11:32 , 19 мая 2019

Кандидат, который действительно идет

В регионах начинаются предвыборные кампании. Многим кандидатам придётся нелегко — против них выдвинутся «политические тяжеловесы» и будут работать административные машины властей. Смельчакам, рискнувшим ввязаться в подобные авантюры, и посвящается следующая поучительная история.

В 1973 году в Венесуэле проходили президентские выборы. Фаворит, представлявший правящую партию, Лоренцо Фернандес был уверен в победе. Уверенность его была небезосновательной. Во-первых, то правительство, в котором он работал, действительно, было одним из самых эффективных в истории страны. Во-вторых, в Венесуэле наблюдался настоящий экономический бум и было понятно, что рисковать, меняя власть, избирателям было незачем. В-третьих, соперник, очевидно, не был фигурой необходимого для победы калибра. Если Фернандес выглядел настоящим патриархом, отцом всей нации, благородным аристократом, преданным идее служения обществу, то конкурент, Карлос Андрес Перес, хотя и был опытным политиком, но воспринимался многими избирателями с опаской. Он говорил с акцентом, многие вообще считали его колумбийцем, высшего образования у него не было, к тому же факт его участия в партизанских войнах отпугивало значительное число людей — предполагалось, что на его руках человеческая кровь. Столь выгодный для Фернандеса расклад и сыграл с ним злую шутку. Будучи уверенным, что его заслуги перед отечеством говорят сами за себя, активной кампании он не вел — даже на последней неделе принял участие всего в одном мероприятии. Все остальное время кандидат проводил на своей загородной вилле.

Перес же провел всю кампанию на ногах. Причем в буквальном смысле этого слова. Он пешком шагал по стране и посетил почти каждый город и каждую деревню. Большие расстояния между населенными пунктами он, конечно, преодолевал на машине, но как только подъезжал к очередному поселению, выходил из неё и дальше шёл пешком. Всего он прошагал 5800 км. Официальным слоганом кампании Переса была «Энергичная демократия», а неофициальным — «Этот человек действительно идет!» Говорят, эти слова произнесла потрясенная женщина, увидевшая кандидата реально шагающим по горной дороге. В каждом населенном пункте Перес говорил о местных проблемах (понятно, что штаб его к таким разговорам готовил), демонстрируя тем самым свое понимание проблем людей на местах. Сидящий в столице Фернандес, естественно, был такой возможности лишен. Правда его штаб пытался компенсировать личное отсутствие кандидата массированной рекламной кампанией (затраты на одного избирателя превысили все, что до этого знала не только Венесуэла, но и весь остальной мир), однако, как показали итоги голосования, это не помогло. Энергичный оппозиционер победил фаворита с отрывом более чем в 10 процентов, а учитывая то, что программы кандидатов друг от друга практически не отличались, можно сказать, что это была чисто стилистическая победа. Как описал ситуацию американский консультант, работавший в штабе проигравшего фаворита: «Он произвел впечатление на избирателей не тем, что он говорил, а тем, как он ходил»... В завершение можно добавить, что явка на тех выборах составила беспрецедентные 97 процентов.

Это очень поучительная история, которая наглядно иллюстрирует известную политтехнологам мысль о том, что главный ресурс кампании — это не деньги, не власть, не время, не креатив и ничто другое. Это сам кандидат. В первую очередь, его желание победить.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире