10:24 , 16 июля 2012

Радиоактивные отходы в частные руки

29 мая 2012 года   Московский областной суд, отменив решение Подольского городского суда, обязал частную коммерческую организацию за свой счет дезактивировать производственные помещения, зараженные радиоактивными веществами еще в советское время, а также вывезти и захоронить радиоактивные отходы. С соответствующим иском к ОАО «Опытный завод «Луч» обратился  прокурор Четвертой прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области. В суде требования прокурора поддержали Госкорпорация «Росатом», ФМБА России, Ростехнадзор, ФГУП «НИИ НПО «Луч».  Своим определением Мособлсуд по сути узаконил возможность передачи радиоактивных отходов, образовавшихся в процессе создания «ядерного щита» СССР, в частную собственность, сняв всякую ответственность за их дальнейшую судьбу с Госкорпорации «Росатом».

Фабула дела такова. ОАО «Опытный завод «Луч» было образовано в 1993 году в ходе приватизации государственного предприятия (ГП) «Опытный завод «Луч» и его выхода из структуры Подольского научно-исследовательского технологического института. В советское время этот институт занимался изготовлением отражателей из бериллия и тепловыделяющих элементов ядерных установок. Однако к 1992 году в связи с отсутствием государственного финансирования ГП «Опытный завод «Луч» полностью перепрофилировало свою деятельность на производство гражданской продукции, прекратив какие-либо работы с радиоактивными материалами.

По решению Правительства Российской Федерации в 1993 году предприятие было приватизировано, при этом хранилища и цеха по переработке радиоактивных отходов отошли к НИИ НПО «Луч» (предприятие, также существовавшее в составе Подольского технологического НИИ, оставшееся государственным, ныне – ФГУП НИИ НПО «Луч») для ведения работ по промышленной переработке ядерных материалов.

Так или иначе, в наследство ОАО «Опытный завод «Луч» всё же достались помещения, загрязненные радиоактивными отходами. В июне 1994 года Министром по атомной энергии Михайловым была утверждена Программа по реабилитации территорий, загрязненных радиоактивными веществами. Данная программа предусматривала дезактивацию радиационно-зараженных зданий, вошедших в состав имущественного комплекса ОАО «Опытный завод луч», за счет средств государственного бюджета и силами вышеупомянутого НИИ НПО «Луч». Однако в полном объеме Программа реализована не была. Многочисленные обращения в Минатом/Росатом/ГК«Росатом» остались без ответа. В итоге до настоящего времени несколько  производственных помещений ОАО «Опытный завод «Луч» находятся в законсервированном состоянии, а имеющиеся в них радиоактивные отходы не удалены.

В 2011 году президентом Медведевым был подписан Закон об обращении с радиоактивными отходами. Суть Закона заключается в создании правовой основы единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами, в том числе урегулирование вопросов разграничения собственности на радиоактивные отходы и ответственности за их утилизацию. К числу ключевых положений Закона относится признание радиоактивных отходов, образовавшихся в процессе функционирования советских ядерных объектов, федеральной собственностью. Это означает, что государство (в лице Госкорпорации «Росатом») приняло на себя обязательства финансировать и проводить мероприятия по выводу из эксплуатации законсервированных ядерных объектов и реабилитации загрязненных территорий. Логика законодателя ясна: поскольку ранее вся ядерная деятельность велась исключительно государством, именно на него возлагается ответственность за негативные последствия такой деятельности, ликвидация которых требует системных организационно-технических решений и, как правило, непосильных для частного собственника экономических затрат.

Отметим, что ранее Подольский городской суд справедливо встал на сторону ОАО «Опытный завод «Луч», указав, что обязанность по дезактивации объектов ядерного наследия Законом возложена на государство, а не на частных лиц, которые вольно или невольно оказались собственниками загрязненного имущества. Однако судьи Мособлсуда изменили это решение, предписав ОАО «Опытный завод «Луч» провести дезактивацию производственных помещений за свой счет. Суд попросту проигнорировал положения Закона об обращении с радиоактивными отходами, относящие радиоактивные отходы к федеральной собственности и возлагающие бремя их удаления на Госкорпорацию «Росатом». Определение суда выглядит вдвойне странным, поскольку согласно этому судебному акту радиоактивные отходы, в состав которых входит высокообогащенный уран (т.е. ядерный материал, который и до принятия Закона был изъят из оборота), оказались в частной собственности.  

Определение Московского областного суда, на принятии которого настаивали представители Госкорпорации «Росатом», создало опасный прецедент в сфере регулирования радиационной безопасности, который может привести к тому, что частные собственники будут вынуждены самостоятельно, без поддержки государства решать проблему утилизации радиоактивных отходов, образовавшихся в советский период. И хотя подоплека данного конкретного дела вполне очевидна  – подведомственный Росатому ФГУП НИИ НПО «Луч» давно объявил войну своим соседям по промышленной площадке в центре Подольска,  – весь объем негативных последствий в масштабах России даже сложно себе представить. Подобная правоприменительная практика ставит под удар не только международные обязательства Российской Федерации в сфере радиационной безопасности и борьбы с незаконным оборотом радиоактивных отходов, но и, прежде всего, экологическое благополучие ее населения.

Комментарии

9

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

fmsf FMSF 16 июля 2012 | 11:39

Это всего лишь первый факт, за которым последуют другие.
Вот, например, брошенная радиационно загрязненная площадка, на которой, к тому же, расположен неохраняемый могильник радиоактивных отходов.
А какое красивое место.
http://ekimoff.ru/186/
http://clubs.ya.ru/4611686018427388665/replies.xml?item_no=39586


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

aleksandr_smirnov 17 июля 2012 | 18:12

Статья не является фактом, поскольку в ней приведена неточная (мягко говоря информация). Можно открыть ст. 210 ГК РФ и станет понятно, что "...на собственнике лежит бремя содержания принадлежащего ему имущества. Требованиями «Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности» установлено, что при прекращении работ с источниками излучения юридические и физические лица решают вопрос дальнейшего использования помещений после проведения радиационного контроля, а при необходимости дезактивационных работ. ОАО «ОЗ «ЛУЧ» должен выполнить дезактивацию корпуса с привлечением специализированной организации."

К тому же, как читателю мне не понятно, каким образом недвижимость, содержащая очаги радиационного заражения, оказалась в частной собственности? Приобретая здания, частник уже планировал осуществлять дезактивацию за счёт государства или наивно не знал о предстоящих проблемах?


frozencounsel Сергей Дорохин 17 июля 2012 | 19:44

Статья 210 ГК РФ Вами упомянута к месту, вопрос только в том, кто является собственником радиоактивных отходов и, соответственно, несет бремя их утилизации. Как человек, немного ориентирующийся в ситуации, Вы должны понимать разницу между отходами, которые являются специальным объектом гражданских прав, и радиационным загрязнением.


aleksandr_smirnov 18 июля 2012 | 08:51

В этом контексте отмечу, что в результате приватизации 90-х годов режимное предприятие, ведущее работы с радиоактивными веществами , осуществляет хозяйственную деятельность на территории , совместной с частным предприятием. Значит эта приватизация по сути абсурдна.
ФГУП «НИИ НПО «ЛУЧ» предотвратил возможность производство гражданской продукции на территории, загрязнённой радиоактивными веществами. В погоне за прибылью частник мог подвергнуть опасности радиационного заражения население и окружающую среды, поскольку бизнес традиционно заточен под извлечение максимальной прибыли.


salya 18 июля 2012 | 14:28

А вот здесь Вы заблуждаетесь... При молчаливом согласии ФГУП "НИИ НПО "Луч" на территории ОЗ долгое время производили и фасовали сигареты, майонез и всевозможные соусы. Махровейший идиотизм!


salya 18 июля 2012 | 14:22

Некто Р. Фрайштут (бывш. директор ОЗ "Луч") пригласил бывшего вице-президента А. Руцкого показать (пустить пыль в глаза), как стремительно осуществляется конверсия на опытном заводе. После того визита, в котором принимал участие и бывший министр экономики А. Нечаев и депутат Н. Травкин, вопреки здравому смыслу, приватизировались все цехи: №2, №3, №4, №6, №8 и №10. Цех №1 был передан НИИ "Луч". Единственным "чистым" цехом был №3, условно "чистым" цех №4. Приватизация опытного завода была сумасшествием, как и все последующие события, вплоть до "разубоживания" и продажи оружейного урана американцам. И никто не предстал перед судом...


aleksandr_smirnov 24 июля 2012 | 13:15

«Эффективная конверсия», проведенная г-ом Р.Г. Фрайштутом привела к тому, что режимный объект, представлявший собой единое целое, путём различных ухищрений оказался расчленённым на части. Деление формально позволило вывести из государственной собственности и переуступить «третьим лицам» социальные объекты, недвижимость и часть территории производственной площадки. То, что территория предприятия охранялась и охраняется внутренними войсками и подлежит физической защите, как объект атомной энергетике «эффективных приватизаторов» не смутило. В частные руки перешли производственные здания и объекты инфраструктуры (электросети, котельная, насосная, транспортный цех, гараж), расположенные в разных местах охраняемой территории. Вся эта расчленённость сильно осложнила жизнь государственного «НИИ НПО «ЛУЧ» и в настоящее время привела к открытому конфликту интересов. Частные предприятия, образованные на общей с ФГУП «НИИ НПО «ЛУЧ» режимной территории, не могут обеспечить должные нормы безопасности. Ответственность за обеспечение ядерной безопасности лежит на ФГУП «НИИ НПО «ЛУЧ». Дробление и продажа земли привели к тому, что вновь появившиеся владельцы потребовали убрать с их участка охраняемый периметр и обеспечить свободный доступ на территорию ядерного стратегического предприятия. Если этому не воспрепятствовать, придётся прекращать работы в соответствии с международными обязательствами России в области атомной энергии, важная часть которых реализуется через ФГУП «НИИ НПО «ЛУЧ». Для Подольска это потеря наукоёмкого инновационного производства, дающего более 1200 рабочих мест и существенную долю налоговых платежей в бюджет города. Средний бизнес крайне важен для всех. Но не следует забывать и о тех сферах деятельности, которые по плечу только мощным государственным структурам.
И главное - мы ушли от темы. Сначала дельцы "прихватизировали" собственность, а теперь еще пытаются за государственный счет привести в порядок помещения, т.е повысить капитализацию. Вот такой нехитрый способ...


dancing 20 июля 2012 | 10:14

К разобогощению и продаже урана американцам можно относиться по разному, как, собственно, и ко всем процессам, которые происходят в стране... Однако же статья касается совершенно иного.
Тем не менее если возникает желание обсудить поступки, заслуги и промахи г-на Фрайштута Р.Г. то, справедливости ради, необходимо заметить, что конверсия на Опытном заводе шла действительно эффективно и быстро: на предприятии работало большое количество подольчан, и тогда когда оружейные программы и финансирование государством предприятия закончилось сотни работников не оказались на улице, а остались на заводе и стали производить продукцию народного потребления. Предприятие было перепрофилировано и перепрофилировано довольно быстро, мы сейчас не обсуждаем эффективность такого перепрофилирования, а просто констатируем его факт, так что собственно Вы называете «пусканием пыли в глаза»?
Остаточное загрязнение имеется лишь в отдельных помещениях, которые никогда не использовались опытным заводом, но поддерживаются им в законсервированном состоянии, а остальные помещения вполне пригодны для эксплуатации и производства гражданской продукции, таким образом не понятно, что именно г-н Salay называет «сумасшествием». Возникает вопрос, что нужно было делать с предприятием, которое по сути оказалось больше не нужным государству... распустить людей и бросить цеха, в том числе с остатками грязи... или все таки пытаться переоборудовать корпуса и цеха, сохранив рабочие места, в которых можно работать, поддерживать в законсервированном состоянии те, которыми пользоваться нельзя...


dancing 20 июля 2012 | 10:35

К разобогощению и продаже урана американцам можно относиться по разному, как, собственно, и ко всем процессам, которые происходят в стране... Однако же статья касается совершенно иного.
Тем не менее если возникает желание обсудить поступки, заслуги и промахи г-на Фрайштута Р.Г. то, справедливости ради, необходимо заметить, что конверсия на Опытном заводе шла действительно эффективно и быстро: на предприятии работало большое количество подольчан, и тогда когда оружейные программы и финансирование государством предприятия закончилось сотни работников не оказались на улице, а остались на заводе и стали производить продукцию народного потребления. Предприятие было перепрофилировано и перепрофилировано довольно быстро, мы сейчас не обсуждаем эффективность такого перепрофилирования, а просто констатируем его факт, так что собственно Вы называете «пусканием пыли в глаза»?
Остаточное загрязнение имеется лишь в отдельных помещениях, которые никогда не использовались опытным заводом, но поддерживаются им в законсервированном состоянии, а остальные помещения вполне пригодны для эксплуатации и производства гражданской продукции, таким образом не понятно, что именно г-н Salay называет «сумасшествием». Возникает вопрос, что нужно было делать с предприятием, которое по сути оказалось больше не нужным государству... распустить людей и бросить цеха, в том числе с остатками грязи... или все таки пытаться переоборудовать корпуса и цеха, сохранив рабочие места, в которых можно работать, поддерживать в законсервированном состоянии те, которыми пользоваться нельзя...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире