07:59 , 01 августа 2011

Толерантный Баку — часть IV: армянская церковь

Церковь Святого Григория Просветителя – армянская апостольская церковь (армяно-григорианская церковь) в Баку расположена в самом центре столицы Азербайджана – на улице Низами. В настоящий момент с учетом отсутствия прихожан как церковь не функционирует. Однако как архитектурный памятник была сохранена, отреставрирована и охраняется государством.

Доподлинно известно, что изначально это была синагога, однако затем, примерно во второй половине 19 века, армяне выкупили здание синагоги и переделали его в церковь. Звезды Давида на фасаде Церкви лишнее тому подтверждение.

Церковь соседствует с президентской библиотекой, а потому несколько лет назад было принято решение использовать церковь в качестве книжного архива библиотеки.

Руководство библиотеки разрешило мне фотографировать церковь снаружи, однако для фото и видеосъемки внутри потребовалось специальное разрешения. Но и без него мне позволили посетить церковь. Тех, кто может поверить мне на слово, уверяю, что внутри церкви действительно расположены книжные полки, шкафа, стеллажи. Никак иначе церковь не используется. Считаю, что с учетом сложившихся обстоятельств, вызванных неразрешенностью нагорно-карабахского конфликта, сохранение церкви, использование ее в качестве книжного архива президентской библиотеки – лучшее, что можно пожелать для сохранения архитектурного объекта.

Я понимаю, что в ответ на мою статью армянские «активисты» будут наперебой говорить о сохранении и функционировании нескольких мечетей в Ереване. А потому, забегая вперед, для непосвященных отмечу, что в мире нет азербайджанских мечетей. Есть общие мусульманские мечети, в которых могут молиться мусульмане самых разных национальностей. Не исключено, что в Ереване ныне функционируют мечети, однако это не значит, что мечети эти азербайджанские. Да и среди прихожан Вы на вряд ли найдете хотя бы одного азербайджанца. Среди них либо турки, либо иранцы, посещающие Армению.

Армянская же апостольская церковь – одна из христианских церквей, имеющая ряд существенных отличий в догматике и обряде, отличающаяся от православных и католических церквей. Прихожане церкви исключительно армяне. Да, в Баку и по сей день проживает около 30 тысяч армян (в отличие от соседней Армении, где вы не найдете ни одного азербайджанца), однако, повторю, в силу сложившихся обстоятельств армяне в моей стране не особо афишируют свое происхождение. Хотя окружающие прекрасно знают, кто есть их знакомых, к примеру, есть армянин, и никакого предвзятого отношения к ним не выказывают ни на бытовом уровне, ни на каком-либо другом. В любом случае, функционирование церкви по прямому назначению пока невозможно. Пока – это значит, пока не будет разрешен карабахский конфликт.

1.


2.


3.


4.


Забор, которым обнесена территорию церкви, в момент фотосъемки освежали новой краской. На самой территории церкви тоже велись реставрационные работы.

5.


6.


7.


Как видно, дверь в церковь не замурована, как показалось недавно посетившему Баку моему коллеге Владимиру Варфоломееву.

8.


9.


Звезды Давида можно заметить по всему периметру церкви.

10.


11.



Часть I

Часть II

Часть III

Комментарии

106

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

ashoka43 01 августа 2011 | 16:55

Гамид, Гамид, разве можно так подставляться и подставлять тех, кто доверил вам такую важную работу. Говорите, Армянская церковь раньше была синагогой, и армяне ее выкупили? Может сможете указать, какая ее часть раньше была синагогой? Говорите в толерантном Баку проживает 30 тысяч армян, но они скрывают свое происхождение? А почему, что с ними может случиться в таком толерантном городе? Нет, говорите, азербайджанских мечетей, все они мусульманские? А что тогда случилось с "Лезги мечетью" в Баку, куда ходили молиться мусульмане суннитского толка. Разве в Иране проживают иранцы? Наверное, вы хотели сказать персы? А азербайджанцы и близкие им тюркоязычные народности? А курды, арабы,талыши, гилянцы, мазендаранцы,луры и бахтияры,? А белуджи и туркмены? В Армении, особенно летом и в Новруз полно граждан Ирана. Больше половины из них этнические азербайджанцы. Вот они почему то не скрывают своей национальной принадлежности и спокойно и достаточно громко общаются между собой и с местными. А местные поверьте, легко различают персидский и тюркский языки. А теперь расскажите нам, как из не менее толерантной Гянджи прямо из аэропорта были депортированы два футболиста легионера. Только потому что, пригласивший их тренер не разглядел в них армян.Вы все еще всерьёз хотите убедить, что в Баку проживают 30 тысяч армян?


jonson71 01 августа 2011 | 17:29

?
Критиковать вы можете хорошо,а когда образованный журналист пишет все по делу,сразу же начинается армянский вариант,это не так,или это обман.Ведь жили же бок о бок в Азербайджане те же армяне,что же начали прыгать выше головы,мало все вам?Заполонили весь мир,куда не посмотришь,везде армяне,а еще чем-то не довольны.Так,что армяне-нечего критиковать журналиста,работающего в Московской прессе.


hmaeak 01 августа 2011 | 21:28

Критиковать вы можете хорошо,а когда образованный журналист пишет
что же за такой обрзованный-мабразованы жерналист,который даже на простые вопросы не отвечает ?


igrok74 01 августа 2011 | 18:21

Вот и замели хором агенты армпропа.
Про толерантность Азербайджанцев люди знают не по вашим армянским сказкам. Про Иран скажу что это враг номер два а может и один, потому и поддерживает армян. А про разные мечети суннитов и шиитов это вообще шняга. И вы кого то невежами можете называть??? В исламе нет разных мечетей . Различие между шиитами и суннитами чисто политическое , появившееся после смерти Пророка. Значение слова Шиали означает партия Али или сторонники Али. и касалось это выборов халифа. Но христианские страны всегда умело использовали этот фактор для разобщения мусульман как мы видели это в Ираке. А армяне просто вынуждены показывать свое якобы лояльное отношение к исламу. А на деле они ненавидят все что с этим связано . Не секрет что армяне во все времена под турками подразумевали и арабов и персов. И не надо говорить про единство церкви и типа между ними нет различия и что звезда Давида это чисто христианское или иудейское. Давид такой же Пророк посланный Господом. И именно невежы не знакомые ни в Библией и ни с Кораном могут считать это так. Я уже не говорю о тех кто считает армян и православных , да и вообще все остальные конфессии христианские единой веры с армянской церковью. Эти церкви еще во время второго Холкидонского собора предали анафеме армянскую церковь ( прокляли) Армянская церковь поступила аналогично. И это до сегодняшнего дня ни кто не отменял. Например православный не имеет право даже за руку здороваться с армянином, пускать в дом в церковь в святые места и посещать подобные места армян. Это не я придумал и не надо на меня обижаться. Я констатирую исторические факты.


veselyi 01 августа 2011 | 18:47

А Вы хоть раз смотрели репортаж о схождении Благодатного огня в Храме Гроба Господня из Иерусалима? Посмотрите...
Армянская апостольская церковь относится к группе древневосточной православной церкви.
Когда обвиняете других в невежестве-прежде посмотрите на себя....
И если Вы мусульманин, то хотя бы в первый день Рамадана не надо грешить обвинениями в том, чего не знаете сами))))


kareshacz 01 августа 2011 | 19:20

Такого бреда
я очень давно не слышал.

Но с другой стороны, научился же Игрок74 читать и писать, может не все еще потеряно :)


kareshacz 01 августа 2011 | 19:35

мечети и исламская архитектура
http://www.britannica.com/EBchecked/topic/295642/Islamic-arts/61830/The-mosque#ref316733

http://www.britannica.com/EBchecked/topic/693363/Islamic-architecture?anchor=ref1061269


harib 01 августа 2011 | 20:39

Гамид! Можно уточнить: под охрану взята армянская церковь или бывшая синагога?

Почему бы среди фоток не дать фото доски, подтверждающей, что министерство культур-мультур Азербайджана, взяла это здание под свою охрану? А что известно с филиалом библиотеки им. Гейдара Алиева?



elf1212 01 августа 2011 | 21:10

Да, в Баку и по сей день проживает около 30 тысяч армян (в отличие от соседней Армении, где вы не найдете ни одного азербайджанца.
Простите, у меня к вам ряд вопросов, на которыехотелось бы получить ответ, ибо ваша манера вбрасывать безответственную информацию и игнорировать замечания - прочто прелестна, но неуместна!

1) Признаком толерантности у вас в стране считается наличие определенного поголовья или их комфортное проживание там?
2) Кому верить - вам или Еврокомисии по противодействию расизму и нетерпимости, которая в свооем докладе открытым текстом говорит о том, что у вас тотальная, неприкрытая, аганжированная армянофобия насаждаемая посредством СМИ, а также, что эти армяне, число которых взято естественно с потолка, вынуждены скрывать свое проихождение, дабы их жизнь не преватилась в кошмар.
3) Откуда у вас сведения о том, что в Армении не живет ни одного азербайджанца? Вы бывали в Армении, проводили исследования на указанную тему, вам это ильхамовская пропаганда так нашептала или вы просто хотите, чтобы это было правдой?
4) Еще хотелось бы уточнить, признак толерантности - пустая церковь или факт, что ее не разрушили вослед армянским и вообще христианским кладбищам, в вашем супертолерантном государстве.


Буду признательна за ответы, хотя безо всякой надежды.


elf1212 01 августа 2011 | 21:17

Да, в Баку и по сей день проживает около 30 тысяч армян (в отличие от соседней Армении, где вы не найдете ни одного азербайджанца.
Простите, у меня к вам ряд вопросов, на которыехотелось бы получить ответ, ибо ваша манера вбрасывать безответственную информацию и игнорировать замечания - прочто прелестна, но неуместна!

1) Признаком толерантности у вас в стране считается наличие определенного поголовья или их комфортное проживание там?
2) Кому верить - вам или Еврокомисии по противодействию расизму и нетерпимости, которая в свооем докладе открытым текстом говорит о том, что у вас тотальная, неприкрытая, аганжированная армянофобия насаждаемая посредством СМИ, а также, что эти армяне, число которых взято естественно с потолка, вынуждены скрывать свое проихождение, дабы их жизнь не преватилась в кошмар.
3) Откуда у вас сведения о том, что в Армении не живет ни одного азербайджанца? Вы бывали в Армении, проводили исследования на указанную тему, вам это ильхамовская пропаганда так нашептала или вы просто хотите, чтобы это было правдой?
4) Еще хотелось бы уточнить, признак толерантности - пустая церковь или факт, что ее не разрушили вослед армянским и вообще христианским кладбищам, в вашем супертолерантном государстве.
5)Как вы можете пояснить диссонанс между 30 тысяч армяни отсутствие прихожан для армянской церкви? Они письменный отказ писали? Или по вашему 30 тысяч человек - не кворум для открытия церкви?

Буду признательна за ответы, хотя безо всякой надежды.



manom 01 августа 2011 | 21:33

Да, в Баку и по сей день проживает около 30 тысяч армян (в отличие от соседней Армении, где вы не найдете ни одного азербайджанца.
Простите, у меня к вам ряд вопросов, на которыехотелось бы получить ответ!

1) Признаком толерантности у вас в стране считается наличие определенного поголовья или их комфортное проживание там?
2) Кому верить - вам или Еврокомисии по противодействию расизму и нетерпимости, которая в свооем докладе открытым текстом говорит о том, что у вас тотальная, неприкрытая, аганжированная армянофобия насаждаемая посредством СМИ, а также, что эти армяне, число которых взято естественно с потолка, вынуждены скрывать свое проихождение, дабы их жизнь не преватилась в кошмар.
3) Откуда у вас сведения о том, что в Армении не живет ни одного азербайджанца? Вы бывали в Армении, проводили исследования на указанную тему, вам это ильхамовская пропаганда так нашептала или вы просто хотите, чтобы это было правдой?
4) Еще хотелось бы уточнить, признак толерантности - пустая церковь или факт, что ее не разрушили вослед армянским и вообще христианским кладбищам, в вашем супертолерантном государстве.
5)Как вы можете пояснить диссонанс между 30 тысяч армяни отсутствие прихожан для армянской церкви? Они письменный отказ писали? Или по вашему 30 тысяч человек - не кворум для открытия церкви?

Буду признательен за ответы, хотя безо всякой надежды.


bambuk77 02 августа 2011 | 05:14

не похожа она на рабочую


arcakh 02 августа 2011 | 09:10

фашисты и террористы типа андроника,дро,нжде,монте являются национальными героями
Они хоть воевали и стали героями за то, что защищали свой народ, а ваши герои стали ими за то, что убивали спящих.
К стати в центре Еревана стоит памятник азербайджанцу, которого звали Карабала. И мне часто приходилось видеть свежие цветы перед ним. Он был простым продавцом цветов и иногда раздовал бесплатно цветы женщинам. Благодарные Ереванцы поставили ему памятник. Как вы представляете в центре Баку памятник армянину?


veselyi 02 августа 2011 | 16:04

Карабала....
Уважаемый arcakh! Не сочиняйте! Карабала был армянин, а не азербайджанец)))))Его имя при рождении Степан Арутюнян.....


arcakh 03 августа 2011 | 08:28

Не буду спорить. Возможно у меня неправильная информация.


avesta111 03 августа 2011 | 00:45

.Я считаю надежными только мусульман.
Как видим Гитлер глубоко заблуждался.Азербайджанский народ внес свой огромный вклад в победу в ВОВ.


veselyi 03 августа 2011 | 10:41

Никто не отрицает, что вклад огромный! Просто люди типа вас, которые в соседях ищут только плохое должны иногда оглядываться и на себя...У вас тоже хватает дерьма...А лично вы ближе к гитлеру по своим взглядам, чем к соотечественникам, внесшим вклад в победу в ВОВ...Не позорьте память о них...Лечитесь))))


avesta111 04 августа 2011 | 01:00

Лечится надо вам а не мне.Если вы русский ,то молчите двойне,зная что творят в России нацисты и как обстоит дела у большинство народа с толерантностью.Сколько людей убивают в России в год на почве национальной нетерпимости,да думаю что вы в курсе.А в Азербайджане 0.
Искать среди соседей врагов это удел армян а не наш.Мы живем с соседями в мире и очень хорошо относимся всем.А вот для армян все враги,мы ,турки,грузины,русские.Да да,русские.Это они вам говорят как ненавидят азербайджанцев и любят русских.А в разговоре между нами называют вас русских свиньями,почти все армяне,личный опыт.Единственно с кем они дружят из соседей ,так это Иран.И то скрепя сердца,они же ненавидят мусульман на самом деле,просто больше не с кем,это жизненно необходимо сейчас для них при закрытых границах.


veselyi 04 августа 2011 | 17:22

Авеста, лечитесь....
Я знаю, что творят нацисты и в отличии от вас убийц не защищаю, а осуждаю...Считаю их уродами и ублюдками...Я не люблю людей, которые кого то ненавидят по национальному признаку, как вы...В России убивают не только нацисты, но и ваши соплеменники...В отличии от вас, я убийц героями не считаю, как вы своих осужденных убийц, таких как Ахмедов, Исмаилов, Джафаров и др..
Мне армяне не говорят, как они ненавидят азербайджанцев...Мне только азербайджанцы говорят, как они ненавидят армян...Мне и не нужно, что б меня как русского любили, я не доллар...
Кстати Армения дружит не только с Ираном, но и Грузией, и с Турцией...И насколько я понял, когда бывал в Армении, они не мусульман ненавидят, а больных на голову мусульман...
Лечитесь, Авеста!!!


avesta111 04 августа 2011 | 17:58

Вы опять в своем духе.Так чем же вы докажете что я ненавижу людей другой национальности?Лечится надо вам а не мне.Это вы ненавидите азербайджанцев,что и доказываете с каждым своим постом.По вашему все армяне хорошие а азербайджанцы нацисты,так ли?
Ахмедов, Исмаилов, Джафаров..а кто их считает героями?Это вы себе с подачи армян долбили в голову что азербайджанцы считают их героями.А вы спросили тут у азербайджанцев,считают ли они их героями?
Еще вопрос,любили ли советские люди тех немцев ,который в 41 м году стояли под Москвой?А за что я должен любить армян,за то что оккупировали наши земли,за то что устроили Ходжалы,за то что с начала 20 века не оставили в Эриванском ханстве не одного азербайджанца?За что?Это не мы захватили Зангезур и Иреван а они захватили наши земли,им мало оказалось того Иревана и Зангезура который мы им подарили.
Идите лечитесь сами,вам это необходимо.


veselyi 04 августа 2011 | 18:33

Бред на бреде и бредом подгоняете...
//им мало оказалось того Иревана и Зангезура который мы им подарили.//


Не читайте Буниятова, Мамедову, Мамедли,и т.д.
А мне и не надо доказывать, это вы доказываете своими постами))
К нормальным азербайджанцам я отношусь нормально)))
Хорошо, что вы в ненависти к мусульманам меня не обвинили ...А то у меня много родственников мусульман, вдруг вас прочитают)))))


avesta111 05 августа 2011 | 01:27

Не читайте Буниятова, Мамедову, Мамедли,и т.д.
А причем тут они?Они истории не писали.То что мы подарили армению Иреван и Зангезур это исторический факт и не имеет никакого отношения Буниятову.Историю изучать надо,не из армянских источников и не из истории СССР.


grigor_yan 09 августа 2011 | 11:29

Все-таки как просто пропагандой загадить мозги охлосу! Это же надо, наследники диких кочевников вторгшихся Армению из глубин Азии и едва не успевшие полностью истребить всех армян, рассказывают теперь, как они армянами "подарили свои территории". Очуметь можно...


avesta111 05 августа 2011 | 01:32

И с чего вы взяли что я ненавижу нормальных армян?Между прочим раз в месяц на неделю у меня гостит армянин ,друг моего сына.Просто 90% армянам присуща национализм.У них до фанатизма доходит армянский вопрос,геноцид армян и великая армения.Народ живет в прошлым и все надеется создать мифическую великую армению.Конечно же за счет соседей.И как армяне любят ставить себя выше других,подчеркивать свою исключительность.У них видите ли ,даже кровь не такой как у других народов,им нельзя проливать кровь др. наций иначе они умрут от этого.Получается что они не люди,во всяком случае не такие как остальные народы.Лечится надо как раз таким армянам а не нам.


avesta111 05 августа 2011 | 01:41

только сегодняшние посты армян на армния тудей
наблюдатель , Swaziland, [05.08.2011 | 00:38 ]
Место турции и ее уродливого выкидыша-азеристана на свалке, свалке истории.

Сахил , Azerbaijan, [04.08.2011 | 23:28 ]
Вот Азербайджан самый прекрасная страна нет террористе нет не какой угрозу.Все туристе приезжайте к нам АЗЕРБАЙДЖАН у нас все от душе,и мы всегда ради своим гостям ,для хорошей гостей в Азербайджане любой дверь открыта.

nana , Armenia, [05.08.2011 | 00:59 ]
i oochen bogatyi jivotnyi mir.osobenno mnogo shakalov,krys,baranov

Вот пожалуйста,на такой дружелюбный пост азербайджанца так отвечают армяне.


veselyi 05 августа 2011 | 15:06

Нет времени, спешу на дачу пахать))))) Отвечу в понедельник, лады?


veselyi 07 августа 2011 | 19:08

Авеста! Будь я армянин, да еще если бы из Баку, я бы такой дружелюбный пост азербайджанца воспринял бы как издевательство))))
Почему надеюсь не надо объяснять?


avesta111 08 августа 2011 | 02:53

А вы в курсе что делали армяне с азербайджанцами в армении еще задолго до Баку?
Еще в 1987г до Сумгаита я видел собственными глазами полуголых девочек с оторванными ушами(так с них серьги снимали) на площади в Нахичевани.Их привозили самосвалы из армении,они были изгнаны а десятки человек погибли при переходе горные районы,зимой в пешком в босые ноги.
Баку ничего такого страшного и не было.Это было спланированная акция КГБ ,не будь добрых азербайджанцев,жертв среди армян было бы не 2-3 десятка а несколько тысяч.
Мне интересно одно,если вы русский,то почему так печетесь о армян????И не слишком ли много знаете про армении и армян для русского человека,очень сомнительно выглядеть.


veselyi 08 августа 2011 | 17:20

Я много чего знаю не только про армян, но и про азербайджанцев, и про грузин, и еще много чего...
В Вашем представлении русский-это пьяница и дебошир? Так вот, я человек непьющий (совершенно) и очень интересуюсь историей Кавказа и Закавказья, родился там (не в Армении, и не в Азербайджане).
Не подозревайте меня в корысти, просто любопытный...Я много раз был и в Баку, и в Ереване, и в Тбилиси..В Азербайджане бывал в таких местах, что Вам и не снилось...


grigor_yan 09 августа 2011 | 11:38

Авеста не просто повторяет азер-пропагандистские враки, но и с хронологией у него полный провал... Азебайджанцы ушли из Армении только после Сумгаитской резни, чтобы избежать ответных действий от армян. А не ДО... Но армяне и ответ на резню в Сумгаите и Баку не утраивали погромов и насилия. Хотя, локальные инциденты не могли не быть. Люди есть люди, и когда убивают их родственника, они не всегда сохраняют миролюбие. А байка про "отрезанные уши" возникла тогда, когда в Армении была задержана группа бандитов-марадеров, таким образом промышлявших. И еще не известно чьи там были "уши". Бандиты в паспорт не заглядывают.


grigor_yan 09 августа 2011 | 02:30

Дал подробный комментарий на эту статью у себя в блоге - http://grigor-yan.blogspot.com/2011/08/blog-post_08.html

Основная мысль та, что Гамид Гамидов сам себе противоречит и его пропагандистский опус имеет обратный эффект. С одной стороны он пишет, мол храм не действует, т.к. нет прихожан, а ниже заявляет, что в Баку по сей день 30 тысяч армян. Как это это нет прихожан? 30 тысяч - это мало для одной церкви? Это ведь население целого города районного значения.

Вторая главная мысль та, что Гамид утверждает, мол храм не действует по причине карабахского конфликта. Но при чем тут карабахцы, не желающие жить под турками, до бакинских армян, вполне себе желающих жить под турками и являющихся, между прочим, лояльными гражданами Азербайджана? Ведь очевидно, что азербайджанские власти этим ущемляют права собственных граждан, которые платят налоги, вероятно участвуют в выборах, и скорее всего служат в азербайджанской армии. Почему они лишены естественного права иметь свою церковь в городе в котором живут? Где же тут гамидовская хваленная "толерантность"? Ее просто нет. Все это только пропагандистская дешевая возня. А на самом деле, азербайджанское общество снедаемо оголтелым национализмом.


hayesdu 16 августа 2011 | 14:15

Я только увидел,что написал по смылу точно такой же пост)))


hayesdu 16 августа 2011 | 14:00

толерантный баку в котором прожиают 30тыс. армян.....
Предположем,что в Баку проживает 30тыс. армян....! Гамидов утверждает,что церковь закрыта,потому что нет прихожан. Потом говорить,что она не будет открыта,пока не решится Арцахский вопрос. Плюс ко всему этому называет Баку толерантным. У меня не складывается в голове,как можно говорить о толерантности,когда граждане Аз-на армянской национальности(если они есть в таком количестве)не могут посещать свою церковь из Арцахской проблеммы??? А какой толерантности речь??Выходит,Азербайджан толерантен не к людам разных нац-ей,а к зданиям и памятникам? Как можно такую чушь нести?? Азпроп настолько заврался,что уже сам запутался в своем вранье! Стыдно должно быть,гамидос!

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире