16:37 , 12 января 2018

Как «Салютас» ездил к «Деду»: Литва продолжает раскрывать тайны КГБ

В ночь на 11 марта 1990 года Верховный Совет Литовской республики во главе с Витаутасом Ландсбергисом провозгласил восстановление государственной независимости Литвы. Десять месяцев спустя  — в ночь с 12 на 13 января – в Вильнюсе советские военные попытались взять штурмом Верховный Cовет (ныне здание парламента) и телебашню. Атака на Сейм провалилась, а при штурме телебашни погибли 15 человек. Эти трагические события в эти дни вспоминают в Литве.

Литва, напомню, первой среди тогдашних советских республик решилась на столь отчаянный и опасный шаг. Но советское прошлое все еще кусается: советский менталитет изживается с большим трудом, а «скелеты» из, казалось бы, уже антикварного шкафа иногда вылезают, и весьма неожиданно.

5 января Центр исследования геноцида и резистенции (сопротивления) жителей Литвы (ЦИГРЖЛ) опубликовал последние фамилии из журнала регистрации архивных личных дел агентуры КГБ. Придавать огласке фамилии из документа, переданного Центру Департаментом государственной безопасности Литвы, ЦИГРЖЛ начал в 2012 году в соответствии с постановлением Сейма.

Журнал заполнялся в 1987 году, и тогда в него были внесены данные об агентах, информаторах и других лицах, тайно сотрудничавших с КГБ, завербованных с 1940-го по 1979-й год. Центр признает, что специалисты не смогли определить, с какой целью и по какому принципу журнал создавался. «Внимательно изучив информацию о тех, кто попал в список, в дополнительных архивных и других источниках, удалось определить, что часть завербованных не работала в качестве агентов. Думается, что они согласились на сотрудничество лишь для того, чтобы вырваться из когтей чекистов. Возможно, кого-то включили в список в оперативных целях или чтобы лично скомпрометировать. Ведь советские спецслужбы иногда (а во времена вооруженного сопротивления довольно часто) сознательно создавали ложную информацию о возможном сотрудничестве с КГБ», — признают эксперты Центра. Именно поэтому они проверили каждую из 1669 фамилий, внесенную в журнал. Всего же в связях с КГБ, как считают в Центре, в период советской оккупации Литвы были замешаны сто тысяч человек.

Так вот, в самой последней публикации из агентурного журнала оказались фамилии трех очень известных литовцев – актера Донатаса Банёниса (именно так, а Банионис, по-литовски правильно звучит эта фамилия), дирижера Саулюса Сондецкиса и кардинала Винцаса Сладкявичуса. Про последнего эксперты Центра никакой дополнительной информациии не нашли, да и в журнале, кроме имени-фамилии и агентурной клички «Алкснис» (в пер. с лит. «Ольха»), про реальное сотрудничество ничего не сказано. Кроме того, тайно рукоположенный в советское время епископ почти двадцать лет – с 1963-го по 1982-го – находился под домашним арестом.

В личных же делах Банёниса (кличка «Бронюс») и Сондецкиса («Салютас») содержится как минимум по одной нелицеприятной истории. Банёнис, как говорится, был завербован в 1970-м году и в том же году позднее успешно выполнил задание органов безопасности во время своей поездки в США, где он встречался в литовскими эмигрантами. Сондецкис, указывается в журнале, был завербован в 1962-м и в агентурной сети числился до 1982 года. В 1967-м году он получил задание наладить связи с родным отцом Якусом Сондецкисом, который ранее эмигрировал в США и играл важную роль среди литовских эмигрантов. Уже в следующем году встреча отца (в документах КГБ он проходит под кодовым названием «Дед») и сына («Салютаса») была организована в Канаде, куда Сондецкису-младшему «разрешили» выехать на гастроли.

Любимейший актер, главный режиссер, а затем художественный руководитель самого известного в советское время театра Литвы – Паневежского драмтеатра. Некоторые в Литве даже до сих пор считают теперь уже покойного Банёниса лучшим актером страны.

Известный дирижер, скрипач и педагог, руководитель как литовских, так и российских оркестров. Да и награды высокого уровня Сондецкису вручали и в Москве и в восстановившей независимость Литве. Кажется, именно эти две фамилии из золотого фонда совсем некстати оказались в агентурном журнале.

Но, как ни странно, в Литве реакция на это сообщение Центра исследования геноцида и резистенции жителей Литвы, оказалась более сдержанной, чем можно было ожидать. Гораздо больше резонанса и негативной реакции, например, вызвало заявление премьера Саулюса Сквернялиса о необходимости улучшать отношения с Россией. Комментируя в эфире местной радиостанции новость про Банёниса и Сондецкиса, глава правительства подметил, что одного источника (агентурного журнала – ред.) недостаточно, да и вообще, нечего, мол, позорить память людей, которые уже не могут за себя постоять.

Не должно быть кого-то равнее, если все равны перед законом, то, коли уже решились на оглашение имен, не должно быть исключений, пишут литовские блогеры. «Пусть каждый для себя теперь решает, стал Банёнис или Сондецкис после этого менее гениальным, — пишет у себя на странице в Фейсбуке Казис Прейкшас. – Меня больше беспокоит реакция сына Банёниса». Раймундас Банёнис (он тоже, как и отец, актер и режиссер), комментируя эту неприятную ситуацию в интервью порталу 15min.lt, заявил: «Пора собирать чемоданы и бежать из этой страны, потому что становится страшно». «Этот комментарий, по сути своей, глубоко симптоматичен для нашего общества: обвинять других вместо того, чтобы просто сказать «сожалею, что так было»», — считает Прейкшас.

В Литве опубликованы еще далеко не все фамилии тайных «помощников» КГБ. Историки считают, что многих потомков и ныне живущих еще ждут весьма неприятные сюрпризы.
Свобода имеет высокую цену. И иногда платить за нее приходится тогда, когда кажется, что твой долг уже давно списан и забыт.

Комментарии

126

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


wowagera 12 января 2018 | 19:56

Согласен..Времена были страшные и подлые..


12 января 2018 | 22:51

wowagera: > Времена были страшные
И кто ж вас так пугал-то?


yuryman 13 января 2018 | 01:48

viribus_unitis: Все вопросы задаешь ? Читай больше, вникай, думай... оторвись от телевизора.


echo_shar 13 января 2018 | 11:36

yuryman:
Литва - законная часть России!
Пиндосы - вон с нашей земли!!!


com30 13 января 2018 | 12:14

echo_shar:
"России" нет и никогда не было. Что такое "Россия" определения нет. Да и сейчас, согласно конституции "Россия" это фантазия в нацистских головах, на самом деле это федеративное объединение разных народов и стран расположенных географически на условной России.
Могла бы условно называться к примеру Северо Азиатская Федерация.


izgoyev 14 января 2018 | 09:01

com30: Могла бы называться Северо Азиатская Федерация, но называется Россия. И вам придётся с этим как-то жить.


com30 15 января 2018 | 02:43

izgoyev:
Мне? ))
Мне совершенно фиолетово, хоть Алтайская федерация или Угро-финская конфедерация, это вам в этом как то жить.


izgoyev 15 января 2018 | 07:03

com30: Мы пережили либеральные реформы 90-х не смотря на "помощь" запада. Вот тогда было сложно жить. Но пережили. А сейчас, не смотря на западные санкции, жить на много лучше.


pravdatut 13 января 2018 | 00:17

wowagera: Сегодня не лучшие, особенно в РФ.


canary 13 января 2018 | 00:24

wowagera: щас зато хорошие и беззаботные, да?


echo_shar 13 января 2018 | 11:34

wowagera:
Т.е., если ЛДНР временно вернутся на Украину, то потом можно будет "Вновь провозгласить государственную независимость"?! )


com30 13 января 2018 | 12:22

echo_shar:
Нет, сможет вновь провозгласить о своей государственность ДВР Дальневосточная республика, ТНР Тувинская Народная Республика, Сибирская республика и т.д.


anatoli_antibandera21 12 января 2018 | 20:16

А где про Далю?


(комментарий скрыт)

yustas1971 12 января 2018 | 20:43

gosan: можно уточнить - вы же русский? По заданию (кгб/цру/моссада неважно) сын встречается с отцом и для вас все нормально - он же коммунист

только в России могли появиться павлики морозовы - и впрямь великая страна


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

yuryman 13 января 2018 | 01:51

antiluberast123: Ты между официальными архивами и сайтами с доменом "точка ру" разницу видишь ? Не ?


cat 13 января 2018 | 06:38

yustas1971: Почитайте историю и подумайте. Не только в России.


mppv 12 января 2018 | 21:53

Д это кровавые тайны ЦРУ


mamiluk 12 января 2018 | 21:57

В Литве опубликованы еще далеко не все фамилии тайных «помощников» КГБ. Историки считают, что многих потомков и ныне живущих еще ждут весьма неприятные сюрпризы.
_____________________
Это российское завтра....время летит быстро....исторические процессы,как правило имеют свои законы...подождем.


sagen 12 января 2018 | 22:15

Во всем это есть одна важная деталь. В Литве в свое время заявили - сотрудничал, приди, заяви, и будет тебе отпущение грехов. Из данного списка в 2700 фамилий это сделали всего 30 человек. К ним нет претензий и их имена не будут опубликованы. Когда вы оцениваете деятельность стукачей, не забывайте главного - ни одни из них никогда не гордился сделанным, они стыдятся этого. Значит знают, что совершали подлость. Было время, когда можно было громко заявить - был завербован, вынужденно. Кстати, несколько человек это сделали и не имели никаких проблем. Вся остальная свора затаилась.


spitac 12 января 2018 | 22:19

"Придавать огласке фамилии "
ПрИдавать можно значение, окраску и т.д., но прЕдавать огласке.


michails35 12 января 2018 | 22:32

Хочу, для справки, расшифровать название этого Центра, который с упорством, достойным лучшего применения, публикует такую "актуальную" информацию про кумиров литовской культуры, единственная "вина" которых в том, что они демонстрировали свои достижения, когда Литва была советской. Так вот, "Центр исследования геноцида и резистенции (сопротивления) жителей Литвы" (ЦИГРЖЛ), был создан для изучения двух трагедий, произошедших во время и после Второй мировой войны в Литве. Первая, это практически полное уничтожение (геноцид) еврейского населения Литвы. Из около 200 тысяч осталось 5%. Вторая - депортация до и после войны "классово чуждых" жителей (не взирая на национальность) - зажиточных крестьян ("кулаков"), капиталистов, чиновников буржуазной Литвы. Их высылали в Сибирь, считается, что полвина погибла от холода, голода и болезней. Хотя многие благополучно выжили и даже получили образование. После "оттепели" они вернулись. Продолжением этой трагедии считается сопротивление отдельных литовских отрядов после войны - "лесных братьев". Впервые об этом глухо было сказано в замечательном фильме "Никто не хотел умирать", где, кстати, сыграл и Баненис. Когда Центр был создан, эти две темы пытались "уравнять", была даже выдвинута теория "двух геноцидов". Этого, разумеется, не получилось. Теперь ясно, что геноцид - это про двести тысяч погибших евреев, а сопротивление - про сотни "лесных братьев" литовцев. Надо признать, что первой теме Центр в публичном пространстве уделяет меньше внимания. Зато грандиозный скандал разразился, когда всю работу за Центр по первой теме сделала литовская журналистка Рута Ванагайте. В ее книге впервые было громко сказано, что некоторые участники резистенции были активными участниками геноцида. Вот бы чем заняться Центру, ведь это исследование обеих тем, для которых он был создан! Но, нет, Центр продолжает выискивать "завербованных КГБ ". А творчество Банениса и Сондецкиса дорого большинству жителей Литвы.


robi62 12 января 2018 | 23:59

michails35: \\Хочу для справки\\
Мадам Ванагайте и творчество БанЁниса и Сандетскиса лежат на столь отдаленных орбитах человеческого воспрятия,как Путин и Навальный.Литва-страна швагров(кумов) ,где все обо всех знают. И если встает вопрос ,как вел себя человек засветившийся в КГБ ,но не сделавший никому вреда,то он не подсуден.ТАК ЭТО НАДО БЫЛО ТАК РАБОТАТЬ В КГБ сказал бы мой сосед,дядя Исаак...еще 100 лет ему жизни.


michails35 14 января 2018 | 14:28

robi62: Уважаемый, не надо напоминать мне, как пишется фамилия Баненис. Я это знаю, просто у мня трехязычная клавиатура ( английская, русская и литовская) и там есть только Е. А вообще-то, я всю жищнь знал актера БанИОниса, так всегда писалась его фамилия на русском.
Кроме того, хочу сказать, что вы зря недооцениваете деятельность Руты Ванагайте. Думаю ваш дядя Исаак (100 лет ему жизни) отнесся бы к ее книге о том, как были уничтожены 200 тысяч евреев Литвы, по другому.


ly4_sveta 13 января 2018 | 00:22

Интересно, а когда Россия начнёт раскрывать
тайны КГБ? Только взялись за этих кровавых
упырей в конце 80-х начале 90-х, так они
быстро сориентировались, захватив все в
свои руки, и протащив наверх одного из своих
самых ,,виноватых". Не зря один умный человек
сказал, что ни памятник Дзержинскому надо было
валить, а подвалы лубянские открывать и архивы доставать.


jetsam 13 января 2018 | 00:28

Банионис был талантом и талантом остался.
Печально, что, возможно (возможно), был агентом. Это его не красит.



kochar 13 января 2018 | 08:29

jetsam: В те времена так или иначе все были завербованы.
Никто просто так не смог бы попасть в западные страны не запачкавшись.
Актёры ,как правило, выполняли поручения чекистов не столь важного направления.
Они эмоциональны по природе своей и их использовали как "артистов" и не более того.
И не надо из этого делать трагедии, если вы узнаете фамилии нынешних продажных шкур во власти - то уверяю, что Банионис покажется конфеткой.


sandr 13 января 2018 | 12:56

kochar: Банионис хоть тайно, а Безруков - в открытую член высшего совета Единой России


kunst54 13 января 2018 | 00:29

Пусть назовут тех, кто выезжал тогда в Америку, и не был при этом стукачом. Да даже если его и завербовали, то не обязательно он стучал. Иначе тогда должны сохраниться его донесения, а о них речи нет.


elen_starikova 13 января 2018 | 01:12

Кто расстрелял тех 15 человек, вот в чем вопрос! Все подобные события как под копирку, словно режиссёр один и тот же.


tilik13 13 января 2018 | 03:20

Это точно. С другой стороны, потомков бывших (да и ныне живых) литовских нацистов тоже ждут сюрпризы, правда приятные (персональные пенсии, новые медали, лобзания литовских президентов).


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

lom2011 13 января 2018 | 05:56

Предлагаю редакции "Эха" и её модераторам не публиковать мои посты. Вы их всё равно ставите в самый конец комментариев.
"Эхо Москвы" окончательно превращается в пропутинский Youtube. До "Эха" такими стали "Грани".
====================================================================================
Не имеет никакого смысла излагать свои видения российских и мировых проблем на "Эхе".
"Эхо" окончательно легло под кремль и Лубянку.


(комментарий скрыт)

lena_spb 13 января 2018 | 11:08

mjau: к повторению в будущем люстрации не имеют никакого отношения. если человек поражается в правах новой власти только за то, что он принадлежал к какой-то организации или занимал какую-то должность, не нарушая при этом никаких законов, это может привести только к одному - полному разрушению правового поля. Осуждение без суда и без преступления - само по себе преступно, и гарантирует проблемы в будущем. Где у вас гарантия, что гимн, который пели вы, не будет завтра проклят, заклеймен и запрещен? (с)


lena_spb 13 января 2018 | 11:10

lena_spb: "новой властью", не "власти". Опечатка


yr5ii 13 января 2018 | 07:15

А давайте и "нашего" Мейергольда - "за ушко, да на солнышко".


bokarev_aleks 13 января 2018 | 07:29

Для меня Донатас Банионис действительно большой артист и сплетни злопыхателей читать не хочется.


vladimirgornitsky 13 января 2018 | 07:51

После оккупации в любой стране начинаются разоблачения и наказания людей, сотрудничавших с оккупантами. Такое происходило в таких разных странах, как СССР и Франция. При этом неизбежно возникают определенные перегибы и перехлесты. В силу эмоций, как во Француи, или в силу того, что власть расправлась со своими людьми даже без повода, не говоря уже о наличии повода, как в СССР.
В Литве этот процесс разоблачений несколько затянулся, так ведь и оккупация Литвы была гораздо более длительной, чем оккупация той же Франции или СССР, и, соответственно, число сотрудничавших с оккупантами было более значительным. И больше злобы накопилось.
А моральное право осуждать Баниониса, на мой взгляд, имеют только те люди, которые жили в те времена и отклонили предложение о сотрудничестве с КГБ. Думаю, таких немного найдется в стране, где все население тогда было уверено, что "стукач" имеется в каждом подразделении, и где чуть не половина граждан имели "допуск" и обо всех контактах с иностранцами (невольных, поскольку внутри страны такие контакты были запрещены, или разрешенных, как в служебных командировках) обязаны были писать отчеты в первый отдел без всякой особой вербовки. И где писать доносы на друзей и коллег и шельмовать их на собраниях было обычным делом, и занимались этим (во всяком случае - шельмованием) самые достойные и уважаемые люди.


amalit 13 января 2018 | 08:29

В те годы КГБ был официальной и легитимной структурой государства. Ну, как скажем Министерство здравоохранения, образования, или внутренних дел. Сотрудничество с любым из них не считалось чем-то предосудительным.
Нельзя осуждать людей, которые в 70-80 годы прошлого века сотрудничали с КГБ, опираясь на наше сегодняшнее понимание той роли, которую КГБ играл в политическом устройстве страны.


13 января 2018 | 09:09

И что, какое преступление совершил Банионис? Кого убил, кого изнасиловал, Ксюху Ларину или Коку Карлыча?


vladimir_veteran 13 января 2018 | 11:54

Это урок потомкам - не играйте в агентурные игры с государством.


dx555 13 января 2018 | 14:27

Сегодня уже не так и важно, какое звание у Путина.


oleg_kievlyanin 13 января 2018 | 23:24

Я бы сказал так: "через много лет открылась еще одна грань таланта великого артиста"
Оказалось, что он играл разведчиков не только на экране.
Хочется надеятся, что вреда от этого сотрудничества было немного.
Система была не только страшная, но и подлая.
Не думаю, что Банионис сам попросился в КГБ или предложил сотрудничество как Путин, он и без этого был личностью и талантливым человеком.
Слава богу, что хоть части территорий этой империи, советского Мордора удалось из него выравться.
Ну а остальным: ".....вы там держитесь"


Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире