14:31 , 14 февраля 2011

Деньги ненастоящие, зато актеры настоящие

Петербург, середина февраля 2011 года. Машины, отчаянно визжа, с трудом выбираются из снежно-ледяных торосов, а обыватели лечат блокадный шок телевизионной анестезией. Кто-то смотрит сериалы про вконец одичавших ментов, кто-то забывается золотым сном английского чемпионата по футболу.

А некоторые граждане, поддерживая друг друга (любая сторона улицы одинаково опасна), осторожно идут по направлению к Большому театру кукол, где проходит седьмой володинский фестиваль.

Для тех, кто не в курсе: Александр Моисеевич Володин – ленинградский драматург и сценарист, известный по таким произведениям, как «Звонят, откройте дверь», «Осенний марафон», «С любимыми не расставайтесь», «Пять вечеров».
«Пять вечеров» и называется фестиваль, который, по моим наблюдениям, собирает все больше публики. Ходят ленинградцы из интеллигенции, кто-то из них помнит еще первую, гитлеровскую блокаду. Ходят и совсем молодые девушки и юноши.

Потому что быстро устаревают модные авторы, быстро устаревает «новая драма». А пьесы Володина – вроде бы про давно ушедшие времена – продолжают волновать и трогать.

Этим вечером идет один из лучших в России володинских спектаклей сезона – его ранняя пьеса «Фабричная девчонка». Постановку привез драматический театр из маленького сибирского городка Черемхово.

Удивительно? Ну да, в Черемхово есть свой драматический театр. Основанный в 1939 году, когда население этого шахтерского городка было приблизительно равно нынешним 55 тысячам. Правда, тогда городок шел в гору, а теперь стремительно с этой горы спускается. Пик Черемхово пришелся как раз на 1956 год – тот самый, когда Володин и написал «Фабричную девчонку». Население городка тогда было вдвое больше нынешнего, и с тех пор только уменьшалось. Стремительней всего город терял людей в «первую путинскую пятилетку» — в период с 2000-го по 2005 год, за время которой население уменьшилось на 20 процентов.

Город, названный так из-за обилия черёмухи, продолжает умирать и сегодня: за прошлый год здесь родился 691 ребенок, а умерло вдвое больше — 1217 человек. Треть черемшан – пенсионеры, работающих столько же, доход на душу – чуть больше 7 тысяч рублей в месяц.

Можно прикинуть, сколько лет осталось Черемхово до момента, когда он превратится в город-призрак. Но черемшане не сдаются. Так, местный педагог Ольга Чемезова стала победителем всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года-2010». Она полна надежд внедрить придуманные ею новинки в своем детском саду. А известный фильм «Любовь и голуби» поставлен по пьесе черемховца Владимира Гуркина, умершего в прошлом году.

Драматический театр здесь – не развлечение для продвинутых менеджеров, а, пожалуй, вызов судьбе. В советские времена театр постоянно ездил по таежным поселкам, показывая простым работягам Гольдони и Шиллера, Островского и Гюго. Сегодня к творческим проблемам прибавилась и задача выживания.

В один из последних сезонов директор театра Надежда Николаевна Скоморовская пригласила на постановки втрое больше в актеров, чем обычно. В областном отделе культуры закричали: «Вы нас разорите!». «О, не стоит так волноваться! – ответила Скоморовская. — Я им буду платить совсем маленькие и ненастоящие деньги».

Деньги ненастоящие, это правда. Это вам не какой-нибудь штат Вирджиния, где власти ставят целью, помогая искусствам и образованию, перейти из индустриальной эры в постиндустриальную, и тем спасти обреченные города. Наша цель последних 20 лет – капитализм. В переводе — высосать из недр все, что можно, обналичить и отправить в оффшор. А люди – ресурс, его тоже можно в отвал.

Деньги в театре ненастоящие – а актеры настоящие. Режиссер Татьяна Уфимцева – сама известная актриса, преподаватель школы-студии МХАТ — давно сотрудничает с Черемховским театром.

Публика в зале петербургского театра состояла из завзятых театралов, они видели все и всех. Но «Фабричная девчонка» произвела впечатление своей искренностью, не было там ни театральной пошлости, ни завываний, ни модного нынче приема, когда авторский текст произносится невнятной скороговоркой, а актер в это время, например, показывает залу жопу.

Так вот, жопы не было.

Была история Женьки Шульженко и других вроде бы маленьких людей с их нехитрыми, по нынешним меркам, пределами житейского счастья. Наивные мечты, трогательные порывы, прекрасные заблуждения, горькие поражения – все, что делает нас людьми.

В этой пьесе 1956 года «как бы» «снимается фильм» о жизни подруг – и насколько современной эта ситуация «как бы» кажется из дня сегодняшнего с его лживыми сериалами и постановочными ток-шоу!
Это спектакль об искренности, и это спектакль о лжи.

Слово «катарсис» — заезженное, чуть ли не старомодное – но как скучно без него в театре! Без него игра обращается в имитацию, притворство, цирк.

Цирка не было, а катарсис был. Ну, или назову осторожно – настоящий момент эмоционального прорыва, когда героиня и актриса (и массовка-зрительный зал) были одно.

Это ощущение хотелось сберечь и за пределами зрительного зала.

После спектакля я, перескакивая через матвиенковские противотанковые надолбы, зашел в соседний магазин за кефиром. И простой разговор продавщиц воспринимал уже как спектакль.

Основа многих искусств — уличная жизнь. В Петербурге, блокированном льдом и ложью, она уничтожена, — но, к счастью, есть еще театр, который позволяет сквозь торосы будней видеть истину.

Комментарии

6

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

leolaz 14 февраля 2011 | 14:58




Если это не актер, а актриса, да к тому же хорошенькая, то авторский текст там вообще не к чему.
Отдельное мерси за эвенский фольклер: "Машины, отчаянно визжа, с трудом выбираются из снежно-ледяных торосов"


14 февраля 2011 | 17:24

Бывает даже так, что пронзительный монолог выдает широко раскрытая вагина...


koshe4ka 14 февраля 2011 | 18:39

и такая ситуация с театрами по всей стране - ну не хочет правительство финансировать искусство, не нужно оно... когда то Волгоградский театр оперетты был известен по всей стране, а сейчас на постановку спектаклей денег нет, я уже не говорю о гастролях... театр как вид искусства умирает, шоубиз давит и безденежье... а извините, жопу показывать- это не искусство, а дурновкусие, настоящий театр ТАКОЕ не потерпит...


(комментарий скрыт)

elnara 14 февраля 2011 | 18:53

хотя театр-вырождающееся искусство


15 февраля 2011 | 06:41

Театр не вырождается,театр переживет и Путина и наш капитализм. И не такое переживал. И люди думающие будут жить во все времена, в какие-то их будет меньше, в какие-то больше.

Пока читала авторский текст, в голове была картинка, как героические актеры играют для героических ленинградцев во время блокады. Люди прям на сцене умирают с голоду, в то время пока Валентина Матвиенко осаждает город. Ее цель - очистить великолепный город-дворец от живущих в нем бандерлогов


ger_ostwald Игорь Шнуренко 15 февраля 2011 | 10:35

В ваших словах про Матвиенко и бандерлогов не так уж много преувеличения. Реальные цели нашего политбомонда хорошо чувствуют такие фирмы, как Картье, открывающие в городе, в разгар кризиса, бутики для сверхбогатых.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире