Вы знаете, что это за здание? Это всемирно известный «Jüdisches Musem» — Еврейский музей, ставший одной из главных достопримечательностей Берлина. Дань уважения еврейскому народу.

Вы знаете, что это за место? Миллионы людей во всём мире знают этот памятник убиенным евреям Европы в самом центре Берлина. Дань памяти погибшим.

Вы знаете, что это за место? Никто не знает. Кроме нескольких свидетелей тех страшных событий. И когда они, в силу преклонного возраста, уйдут, некому будет рассказать о нём. Это Еврейский яр в станице Григорополисской Новоалександровского района Ставропольского края, где в ночь с 13 на 14 ноября 1942 года были расстреляны около сотни евреев. Мужчин среди них было очень мало, в основном это были женщины с детьми в возрасте от пяти до четырнадцати лет.

«Сначала евреев собрали в здании школы, потом солдаты их забрали, привезли к Еврейскому яру и расстреляли», — говорит Михаил Иванович Матвиенко, который в 1942 году жил неподалёку от места трагедии.

Вера Петровна Новикова, которая в военное время также жила на окраине станицы, рядом с яром, рассказывает: «Я была у соседки. Мимо её двора проехали несколько машин. Через пару минут раздались выстрелы». Люди стояли на краю яра, которому суждено было стать их последним пристанищем, а потом падали в него. Рассказывали, что не все погибли сразу, некоторые были только ранены. Их не похоронили по-настоящему, только закидали землёй. Ещё целую неделю после трагедии земля «дышала», шевелилась. Никто не мог им помочь, потому что днём и ночью на страже стоял вооружённый солдат. Убитые были эвакуированы из Ленинграда. Кто мог предположить, что на Ставрополье фашисты окажутся раньше…

Татьяна Георгиевна Семенюкова, которой в 1942 году было пятнадцать, вспоминает: «К нам часто приходила одна еврейка, покупала для своих детей литр молока. Больше она купить не могла, она была очень бедная. Евреи все были бедные, истощённые, всегда голодные, жили и работали они в колхозной конюшне. Однажды эта еврейка пришла к нам и спросила, не могли ли бы мы спрятать у нас на чердаке её дочку, чтобы спасти девочку. Моя мама фашистов очень боялась, но всё равно согласилась. Она всё подготовила на чердаке, а на следующий день мы узнали, что всех евреев расстреляли».

Наталья Борисовна Левон в 1963 году, когда ей было десять, играла вместе с другими детьми в лесу на окраине станицы: «Мы нашли несколько промытых водой пещер и полезли в них. Там мы увидели кости – не целые скелеты, а разрозненные кости, в том числе и детские. У многих черепов не хватало зубов – наверное, раньше у них были золотые зубы, а потом их вырвали; истлевшую одежду и совсем крошечные ботиночки. Сначала мы не знали, что значит эта жуткая находка, потом родители объяснили нам, что такое Еврейский яр».

Сегодня Еврейский яр выглядит совсем не так, как во время Великой Отечественной. Место заросло деревьями и кустами, края обрыва постоянно оседают. Вся округа завалена мусором – теперь там свалка. И, тем не менее, это то самое место, где много лет под слоями песка и глины лежат десятки непогребённых. Здесь нет ни памятника, ни памятного знака, ни даже таблички или дощечки, которая напоминала бы о том, что произошло здесь в ноябре 1942 года.

Как ни больно это осознавать, но, вероятно, положение дел не изменится до тех пор, пока за дело не возьмутся немецкие организации, занимающиеся «Geschitsbewältigung» – «преодолением истории». Потому что русские сами закапывают свою историю в мусор. Закапывают не только прошлое, но и будущее, ведь толерантного общества у нас не будет до тех пор, пока не научимся уважать свою историю.

P.S. Для желающих позлословить на тему моего интереса к теме. Я не еврейка. Но воспитана в глубоком уважении к еврейскому народу.

P.P.S. Желающим позлословить на тему «отсутствующего» у меня патриотизма: Мой прадед Иван Михайлович Калиничев – полный кавалер ордена Славы, прошёл со своим миномётным расчётом пешком от станицы Григорополисской до Берлина, участвовал в освобождении концлагеря. Имя его выбито на мраморных пилонах в зале Славы на Поклонной горе в Москве. И я очень им горжусь. Несмотря на то, что он единственный полный кавалер ордена Славы в районе, о нём успешно забыли. Решение установить за счёт колхозных средств памятник на могиле Ивана Михайловича было принято в 1968 году. Только вот средств всё не находилось. Нашлись они откуда ни возьмись в 2011 году после публикации моего очерка об Иване Михайловиче сначала в станичной, потом в краевой газете… Но, как правнучка полного кавалера ордена Славы и праправнучка Георгиевского кавалера, я никогда не позволю себе привязать георгиевскую ленточку на сумку или на машину. Считаю, что георгиевскую ленточку имеют право носить только ветераны. А вместо того, чтобы каждый год штамповать ленточки и прочие атрибуты ура-патриотизма, лучше бы на эти деньги помогли ветеранам и почтили память погибших. С лихвой бы хватило.

703335

703336

703337

703338

703339

703340

Комментарии

34

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

tereza2011 01 ноября 2011 | 08:56

Память есть у народа,но она направлена только на охи-вздохи.Как нам себя уважать и других? Сколько не захороненных с войны?Прежде чем создать новое,нужно отдать дань прошлому."Пепел... стучит в ...сердце".


novova 01 ноября 2011 | 09:49

Замечательное сооружение архитектора Daniel Libeskind в Берлине...не удивительно,что он же победил и стал главным архитектором мемориала 9/11 и нового WTC в NY...


filimonstrik Анастасия Филимонова 01 ноября 2011 | 10:57

Да, здание потрясающее, это правда.


savl 01 ноября 2011 | 10:15

Спасибо, Вам огромное за публикацию!
Вы знаете, я не удивлен. Страна, где во Пскове строится микрорайон на месте братских могил, где появляется свалка на месте массовых расстрелов...это страна - конечно же богата духовностью и исторической памятью...


filimonstrik Анастасия Филимонова 01 ноября 2011 | 10:56

Я люблю свою страну, но с исторической памятью надо что-то делать, конечно. Она у народа девичья. А у власти даже не девичья, а старческая


varvara2 01 ноября 2011 | 11:54

Дорогая Анастасия!Спасибо Вам большое за этот материал!Всего Вам хорошего в жизни и профессии!


filimonstrik Анастасия Филимонова 01 ноября 2011 | 13:16

Вам спасибо.


01 ноября 2011 | 12:31

Замечательно, верно.
. А о русских проблемах вы что нибудь знаете? Ах да , не прибыльно и неблагодарно, пардон...


filimonstrik Анастасия Филимонова 01 ноября 2011 | 13:15

И что ж Вам так не дает покоя проблема, сколько мне платят?) Не хочу Вас разочаровывать, но за эти материалы ничего не платят. А вот если когда-нибудь появится хотя бы небольшой памятный знак на месте расстрела, или даже где-нибудь в центре станицы, то это и будет моя плата. Мне много не надо. Или наоборот, надо слишком много. Это как посмотреть) А вообще, я не считаю, что Еврейский яр - это еврейская проблема. По-моему проблема самая что ни на естъ русская.


hamudele 01 ноября 2011 | 14:24

это проблема и не русская и не еврейская...а человеческая...а вот живут ли там человеки, в этой местности - сомнительно...


01 ноября 2011 | 14:30

Спасибо за публикацию, Настя! Приготовьтесь к атаке на Вас троллей, у которых животный инстинкт на слова "еврей" и "Холокост". Разумеется, надо писать и о Мясном Боре, где полностью полегла 2-я Ударная армия и солдатики не похоронены до сих пор, но, похоже, до этого никому нет дела. А то, что места убийств евреев грабят, это не новость: и на Украине, и в Польше этим занимались ещё со времен войны. Думали, что евреи на тот свет золото и ценности с собой забрали. Памятный знак вряд ли поставят: сложные отношения у евреев и казаков... Хоть бы просто убрались там.


filimonstrik Анастасия Филимонова 01 ноября 2011 | 14:46

Спасибо. Вы знаете, нет. Казаки в станице как раз весьма толерантные. Я даже знаю одного кубанского казака, орденоносца, заслуженного комбайнёра и активного участника станичного казачьего хора. Его отец - казак, мама - еврейка... Здесь всё упирается в деньги. По крайней мере, совет ветеранов и церковь всеми руками "ЗА"... А буквально месяц назад ввели существенные штрафы за выброс мусора на окраине станицы. Чище пока не стало, но и грязнее пока тоже вроде не становится. Будем надеяться. А тролли еще не проснулись, видимо)


filimonstrik Анастасия Филимонова 02 ноября 2011 | 11:22

И да, я не думаю, чтобы захоронение кто-то разграбил. Мне почему-то кажется, что зубы несчастные потеряли ещё до расстрела.


(комментарий скрыт)

filimonstrik Анастасия Филимонова 03 ноября 2011 | 03:28

Спасибо за рекомендацию. Я тоже не уверена, потому что и нацисты были большие любители подёргать зубы, особенно без наркоза. Так что возможны оба варианта.


filimonstrik Анастасия Филимонова 03 ноября 2011 | 04:07

Вполне возможно, что Вы правы. А может, просто кто-то из фашистов захотел поживиться.


filimonstrik Анастасия Филимонова 03 ноября 2011 | 11:07

А может, зубы вовсе и не были золотыми. Это всё только предположения.


01 ноября 2011 | 16:06

не совсем понятно к кому претензии в этой статье? К немцам-что расстреляли? К русским-что юкос отобрали? What else?


vitalylancman 01 ноября 2011 | 16:18

Никто не виноват, неуважаемый Иоахим Пейпер, что ты такой троллевато-тупой. С тем и живи. Или ты жалеешь, что тебе Юкос не обломился?..


lumipyry 01 ноября 2011 | 16:23

С такой молодежью, как Анастасия, новою страну можно построить, чистую и светлую. Без пилорам. Молодец!!!!


01 ноября 2011 | 19:10

Спасибо Вам за хорошую статью. В последнее время стали мало писать о героях, с риском для жизни спасавших людей во время II Мировой войны. А ведь были среди них и немцы, более 300 из них признаны Праведниками. Были военнослужащие, полицейские, жандармы и даже эсэсовецы отказывавшиеся участвовать в убийствах евреев. Интересно, как сложилась их судьба? Я уверен, в немецких музеях Вы найдете много материалов на эту тему. Если решите написать об этом, посмотрите: С.Мадиевский «Другие немцы», Е. Беркович «Банальность добра», это Вам поможет. Всего доброго.


filimonstrik Анастасия Филимонова 01 ноября 2011 | 19:30

Спасибо. Таких планов у меня пока нет.


geda39 01 ноября 2011 | 19:57

Спасибо. Но Вы в СТРАШНОМ меньшинстве. Почему такое разъединение по нациям в многонациональной России? И такое желание иметь царя? Почему такое наплевательское отношение к ЧУЖОЙ смерти? Откуда страстное желание "дать петуха" удачливому соседу?


01 ноября 2011 | 20:13

А как же память героев Вермахта, честно выполнявших приступные приказы Адольфа Алоизовича? Пока мы их не будем помнить, мы никогда не станем ТОЛИРАНТНЫМИ!


mihail 01 ноября 2011 | 21:27

Спасибо за Ваше стремление сохранить НАСТОЯЩУЮ ПАМЯТЬ, а не тот суррогат, который ныне пытаются прикрыть фальшивой монетой незаконно присвоенной идеи георгиевской ленточки. Наверное, таких мест как Еврейский Яр великое множество, всё забыто, заброшено, затоптано...Верно пишут здесь : сколько до сих пор незахоронено тех, кто погиб не только от вражеских пуль, но и от той людоедской политики, которая до сих пор правит бал. Чечня, Беслан. Норд-Ост...
А попытки похоронить историю под мусором - они везде, В той же Франции, которая откупилась от оккупантов своими евреями. В той же Швейцарии, которая выслала бежавших немецких евреев обратно в Германию на верную смерть. В той же Англии, которая отказалась принять детей немецких евреев, когда была возможность их туда вывезти. Вся эта память там тоже завалена мусором политкорректности. А современная политика европейцев до ужаса напоминает довоенную с нескрываемым мюнхенским синдромом.


tenisfun 01 ноября 2011 | 23:34

Спасибо за статью. Я думал, что таких как Вы уже нет среди молодежи.


angel_serebra 02 ноября 2011 | 20:59

Как всегда, материал супер, очень интересный и одновременно задевает за живое... Грустно всё это(( Единственное, с чем могу поспорить - по поводу георгиевских лент. Ясное дело, лучше бы памятники делали, но и этот шаг, на мой взгляд, не так уж плох. потому что в данном случае лента не награда ведь, а символ памяти. И хоть как-то, но стимулирует интерес той же молодёжи к празднику. Да даже я, когда мне кто-нибудь эту ленточку выдаёт перед праздником, как-то сразу вспоминаю, что надо ведь не только отпраздновать, а ещё и посидеть в интернете, почитать что-нибудь познавательное про Великую Войну нашего народа... (мне это не лишне, т.к. с историей, увы, у меня всегда нелады были)...


filimonstrik Анастасия Филимонова 03 ноября 2011 | 03:52

Ветераны право носить ленточку заслужили своей кровью. Чем это право заслужила орущая пьяная толпа в парке Горького (или не Горького) - я не знаю. Впрочем, это всего лишь моё мнение, и я никому его не навязываю. Это прекрасно, когда люди с благодарностью вспоминают о тех событиях, пытаются что-то новое о нём узнать (я сама год назад разбирала военную корреспонденцию в музее Григорополисской - читала письма с фронта). Но это, к сожалению, большая редкость. Для абсолютного большинства это повод как следует отпраздновать (причём неважно что), и не более .


kristasunny 03 ноября 2011 | 00:11

Очень понравилась статья! Меня всегда особенно волновала эта часть истории второй мировой войны, повлекшая массовую гибель еврейского народа. Отсюда мне полюбился фильм "Список Шиндлера", который не могу смотреть без слез.


11 ноября 2011 | 19:15

Анастасия, статья Ваша - замечательная, я Вас "рекомендовал" ;-) и буду внимательно следить за Вашими публикациями.
Где Вы ещё публикуетесь?
Я думаю, что у Вас - большое будущее. Тьфу-тьфу-тъфу... ;-)). Удачи Вам!


filimonstrik Анастасия Филимонова 12 ноября 2011 | 04:00

Ой, спасибо Вам большое. Да я много где публикуюсь от случая к случаю) Просто не всё можно найти в интернете. Вот здесь можно парочку почитать (с опечатками даже, всё как положено):
http://www.gorodn.ru/archive/909/5_27.htm
http://www.gorodn.ru/archive/931/5_6.htm
http://www.gorodn.ru/archive/745/5_7.htm
http://urpur.ru/avgust-2011/design/domestic-obkleivayut-mebel


filimonstrik Анастасия Филимонова 12 ноября 2011 | 05:07

Вот ещё что нашла:
http://progulka.lv/shvejcarskij-uik-end/
Ну, и ссылка на блог, чтобы и туда троллей побольше набежало)
http://fili-chere-pok.livejournal.com/


novova 01 ноября 2011 | 10:02

O чём мы говорим,если в России включить(оплатить) газ, даже для
вечного огня ...проблема...
это в стране ,"газового эльдорадо"...


filimonstrik Анастасия Филимонова 01 ноября 2011 | 11:17

... а потом, как следствие, подростки поджаривают в нём бомжа или снимают звёздочки из цветного металла с могил ветеранов...


novova 01 ноября 2011 | 11:46

--Бомжа и скорее всего, ветерана...
да,разграбление кладбищ..,как и разграбление всей страны...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире