«Вот только недавно уже ходили – еще разок для православных», — пару лет написал в своей карикатуре с волхвами Сергей Елкин. Конечно, не стоит забывать, что деление на католическое и православное Рождество тут не совсем правильное, потому что часть православных церквей, в том числе Константинопольская, Элладская и, например, Антиохийская, Рождество отмечают именно 25 декабря по новоюлианскому календарю (который совпадает с григорианским). А часть церквей, включая Русскую Православную Церковь и, например, Грекокатолическую (в пределах Украины), встречает один из двух главных христианских праздников в ночь с 6 на 7 января по григорианскому календарю (что соответствует 25-му декабря юлианского календаря, по которому живут эти церкви). Но, как бы там ни было, в ежегодном зимнем холиваре «Чьё Рождество – православное или католическое – более настоящее?» не участвует разве что ленивый. В Литве же эта разница в календарях удивительным образом вовсе не становится поводом к отчуждению местных православных, а, наоборот, преобразуется в возможность проявить терпимость и даже братское отношение к христианам другой конфессии.

Православные в Литве – это примерно пять процентов населения, в основном русскоязычные (то есть не только русские, а все те, кто русский считает родным). В Вильнюсе, где особенно в центре города православные храмы буквально на каждом шагу, этот процент выше – около восьми. Виленско-Литовская епархия входит в состав Русской Православной Церкви, священство в подавляющем большинстве местное – литовские граждане. Поэтому и во время литургии в православных храмах Литвы поминают не только патриарха Кирилла, но и молятся о «Богохранимой стране нашей Литовскей, властех, воинстве и народе ея».

3033061

В свою очередь, и литовские власти ни в чем не отказывают епархии: после обретения страной независимости православной церкви была возвращена вся недвижимость, находившаяся в ее собственности до того, как была конфискована при Советах; епархия избавлена от уплаты налогов, свободно ведет миссионерскую и социальную деятельность; священники, наряду с католическими, преподают на уроках религии в школе, если в классе набирается достаточное количество желающих (в Литве можно выбрать между преподаванием светской этики и религии).

3033065

Во многом, нынешние хорошие отношения епархии и государства заложил митрополит Хризостом (Мартишкин), который был назначен архиепископом Виленским и Литовским в 1990 году. На покой ушёл в 2010 году. Попав в Литву в острый политический момент, он поддержал движение за независимость и даже некоторое время состоял в совете общественного движения «Саюдис», которое возглавило процесс выхода Литовской республики из СССР. Кроме того, митрополит Хризостом — единственный иерарх Русской Православной Церкви, публично покаявшийся в сотрудничестве с КГБ.

Сегодня в Литве, помимо русскоязычных приходов, есть и несколько небольших литовоговорящих православных приходов. Самый крупный из них располагается в храме Параскевы Пятницы в центре Вильнюса, где, по преданию, в 1705 году крестили Абрама Ганнибала, прадеда Пушкина. Пение здесь византийское, потому что на него лучше ложится современный литовский язык, на котором идет богослужение. В ночь на Рождество и Пасху государственное литовское телевидение LRT традиционно ведет трансляцию именно из этого храма.

3033063

Но уважительное отношение к конфессии меньшинства выражается не только в этом. Официально выходные, а теперь и школьные каникулы, в Литве заканчиваются 2 января. А, значит, 7 января обычно попадает на рабочие будни. Но тем, кто в этот день отмечает Рождество, а потому берут отгул на работе или не приводят детей в школу, обычно без проблем идут навстречу. В этом году мэрия, например, специально оставила рождественскую елку на центральной Кафедральной площади до 7 января, а вечером там же прошел праздничный концерт, организованный русской общиной Литвы на деньги Департамента национальных меньшинств при кабинете министров. Официальная городская праздничная программа имеет и отдельную страницу на русском. «Продолжим унаследованную уникальную историческую традицию многонациональной и многоконфессиональной литовской столицы!» – говорится на сайте. И это так и есть: здесь на одном пятачке могут соседствовать католический, греко-католический и православный храм, верующих разных конфессий объединяет почитание Остробрамской иконе Божьей матери, а в костеле Святых постолов Филиппа и Иакова напротив бывшего здания КГБ (ныне Музей оккупации и борьбы за свободу) можно помолиться образу Смоленской Божией Матери. К счастью, падение в последние годы авторитета Русской Православной Церкви, которое привело к отделению Православной Церкви Украины, не сказалось на межконфессиональных отношениях. Так что в Вильнюсе сегодня быть православным – абсолютно нормально и даже приятно.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире