Весь мир умеет делать фильмы, но только американцы умеют делать кино. Делать именно кино — это такое умение, когда зрители бывшего СССР смотрят американский сериал «Чернобыль» и удивляются — да как же они, эти американцы, смогли воссоздать вот эту эпоху, эту атмосферу затхлого позднего совка с его парадами на экране и враньём в жизни, до деталей, до предметов. Моя знакомая сказала, что была покорена сериалом в ту минуту, когда увидела, что курящий герой стряхивает пепел с сигареты именно в такую стеклянную пепельницу, которая стояла на ГДР-овском журнальном столике в её квартире в те времена. Кстати, вот это невероятная внимательность при воссоздании предметного мира в сериале «Чернобыль» привела к энергичной дискуссии в интернете, суть которой была в поиске каких-то ошибок, которые всё же сделали создатели кино. Ошибки, конечно, нашли, но, заметим, было где искать — в массе своей всё было показано правильно.

И тут уместно задать вопрос — а зачем эта материальная точность была необходима авторам сериала. Ответ я бы сформулировал так — без неё не прозвучала бы идея фильма о природе страха, чему, собственно, во многом сериал и посвящён. Жванецкий, кажется, сказал фразу: «Героизм одних — это преступление других». Но если природа героизма не всегда понятна и крайне индивидуальна, то природа советского страха в выборе поступка шаблонна — это возможность потерять всё при неправильном шаге — неправильном, с точки зрения начальства.

Так вот, именно за это — за идею, доведённую до высот древнегреческих трагедий, сериал «Чернобыль» и получил три премии «Эмми». Мои зарубежные друзья, которых я спрашивал, не смущает ли их чернобыльская тема, объясняли, что им, как западным зрителям, все равно, что это выплеск радиации — важно, что это вызов человечеству от масштабной катастрофы. С таким же успехом, могло быть извержение вулкана, сдвиг земной оси или нашествие инопланетян — важно, что показана человеческая трагедия, человеческий выбор и человеческий поступок.

Фильм «Чернобыль» совсем не про СССР, Россию или Украину — если бы создатели нашли что-то подобное в Мексике, то сделали бы про Мексику. Природа правильного фильма всегда одна — поступки героев на фоне событий. Но Чернобыль тут лучше нашествия инопланетян, потому что нашествие инопланетян, обычно, сплачивает человечество, а вот трагедия внутри какой-то одной общины всегда разделяет — вспомним классический фильм «Унесённые ветром» — история вроде бы простой любви на фоне Гражданской войны внутри одной страны.

То, что сериал «Чернобыль» удостоился трёх «Эмми» — несомненное признание, и оно честное — ведь премию давали не мы, а иностранцы.

Россия тоже признала сериал — признала холодным неприятием и критикой — всё ведь показано не так. А еще будет создан наш сериал «Чернобыль» — как пишут СМИ там будет уделено большое внимание роли западных спецслужб в чернобыльской истории.
Что ж, у каждого своё понимание трагических высот.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире