12:44 , 02 декабря 2019

Образовательные стандарты не развивают интеллект и личность школьника

Министерство просвещения России обратилось с просьбой о проведении независимой экспертизы действующих сегодня федеральных образовательных стандартов, по которым осуществляется обучение в начальном и среднем звене школ, в Российскую академию образования.

Результаты экспертизы, по-видимому, сильно удивили чиновников от образования: так настойчиво внедряемые ими стандарты получили примерно 500 замечаний.

Среди них указание на то, что стандарты не направлены на социализацию детей, профилактику агрессивного поведения и, в случае необходимости, его коррекции, формализм в вопросе сохранения здоровья. А уж об уменьшении нагрузки на детей речь, по мнению экспертов, вообще не идет.

А вывод ученых и вовсе неутешителен: действующие стандарты никак не способствуют развитию интеллекта и личности школьников, а лишь контролируют их. Об этом, кстати, на протяжении всего времени с момента внедрения ФГОС говорили в один голос учителя-практики.

Наконец-то лёд тронулся.  Будучи модератором на крупнейшем мировом международном форуме по педагогическому образованию , ежегодно проходящем в Институте психологии и образования  Казанского федерального университета я сделал следующие выводы с ситуацией в образовании: 

1. Актуальна российская проблема — проблема земского учителя на селе.

2. Усилилась деформация психического развития ребенка в цифровом обществе.

3. Обострилась проблема подмены предметного мира и отсутствия саморегуляции.

4. Возросло требование к экспертам, которые оценивают все что дают образовательные ресурсы.

5. Усилилась проблема кибербуллинга и психической анорексии. Возникла проблема отсутствия профилактических программ.

6. Возросла проблема «темноты"традиционной классно-порочной системы. Обозначилось падение учебной мотивации как основноно фактора снижения академической успешности.

7. Продолжается тренд на ускорение изменений нормативных документов в сфере образования без должной научно-методической проработки и прогноза.

8. Идёт трансформация функции контроля как средства обратной связи

9. Продолжается диффузия  профессиональной идентичности учителя ( учитель-воспитатель, учитель-мотиватор, учитель-тьютор, учитель-оргаеизатор).

10. Обозначена проблема негосударственного  сегмента образовательных учреждений разных уровней образования , предлагающих «новую повестку» , поддерживаемых крупным бизнесом.

11. Повысилась профессиональная тревожность у части учителей  с высокой субъективной неопределенностью последствий цифровизации образования.

12. Растет требования со стороны родительского сообщества

13. Обозначилась проблема развития необходимых IT — компетенций нынешних педагогов и исследователей в области наук об образовании.

14. Усилилась диффузия личностной , гражданской и социальной идентичности.

15. Обострилась проблема подмены предметного мира детей. Сюжетно-ролевая игра с готовыми образцами -   нет саморегуляции и нет социального контроля.  

16. Ученики все чаще стали проверять учителей по Википедии.

17. Имеет место отставание взросления и трудности профессиональной ориентации.

18. Возникла трудность и неопределенность профессионального самоопределения и становления.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире