frolnataly

Наталья Фролова

09 декабря 2018

F

В Вильнюсе 7-8 декабря прошел VI Форум Свободной России.
Участники форума дополнили санкционные списки, предрекли большую войну и посчитали ущерб, нанесенный России политикой Кремля.

3015949

Тема санкций вновь стала главной на очередном, шестом, Форуме Свободной России (ФСР), основанном Гарри Каспаровым и созываемом каждые полгода в литовской столице. Работа по оставлению списков началась еще в декабре прошлого года. В ноябре этого года члены Постоянного комитета ФНР представили результаты своей работы в Вашингтоне. «В нашем списке имена, которые и без того находятся под санкциями. Но наша задача – более подробно обосновать, почему эти субъекты должны находиться под санкциями», — пояснил собравшимся юрист Марк Фейгин, член Постоянного комитета ФСР. По его словам, ненависть Кремля к Форуму высока именно потому, что его участники занимаются самой болезненной и чувствительной для бенефициаров путинской системы деятельностью. «Санкции – это не работа предателей своей страны в пользу чужой страны, как это часто преподносится, — подчеркнул Фейгин. — Наоборот, мы – единственные, кто защищает налогоплательщика, чьи деньги уходят на военные операции, пропаганду на Западе, поддержку диктаторских режимов и прочее. Только санкционный ответ поможет сохранить для будущих поколений возможность вернуть эти деньги домой». В ближайшее время дополненный список лиц, принятый на VI Форуме, будет обнародован на сайте ФНР. Впрочем, бизнесмен и бывший министр экономического развития Украины (2014 — 2016 гг.) Айварас Абромавичюс высказал на Форуме мнение, что по-настоящему действенной силой обладает только одна санкционная мера – отключение России от системы SWIFT: «Для России, страны с достаточно развитой банковской системой, это был бы удар ниже пояса».

3015947

Некоторые участники форума отметили, что несмотря на американские и европейские санкции и гигантские затраты на военные операции, которые ведет Кремль, экономика России, похоже, удачно адаптировалась под новые условия – прогнозирумого уже четыре года краха путинской системы так и не случилось. Российские сми регулярно сообщают об экономическом росте, эксперты – о долгосрочной стагнации. «Это еще не зима, но уже точно осень», — уверен Андрей Илларионов, экономист и член Постоянного комитета ФСР, представивший на Форуме анализ динамики основных экономических показателей России за последние 29 лет.
Динамику ВВП России с 1990-го года по октябрь 2018 года Илларионов делит на три периода: первые девять лет Великой Российской рецессии (падение на 45%), с октября 98-го года до кризиса июля 2008 года – высокий и устойчивый экономический рост (на 99,7% — удвоение ВВП), с 2008 года – кумулятивный прирост ВВП на душу населения составил 6,7%. Но, поскольку в последний период население Крыма стало учитываться в качестве российского, то увеличение ВВП на душу населения за этот третий период реально составило 3,8%. По подсчетам экономиста, темп роста за последние десять лет уменьшился в 50 раз.
Помимо ВВП (показателя производства), Андрей Илларионов привел данные по показателю реального потребления. Высшую точку этот показатель достиг в апреле 2014 года, как раз в момент начала полномасштабной агрессии против Украины. С тех пор этот показатель снизился почти на 6%, что, по мнению эксперта, свидетельствует о том, что российское население платит за войну отказом от потребления.

Другая жертва, на которую в последние четыре года идет российское население, это сознательный отказ от рождения детей. Илларионов называет этот процесс второй демографической катастрофой за последние 30 лет. Только в 2012 году показатель рождаемости смог обогнать показатель смертности в России: прирост населения составлял от 1 до 20 тыс. в год. С сентября-октября 2015 года Россия вновь начала сползать в демографический кризис, фактически повторяющий кризис начала 90-х. Нынешнее сознательное решение россиян не заводить детей эксперт объясняет не столько экономическим спадом, падением потребления или девальвацией рубля, которые случились раньше, сколько военной операцией в Сирии.

Один из важных итоговых показателей – удельный вес России в мировом ВВП. За последние десять лет, по данным экономиста, этот показатель уменьшился с 2,5% ВВП до 1,9% ВВП, то есть до самого низкого его значения за всю историю наблюдения. «Последняя более–менее сравнимая оценка с Россией в нынешних ее границах – это петровская Россия 1700-го года. Тогда оценка удельного веса России в мировом ВВП составляла 2,15%. То есть сегодняшний показатель меньше, чем он был в год Нарвской битвы, которую затеял Петр».

Андрей Илларионов уверен, что одна из главных причин падения основных показателей – резкое падение индекса политической свободы после пика, достигнутого в 1991-м. Эксперт обращает внимание на то, что движение в сторону авторитаризма в России началось задолго до прихода в Кремль Владимира Путина – еще при так называемых «системных либералах». Сегодня, как показывает статистика, Россия по уровню политической несвободы обогнала как страны Ближнего Востока, так и традиционного лидера в этой сфере — Зимбабве. «Мне очень нравился термин «зимбабвийская болезнь». Но Россия постепенно догнала и даже обогнала эту африканскую страну, которая с 2008-года начала устойчиво развиваться. Так что сегодня эту болезнь можно смело переименовать в «российскую»».

Предприниматель Евгений Чичваркин отметил на Форуме, что нынешняя ситуация в России плохо действует на бизнес-среду, которая все больше впадает в состояние уныния. Чрезмерное государственное регулирование демотивирует бизнес, который с удвоенной силой («twin turbo», как выразился Чичваркин) начинает выводит капиталы из страны, несмотря на все попытки власти остановить этот процесс.

Депрессию, в которую постепенно скатывается российское общество, похоже, также подогревают разговоры о предстоящей большой войне. О ее неминуемости на Форуме говорили Аркадий Бабченко и Айдер Муждабаев, которые уверены, что Кремль пойдет на Украину с крупномасштабной войной. Их поддержал и Андрей Илларионов, который считает, что новая агрессия против Украины возможна в ближайшем полугодии (до июля 2019 года), когда, «по прогнозам, уровень воды в крымских водохранилищах станет нулевым и полуострову будет угрожать водная катастрофа». Экономист считает, что удар будет направлен против юга Украины. И пока этого не случилось, россиянам надо успеть определиться: готовы ли они к полноценной войне с соседним государством?

28 ноября 2018

Герои и мифы

Это история об оккупации (то, что упорно не хочет признавать Москва) и о стремлении к свободе, о любви и верности идеям, о стойкости и героизме, который становится очевидным лишь десятилетия спустя.

3009857

В Литве уходящий год был не только годом столетия Независимости, но и годом лидера партизан юга Литвы Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса, ровесника Независимости. Поэтому его имя регулярно звучит на разных общественных площадках. 20 ноября Сейм Литвы признал Раманаускаса-Ванагаса фактическим главой литовского государства c 26 ноября 1954 года, когда в Бутырской тюрьме в Москве был расстрелян другой командир партизан Йонас Жемайтис–Витаутас, и до 29 ноября 1957 года, то есть до смерти самого Раманаускаса. Вчера, 27 ноября, свою книгу о Раманаускасе-Ванагасе представил депутат Сейма и член комитета по Национальной безопасности и обороне Арвидас Анашаускас.

На постановление Сейма Литвы вновь, как и после торжественного захоронения партизана в октябре этого года, не упустил возможность отреагировать МИД России: «Факт наделения А.Раманаускаса-Ванагаса полномочиями главы Литвы является еще одним шагом властей ЛР по переписыванию послевоенной истории и, по сути, издевательством над памятью многочисленных жертв бандитского террора в Литве, родственники которых еще живы».

Повторяя вновь и вновь мантры про «главаря», «предводителя бандитов» и «многочисленные жертвы», российское внешнеполитическое ведомство в который раз использует советские фейки, сочиненные КГБ 60 лет назад, считает автор книги «Я — Ванагас» Арвидас Анашаускас. Работая над изданием, он изучил 20 томов дела Раманаускаса-Ванагаса в архиве КГБ, в том числе документы самих подпольщиков, дело его жены Бируте Мажейкайте и материалы агентурно-оперативного дела по слежке и захвату партизана. «Мы не переписываем историю, в чем нас обвиняет Кремль. Мы пишем нашу историю, очищая ее от советских мифов», — сказал Анаушаускас на презентации книги в Вильнюсе. Для работы над материалом ему пришлось привлечь самых разных экспертов, включая графологов, антропологов, врачей, чтобы в своих выводах опираться не только на собственные, пусть и профессионального историка, суждения, но и на конкретные результаты исследований специалистов.

Фейк о многочисленных жертвах, говорит Анашаускас, придумал руководитель КГБ Литовской ССР Казимерас Ляудис: именно в его справке, прикрепленной к делу, говорится о 8000 тысячах убитых сторонниках оккупационных властей. Но, кроме этой справки, в деле нет ни одного документа, подтвержадющего эти цифры. КГБ с трудом смогло собрать по разным учреждениям юга Литвы справки о 300 погибших за тот период. Но эти смерти никак не связаны с деятельностью Раманаускаса. Анаушаскас говорит, что в деле Ванагаса реальных расстрельных дел насчитывается около 140. Все они предворялись военно-полевым судом, решение принималось, как минимум, двумя командирами. Конечно, в мирное время и эти цифры кажутся страшными, но не стоит забывать, что речь идет о послевоенной Литве, которая после 20 лет Независимости испытала сначала советскую, потом нацистскую, затем вновь советскую оккупацию, массовые расстрелы и депортации. «Лесные братья» боролись с очень сильным, опасным и бесжалостным врагом. При этом, говорит Анашаускас, насколько позволяют судить материалы подполья, Раманаускас постепенно усложнял процедуру вынесения смертного приговора, чтобы максимально избежать злоупотреблений.

Вторая тема, которую так любит педалировать российская пропагандистская машина, это участие народов Балтии в уничтожении евреев. Но и здесь, утвержает Анашаускас, Раманаускас-Ванагас – вне подозрений. Во-первых, он не работал на немцев. Во-вторых, в Друскининкае, где он изначально жил, работал учителем и вел подпольную деятельность, ситуация вообще была иной, нежели в остальной Литве. Германия присоединила город к Восточной Пруссии, поэтому местных евреев собрали в гетто, но не расстреляли, как в других городах Южной Литвы (Рейсхкомиссариат Остланд), а со временем, в 1943-м году, перевели в другое гетто в Гродно, и только потом в концлагеря, где их уничтожали.

Интересно, что характерная связка «еврей значит коммунист» в Друскининкае (и даже шире – в Алитусском уезде, в который входил курортный город), не работала. По утверждению Анашаускаса, который тщательно проверял эту линию, среди друскининкайских коммунистов после первой советской оккупации не было местных – ни евреев, ни поляков, ни литовцев. Вся администрация состояла из коммунистов, присланных из Минска. Более того, секретарь комитета партии Алитусского уезда вообще был антисемитом: он категорически отказывался принимать евреев в партию.

Третий фейк, на который примерно год назад купилась писательница Рута Ванагайте, это миф о попытке самоубийства партизана. Именно тогда в соцсетях появился хештег в поддержку партизана «#ЯВанагас» (#AšEsuVanagas), который, кстати, Анашаускас и выбрал в качестве названия своей книги. Но записи врачей тюремной больницы в медкарте Раманаускаса свидетельствуют о жестоких пытках (в остальном СССР от этой практики сталинских времен, подчеркивает историк, в середине 1950-х уже начали уходить). Раманаускас лишился одного глаза, оглох на одно ухо, был кастрирован, потерял много крови, но после месяца пребывания в тюремной больнице был вновь переведен для допросов во внутреннюю тюрьму КГБ.

Такие фальсификации в деле Ванагаса – сплошь и рядом, как впрочем, практически в любом деле политзаключенных тех времен. А Раманаускас рассматривался как госпреступник особой важности. Внимательно читать такое дело – значит ставит под сомнение почти каждое предложение, читать между строк, искать правду через косвенные свидетельства, сравнивать с воспоминаниями очевидцев и разбирать с лупой то, что никому до тебя не приходило в голову вычитывать. Именно так Анашаускас смог, например, понять, что же на самом деле в своем последнем слове на суде говорил Раманаускас: прокурор в своих бумагах мелким, едва разборчивым почерком, законспектировал речь подсудимого, которая местами представляет собой полную противоположность официально задокументированной речи. После всего того, что мы знаем про 20-й век, кажется, уже невозможно удивляться любым перепетиям человеческой судьбы. Но все же мозг невольно начинает «переписывать историю»: а что, если бы родители Адольфаса Раманаускаса не поехали бы из Америки в Литву навещать своих стариков и не остались бы там, обрадовашись полученному в наследство хозяйству? Может, молодой Адольфас погиб бы на берегу Нормандии в 1944-м? А, может, дошел бы до Парижа и стал бы со временем обеспеченным американским пенсионером? Почему вместо этого – почти 15 лет тяжелой подпольной жизни, которая так и не увенчалась успехом, тюрьма, пытки и смерть от выстрела прямо в лицо? «Я надеюсь, что те, кто прочитают мою книгу, поймут, насколько тяжело быть Ванагасом», — говорит Анашаускас. Автор книги признается, что больше всего в личности партизана его удивила стойкость Раманаускаса в тюрьме, когда, очевидно, уже все было потеряно. Отличный шахматист, Ванагас вел хорошо продуманную игру со следствием, делал уступки, чтобы затем увести по ложному следу, тщательно скрывал место своего последнего пребывания, чтобы дать возможность скрыться 8-летней дочери (вместе с бабушкой). Позднее, как КГБ все-таки обнаружил дочь, партизан даже добился свидания с ней в тюрьме – почти без слов, при надзирателях. Сегодня 69-летняя Ауксуте Раманаускайте-Скокаускене – одна из главных живых свидетелей этой истории.

История Ванагаса, как и книга о нем, не про плохих русских и хороших литовцев. Среди тех, кто выслеживал, пытал, допрашивал и казнил Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса, есть и литовцы, и русские, и украинцы, и евреи. Это история об оккупации (то, что упорно не хочет признавать Москва) и о стремлении к свободе, о любви и верности идеям, о стойкости и героизме, который становится очевидным лишь десятилетия спустя.

Подробное интервью с Арвидасом Анашаускасом можно прочитать здесь.

1 ноября 2018 года в Литве вступили в силу обновленные Правила дорожного движения

Впереди Рождество, Новый год, в феврале праздник корюшки (в Клайпеде и Паланге), а в начале марта самая крупная и древняя ярмарка Литвы – Казюкас (в Вильнюсе). А там уже и до лета рукой подать. А значит есть множество поводов приехать в Литву. Поэтому пишу этот блог про нововведения и другие важные моменты специально для водителей, ведь незнание законов, как известно, не освобождает от ответственности.

Начнем со скорости. В теплое время года, то есть с начала апреля и до конца октября, на автомагистралях Литвы (с зеленым знаком) можно ездить со скоростью 130 км/ч, на скоростных дорогах (с синим знаком) – 120 км/ч. В холодное время года (с 1 ноября по 31 марта включительно) скорость и на магистральных, и на скоростных дорогах снижается до 110 км/ч. На городских и обычных загородных дорогах скорость в зависимости от времени года не меняется: 50 км/ч в городе, 90 км/ч на асфальтированной и бетонной и 70 км/ч на гравийной загородной дороге. Но это, как было в старых правилах, так и осталось. В обновленном варианте послабление получили начинающие водители (стаж до двух лет, наклейка с зеленым клиновым листом): теперь на автомагистралях им разрешается ездить со скоростью 100 км/ч, на скоростной дороге – 90, на загородных асфальтированных и бетонных – 80, на остальных – 70.

Вообще, местные водители, в большинстве своем, стараются не гонять и соблюдать скоростной режим, едут неторопливо. К тому же, пробки бывают в определенные часы утром и вечером, в остальном, движение предсказуемо. Поэтому россиянам, особенно москвичам, здесь надо постараться приноровиться к размеренной езде и не бояться куда-либо не доехать вовремя.

Кстати, за последний год на дорогах Литвы появилось много современных радаров. Причем, на некоторых участках установлены приборы, измеряющие среднюю скорость движения. Полицейские «засады» встречаются редко, но зато вашу скорость может измерить, например, полицейский, едущий вам навстречу. Водители на машинах с российскими номерами рассчитывают, что вряд ли получат штраф, если высокую скорость зафиксирует висящий над дорогой радар – ведь их нет в системе и штраф слать просто некуда. Но если вашу скорость измеряет полицейский патруль, то он может, в принципе, не полениться развернуться, догнать и выписать штраф.

Еще одно новшество этой осени – требование к водителям более внимательно относиться к пешеходам и велосипедистам. С 1 ноября водителям запрещается выезжать на пешеходный переход, даже если стоящий на тротуаре у перехода человек продемонстрировал намерение перейти дорогу. Тем более нельзя выезжать на зебру, если пешеход только ступил или уже идет по переходу. Раньше водитель был обязан пропустить только пешеходов, идущих по переходу. В соцсетях, кстати, многие уже возмутились этим нововведением: на некоторых переходах «нескончаемый людской поток» пешеходов, а значит проехать их будет практически невозможно. Но чиновники на этот аргумент отвечают, что с подобными проблемным местами должны разбираться мэрии городов, возможно, устанавливать там светофоры.

В то же время новые правила обязывают и пешеходов более сознательно вести себя на переходе – не делать ничего, что отвлекает в момент перехода от соблюдения правил безопасности. Например, не торчать в телефоне.

Если вы едете мимо велосипедиста, который едет по проезжей части, то на скорости 50 км/ч вы должны держаться от него на расстоянии минимум один метр. Если скорость больше, то полтора метра. Вообще, литовские ПДД обязываюсь водителя все время анализировать ситуации на дороге с точки зрения психологии. И главное тут – помнить, что от пешеходов (особенно, от детей) и велосипедистов на дороге можно ожидать все, что угодно. А ответственность в любом случае лежит на водителе.

Этой осенью Литва также перешла на общую для всех стран Европейского Союза схему обозначения топлива на заправках. Бензин (benzinas) теперь обозначается буквой Е с цифрами 5 или 10, указывающими максимальное количество биотоплива (этанола) в топливе. Дизель (dyzelinas) – буквой B и цифрами 7, 10, 20 или 30 в зависимости от количества в нем биотоплива (то есть важно запомнить, что B – это не бензин, а дизель). Еще важно не перепутать обозначения B и Dž. Последняя аббревиатура относится к топливу для сельхозтехники, которое стоит обычно дешевле, чем дизель. Сжиженный нефтяной газ – LPG.

3001804

О чем еще надо помнить, передвигаясь на дорогах Литвы на автомобиле?

Во-первых, алкоголь. Для водителя со стажем допустимый уровень алкоголя в крови – 0,4 промилле. Для начинающих и тех, кто работает за рулем, 0 промилле. Штрафы измеряются сотнями евро, в зависимости от ситуации и последствий.

Во-вторых, резина. По правилам, до 10 ноября водители обязаны сменить летнюю резину на зимнюю, с шипованной резиной можно ездить с 1 ноября.

В-третьих, выезд на перекресток с круговым движением. Часть крупных таких перекрестков имеют специальную разметку. Въезжать на них необходимо с учетом того, на какой съезд вы выезжаете. Если на первый и второй, то можно въезжать по первой полосе. Если на второй и последующие, то въезжать стоит со второй полосы. В любом случае перед перекрестком будет стоять знак, на котором будет изображена схема движения.

В-четвертых, поворот на зеленую стрелку направо. Тут важно запомнить, что если зеленая стрелка сделана в виде дополнительной секции светофора (то есть включается и горит в нужный момент) и висит рядом с «зеленым», то водитель может смело поворачивать. Если же стрелка сделана в виде дополнительной таблички (то есть в виде рисунка) и прикреплена рядом с «красным», то водитель обязан остановиться у стоп-линии, после этого убедиться, что его поворот не помешает ни водителям, едущим по дороге, на которую он поворачивает, ни пешеходам, и только после этого повернуть.

И, в-пятых, про взятки. Не стоит рассчитывать на то, что если вас поймали за нарушение, то получится быстренько откупиться. С низовой коррупцией в Литве успешно справились.

«Осторожно! – полу в шутку, полу всерьез предупреждает владелец музея Виктор Буткус. – Мы с вами сейчас стоим как раз в том месте экспозиции, которая нависает над улицей без всякой поддержки. Там ни столбов, ни балок – ничего нет!» Он, кажется, и сам до сих пор не может поверить в реальность: в то, что музей построен, в то, что по нему уже ходят первые посетители, и в то, что работы литовских мастеров, преданные забвению в советские времена, наконец, обрели достойное место для экспозиции. Поэтому и необычное здание музея, спланированное известным американским архитектором Даниелем Либескиндом, кажется вот-вот исчезнет, если сделать хотя бы один неправильный шаг.

Но музей стоит. Более того, он встал в нужном месте и в нужный час. Раньше по адресу улица Пилимо, 17 (Pylimo,17) располагался кинотеатр «Литва» («Летува»/ Lietuva), построенный в 1965-м году. В Вильнюсе он считался легендарным: здесь проходили премьеры и фестивали, встречались люди из мира кино, представители творческой интеллигенции вообще, влюбленные назначали свидания. Но в новые времена кинотеатру выжить не удалось. Несмотря на приватизацию, попытки перестроить и переоборудовать здание, кинотеатр все-таки закрылся. В 2000-е заговорили о необходимости сноса, и даже нашелся застройщик, вложивший миллионы в разработку нового жилого комплекса. Место-то хорошее, буквально через дорогу – вход в старый город.

Но тогда идея снести «Летуву» возмутила вильнюссцев. Активисты развернули кампанию, провели акции протеста. Застройщик подсчитывал многомиллионные убытки (и, кстати, несколько лет спустя обанкротился) и подавал на активистов в суд. Но общественность отстояла здание – и оно продолжало стоять пустым. Форма осталась, а идея умерла.
Новая идея, как реанимировать это место, появилась в 2014 году. Именно тогда после долгих исканий и выбора из шести разных мест было решено отдать под строительство Центра современного искусства именно площадку кинотеатра. И в этот раз общество не стало возражать. В 2016 году начался снос здания. Сегодня, 18 октября, белое кубическое здание, которое только прямыми линиями напоминает «Летуву», торжественно открылось. Как отметил приехавший в Литву накануне открытия архитектор Даниель Либескинд, для него было важно, чтобы музей вписался в архитектурную и культурную среду Вильнюса и оживил пространство вокруг. И, похоже, у него это получилось.

Дело в том,что сам Либескинд из польской еврейской семьи («из этих мест», как он говорит). Семья пережила Холокост, в конце 50-х уехала в киббуц в Израиль, затем перебралась в Нью-Йорк. Поэтому автору проектов еврейских музеев в Берлине, Сан-Франциско и Копенгагене местный контекст хорошо понятен. Либескинд – член вильнюсского Ротари-клуба. И как раз на одном из заседаний клуба решилась судьба будущего музея.
«К этому моменту я провел уже несколько конкурсов в поисках подходящего проекта, и все оказались неудачными, — вспоминает в беседе с корреспондентом «Эхо Москвы» Виктор Буткус. – А тут предоставилась возможность спросить у самого Либескинда: готов ли он создать проект? И он согласился!»

На естественный и нескромный вопрос, откуда у семейной пары ученых и предпринимателей взялось столько денег — и на приобретение гигантской коллекции картин и фотографий, и на архитектора с мировым именем, и на строительство музея и последующее его содержание, Буткус рассказывает свою историю успеха. Химик, специалист по молекулярной биологии, руководитель лаборатории, Виктор вместе с женой Дангуоле создал в 90-х компанию по производству реактивов. «Мы сделали компанию и придумали технологию мирового масштаба, которая не помещалась в рамках Литвы. Нашим основным рынком были США, филиалы были в 72 странах, включая 20 офисов в Китае. За несколько лет мы завоевали 25 процентов мирового рынка и получали 100 млн долларов в год, что очень неплохо для такой нишевой сферы, — с гордостью рассказывает Виктор. – Но в какой-то момент мы поняли, что можем начать отставать, потому что наука шла вперед, а у нас в Литве, в отличие от Америки, не хватало специалистов. И пока мы были на пике, решили продать нашу компанию. Крупнейшая в мире американская компания в сфере биотехнологий Thermo Fisher Scientific предложила самую высокую цену — 260 миллионов долларов. Два года я постепенно отходил от науки. А потом мы посоветовались с Дангуоле и решили, что наша Литва очень нуждается именно в таком музее». В него и переехала коллекция фотографий и картин, которую Буткусы собирали многие годы. А о происхождении средств сегодня напоминает центральная лестница музея в форме ДНК.

Для самой первой экспозиции под общим названием «Все искусство – это про нас» была отобрана часть всей коллекции. Это работы литовских художников советского периода, начиная с 1960-х годов до сегодняшних дней. Некоторые из художников умерли, не дождавшись признания, некоторые эмигрировали, кто-то покончил жизнь самоубийством. Переживание советской действительности у художников выражалось по-разному: кто-то уходил в абстрактную живопись, кто-то, наоборот, с предельной четкостью зарисовал детали быта. Здесь же видны и попытки отразить и осознать свою историю – участие литовцев в Холокосте, советскую оккупацию, поиски новой идентичности в эпоху независимости. Поэтому в одном зале соседствуют и зарисовки сцен убийства евреев, и лица советских солдат, и даже эротическая сцена на сборе клубники в полях Великобритании. «Я, как и многие наши эмигранты, решил заработать на клубнике. После лета работы в поле, я понял, что рука меня не слушается и я не могут писать, — сегодня не без улыбки вспоминает художник Вилмантас Марцинкявичус. – Поэтому вот так, крупными мазками, начал эту работу. Кроме того, меня всегда учили, что согбенная в поле фигура – одна из главных в изобразительном искусстве. Так что в этом акте на полотне получила свою интерпретацию и эта тема, и моя усталость от тяжелой работы в поле». Эти переходы от серьезного и трагического к юмористическому и повседневному, соединение прямых и изогнутых линий здания и дизайнерского решения первой экспозиции держат посетителя в тонусе, не дают забыть, что литовское искусство даже в советское время пыталось выйти за рамки предписанных идеологией форм и делало это очень смело.
На открытии музея один из гостей подметил, что Литва никогда не переставала быть частью Запада и что новый Центр современного искусства для страны означает нечто более важное, чем просто культурное событие местного масштаба. Это – полноценное возвращение на Запад, которое потребовало гораздо больше времени и сил, чем обретение независимости.

В Литве торжественно перезахоронен один из командиров литовских партизан Адольфас Раманаускас-Ванагас.

Спасибо Марии Захаровой – теперь это имя хорошо знают в России. В ходе очередного брифинга в четверг она обратила особое внимание на предстоящее в Литве торжественное перезахоронение. И если повыкидывать из ее речи все идеологические «жабы» и «змеи» в виде «главаря», «бандформирований» и «по локоть в крови», то становится ясно: Москва этим заявлением признает важность этих похорон и де-факто героизм «Лесных братьев».

МИД также возмутился близостью могилы командира партизан с местом «погребения более пяти тысяч советских солдат, погибших при освобождении Вильнюса от фашистких захватчиков». В этом заявлении трудно уловить логику и здравый смысл. Разве нельзя хоронить рядом с солдатами Великой отечественной войны, например, новомучеников, противостоявших антицерковной политике советского государства, или участников Белого движения? «Антисоветчиков» и коммунистов с «простыми советскими гражданами» — только отдельно?

Желание любой ценой побольнее укольнуть литовцев, видимо, с такой силой охватило чиновников МИД, что от волнения они и в этот раз вновь попали пальцем в небо. «Вновь» – потому что не пустили этим летом в Россию литовскую молодежь ухаживать за могилами литовских ссыльных в рамках проекта «Миссия Сибирь». А «в этот раз», потому что Адольфас Раманаускас – самая неподходящая кандидатура для обвинений в том, что «по локоть в крови», и в том, что был пособником фашистов и убивал евреев.
Вопрос об участии литовцев в уничтожении литовских же евреев – по-прежнему очень болезненный для страны. Не потому, что у кого-то возникают сомнения в том, хорошо или плохо убивать евреев. Какой нормальный человек, вне зависимости от национальности, скажет, что это хорошо?! Активные общественные дискуссии вызывает другой вопрос: как относится к тем борцам за свободу, которые действительно в той или иной степени были причастны к убийствам евреев? Оставлять или нет имена этих людей в названиях улиц и школ? Делать ли поправку на то, что немецкая антиеврейская пропаганда тогда имела сильнейшее воздействие на умы? И те, кто четко отвечают «нет» на последний вопрос, в пример сегодня приводят именно Адольфаса Раманаскауса-Ванагаса (последняя часть фамилии, кстати, означает позывной; «ванагас» в переводе с литовского значит «ястреб»). Его репутация признана кристально чистой целым рядом независимых литовских историков, исследователей и публицистов, которые очень внимательно и придирчиво изучили архивы КГБ и воспоминания тех, кто лично знал Раманаускаса-Ванагаса.

Адольфас Раманаускас родился в 1918 году в США, ребенком вместе с родителями вернулся в Литву. Выучился на учителя и буквально перед оккупацией Литвы, в июне 1940-го года, закончил Военную школу в офицерском звании. В 1941-м, когда советской армии пришлось ретироваться из Литвы над напором немцев, Раманаускас присоединился в друскининкайскому оборонительному отряду, который защищал местное население и склады от мародеров. Когда пришли немцы и разоружили отряд, Раманаускас покинул отряд и переехал в Алитус, где устроился работать учителем. Чтобы не попасть в немецкую армию и не сотрудничать с немцами, он скрыл свое военное звание. В 1945-м, когда советские войска вновь оккупировали Литву, Раманаускас ушел в подпольное движение. В 1948 году Раманаускас стал командиром партизан Южной Литвы. В течение нескольких лет он оставался единственным выжившим лидером партизан, одним из символов подпольного сопротивления и моральным авторитетом внутри партизанского движения. В результате предательства в 1956 году Раманаускаса-Ванагаса и его жену арестовали в Каунасе. Партизана пытали и год спустя расстреляли. Историки, узучившие материалы КГБ, свидельствуют, что пытки отличались особой изощренностью (видимо, мстили за то, что не могли долго поймать): Раманаускаса сильно избили, кастрировали и выкололи глаз.

Примечательно, что широкий общественный интерес к фигуре этого литовского партизана возник примерно год назад. Тогда писательница и специалист по пиару Рута Ванагайте (известная в России по книге «Наши» про уничтожение евреев в Литве) в погоне за популярностью решила «разоблачить» Адольфаса Раманаускаса. Она сообщила, что, по ее данным, партизан с 1940-го сотрудничал с НКВД, сдавал чекистам своих и был причастен к истреблению евреев. Более того, Ванагайте утверждала, что Раманаускас не подвергался пыткам, а сам себе нанес телесные повреждения во время пребывания в тюрьме КГБ. Но после того, как профессиональные историки опровергли ее слова, Ванагайте была вынуждена публично извиниться за «поспешные и высокомерные комментарии».

Эта история заставила литовское общество задуматься, насколько хорошо оно знает свою историю и почитает своих героев. В ноябре прошлого года было решено объявить предстоящий, 2018-й год, годом Адольфаса Раманускаса-Ванагаса, который, к тому же оказался ровесником Литовской независимости. Режиссер документального кино Агне Заланскайте сняла фильм о партизане – «Непобедимый» (по ссылке – английская версия фильма ), а депутат сейма и историк Арвидас Анашаускас написал о нем книгу.

Ученые активно занялись поисками останков Раманаускаса-Ванагаса и нашли их на Сиротском кладбище в Вильнюсе. Экспертиза показала, что и убили партизана тоже необычным способом — выстрелом в нижнюю челюсть слева. От такого выстрела, говорят эксперты, жертва, скорее всего, должна была умереть не сразу, а спустя какое-то время. То есть издевались до самого конца.
Гроб с останками Адольфса Раманаускаса-Ванагаса вчера, 5 октября, был выставлен для прощания в костеле Святых Иоаннов Вильнюсского университета. Весь день поклониться национальному герою шли самые разные люди. Под вечер очередь с белыми цветами растянулась на весь университетский внутренний двор. Сегодня, 6 октября, гроб перенесли в Кафедральный собор, а оттуда, после мессы, многотысячная процессия двинулась на Антакальнисское кладбище Вильнюса.

Там, между прочим, похоронены не только советские солдаты. Есть могилы немецких, польских, французских (наполеоновских) солдат и даже мусульман, погибших в Первую мировую войну. Там покоятся литовские деятели, боровшиеся за независимость страны, и лидеры Компартии Литвы, сдавшие страну Кремлю. Но покойники между собой не спорят и друг другу не мстят.

2987762

2987764

2987766

2987768

2987770

2982018

Поездка начнется с Литвы (22-23 сентября), затем понтифик отправится в Латвию, Ригу (24 сентября) и в Эстонию, Таллинн (25 сентября). Литва – самая католическая из трех балтийских стран, почти 80 процентов ее населения считают себя католиками. Поэтому именно с нее папа Франциск начинает свой визит: он посетит нынешнюю столицу Вильнюс и Каунас, столицу межвоенной Литвы.

22 сентября в Вильнюсе в президентском дворце папа встречается с президентом Далей Грибаускайте, с другими представителями государства и дипломатами. Как сообщил корресподенту «Эха» архиепископ Вильнюса Гинтарас Грушас, на официальные мероприятия приглашены и представители Русской Православной Церкви: «О специальных отдельных встречах речи не идет, но, возможно, им удастся тоже подойти к понтифику и поприветствовать его». Затем папа отслужит мессу в часовне Остробрамской иконы Божией Матери (главная святыня Вильнюса, ее почитают христиане всех основных конфессий), проедет по центральным улицам на папамобиле и на Кафедральной площади встретится с литовской молодежью. Встреча с молодыми людьми намечена и в Каунасе 23 сентября, где понтифик тоже проведет богослужение и обратится с проповедью к пришедшим. Особый акцент на общение с молодежью не случаен, позднее объясню почему.

В обоих городах Литвы идет беспрецендентная подготовка. Металлические ограждения были выставлены вдоль тротуаров центральных улиц за несколько дней до визита, а на Кафедральной площади Вильнюса был сооружена сцена и площадка с белым балдахином для папы Франциска.

2982020

Желающим увидеть папу необходимо было заранее зарегистрироваться – или через свои приходы, или самостоятельно через специальный веб-сайт. Чтобы занять место прямо у ограждений и увидеть папу, прийти в свой сектор необходимо сильно заранее – приблизительно за два часа. Поэтому в интернете появились статьи и разные блоги о том, как подготовиться к длительному ожиданию встречи с папой, что лучше взять с собой из одежды и еды, чтобы это еще позволила пронести охрана, чем развлечь себя и детей. Рекомендовали на всякий случай взять зонтики. Синоптики предупредили, что хорошую летнюю погоду (еще в пятницу накануне визита в в столице Литвы было 25 градусов тепла) в субботу резко сменит осенняя – дождливая и холодная (всего 14-16 градусов). И синоптики не ошиблись. Впрочем, на пресс-конференции за два дня до приезда папы в Вильнюс, вильнюсский архиепископ Гинтарас Грушас высказал надежду, что «сила молитвы» поможет паломникам, а если и будет дождь, то он будет «благодатным», как во время своего визита в Литву сказал другой папа римский Иоанн Павел Второй. С тех пор прошло ровно четверть века.

В Литве хорошо помнят визит Иоанна Павла Второго в 1993-м году. Тот его приезд был воспринят как поддержка Литве и отметил собой, по словам самого Иоанна Павла Второго, «рубеж между вчерашним и сегодняшним днем» и для молодого государства, делающего первые шаги на пути к свободе, и для Католической церкви в стране. В благодарность за эту поддержку в начале этого сентября в одном из спальных районов Вильнюса был заложен храм в честь святого Иоанна Павла Второго.

Тему свободы и независимости, поднятую папой-поляком, продолжил папа-аргентинец, даже несмотря на то, что ему часто ставят в упрек непонимание европейской истории, особенно 20 века. Обращаясь к жителям стран Балтии накануне своего визита, папа Франциск особо подчеркнул, что его приезд приурочен к отмечаемому в этому году столетию обретения независимости всеми тремя балтийскими странами, и это естественная дань уважения всем тем, кто своими жертвами в прошлом обеспечил настоящую свободу. «Свобода, как мы знаем, это сокровище, которое надо постоянно оберегать и передавать, как драгоценное наследство, будущим поколениям», — сказал папа Франциск. Вернувшись из Каунаса в Вильнюс, понтифик, согласно программе, должен также посетить памятник жертвам Вильнюсского гетто и Музей оккупации и борьбы за свободу.

2982016

Впрочем, литовские архиепископы призывают не искать политической подоплеки в нынешнем визите. То, что папа Франциск впервые окажется так близко к России, не должно беспокоить Москву, поскольку экуменические связи между христианами разных конфессий в балтийском регионе особые. «В других местах таких хороших не найдешь!» — восклицает Гинтарас Грушас.

«Главная идея этого визита выражена в нашем приветственном лозунге «Христос Иисус – наша надежда». Эта надежда нужна людям в любые времена и особенно сегодня, в постоянно меняющейся ситуации в Литве, когда многие уезжают, не находя надежды внутри страны или в себе, — считает архиепископ Каунаса Лёнгинас Вирбалас. — Надежда нужна семьям, члены которых вынуждены жить вдалеке друг от друга. Думаю, что нам, отпраздновавшим столетие литовской независимости, нужно видение ближайшего будущего и ободрение со стороны главы Католической церкви».

Кстати, слоган «Христос Иисус – наша надежда» лег в основу одноименной песни, которая, по замыслу организаторов, будет исполнена во время встреч понтифика с молодежью в Вильнюсе и в Каунасе. В специальном клипе снялась 90-летняя Ирена Валайтите-Шпакаускене, пережившая ссылку в Сибирь в советское время, но больше всего в видео молодых людей. Почему? Молодежь массово уезжает на заработки в другие страны Европы и все больше секуляризируется. Местное священство жалуется, что в Литве все меньше желающих поступать в духовные семинарии и посвящать себя монашеской жизни. И скандалы внутри Католической церкви, связанные с педофилией, тоже наносят серьезный удар по ее авторитету. Поэтому вдохновить молодежь и укрепить ее в вере — не только в Бога, но и собственную страну – и призван этот визит.

В Вильнюсе, прямо перед российским посольством, сегодня будет открыт сквер имени Бориса Немцова

В 16.30 по местному и московскому времени с таблички с надписью «Сквер Бориса Немцова» (на двух языках – русском и литовском) будет торжественно снята завеса. Во время церемонии открытия выступят литовские и российские политики и журналисты. От Литвы – министр иностранных дел Линас Линкявичус, мэр Вильнюса Ремигиус Шимашюс, первый глава независимого литовского государства Витаутас Ландсбергис и депутат Литовского Сейма и специальный докладчик Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по расследованию убийства Бориса Немцова Эмануэлис Зингерис. Последнему, кстати, был запрещен въезд в Россию; как предполагает политик, за независимое расследование убийства Немцова в ночь с 27 на 28 февраля 2015 года в Москве. С российской стороны, как ожидается, выступят дочь Немцова и ведущая программ Deutsche Welle Жанна Немцова, политик и журналист Владимир Кара-Мурза и депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский. Он и будет единственным официальным лицом со стороны России.

Остальные российские официальные лица будут наблюдать за церемонией из окон бывшего сельскохозяйственного техникума, а ныне посольства. Здание, предоставленное России, находится в уютном, живописном районе Вильнюса, который по-литовски называется Жверинас, а по-русски Зверинец (у Радзивиллов здесь были охотничьи угодья). Жверинас расположен центрально, но немного в стороне — в излучине реки Нерис и в окружении двух больших парков. Здесь почти нет высотного строительства (этажей пять максимум), а в основном – двух-трехэтажные частные виллы и жилые дома. Зверинец считается престижным районом, поэтому здесь так много посольств и резиденций иностранных дипломатов.

Российское посольство расположено на улице Латвю, то есть Латвийской. Переименовать ее невозможно – нельзя обидеть соседнюю страну. Поэтому последние 20 лет говорящие названия стали получать скверы вдоль улицы. В 1998 году появился сквер Джохара Дудаева, президента самопровозглашенной республики Ичкерия (1991-1996), убитого российскими спецслужбами за два года до этого. Сегодня, три года спустя после убийства Немцова, название обретет другой безымянный сквер. И если сквер Дудаева расположен на дальнем конце улицы, то сквер Немцова – прямо перед посольством, справа от дорожки, по которой российские дипломаты въезжают на территорию диппредставильства. Слева от этой дорожки (там детская площадка) осталась еще одна безымянная часть сквера. Дай Бог, чтобы не возникла необходимость переименовывать и ее.

C идеей увековечить память о Борисе Немцове в Вильнюсе выступали и литовские политики, и представители последней, «путинской», волны российской эмиграции, объединенные в движение «Российское европейское движение». Но сложность была в том, что по сложившейся традиции улицы литовской столицы могут быть переименованы только через десять лет после смерти человека. Появлялись и компромиссные варианты – например, назвать зеленую территорию перед посольством «Сквером российской демократии». Но представители движения настаивали: либо в честь Немцова, либо не стоит затевать эту историю в принципе.

В итоге решение о переменовании сквера городской совет Вильнюса принял 23 мая этого года подавляющим большинством голосов. «Когда мы назовем это место именем Бориса Немцова, это будет не только знаком уважения к этому конкретному человеку, который был яркой фигурой, человеком со всеми его сильными и слабыми сторонами, но и символом современного демократического движения, демократического сопротивления наших дней», — сказал на заседании горсовета мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс. В интервью агентству BNS за несколько дней до сегодняшней церемонии городской глава отметил, что ценит борьбу Немцова, Анны Политковской и других убитых российских демократов и журналистов против режима Владимира Путина и что память о них стóит того, чтобы быть увековеченной «в Вильнюсе, в самом дальнем бастионе свободы на востоке Европы»: «Сквер имени Бориса Немцова — знак уважения для всех российских демократов и полмиллиона жителей Москвы, которые 13 января 1991 года вышли на улицы поддержать Литву.

«Самый дальний бастион свободы на востоке Европе» перенял эстафету у Вашингтона, где именем Бориса Немцова была названа площадь, на которой стоит посольство России. Торжественная церемония в столице США прошла в конце февраля 2018 года, буквально накануне третьей годовщины гибели политика. Поэтому, узнав о решении городского совета Вильнюса, 24 мая российское посольство в Литве на своей странице в Facebook разразилось едким комментарием в адрес мэра: «Не смог не собезъяничать».
«Это очередное проявление мелкотравчатого политиканства нас не удивило. У господина Р.Шимашюса давно появился зуд по поводу названия сквера у российского Посольства, — написал в соцсети в привычной теперь для российского внешнеполитического ведомства язвительной манере посол России в Литве Александр Удальцов. — Честно скажу: жалко тихий, облюбованный детьми и утками сквер, который теперь, скорее всего, затопчут всякого рода заезжие советчики мэра, представляющие «подлинно демократическую Россию». А детишки, боюсь, заблудятся в бюстиках и именных скамейках.
В прошлом году я направлял мэру Вильнюса письмо, в котором просил привести в порядок этот сквер, почистить пруд, замостить колдобины на улице, покрасить давно заржавевшие столбы, что портит вид и репутацию прекрасного европейского города. Прошел год, но у господина Р.Шимашюса руки не дошли… Впрочем, за заботой о демократии в России ему, видимо, не до внешнего вида города, мусора, завалившего его, и т.д. и т.п. Хотя теперь, надеюсь, в знак уважения к Б.Немцову он, наконец, займется прямыми мэрскими обязанностями».

Уважение к Борису Немцову те, кто сегодня соберутся в сквере у ограды российского посольства, и те, кто в это время будет отсиживаться по другую ее сторону, очевидно, понимают по-разному. Владимир Кара-Мурза уверен, что географических точек, названных в честь Немцова будет становиться все больше. Вашингтон, Вильнюс ... Сколько еще иностранных городов увековечат Немцова, пока эта фимилия не появится на карте Москвы?

19 августа 2018

Pussy Riot по-литовски?

Трое актеров, переодевшись священниками, прямо во время праздничного богослужения в честь Успения Богородицы вошли в костел и на манер проповеди прорекламировали свое шоу.

История для католической Литвы необычная, поэтому мгновенно вызвала бурную реакцию общества. Что это: новая форма рекламы, хулиганство и намеренное, как сказали бы в России, «оскорбление чувств верующих» или плохо продуманная политическая акция?

14 августа Католическая церковь отмечает праздник Успения Богородицы – один из главных христианских праздников (РПЦ его отмечает 28 августа, по юлианскому календарю). В Литве – этот день выходной, как и многие другие важные церковные праздники, на которые по всей стране в костелы собирается множество верующих. Как, впрочем, и на литургию в рядовые воскресные дни. Примерно 80% населения страны считают себя католиками, а сама Католическая церковь регулярно лидирует среди институтов, которые, по опросам общественного мнения, вызывают наибольшее доверие населения. Торжественные мессы, как правило, проходят также по большим государственным праздникам. А 1 сентября многие школы – дети, родители и учителя – отправляются в костел на совместную молитву перед началом учебного года. И при этом, кстати, родители не возражают и не жалуются на излишнюю клерикализацию общества.

Сейчас, в преддверии папского визита в Литву, который намечен на 22-23 сентября, католики чувствуют особое воодушевление. На этой волне розыгрыш шоуменов получил особую огласку и вызвал самые противоречивые чувства.

Что, собственно, произошло? Литовский шоумен Виталиус Цололо, известный по шоу черного юмора, вместе с еще двумя актерами (один раскрасил себе лицо черно-белой клоунской маской) появились на мессе в костеле в местечке Тургеляй, в Шальчининкском районе Литвы. В этом приграничном с Беларусью районе живут в основном поляки, поэтому месса проходила на польском языке. Собственно, на польском языке Цололо и обратился к прихожанам: «В этом году Апокалипсис отменяется. 11 октября с небес снизойдет свет ... в святом месте в Вильнюсе, которое называется «Сименс арена». Те, кто придет, чудесным образом исцелится…» После чего актеры стали развдавать собравшимся на мессу самокрутки наподобие косяков – дескать, опиум для народа. Акция транслировалась в прямом эфире Facebook.

Цололо с компанией впоследствии объяснили: это рекламный трюк, представляем новое шоу Zero Life Show. Некоторые, увидев запись акции в интернете, отреагировали, как и ожидали артисты: раз реклама юмористического шоу, значит, посмеялись и пошли дальше. Но многие литовцы пишут о недопустимости такого поведения в церкви и вторжения в пространство верующих. «Если бы это было сделано на площади, за пределами церкви, то можно было бы в это (в то, что это реклама – прим. ред.) поверить. Но это было сознательное вторжение в ход обряда и нарушение права общества совершать религиозный обряд», — считает депутат Сейма Мантас Адоменас. Выступая на ЛРТ, главном государственном канале страны, он сказал, что видит в акции нарушение Конституции: «Разве можно нарушать конституционные права, а потом просто говорить: «Да это же реклама, все в порядке?!»».

Правоохранительные органы, кстати, пообещали разобраться в ситуации – провести доследственную проверку, была ли нарушена статья 171 Уголовного кодекса Литвы, которая предусматривает общественные работы, штраф, арест или лишение свободы за «препятствование проведению религиозных обрядов и церемоний».

Католическая же церковь в Литве отказалась комментировать этот инцидент, дабы «не лить воду на рекламную мельницу» шоуменов. К тому же, как заявили в вильнюсской архиепархии, они сейчас заняты более важным делом – подготовкой к визиту понтифика.

Бурная негативная реакция в СМИ и соцсетях – это то, что нам и было нужно, откликнулся спустя пару дней режиссер того самого рекламируемого шоу Эмилис Веливис. Сказал, что нечего быть фарисеями и вообще «следите за рекламой – будет весело».

Веливис уверен, что может приходить в костел, как и в любое другое место, в том виде, в котором считает нужным, и не должен спрашивать разрешения у церкви, что и где ему делать. Те, кто его поддержали, тоже не понимают, почему пространство церкви для них – табу. «Церковь вторгается в наше пространство колокольным звоном каждое воскресение. А у меня, может, свой обряд – обряд тишины», — возмутился дизайнер Робертас Калинкинас.

Впрочем, не все представители творческих профессий отреагировали именно так. Актер-мим и писатель Аркадий Винокур написал у себя в ФБ, что «вторгаться в чужой дом и устраивать там переполох – такому поведению цена дерьмо». Винокурас напоминает, что акция Pussy riot в ХХС была следствием насильственной политики со стороны российских властей и закончилась для участниц панк-группы тюремными сроками. Акция же Цололо, пишет Винокур, проявление трусости, ведь, актеру грозит максимум штраф.

Эксперту по телекоммуникациям Людвикасу Андрюлису, который увидел шоу из костела в ФБ, пришло в голову другое сравнение. «...Решил, что да, парни с яйцами, титаны, просто уровня Саши Барона Коэна. Но я не знал, что в соборе в это время были люди, — написал он в своей статье. – Троллить можно и нужно тех, кто сильнее тебя, а не слабее. Коэн разыгрывает явных дебилов, а тут Коэна не получилось – яйца были, а мозгов – нет». Ему больше всего в этой акции не понравилось то, что ее целью стали представители польского меньшинства в литовской провинции, которые и «постоять-то за себя не могут».

С ним согласен и журналист Delfi Витольд Янчис, который увидел в этой клоунаде недостойную политическую акцию. В своей колонке журналист высказал мнение, что шоумен Цололо и его команда, похоже, стали жертой ложных стереотипов: все поляки и русские в Литве «ватники», русские понаехали только во время оккупации Литвы Советским Союзом, а местные поляки – это не настоящие поляки, а ополяченные литовцы и белорусы, как их в Литве с насмешкой называют «тутейшие». Именно поэтому актеры и поехали со своей акцией не в ближайший литовский костел, а туда, где живет национальное меньшинство. «Подобные перформансы вызывают лишь ощущение недоумения и горького послевкусия. В то время, когда за восточной границей снова неспокойно, единственное, чего нам не хватает – это ирония и издевки друг над другом, чтобы вместо того, чтобы говорить «мы», снова насаждать понятие «они не такие, как мы»». А с учетом того, что в следующем году в Литве предстоит ряд выборов, в том числе президентские, опасное деление на «своих» и «чужих» по национальному признаку обществу явно не пойдет на пользу.

Яндекс.Такси пытается завоевать литовский рынок. Начиная с 26 июля в Вильнюсе уже можно вызвать такси через новое приложение. Однако Национальный центр кибербезопасности Литвы предупредил: его услугами лучше не пользоваться.

До Яндекс.Такси на местный рынок вышли Uber и Taxify, здесь также работает агрегатор eTaxi. Но при этом в Вильнюсе иногда действительно не хватает такси. Бывает, что в стандартные часы пик (утром и вечером) машину невозможно вызвать – все водители заняты. Только приема заявки приходится ждать минут двадцать. Так что дополнительный сервис в быстро развивающемся городе с растущим населением явно бы не помешал.

Пока что к платформе, по словам представителей компании, присоединилось около 300 водителей. Но в скором времени, рассказал Delfi представитель компании Арам Саргсян, это число утроится. Водителей привлекают неплохой зарплатой (700 евро при минимальной 400), временным отсутствием комиссионных, минимальной платой за поездку 5 евро. При этом, если поездка стоила меньше 5 евро, водитель получит компенсацию от компании.

Клиентов же Яндекс.Такси будет завлекать скидками – отсутствием платы за минуту, минимальным ожиданием и стоимостью поездки в 1 евро. То есть, очевидно, на первых порах компания даже готова работать себе в убыток, лишь бы отвоевать постоянных клиентов у других компаний и привлечь новых. Расчет, видимо, также на приезжих, у которых приложение уже установлено, причем, не только из России, но и из Латвии и Эстонии, где Яндекс.Такси уже обосновался. А Литва, как пошутил Саргсян, была оставлена «на десерт».

В общем, все было бы у Яндекса хорошо с десертом, если бы не одно «но». Литовские военные и службы безопасности уверены, что Яндекс.Такси может представлять собой угрозу национальной безопасности страны.

Ситуация вокруг Яндекса складывается неоднозначная. С одной стороны, Yandex.Taxi B.V. – это не российская, а голландская компания. Не пустить европейскую компанию в Литву нельзя. Кроме того, все данные, к которым приложение получит доступ, по утверждениям компании, будут находиться внутри ЕС, а точнее в центре, расположенном в Финляндии. Не стоит забывать и про Общий регламент ЕС о защите персональных данных, который вступил в силу 25 мая этого года. Он предполагает большую защиту персональных данных «вне зависимости от того, куда они отправлены, где они обрабатываются или хранятся — даже за пределами ЕС». «Технически, если кто-то захочет получить данные, должен обратиться в нидерландскую Yandex. Taxi B.V.», — объяснил в интервью Delfi Арам Саргсян.

Тем не менее Национальный центр кибербезопасности при Министерстве обороны Литвы обращает внимание сограждан на то, что «приложение требует доступа к большому количеству очень чувствительных данных и разрешения использовать функции устройства». Речь идет о возможности активировать камеру и микрофон (осуществлять запись окружающей среды пользователя), использовать список контактов, управлять звонками и уведомлениями, определять через функцию GPS местоположение пользователя, управлять подключнием к WI-FI и пр. Все эти требования приложения Яндекс.Такси «возможно, создают условия для незаконного сбора личных данных и их накопления, а это вызывает обеспокоенность в связи с безопасностью».
Предупрежение насчет Яндекса звучало в Литве и марте этого года, когда был < href=https://echo.msk.ru/blog/frolnataly/2173016-echo/>опубликован последний совместный доклад литовского Департамента государственной безопасности и Министерства обороны, касающийся угроз национальной безопасности. В нем прямым текстом сказано: «...Опасность, что персональные данные попадут российским разведовательным службам и службам безопасности, грозить всем литовским гражданам, пользующимся российскими социальными сетями и услугами электронной почты, например, «Одноклассники», Mail.ru, Yandex и пр.».

Пока что литовские специалисты продолжают проверять приложение. Но как минимум до конца проверки они не рекомендуют пользоваться новым агрегатором. «Особенно важно, чтобы этим приложением не пользовались на своих устройствах литовские государственные служащие и ответственные лица,
работники оборонной системы», — говорится на сайте Минобороны Литвы.

Кстати, последнее такое предупреждение касалось продуктов компании Kaspersky. В конце декабря прошлого года, вслед за Украиной, США и Великобританией, литовские государственные учреждения решили отказаться от удобной, но потенциально небезопасной в национальном плане программы.

И хотя и в случае с Яндекс.Такси, и в случае с «Kасперским», конкретных обвинений пока нет и меры носят профилактический характер, российским компаниям, выходящим на европейский рынок, это еще один повод задуматься о токсичности связей с нынешней российской властью.

29 июня российский МИД России сообщил о «приостановке» литовского проекта «Миссия Сибирь». Слово «приостановка» тут звучит, мягко говоря, очень странно. Может ли МИД РФ приостановить то, что не он создавал и не он воплощал? Но помешать проекту российское внешнеполитическое ведомство, конечно, может. Что оно и сделало: молодым литовцам, которые 17 июля — 1 августа планировали отправиться в Сибирь для ухода за могилами ссыльных литовцев, отказано в визах. «Пока», — уточняется в комментарии Марии Захаровой.

В заявлении МИД не скрывается, что это решение принято в отместку за заморозку «всех ремонтно-восстановительных работ, планируемых в текущем году на захоронениях советских воинов». Захарова уточняет, что Литва это сделала «под предлогом разработки в Министерстве культуры Литовской Республики новой редакции «Правил благоустройства значимого для иностранных государств недвижимого культурного наследия»».

Однако литовский МИД в ответном заявлении напомнил, что эта редакция, предполагающая «детально регламентированный, прозрачный, безопасный, эффективный и правовой порядок» ухода за могилами иностранных граждан, уже была принята двумя днями ранее — 27 июня. «Этот демарш (отказ в визах – прим.ред.) есть не что иное как попытка оказать давление на процесс принятия решений внутри Литвы». Литовский МИД также предлагает не ставить на одну доску уход за могилами советских солдат в Литве и благоустройство захоронений ссыльных в Сибири. Потому что в первом случае речь идет о политике, а во втором – о «чисто гражданской, гуманистической, общественной инициативе».

Что же за проект попал под удар Смоленской? «Миссия Сибирь», действительно, если и имеет политическую составляющую, то очень опосредованную. Каждый год из большого числа желающих отбирается команда, которая затем едет в Сибирь. Возраст участников — в среднем от 18 до 40 (хотя ограничений нет). Все они очень разные – менеджеры и работники культуры, медики и журналисты, продавцы и юристы. Отбор почти как армии: надо пройти ряд физических испытаний, чтобы доказать, что в экспедиции ты не станешь обузой для остальных. Задача – дойти до затерянных в сибирской тайге заросших мест захоронений тех, кого начиная с 1941 года советская власть вывозила в ссылку. За 11 лет репрессий из Литвы в Сибирь было депортировано примерно 130 тысяч человек; мест захоронений на сибирской земле насчитывается около 800. Участники экспедиции ищут эти небольшие кладбища, расчищают их, делают своими руками высокий деревянный крест (традиционный в Литве) и устанавливают его. За 13 лет существования проекта было организовано 17 экспедиций, благоустроено свыше 130 кладбищ.
Забираясь в российскую глубинку, молодые литовцы, многие из которых родились уже в годы независимости и совсем не говорят по-русски, начинают лучше понимать про советский режим, про оккупацию, про то, как репрессивная машина если и не убивала, то ломала судьбы людей на всем гигантском советском пространстве. Вне зависимости от национальности. Там в далеком от Москвы Тулуне или Нижнеудинске (Иркутская область), где-нибудь под Красноярском или Енисейском, после многокилометровых пеших походов и тяжелой физической работы они заходят пообщаться к тем, кто еще помнит, как тут жили ссыльные. И какая-нибудь баба Таня обязательно расскажет, как они дружно жили и работали бок о бок с ссыльными литовцами и даже припомнит пару предложений на литовском.

Все эти встречи и душевные беседы обычно потом входят в фильм-отчет, который по итогам поездки в прайм-тайм показывает канал LRT (главный литовский госканал). За последние годы проект «Миссия Сибирь» фактически приобрел статус национального, ведь на экспедицию в прямом эфире LRT пожертования собирают всей страной.

«В ходе предыдущих поездок молодые люди из Литвы знакомились и общались с российскими гражданами, испытывали на себе сердечное гостеприимство сибиряков. Поэтому это решение (МИД РФ – прим. ред.) очень недальновидное и наносящее ущерб, подрывающее человеческие отношения, которые так важно поддерживать в политически напряженное время, — прокомментировал заявление российского МИД специально для «Эхо Москвы» один из создателей проекта, бывший литовский дипломат Вигаудас Ушацкас, возглавлявший последние несколько лет Представительство ЕС в Москве. — Оно неизбежно нанесет в глазах литовцев, особенно молодежи, еще больший ущерб репутации России Владимира Путина. Надеюсь, это решение будет отменено».

Так что, в этом году, после решения российского МИД, как минимум одной популярной программой, рассказывающей и показывающей, что объединяет два народа, на литовском телевидении будет меньше. Как и молодых литовцев, узнавших о России не в контексте новостей про санкции, пропаганду, аннексию Крыма, войну на Востоке Украины и выключенные транспондеры, а через личное общение вдалеке от политики.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире