканстве, в том, что его обещания невыполнимы, и не удастся далекому от проблем американского обывателя миллионеру Ромни одновременно добиться сокращения налогов и дефицита бюджета.

Не темы дебатов — в нашем случае, налогообложение, здравоохранение, будущее федерального правительства, интересны для телезрителей. Вернее, не будь дебаты битвой двух политических тяжеловесов в борьбе за чемпионскую награду — кресло президента США, кто бы их вообще смотрел. Как и в боксерском поединке, здесь главный интерес — количество точных попаданий, подсчет апперкотов и хуков, выход соперников из нокдаунов и умение выстоять все положенные для поединка раунды.

В нашем случае, 90 минут. То, что произошло вчера, можно назвать мини-чудом: уверенный оратор и надежда американских либералов Барак Обама проиграл по-крупному богатею, в последнее время сдающему позиции в президентской гонке Митту Ромни. Сегодняшняя обложка «Нью-Йорк пост» гласит: Direct Mitt (по аналогии с direct hit — «прямой удар»). По итогам опроса, проведенного CNN совместно с ORC International среди зарегистрированных избирателей, свои голоса за Ромни отдали 67 процентов опрошенных. Барака Обаму победителем встречи посчитали лишь 25 процентов респондентов.

По мнению 61 процента опрошенных, Обама выступил на дебатах хуже, чем от него ожидали. 82 процента посчитали, что лучше, чем ожидалось, показал себя Ромни. Одновременно 58 процентов респондентов сочли, что республиканский кандидат проявил себя как более сильный лидер. Про действующего президента то же самое сказали только 37 процентов. В частности, зрители посчитали, что бывший губернатор чаще атаковал своего оппонента.

В телефонном опросе приняли участие 430 респондентов.

Бывший вице-президент Альберт Гор, оправдывая проигрыш Обамы, уже заявил, что президент прибыл в Денвер всего за несколько часов до начала мероприятия, в то время как Ромни тренировался на месте. То есть, Обама, словно концертирующий пианист, не успел подойти к роялю и потренироваться перед концертом, оттого и наделал немало ошибок, а то и попросту промахивал мимо клавиш.

Ромни выглядел уверенно, агрессивно, отлично информированным и к поединку подготовленным. Его заявления были четкими и без запинки. Обама, после нанесенных ударов противника, нередко впадал в состояние грога, запинался, тщательно подбирал слова, мялся и не сразу переходил к сути дела.

Если провести еще одну параллель с дебатами, то напрашивается КВН. В этой игре мрачный и прямолинейный проигрывает веселому и находчивому. Одна из немногих смешных находок со стороны Обамы: «Все 18 месяцев он (Ромни) рассказывает о налоговых реформах. И сейчас, за пять недель до выборов, он говорит, что его великая идея: «Не берите в голову». Never mind — известная фраза из комедийного телешоу Saturday Night. Одна из героинь несет разные глупости, а когда ее в этом уличают, отвечает запросто: «Не берите в голову».

Ромни во время дебатов чаще был и веселей, и находчивей. Выдавал запоминающиеся сентенции, вроде: «М-р Президент! У вас есть ваш собственный дом, ваш собственный самолет, но у вас нет никаких фактов».

В чем причины такого проигрыша Обамы? Прежде всего, Обаме нечего, видимо, сказать: не только чего-то нового (упрек со стороны Ромни: «Видение президента сегодня почти не изменилось по сравнению с его видением четырехгодичной давности»), но и по отношению к уже сделанному, ибо в сделанном гордиться нечем. Обстановка в стране известная, экономика — в определенном месте и вылезать пока оттуда не собирается.

Надо отдать должное президенту: в прениях с Ромни Обама не разу не вспомнил скандальные 47%, о которых говорил Ромни на одной из встреч со спонсорами. Республиканец тогда отметил, что 47% американцев привыкли сидеть на шее у государства и это основной электорат Обамы, который никогда за Ромни не проголосует.

Есть еще один момент, который нельзя не учесть, говоря о вчерашних дебатах. Сегодняшние опросы показывают, что президент Обама опережает Ромни как по стране в целом, так и в ряде ключевых штатов, которые могут определить исход голосования. В тех 12 штатах, где избиратели колеблются и судьба выборов не решена — от Висконсина (53% в пользу Обамы против 42% за Ромни) и Мичигана (52% против 40) до Флориды (47% — 46%) и Пеннсильвании (49% — 42%) Обама выигрывает с большим-меньшим отрывом.

Питер Браун из социологической службы Университета Куиннипека полагает, что президенту здесь необходимо проявить осторожность, чтобы сохранить это преимущество: «Президент явно вырвался вперед, и поэтому от дебатов ему ничего не нужно. Для него главное, чтобы ничего не изменилось».

Видимо, здесь произошел известный в спорте психологический момент, когда спортсмен или команда, лидирующие в соревнованиях, борются не столько за победу, сколько за ничью. Ничья, по общему зачету, принесет победу, поэтому главное — не столько победить, сколько а не проиграть. Такая установка может подвести, особенно в случае, если соперник настроен, что называется, «кровь из носа» только на победу.

Возможно, Обаме не хватило бойцовского духа, да и противник попался очень серьезно подготовленный и в прекрасной форме.

Следующая встреча кандидатов состоится Хемпстеде (штат Нью-Йорк) 16 октября. Тема — внешняя политика, где у Обамы не больше козырей, чем в экономике. Мне представляется, что действующий президент учтет вчерашние дебаты и еще себя покажет. Ничего иного ему не остается, иначе есть вероятность, что хрустальный чемпионский кубок получит его соперник.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире