«Вот только недавно уже ходили – еще разок для православных», — пару лет написал в своей карикатуре с волхвами Сергей Елкин. Конечно, не стоит забывать, что деление на католическое и православное Рождество тут не совсем правильное, потому что часть православных церквей, в том числе Константинопольская, Элладская и, например, Антиохийская, Рождество отмечают именно 25 декабря по новоюлианскому календарю (который совпадает с григорианским). А часть церквей, включая Русскую Православную Церковь и, например, Грекокатолическую (в пределах Украины), встречает один из двух главных христианских праздников в ночь с 6 на 7 января по григорианскому календарю (что соответствует 25-му декабря юлианского календаря, по которому живут эти церкви). Но, как бы там ни было, в ежегодном зимнем холиваре «Чьё Рождество – православное или католическое – более настоящее?» не участвует разве что ленивый. В Литве же эта разница в календарях удивительным образом вовсе не становится поводом к отчуждению местных православных, а, наоборот, преобразуется в возможность проявить терпимость и даже братское отношение к христианам другой конфессии.

Православные в Литве – это примерно пять процентов населения, в основном русскоязычные (то есть не только русские, а все те, кто русский считает родным). В Вильнюсе, где особенно в центре города православные храмы буквально на каждом шагу, этот процент выше – около восьми. Виленско-Литовская епархия входит в состав Русской Православной Церкви, священство в подавляющем большинстве местное – литовские граждане. Поэтому и во время литургии в православных храмах Литвы поминают не только патриарха Кирилла, но и молятся о «Богохранимой стране нашей Литовскей, властех, воинстве и народе ея».

3033061

В свою очередь, и литовские власти ни в чем не отказывают епархии: после обретения страной независимости православной церкви была возвращена вся недвижимость, находившаяся в ее собственности до того, как была конфискована при Советах; епархия избавлена от уплаты налогов, свободно ведет миссионерскую и социальную деятельность; священники, наряду с католическими, преподают на уроках религии в школе, если в классе набирается достаточное количество желающих (в Литве можно выбрать между преподаванием светской этики и религии).

3033065

Во многом, нынешние хорошие отношения епархии и государства заложил митрополит Хризостом (Мартишкин), который был назначен архиепископом Виленским и Литовским в 1990 году. На покой ушёл в 2010 году. Попав в Литву в острый политический момент, он поддержал движение за независимость и даже некоторое время состоял в совете общественного движения «Саюдис», которое возглавило процесс выхода Литовской республики из СССР. Кроме того, митрополит Хризостом — единственный иерарх Русской Православной Церкви, публично покаявшийся в сотрудничестве с КГБ.

Сегодня в Литве, помимо русскоязычных приходов, есть и несколько небольших литовоговорящих православных приходов. Самый крупный из них располагается в храме Параскевы Пятницы в центре Вильнюса, где, по преданию, в 1705 году крестили Абрама Ганнибала, прадеда Пушкина. Пение здесь византийское, потому что на него лучше ложится современный литовский язык, на котором идет богослужение. В ночь на Рождество и Пасху государственное литовское телевидение LRT традиционно ведет трансляцию именно из этого храма.

3033063

Но уважительное отношение к конфессии меньшинства выражается не только в этом. Официально выходные, а теперь и школьные каникулы, в Литве заканчиваются 2 января. А, значит, 7 января обычно попадает на рабочие будни. Но тем, кто в этот день отмечает Рождество, а потому берут отгул на работе или не приводят детей в школу, обычно без проблем идут навстречу. В этом году мэрия, например, специально оставила рождественскую елку на центральной Кафедральной площади до 7 января, а вечером там же прошел праздничный концерт, организованный русской общиной Литвы на деньги Департамента национальных меньшинств при кабинете министров. Официальная городская праздничная программа имеет и отдельную страницу на русском. «Продолжим унаследованную уникальную историческую традицию многонациональной и многоконфессиональной литовской столицы!» – говорится на сайте. И это так и есть: здесь на одном пятачке могут соседствовать католический, греко-католический и православный храм, верующих разных конфессий объединяет почитание Остробрамской иконе Божьей матери, а в костеле Святых постолов Филиппа и Иакова напротив бывшего здания КГБ (ныне Музей оккупации и борьбы за свободу) можно помолиться образу Смоленской Божией Матери. К счастью, падение в последние годы авторитета Русской Православной Церкви, которое привело к отделению Православной Церкви Украины, не сказалось на межконфессиональных отношениях. Так что в Вильнюсе сегодня быть православным – абсолютно нормально и даже приятно.



Комментарии

12

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

wowagera 10 января 2019 | 19:50

Нормальное демократическое государство..Только и всего..Что нам мешает быть таким? неужели Путин? мы сами мудаки себе мешаем..


vladimir1_57 10 января 2019 | 20:00

wowagera: Нормальное демократическое государство..
\\
Считаете Украину недемократическим государством?


pantv6666 10 января 2019 | 23:56

vladimir1_57: Считаю Россию фашистским государством.


slovoidelo199 11 января 2019 | 00:02

pantv6666: А я в этом убежден:
Россия - нацистско-фашистская орда.


slovoidelo199 10 января 2019 | 20:22

//Так что в Вильнюсе сегодня быть православным – абсолютно нормально и даже приятно.//

это только до поры, до времени.
Как только русская орда попрет на Литву вся "терпимость и толерантность" как водою смоет.


vladimir1_57 10 января 2019 | 19:55

которое привело к отделению Православной Церкви Украины,
\\
И где в аббревиатуре СЦУ , слово - православная?


unprejudiced 10 января 2019 | 20:24

Очередной позор «томосеков» — важное заявление главы Кипрской церкви

Архиепископ Кипра Хрисостомос ІІ вынужден был второй раз опровергать заявления посла Украины в Республике Кипр Бориса Гуменюка.

Об этом сообщает греческое агентство «Romfea».

По результатам встречи, состоявшейся 9 января 2019 года во Дворце Архиепископа Кипра, МИД опубликовал новость о том, что сторонами была обсуждена ситуация на Украине после предоставления томоса об автокефалии Православной церкви Украины.

«Глава Кипрской православной церкви подтвердил свою позицию о праве Украины иметь свою независимую автокефальную церковь, пожелал украинскому народу мира и добра», — бодро отрапортовали в МИД.

Однако в своем комментарии для «Romfea» 9 января Архипастырь назвал ложными заявления о его «очередной» поддержке автокефальной церкви на Украине.

Предстоятель Кипрской церкви сделал акцент на том, что «каждое государство имеет право на автокефалию, и это зависит от украинского народа». «Но на данный момент, тем не менее, я вижу, что украинский народ не пробудился к таким действиям», — отметил он.

Блаженнейший Владыка отметил: «Пока не первостепенное значение имеет предоставление автокефалии, важно, чтобы не произошло разделения Православия».

В завершение Предстоятель Кипрской церкви рассказал, что ему сделали предложение принять на Кипре главу ПЦУ Епифания, которое он категорически отклонил, подчеркнув, что не поминал его за Божественной литургией и не будет поминать.


pantv6666 10 января 2019 | 23:44

unprejudiced: Помаши томосу ручкой, сектант портяночный. Тьфу на тебя, вместе с гундяем - исчадия мерзости.


10 января 2019 | 21:21

Россия прОклята, других объяснений этой грязи и злобе внутри границ просто нет.


biathlete 11 января 2019 | 02:18

Если Христос был, чему, пожалуй, мало сомнений, то родится дважды с разницей в две недели он не мог никак.
Учреждения называющие себя проводниками христова учения и всячески его чтящие, почему-то ни мало не расстраиваются, что сам факт двойного истолкования дня рождения объекта их почитания внушает недоверие к самому факту этого рождения и, уж тем более, к этим учреждениям.
Ладно. Допустим. Одни учреждения правы. Другие ошибаются. Осталось решить кто.
Сто лет назад у всех был консенсус на этот счёт - 25 декабря.
Был консенсус и в отношении традиций - Рождественская ель, Weihnachtsbaum, X-mass tree.
Затем одно из учреждений заявило о несогласии. Правильно - 7 января. С тех пор у подведомственной паствы елка стала «новогодняя», рождественский пост искушается новогодней пьянкой, а и если не пьянкой, то, потолке отказом от светского обычая поднять бокал за счастье близких. А если бокал все же поднять можно, то какой смысл в традиции рождественского поста, если его дозволено исполнять- не исполнять? В общем, и здесь какое-то двоемыслие и неоднозначность подрывающая саму веру в учреждение, как «проводника учения Христа».
И только и остаётся что спросить эту организацию бессмертным : «Так почем же опиум для народа?»


martin5660 11 января 2019 | 10:00

" и даже приятно", что за бред


don_ballon 11 января 2019 | 12:19

... Ежели из Вертепа иъять евреев, останутся одни животные... :)

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире