Можно ли учиться у тех, кого презираешь?

Наверное, можно. Если ты взрослый человек, если у тебя хорошая сила воли и чёткое понимание, что именно ты вот у этого конкретного человека должен взять.

Но дети — это всё же не взрослые. Многочисленные опыты учёных показывают, что дети устроены куда как ближе к обезьянам: они готовы перенимать знания только у тех, кого уважают. Если ребёнок относится к учителю с презрением, слова учителя будут проходить мимо его ушей.

В Снобе вышла очередная статья про наше образование. Процитирую хороший отрывок:

http://www.snob.ru/profile/26179/blog/54863



…Считается, что эти знания в детях, как соли тяжелых металов, накапливаются и никуда не исчезают.

Если бы это было правдой, родители бы не стремились воткнуть своих детей в институты сразу после школы. «Подумаешь, пусть годик отдохнет, потом поступит,» — «Ты что! Через год он вообще все забудет!» И это правда, забывают…

Гораздо ближе к правде утверждение, что «хоть что-то, да останется в голове». Стоит ли это «что-нибудь» десяти лет в стенах школы, искривленных позвоночников, севшего зрения, и самое главное — ненависти к учебе? Это все равно, что сыпать на решето муку в течение 10 лет ради того, чтобы «хоть что-то да осталось на стенках».

Школа крайне неэффективна — это факт. Одна из главных причин этой неэффективности — фигуры самих современных педагогов, к которым дети относятся сейчас безо всякого уважения. Если же учесть, что в ходе у педагогов отобрали хлыст, и теперь они не могут внушить к себе уважение даже страхом, картина складывается совсем безрадостная.

Тем не менее, даже в нынешних потерянных школах и вузах непременно находятся единицы преподавателей, к которым дети относятся с большим пиететом, которых они любят и слова которых они внимательно слушают. В чём секрет таких людей?

Секрета, собственно, особого нет. Просто уважаемые учителя имеют достаточно смелости, чтобы не врать и не истерить по пустякам. Не терять своё лицо в дешёвых разборках внутри коллектива.

Сразу поясню на красивом примере, из-за которого, собственно, я и решил сделать сегодняшний пост. Как вы знаете, у нас есть новый министр образования, Ливанов. Хороший он или плохой пока сказать сложно: слишком мало времени прошло с момента назначения. Однако в целом идеи, которые он декларирует, не вызывают у меня особого отторжения:

http://fritzmorgen.livejournal.com/496439.html

Несколько дней назад Ливанов был на «Эхе» и говорил о зарплатах педагогов. На «Эхе» появилась цитата министра:



Педагогами невысокого уровня назвал министр образования Дмитрия Ливанов преподавателей вузов, которые зарабатывают до 30 тысяч рублей в месяц…

…По его словам, столько получают либо специалисты не самого высокого класса, которые соглашаются на такой заработок, либо почасовщики…

Дальше некий преподаватель разместила у себя в блоге гневный пост с этой цитатой. Дескать, «ах ты засранец», «снять портки и крапивой по заднице», «если кто соберётся на слабоумного в суд подавать» и так далее, в том же привычном духе искромётных учительских шуток:

http://vespro.livejournal.com/1028994.html

В принципе, даму можно понять. Неприятно, когда тебя называют педагогом невысокого уровня. Я бы на месте министра её понял. Но… есть нюанс. Дальше госпожа ne_togo, которую я помню по её борьбе с ювеналами и которую никак нельзя заподозрить в излишних симпатиях к чиновникам, сообщила vespro в комментариях, что та ошиблась. И привела полную цитату из размышлений министра:



Давайте себе представим московский вуз. Средняя зарплата преподавателя — 20-30 тысяч рублей. Как это назвать? У меня есть несколько версий того, чем это может объясняться.

Версия первая: это просто преподаватели невысокого уровня, готовые работать за эти деньги. Версия вторая: это преподаватели, которые подрабатывают в нескольких вузах, перебегая между ними. Версия третья: они просто перекладывают часть расходов по своему содержанию на студентов. И в том, и в другом, и в третьем случае такой вуз не может называться эффективно работающим…

…Я уже привел пример, что в Москве у нас есть вузы, у которых средняя зарплата преподавателей от 20 до 30 тысяч рублей, что меня возмущает. Такое быть, конечно, не должно. А есть вузы, находящиеся в тех же самых экономических условиях, готовящие по близким направлениям, получающие примерно такие же государственные деньги, у которых заработная плата 50 и 60 тысяч. Поэтому здесь очень важно качество управления.


Как видите, контекст меняет суть высказывания полностью. Министр сказал, что если педагог получает мало, то проблема, с большой долей вероятности, в том, что ректор слишком уж нагло ворует. Это предположение министра лично я нахожу весьма разумным.

Какой реакции я ждал бы от уважаемого мной педагога?

Признать ошибку и извиниться. Вариантов быть не может никаких.

Какая реакция пошла на самом деле?

Автор записи с руганью, старший преподаватель журфака МГУ, попыталась уйти в демагогию, сообщив, что у неё зарплата — семь тысяч рублей, что на эти сиротские гроши люди работают долгие годы и что министру вообще надо было молчать:

http://vespro.livejournal.com/1028994.html?thread=63147138#t63147138

Я прочёл другие комментарии к пояснению ne_togo. Я прочёл комментарии к посту, которые были размещены уже после того как стало ясно, что слова министра были выдраны из контекста. И что я увидел?

То же самое убожество. Девяносто пять процентов преподавателей в комментариях оказались банальными трусами, которым страшно было признаться в очевиднейшей ошибке. 

Я представил себе как повели бы себя в этой ситуации учителя, которых я уважаю.

Во-первых, осознав свою ошибку, они бы прочли первоисточник, убедились бы, что их дезинформировали, пожав плечами сказали бы что-нибудь типа «да, это меняет дело».

Во-вторых, они вряд ли стали бы унижаться до школьного убожества типа «снять портки», «прыщ» и так далее. Есть и другие слова, чтобы выразить своё недовольство.

В-третьих, наехав на безответного министра, они не испугались бы наехать и на своего ректора, который имеет все полномочия доставить им неприятности.

К сожалению, таких учителей довольно мало. Кроме того, такие учителя обычно не вписываются в гадюшники педколлективов и не становятся там «своими». И как исправить ситуацию, как сделать так, чтобы нормальных учителей было не 5%, а хотя бы 50%, я не знаю.

Ясно одно: банальное повышение зарплат ничего не даст. Так как, по моему глубокому убеждению, фарисейство и малодушие деньгами не лечатся. Увы.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире