Это было пятнадцать лет тому назад. Я тогда преподавал в Университете Хофстра, в штате Нью-Йорк. Меня пригласили выступить с публичной лекцией на  мероприятии под названием «Ежегодное собрание ассоциации еврейских пенсионеров графства Хемпстэд». Мой университетский курс был посвящен Советскому Союзу и постсоветской России, и на эту же тему я говорил на собрании пенсионеров, рассказывал, какой непристойный, жуткий капитализм у нас в России возник. Как обычно, сказал: «Какой был социализм, такой и капитализм». Обычно в этом месте чувствовал оживление и одобрение аудитории, но на этот раз – мрачное молчание, холодные глаза. Почему – я понял, когда после лекции, на question time, первым поднялся глубокий старик и произнес: «Вот уж никогда мы не думали, что приедет профессор из Москвы и будет говорить, что в России еще плохой капитализм, нужно его улучшать и т.д. Социализм нужен вам, а не капитализм!» Когда я ответил, что социализм у нас уже был и сдулся, как мыльный пузырь, он парировал: «Не те люди были во главе, от Сталина до Горбачева». И все до одного из выступавших резко критиковали меня, все были глубоко убеждены, что ни в коем случае не надо воспроизводить в России американскую капиталистическую модель и что будущее – это социализм.

Я вспомнил это, когда на днях прочел в Интернете подборку высказываний видных представителей американской еврейской общественности на тему о политике Путина в крымско-украинском вопросе. Среди них – знаменитый историк, автор биографии Бухарина Стивен Коэн (хорошо мне знакомый, я однажды целый семестр жил в Принстоне в его квартире, которую он сдавал, сам живя в Нью-Йорке), известный всем в нашей стране актер Стивен Сигал, герой бесчисленных сериалов, в которых он, непобедимый боец, моментально разбрасывает и калечит десятки людей, а также журналисты, профессора и пр. Все они если не поддерживают, то по крайней мере понимают политику Путина и категорически отвергают вводимые против России санкции.

Нельзя сказать, что это меня удивило. За девять лет работы в США я читал лекции (в основном, конечно, разовые) примерно в 22 или 23 университетах, соответственно меня принимало такое же количество кафедр политических наук, и не меньше половины преподавательского состава составляли евреи. Все они без исключения голосовали за Демократическую партию и в своем подавляющем большинстве были людьми левых взглядов, хотя и не марксистами, это уже вчерашний день. Конечно, среди еврейской интеллигенции США есть и консерваторы, правые, даже ультраправые и просто «ястребы». Достаточно почитать журнал «Commentary». Но большинство всегда исповедовало левые идеи, от либеральных до социалистических и троцкистских. Почему? Дело в том, что еврейская интеллигенция на Западе уже примерно с середины ХIХ века составляет важную, очень заметную часть «образованного сословия» вообще, а это сословие в своем большинстве всегда терпеть не могло дух и основы буржуазного общества. Вспомним Бальзака, Гюго, Диккенса, Флобера.

Золя, а уже ближе к нашему времени – Джека Лондона, Синклера, Драйзера, Бернарда Шоу, Манна, Фейхтвангера, Мальро, Камю, Сартра. Все презирали «господство денежного мешка». Симпатии к Советскому Союзу затем уже подпитывались ненавистью к фашизму, нацизму. Гитлеровский антисемитизм еще задолго до Холокоста привлек в левый лагерь множество еврейских интеллигентов, впоследствии сумевших даже как-то перебороть, преодолеть антисемитизм сталинский. Немало их пострадало от «охоты на ведьм» в период маккартизма, и понять (хотя, конечно, не оправдать) эту травлю можно, если вспомнить, сколько еврейских ученых, в первую очередь атомщиков, передавали атомные секреты Советскому Союзу. Многие еврейские интеллектуалы стали почитателями маоизма, и в прогрессивных западных изданиях можно было прочесть, что, конечно, эксцессы китайского коммунизма вызывают антипатию, но все же надо признать, что маоизм является, после дискредитации сталинизма, единственной альтернативой буржуазной цивилизации.

И когда идеалы социализма стали блекнуть в среде западноевропейской интеллигенции, ее еврейский компонент продолжал упорно цепляться за некоторые краеугольные камни левой идеологии. Однако сейчас это не так важно по сравнению с ролью, которую еврейские интеллектуалы играют в Америке. Многие из них, при всем отвращении, которое им внушала позднесоветская система, продолжали питать надежды на то, что левые тенденции, пусть даже лишь наполовину социалистические, возьмут верх. Эти люди с энтузиазмом восприняли «пражскую весну», поддержали Горбачева, надеясь, что при нем станет возможным «социализм с человеческим лицом», а потом были озадачены, когда новые власти в Москве похоронили социализм и принялись строить капитализм. Понятна поэтому враждебность, с которой меня встретили пенсионеры графства Хемпстэд.

Отношение левой американской, в том числе еврейской, интеллигенции, к Путину можно назвать весьма неоднозначным. Ее демократический и либеральный дух возмущен нашей авторитарной вертикалью власти, но ведь с другой стороны– должен же где-то в мире быть хоть какой-то противовес несправедливой капиталистической системе и обслуживающей олигархов Уолл-стрита вашингтонской администрации! А где? Не в Пхеньяне же и не в Гаване, даже не в Пекине. В Москве. И сегодня, когда Обама усиливает экономическое давление на Россию из-за Крыма и Украины, многие еврейские интеллектуалы в США восстают против этого не из любви к Кремлю (вот уж чего нет, так нет!), а из-за нежелания видеть победу антипатичной им власти в Вашингтоне. Это первое. А второе– отношение к западноукраинским националистам, игравшим в какой-то момент первую скрипку на Майдане. Ведь при слове « бандеровцы» что вспоминается прежде всего ? Львов, войдя в который в июне 1941 г., немцы даже не успели как следует начать кампанию истребления евреев– они были все уже моментально уничтожены украинскими националистами. И Киев, Бабий Яр, где в конце сентября того же года были расстреляны десятки тысяч (возможно до 100 тысяч) евреев, и кто их расстреливал? Известно кто.

Что же удивляться, что немалая часть американской еврейской общественности отмежевывается от развязанной на Западе кампании антироссийских санкций? Кстати сказать, многих удивила и позиция Израиля, отказавшегося осудить Москву за Крым. А это тоже понять нетрудно.

Учитывая удельный вес и роль еврейской интеллигенции в формировании американского общественного мнения, можно сказать нашему президенту: «Владимир Владимирович, пока американские евреи будут на вашей стороне, можете не опасаться чрезмерно жестких санкций со стороны Вашингтона».

Но – до определенной черты. Если в России будет по-настоящему развертываться кампания против «национал-предателей» и «пятой колонны», если под лозунгом фальшивого псевдопатриотизма начнутся гонения на инакомыслящих – все изменится. И не только потому, что лжепатриотическая истерия рано или поздно неизбежно примет антисемитский характер и вспомнятся времена борьбы с космополитизмом, но и потому, что станет ясно: в России растаптываются все те выработанные веками ценности, которые определяют идеологию, ментальность, мироощущение западной общественности, далеко не только еврейской.

Комментарии

351

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


romanov1946 15 апреля 2014 | 02:18

Я всегда говорю, что чекист заслан кем-то!


dalnoboi_us 15 апреля 2014 | 02:22

Мирский передергивает, опросы русскоязычного радио Ню-Йорка говорят совсем о другом.
Коэн - на сегодняшний день не более, чем ископаемое. И во всяком случае - никак не лобби.


kifamokich 15 апреля 2014 | 06:14

"И сегодня, когда Обама усиливает экономическое давление на Россию из-за Крыма и Украины, многие еврейские интеллектуалы в США восстают против этого не из любви к Кремлю (вот уж чего нет, так нет!), а из-за нежелания видеть победу антипатичной им власти в Вашингтоне".
Вот он, момент истины! Евреям ненавистна страна проживания. В России живут, Россию не любят, в Америке - Америку. Ещё при фараонах радовались гибели египетских первенцев, и в Персии персам типа холокоста устроили, и т.д., и т.п.


drgonish 15 апреля 2014 | 07:31

[Если в России будет по-настоящему развертываться кампания против «национал-предателей» и «пятой колонны», если под лозунгом фальшивого псевдопатриотизма начнутся гонения на инакомыслящих – все изменится.]

Даже псевдопатриотизм по мнению автора у нас фальшивый. Ню-ню. Выдавать желаемое за действительное у нас многие горазды. Но, факт остается фактом. Не смотря на то, что куча болванов орёт, что Путин - это Гитлер.


gen_dim 15 апреля 2014 | 08:41

//Ведь при слове « бандеровцы» что вспоминается прежде всего ?
===========
А так хочется найти хоть какое-нибудь тёплое слово?


sedoi63 15 апреля 2014 | 08:47

Американские евреи не желают видеть демократически сильную Россию! Поддерживая Путина, они рассчитывают, что страна так и будет мировым изгоем, постоянно находясь в стадии перманентных революций.


drgonish 15 апреля 2014 | 09:09

Демократическим сильная Россия - это Россия не имеющая политической самостоятельности. Достаточно посмотреть на страны ЕС, чтобы убедиться в этом.

А в России за последние годы уже произошло несколько революций? Я как-то не заметил.


sedoi63 15 апреля 2014 | 10:04

А в России за последние годы уже произошло несколько революций?////

Каждые четыре или пять лет происходят спецоперации по захвату власти!? Как же Вы не могли такое видеть!? Странно......... У Вас явно политическая близорукость прогрессирует!?


(комментарий скрыт)

15 апреля 2014 | 09:57

Странная статья. Похоже, заказная. Вывод - мировые евреи за Путина ? Ведь, по Мирскому, Бабий Яр устроили "бендеровцы". Это как понимать ? Типа, Путин, вперед, воевать Украину, евреи с тобой, отомсти "бендеровцам" ! Мирский, ты не прав.


15 апреля 2014 | 11:18

Очень "занимательное" направление мыслей у уважаемого ГИМ, в честности, объективности и квалификации которого сомневаться не приходится. Подспудно "просматривается" мысль, что г-н президент ВВП вполне может быть неким "агентом влияния" и "проводником международной политики" людей определенной национальности, которых самих зачастую упрекаются в "международном сговоре" и т.д. Тем более, что в его "ближайшем окружении" в РФ тоже достаточно много людей этой национальности.
Даааа!..."занятное" и даже несколько неожиданное направление мыслей у уважаемого ГИМ, которое заставляет взглянуть на г-на президента ВВП и его внутреннюю и внешнюю политику под совершенно "определенным ракурсом". Хотя конечно теперь это может быть уже не столь актуально, поскольку как Политик он себя уже полностью дискредитировал в глазах всего (или практически) всего мира, что, если он действительно "агент", не красит и его "боссов".
"Скажи мне кто твой друг и я скажу кто ты!"(народная пословица)


(комментарий скрыт)

15 апреля 2014 | 12:50

"кто их расстреливал? Известно кто. "
УПА в этом не участвовало и автору это НЕ ИЗВЕСТНО!


(комментарий скрыт)

sprav77 15 апреля 2014 | 13:44

При социализме рая не было, но и при капитализме лучше не становится. Вывод: приходят политики и извращают понятия "социализм", "капитализм"? Каждый строит на свой лад?


15 апреля 2014 | 13:45

Американские евреи не нюхали прелестей российской повседневной действительности. Поэтому и симпатизируют путину. Но мы (россияне) на своей шкуре испытываем ежедневно и ежечасно "мудрость" "легитимного" фюрера!


schutz_ag 15 апреля 2014 | 13:52

"..потому, что станет ясно: в России растаптываются....." - а сейчас ещё не ясно?


eugene_netchaev 15 апреля 2014 | 15:08

//Потому что СССР был российской империей, а не татарской или еврейской или грузинской, и существовал он по воле или с согласия большинства населения, а именно русских.// misha_iz_izraila

Обвинение СССР и Российской империи (также как и сравнение многонациональной Российской и мононациональной Германской империй) в национальном геноциде или в великодержавном шовинизме на основе одного только названия - не является корректным. Оба эти объединения существовали по воле, с согласия и при поддержке практически ВСЕГО, а не только русского населения (при очень небольших исключениях). Что имело свои убедительные причины для каждого государственного образования.
Господствующая идеология и национальная практика являются достоверным критериями, а отнюдь не название. Учитывая, что в теории не было ничего подобного германскому нацизму (или даже польскому национализму в период между двумя мировыми войнами), напротив, очень жестко ограничивался ЛЮБОЙ национализм, можно констатировать, что теории русского или великорусского национализма не существовало. Еще более убеждает в этом наибольшая жесткость большевиков к проявлениям именно русского национализма, и впечатляющее количество репрессированных русских националистов.
Национальными же «преференциями» русских в двух видах этих империй была основная тяжесть их содержания. В Российской империи – обеспечения многочисленных войн, доказывающих «крутость» российской правящей династии. В СССР – «социалистическое экономическое чудо» национальных окраин, «международное коммунистическое движение» и «борьба за мир всего прогрессивного человечества».
Таким образом, попытка представить именно русских ответственными за художества СССР и Российской империи» увы, не проходит. Будьте любезны представить другие, более убедительные доказательства.


misha_iz_izraila 15 апреля 2014 | 15:45

Мой коммент стёрт, поэтому читатель не сможет убедиться, что Вы приписываете мне то, чего я вовсе не говорил. Неужели это сам Мирский трёт?


georgij65 15 апреля 2014 | 16:49

Очередной еврей выступил с очередным предупреждением российскому лидеру.
Нельзя не согласиться с автором только в том, что из многих столиц предпочтительнее Москва. Поэтому Сноуден здесь и оказался.
Кстати, о нем и нашей оппозиции. Эта тема ими (российской оппозицией), практически, не затрагивается. Почему? Видимо, нет указаний из-за океана, с одной стороны, и нет ясности чей это проект - Родшильдов или Рокфеллеров - с другой. А может еще чей?
Вот и подошел к основному. Автор умело преподнес себя, как они это могут, но было бы интересно узнать какие слои (чьих сторонников) еврейской американской общественности он имел ввиду?


15 апреля 2014 | 22:52

Евреи, евреи... А без них СССР после войны не выжил бы. Ни фига себе - влияние! Не смотря на всё сказанное Мирским, они зря заигрывает с путиным!


eugene_netchaev 15 апреля 2014 | 23:07

//Мой коммент стёрт, поэтому читатель не сможет убедиться, что Вы приписываете мне то, чего я вовсе не говорил. Неужели это сам Мирский трёт? // misha_iz_izraila

Вы этого «вовсе не говорили»? Я «вам это приписываю»»? Неужели это «сам Мирский трёт»? Ха-ха-ха! Чувствую, что мне придется иметь дело с оппонентом, у которого всегда «трут то, чего он не говорил»))) И все опровергнутые коменты которого - ему приписаны))))
Жаль, конечно, что не получил полемический ответ на опровержение лукавости. Но зато получил достоверное подтверждение действительной личности ее автора. Теперь имею представление, с кем имею дело))))


ex_ex 14 апреля 2014 | 18:53

Детская болезнь левизны у американских евреев. Только ведь нынешнее руководство страны к левизне никакого отношения не имеет. Имперско-националистическое направление совершенно явно, причем от "декоративности" перешли к практике, а отсюда и до союза михаила архангела недалеко.


leonard9 14 апреля 2014 | 21:26

Как бы там ни было, Георгий Мирский - настоящий. Может не еврей, но человек.


(комментарий скрыт)

jujwish 15 апреля 2014 | 01:43

И этот Мирский считается у вас специалистом по Ближнему Востоку? Ну, сколько раз можно повторять: Израиль не голосовал на сессии Генеральной Ассамблеи ООН по Крыму только потому, что в это время бастовали израильские дипломаты. Если бы не это забастовка, то Израиль наверняка осудил бы аннексию Россией Крыма. Из чисто союзнических соображений, не взирая на острое русофильство своего министра иностранных дел. По той простой причине, что США регулярно накрадывает вето на антиизраильские резолюции Совбеза, а Россия традиционно поддерживает арабские режимы, не скрывающие своих намерений уничтожить еврейское государство.


drgonish 15 апреля 2014 | 07:45

Если бы. да кабы...

[Россия традиционно поддерживает арабские режимы, не скрывающие своих намерений уничтожить еврейское государство. ]

Россия поддерживает свои экономические интересы в этих странах, и не более. Израиль ни разу не испытал на себе то, что испытали от "цивилизованных" отельные арабские режимы. Израиль обладает достаточными ресурсами, чтобы намерения этих режимов дальше намерений не пошли. Стоит ли России и там наступать себе на горло без особой необходимости?


gen_dim 15 апреля 2014 | 08:49

//Вспомним Бальзака, Гюго, Диккенса, Флобера.
Золя, а уже ближе к нашему времени – Джека Лондона, Синклера, Драйзера, Бернарда Шоу, Манна, Фейхтвангера, Мальро, Камю, Сартра...
=========
Вот ведь сталинистское отребье...
Нет, они, наверное, добросовесно заблуждались...
"Перечислите основные ошибки Платона и Аристотеля"...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире