В Китае при Мао было такое выражение: «Если понятно, почему плохо, это все равно что хорошо».
Перефразируя, можно сказать: если ощущаешь, что хоть куда-то движешься, это лучше, чем когда вообще стоишь.

Сейчас мы уже все знаем: движение есть, хотя и в неизвестном направлении, понятны дух, атмосфера движения, слышны лозунги, звуки марша, крики ездовых. Цели нет и не нужно. О реформах и модернизации забыли. Перед нами три колеи: репрессивная, пропагандистская и воспитательная. Экономическую колею так и не проложили, будем трястись по ухабам и кочкам, надеясь, что вывезет кривая да цены на нефть.

Репрессии будут мягкие по сравнению с былыми временами. Ни Гулага, ни массовых расстрелов. Вместо лагеря — намордник. На Колыму не отправят, но рот заткнут. Вот уже Роскомнадзор дал предупреждение «Эху Москвы». Но об этом убедительно написали Венедиктов и Ремчуков, я лучше их не скажу.

Пропагандистская колея есть и останется главной. Вопреки мнению некоторых оптимистов, народ верит телевидению, а не прикидывается или дурака валяет, и 80 с лишним процентов — это всерьез. Разбирать подробно — целый трактат писать надо, ограничимся хотя бы беглым взглядом на последнюю воскресную передачу Соловьева.

В первой части — Украина; главные фигуры: Ж. — большой, о нем уже нечего говорить, двадцать лет как все ясно, и Ж. — маленький, думский Демосфен (раз уж упомянул Думу, можно бы сказать, подлаживаясь под рекомендованный с самого верха возвышенный стиль русской речи, что «если бы у бабушки Яр. было то-то и то-то, она была бы дедушкой Жел.»). Он-то и покорил аудиторию, убедив ее в том, что человечество никогда не видело и не увидит ничего более чистого, свободного и демократического, чем выборы в Донбассе, как раз в этот день и проводившиеся. Этого достаточно, больше не надо об Украине говорить абсолютно ничего, все сказано. Как писали Ильф и Петров, «когда покупатели увидели этот товар, они поняли, что все преграды рухнули, что все можно». Тому, кто поверил в ангельскую чистоту и непревзойденную легитимность донбасских выборов, уже об украинской ситуации ни слышать, ни думать ничего не надо.

Вторая часть — президентский рейтинг. Тут блеснул почтенный (только по возрасту) господин с кипой на голове, рассказавший радостно удивленной аудитории, как Федор Тютчев восхвалял Владимира Путина. Не слабо, верно? Он же в своей пламенной речи выразил всю ненависть, накопившуюся в широких массах израильского населения по отношению к Бараку Обаме, даже уподобил чернокожего американского президента «рабу, ставшему царем»; правда, пытался как-то выкрутиться, но менее непристойным его высказывание не стало. А потом взял слово товарищ помоложе, вбивший в голову аудитории два тезиса: о том, что куда там Петру Великому до Путина, и о том, что через сто лет наши потомки будут завидовать нам — нам, нынешним, имевшим счастье жить в одну эпоху с Владимиром Владимировичем.

Остальные ораторы тоже старались перещеголять друг друга «в подхалимском рвении», используя старое советское выражение, не забывая при этом кинуть свой персональный комок грязи в Америку. Впрочем, они и на самом деле верили в то, о чем говорили: видимо, творческие личности из числа постоянных гостей программы давно уже совершили нечто психологически очень важное: они смогли и с к р е н н е поверить в то, во что по нынешним временам положено верить и что надобно сказать. Дома жене и детям убежденно скажут то же самое. Счастливые люди, никакого оруэлловского doublethink…

А корни этого понять можно: абсолютная убежденность в том, что при всех минусах существующей системы все неизбежно будет гораздо хуже, если не будет Путина. Так думают миллионы. А я помню, что нечто похожее было в последний период существования Советской власти. Один очень приличный человек, работавший в ЦК, после дружеской беседы, в ходе которой мы оба откровенно выложили друг другу все, что думаем о системе и ее элите — и не было ни малейших разногласий — со вздохом сказал: «А все-таки не остается ничего другого, кроме как стараться совершенствовать систему». Я усомнился в том, можно ли применить термин «совершенствовать» к тому маразму и безобразию, в котором мы жили, а в остальном? Если бы кто-то сказал, что этой власти осталось жить пять лет, мы оба даже не стали бы отвечать такому психопату.

Соловьев, по интеллектуальному уровню на несколько голов превосходящий всех своих ораторов вместе взятых, в глубине души потешался (у меня на это есть чутье), особо гневно не рычал и в отличие от гостей всерьез этот цирк не принимал, только издевался над несчастными «мальчиками для битья». А это непременный элемент программы, необходимый, во-первых, для того, чтобы имитировать дискуссию, во-вторых — чтобы дать «патриотам» возможность на ком-то оттоптаться, продемонстрировать свою лояльность власти и превосходство над «русофобами», и в-третьих — чтобы народ видел, как отвратительна «пятая колонна», и как она беспомощна перед лицом настоящих защитников России.

Противно, но мне и не то приходилось слышать, ведь я был мобилизован комсомольской организацией и направлен для чтения лекций в общество «Знание» аж в 1950 году! Тогда полагалось в конце каждой публичной лекции (неважно, о международном положении, марксизме-ленинизме или животноводстве) произносить фразу: «И залогом наших успехов является то, что нас ведет вперед вдохновитель и организатор всех наших побед великий Сталин!» И не дай бог забыть это сказать или переставить слова… Думается, что сейчас есть люди, которые могли бы заинтересоваться тогдашним опытом.

А третья колея, воспитательная, необычайно важна для того, чтобы не допустить распространения свободомыслия среди молодого поколения, которое ведь федеральных новостных программ не смотрит.

Сейчас символом борьбы на этом фронте стало продвижение идеи Единого Учебника (желательно, объединяющего историю и литературу, чтобы врагу лазейки не оставить). Это должна быть Книга, не уступающая Краткому курсу истории ВКП (б), который мы учили чуть ли не наизусть. Правда, некоторые из нас вероятно в генах получили заряд самостоятельного мышления, чего власть терпеть не должна (по-моему, у Войновича или у кого-то еще фигурирует кагебешный начальник, считавший, что в принципе любая мысль вообще в конечном счете является антисоветской).

В студенческой среде мы проводили издевательскую по сути дела игру «Конкурс на лучшее знание первоисточников»: надо было на вопрос по «Краткому курсу» ответить оттуда же взятыми словами. Например: «Кто к моменту 17 съезда, когда товарищ Сталин уже разгромил все оппозиции, продолжал враждебную деятельность?» «Право-левацкие уроды типа Шацкина и Ломинадзе». «Через что перескочила Роза Люксембург и что у нее при этом выпало?» «Она перескочила через буржуазно-демократический этап революции и при этом у нее выпал аграрный вопрос». «Кто у нас ревизионист?» «Бернштейн». «Кто у нас ренегат?» «Каутский». И КГБ никак не мог бы придраться — ведь это все были слова из великой Книги.

Думается, что сейчас народ, по крайней мере молодежь, все-таки достаточно поумнел и будет весьма иронически относиться к попыткам внедрения единомыслия. Но с другой стороны, где гарантия, что через несколько лет учитель не спросит школьника: «Кто у нас тот, без кого нет России?»

Комментарии

304

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

inik 05 ноября 2014 | 11:06

Тезис о том, что "народ поумнел" удивил. В остальном все верно.


(комментарий скрыт)

rash 05 ноября 2014 | 11:36

Гарантий, конечно, нет, но скорее всего, через пару-тройку про "ТОГО" пойдут анекдоты типа брежневских.


shuvalov 05 ноября 2014 | 12:08

Уважаемый Георгий Ильич несколько переоптимистичен насчёт молодого поколения.
Нынешняя атмосфера - это как раз почти идеальная "чашечка Петри" для генерации "болельщиков с южной трибуны", единственным критерием которых является принадлежность к "нашим/ненашим".
Двадцать почти пять годиков самовыращивались, ну и поросль соответствующая произросла.
Корни, как он совершенно правильно подметил, - в "совке", да совок-то он в других корнях: бабьей обиды и саможалости, да подросткового взгляда на мир.
Но. Пережили и советских, переживём и Путина.
Он-то, кстати, тоже типа "жертвы", наподобие Бузыкина из "Осеннего марафона", кругом всем бабам должен, имея в виду крымчан, дончан, луганчан, рогозинчан, зюгановчан, и прочих до халявы охочих. Вот и оттягивается на дальних обамовчанах.
Даже жалко его, по природе, чиновника скромной руки желаний, становится.
"Андрей, я алкашь?".


plank1957 05 ноября 2014 | 12:19

Анекдот.
В одной из московских пробок среди машин ходит человек и собирает пожертвования.
- А что случилось?
- Да вот, террористы захватили Путина в заложники, обещают облить бензином и сжечь заживо, если не заплатим 200 млрд долларов. Вот и ходим собираем: кто что даст.
Мужик почесал репу и говорит:
- Ну литров пять дам.


(комментарий скрыт)

plank1957 05 ноября 2014 | 14:57

dishonored:
А Пореченков тут с какого боку?


victor51 05 ноября 2014 | 12:29

"А третья колея, воспитательная, необычайно важна для того, чтобы не допустить распространения свободомыслия среди молодого поколения, которое ведь федеральных новостных программ не смотрит."

Нашему молодому поколению не грозит ни свободомыслие ни единомыслие, т. к. и для того и другого нужно "...мыслие", т е мышление. Не знания, а именно мышление, высшим уровнем которого явлется умение вырабатывать ценностные суждения обо всем.

Делаю такой печальный вывод не схоластически, а на основе того, чему и как учат мою внучку в 4-м классе гимназии. Одно краеведение чего стоит...Большего маразма и придумать трудно...Три языка: русский, английский, татарский...(ладно не в Крыму живем, пришлось бы еще и украинский учить). В результате, скорее всего, нормально знать не будет ни одного...

Умный не тот, у кого в голове много знаний...В энциклопедии громадное количество знаний, но она дура-дурой...


victor51 06 ноября 2014 | 09:13

Привожу некоторые вопросы из "Окружающий мир", учебник 4 класс ч. 1 (выше ошибся - не краеведение):
-Как ты считаешь, от какой системы органов зависит здоровье человека?;
-Какие органы твоего тела работают постоянно?;
Какие органы позволяют школьникам вовремя приходить на урок?;
-Какой главный орган чувств у человека, а какой - у большинства зверей?;
-Какие органы чувств у человека отсутствуют?;
-Назови все способы, с помощью которых можно отличать друг от друга разные фрукты?;
-Как болезнь нарушает порядок в организме"
и т. д. и т. п.

Говорят, что выдающийся советский физик Ландау принимал экзамены по тем вопросам, которые студенты задавали ему на этом экзамене...
-


gennaddich 05 ноября 2014 | 13:54

Вот читал и восхищался смелостью и трезвостью мысли, четкостью и доходчивостью изложения. И лишь с последним абзацем готов не согласиться: а поумнел ли народ? Ведь прочтут эту статью как раз те, которые и без того уже достаточно умны и думать научены. А серая масса так и останется в неведении: им попросту лень шевелить извилинами, вникать в написанное тут. А многим, увы, даже и нечем шевельнуть.


abo 05 ноября 2014 | 19:19

gennaddich:
Дык, этот абзац - тот самый, обязательный. Как после лекции...


vlad_echo 05 ноября 2014 | 20:45

gennaddich: Я думаю, что такие статьи пишут для людей, у которых и остались еще мозги. Чтобы мы все не верили, что остались только безмозглые овцы.
Но хоть знать, что есть такие умные как Мирские. А то уже и ЭХО Москвы закатывают в асфальт, и они приглашают делится своим "мнением" молодых и рьяных лизоблюдов. Которые оправдывают убийц Донбасса. Путинизм действительно переворачивает мир. И открыто кричат ура таким бандитам и убийцам, которые поехали убивать украинских мальчишек солдат.


nespiascy 06 ноября 2014 | 22:11

gennaddich: "а поумнел ли народ?" Смотря с чем сравнивать. Мирский сравнивает с тем народом, 1950-го. Народ был тогда не то, чтобы очень глупый, но крайне доверчивый и наивный. Потому Мирский и надеется, что поумнел. Всё-таки интернета тогда не было.


gennaddich 07 ноября 2014 | 09:00

nespiascy: к сожалению, наличие простого легкого доступа к информации совсем не означает ,что народ эту информацию воспримет и осмыслит. Ярчайший пример: война на Донбассе. Куча информации от каждой из многих (не двух, а больше) сторон конфликта. Но, почему-то народу хватает пропагандистского ТВ от Киселёва-Соловьева-Бабаяна. Так "поумнел ли народ"?


mikola.ref 05 ноября 2014 | 15:46

Геогий Мирский, как всегда, - блестящь и умён!


oldsinka 05 ноября 2014 | 19:56

mikola.ref: надо говорить-"блестящЬ и уменЬ.


05 ноября 2014 | 15:54

Мирский -"гигант мысли и отец русской демократии" цитата хоть и шуточная ,но тем не менее верная..респект автору.


mamulka 05 ноября 2014 | 16:36

Всегда Вас читаю. Спасибо. А про Б Восток вооще стала понимать только благодаря Вам. Ещё рз спасибо. Но "народ поумнел"... К сожалению, нет


05 ноября 2014 | 16:54

"Но с другой стороны, где гарантия, что через несколько лет учитель не спросит школьника: «Кто у нас тот, без кого нет России?»"

А что, "НАШЕ ВСЁ" приняло эликсир вечной молодости? Или быть может (о ужас, даже произнести страшно!) где-то портрет спрятан, типа как у Дориана Грея?


mott 05 ноября 2014 | 18:17

Судя по всему, что делается в стране и какие Законы народ глотает и приветствует, то можно усомниться в поумнении.


vlad_echo 05 ноября 2014 | 20:50

mott: Да самое страшное, что сдалоно в СССР, это Совок - советский человек.
Я то наивно думал, что мы научились в СССР пропаганду пропускать через фильтр, и не воспринимать ее серьезно. Но судя по нынешним временам, мозги высушили еще тогда. И на старую советскую закваску, снова раскрутили тему врагов.
Но некоторые еще помнят старый фильм Мать, где усатый старый жандарм учил молодых, что есть врахи унутренние, и врахи унешние...
И теперь все вернулось на круги своя.


mott 06 ноября 2014 | 07:22

vlad_echo: Но при совке бакланьё хоть не трогало так диссидентов, как ныне - убийство Девотченко всё-таки оттуда, когда президент откровенно намекнул "ату их" национал предателей.


(комментарий скрыт)

mezulia 05 ноября 2014 | 21:51

zavarkin: Не далее как сегодня вечером Девотченко грохнули. И это на фоне взрывов на стадионе донецкой школы с погибшими детьми... Стабилизец у нас. Алла Тульск обл


(комментарий скрыт)

terijoki 05 ноября 2014 | 19:13

У уважаемого автора начало противоречит концу. Сначала пишет про 80% и миллионы, которые верят телевидению, а потом, что народ поумнел. Я понимаю, хочется верить в лучшее, но ... Ведь эти 80% не вчера родились, значит 15 лет относительной свободы слова у них как-то рассосались в одночасье.


zoyalex 05 ноября 2014 | 19:44

Георгий Ильич, очень жаль, но Вы тоже остались в совке. Ваша (и не только Ваша) проблема в том, что Вы не заметили, как изменилась страна вокруг Вас. Что в России никогда не менялось - так это народ. Он всегда был такой. Хороший или плохой - это каждый решает для себя сам. И то, что он при совке и сейчас един - это не от того, что Путин плохой. Это инстинкт самосохранения работает. Откажете ему и в этой малости?
Вас (и не только Вас) почему-то раздражает тот факт, что "большинство" не с Вами. А почему? Вам , на мой взгляд, достаточно приобщенности к оруэлловскому doublethink-у. Наслаждайтесь.


loveoysters 05 ноября 2014 | 20:11

Согласна - все верно, кроме "поумневшего народа". Кабы поумнел, так в подобной статье необходимости бы не было.


vlad_echo 05 ноября 2014 | 20:52

loveoysters: неужели хотите, чтобы Мирского обвинили, что он весь народ России считает идиотами))))))))) и нацики всех мастей дежурили перед его подьездом, как нашисты третировали "врагов" пютинизма.


meleshi 05 ноября 2014 | 20:46

Да старый человек мудро говорит, да беда в том, что сей товар не в чести ни у власти, ни у
народа. Есть такая картина, не то у Босха, не то у Брейгеля, где слепой ведет других слепых
и все они падают в пропасть. Напоминает нашу ситуацию. Наш рулевой хоть и зрячий, но явно не знает куда рулить


advokatvladimir Владимир Осин 05 ноября 2014 | 22:21

Удивительные суждения про три колеи: репрессивная, пропагандистская и воспитательная, высказал уважаемый историк Георгий Мирский. http://echo.msk.ru/blog/georgy_mirsky/1431190-echo/ .
Многое помнит и хорошо цитирует. Но ничего не сказал о самом главном, что только и поддерживает и сохраняет жизнь в демократическом правовом государстве, - власти Закона.
А мог ли он что-то сказать об этом, проживая долгие годы в стране, где никто из властвующих не только не исполнял требования Основного Закона страны, но и никогда им не пользовался для аргументации своих суждений?
Эта беда сказывается и в сегодняшней жизни страны.
СМИ тиражируют суждения политологов, историков, экономистов, основанные на предположениях и призывах любить руководство страны.
Поэтому и экономику завели в тупик.
С соловьиными трелями выступают одни и те же имитаторы дискуссии.
В стране более 10 млн. обладателей дипломов юриста, но никто, включая и главу государства, имеющего высшее юридическое образование, правовой оценки развития России не даёт.
Кричим, что нет «Идеи, Цели развития страны», но не хотим замечать того, что более 20 лет тому назад и «Идею и Цель развития страны», единственный источник власти в РФ, многонациональный народ, УСТАНЕОВИЛ, приняв Конституцию России.
Реализуя требования, изложенные в этом Основном Законе страны, народ стал выбирать тех, кто способен был обеспечить исполнение требований Конституции России.
Вся деятельность избранных во власть должны умеряться Конституцией России.
Она должна быть мерилом того, что делают, избранные во власть.
Но этот важнейший ПРАВОВОЙ критерий деятельности чиновников, НИКТО не использует.
Часами на всех каналах ТВ говорят о чём угодно, только не о том, как гарант Конституции России исполняет свои конституционные обязанности?
Народу сообщают о высочайших рейтингах В. Путина, но умалчивают о том, что Человек, его права и свободы за эти годы так и не стали высшей ценностью.
Умалчивают и о том, что гарант Конституции подписывает и обнародует законы, которые затем даже Конституционный Суд РФ вынужден признавать не соответствующими Основному Закону страны. http://rapsinews.ru/judicial_news/20140325/271004905.html .
Анализ Конституции России и той работы, что проделал В. Путин, приводит к выводу: требования Основного Закона страны не исполняются, самовластие назначенцев главы государства ничем не умеряется.
Надо уходить в отставку. http://forjustice.ru/rubric/pochemu-v-putinu-nado-uxodit-v-otstavku.html#more-799 .


netmatu 05 ноября 2014 | 23:31

advokatvladimir: БРАВО!!!! В болевую точку( к сожалению, часто боль в желудке не связывают с развивающимся инфарктом).
С уважением, netmatu.


d0202 07 ноября 2014 | 08:00

advokatvladimir: Эта мразь по своей воле никогда не уйдёт.


riverton 05 ноября 2014 | 22:29

Кто-то помнит какого высокого полиграфического качества была сталинская История гражданской войны в СССР? Такого качества другой книги не было вообще.Красная ленточка для закладки.Пергаментные листки с цветными картинками.Какое важное значение придавали упаковке для ИСТОРИИ.


vnb 05 ноября 2014 | 22:35

Уважаемый деятель исторической науки вспоминает, как в 50-м году он восхвалял Сталина. Он не имеет никакого морального права критиковать тех, кто сейчас восхваляет Путина. Никто бы не убил его тогда за отказ участвовать в пропаганде. Ему бы только перекрыли путь "наверх" . Почему же сейчас ему не нравятся люди, стремящиеся "наверх"?
У Герберта Уэлса есть любопытное замечание о советских функционерах, с которыми он встречался в России. Он писал, что в силу своего скудного образования у них не было бы никаких шансов в его обществе. Только в СССР они могли претендовать хоть на что-то. Нашей страной уже почти сто лет руководят преимущественно троечники. Поэтому и к власти рвутся троечники - они видят "возможности".


bvc1955 06 ноября 2014 | 06:26

Согласен с теми пользователями сайта, которые сомневаются в том, что «народ поумнел». Полагаю, что существенная часть народа просто аполитична и равнодушна, в частности, к происходящему на востоке и юго-востоке Украины. Во всяком случае, до тех пор, пока эти события, или их последствия, не затронут значительное число россиян.
Что же касается тех, кто сегодня лижет «первому лицу» все доступные и недоступные места, то после того, как изменится, извините за выражение, «парадигма», они будут столь же усердно «оттаптываться» на самом «лице», либо на памяти о нем. Такова природа этих «верноподданных». Неплохо было бы сие уяснить.

Владимир Бурсановский.


06 ноября 2014 | 09:22

К сожалению, не могу согласиться с последним абзацем, про "молодёжь, которая будет сопротивляться внедрению единомыслия".
1) В последние 25 лет в России, сначала из-за экономических проблем, потом из-за экономического же процветания, "забыли" заниматься воспитанием детей. И "улица", и закрытая школа - клуб для детей состоятельных родителей, именно и стоят на единообразии: не "мы и они", а "МЫ НЕ ОНИ". И у кого хватало сил и времени объяснить ребёнку, почему папа идёт на митинг, или почему не идёт?! Кто из вас, например, говорил со своими детьми о политике (Больше, чем "не высовывайся!") и об экономике (шире, чем "Я тебе только недавно купил, а ты ...").
2) В путинской России давно сталоВЫГОДНО БЫТЬ приверженцем единомыслия. А в последнее время СТАНОВИТСЯ НЕБЕЗОПАСНО НЕ БЫТЬ СТОРОННИКОМ ЭТОГО САМОГО ЕДИНОМЫСЛИЯ.
Так что самое болшее, на что можно рассчитывать, что через несколько лет учитель Ваших детей скажет: " На вопрос «Кто у нас тот, без кого нет России?» в сочинении следует отвечать вы знаете как. Как в учебнике написано! А теперь займёмся Пушкиным. И слушайте внимательно - о нём в учебнике НЕ НАПИСАНО."


linda1967 06 ноября 2014 | 23:59

Как приятно читать и слушать Мирского!

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире