Режиссер — Авдотья Смирнова. В ролях — Анна Михалкова, Яна Троянова, Евгений Муравич, Геннадий Смирнов, Юлия Снигирь, Анна Пармас, Константин Шелестун, Любовь Аркус, Татьяна Рябоконь, Сергей Борисов. Россия. 2012. 90 мин.

815216

Две совершенно не похожие друг на друга женщины случайно сталкиваются в купе поезда, едущего в Питер. Лиза (Анна Михалкова) — классическая такая санкт-петербурженка из интеллигентной семьи, занимающаяся этнографией народов Севера. Она потихоньку петербуржит себе в загибающемся музее этнографии, а так как творческие изыскания мужа Кирилла (Константин Шелестун) в области постороннего женского тепла у Лизы вызвали когнитивный диссонанс еще три года назад, единственное, что остается у этой женщины — это одиночество и беллетристика. Плюс — участие в мелких политических митингах, которые любит собирать коллега Лизы по музею — Митя (Евгений Муравич).

Вика (Яна Троянова) — полная противоположность Лизе. Она родилась в провинциальном городе, детство имела крайне сложное, родила в шестнадцать лет от юного музыканта, который потом в перестроечные годы подался в благостные попики — потому что там уж всяко побольше можно заработать, прости господи. Вика работает в каком-то ресторане, а в Питер отправилась на несколько дней во время отпуска — приобщиться к культурной жизни культурной столицы. Под культурной жизнью Вика понимает выпивание лошадиных доз алкоголя и шатание по ночным клубам.

Однако злой рок в образе поездного воришки внес в жизнь женщин свои коррективы: ночью у них у обеих свистнули сумочки с деньгами-документами, так что ситуация явно перестала быть томной.

815217

Лизе-то проще. Она позвонила Кириллу, и тот примчался удостоверить личность бывшей супружницы, а заодно доставить ее домой. Вика же при этом попала в очень сложную ситуацию: ей даже не могут выслать денег, потому что у Вики не осталось никаких документов.

Но Лиза по доброте душевной решила приютить соседку по купе на несколько дней — у нее все равно большая квартира, в которой специалист по этнографии живет в полном одиночестве. Бывший муж Кирилл активно возражает против подобной неуместной, как он считает, благотворительности, но кто его в данной ситуации вообще будет слушать?

В дальнейшем оказалось, что Лиза с Викой — по крайней мере, на какое-то время — сильно подружились. Потому что они сошлись как лед и пламень. Да, Вика — хабалка, бесцеремонная, нагловатая и деревня-деревней. Однако она одновременно уверена в себе, не боится никаких житейских трудностей и всегда может постоять и за себя, и за них с Лизой. Кроме того, Вика прекрасно готовит и отлично убирается — в отличие от безалаберной Лизы, у которой даже чайник зарос грязью, как тот самый алеут, чью туберкулезную тушку Лиза как-то привезла в Питер и долго пыталась вылечить, чем загнала алеута в состояние сильнейшей алкогольной интоксикации.

815218

Для Вики же Лиза — столичная штучка, образованная дама, которая обещает принять в судьбе Вики самое активное участие: устроить ее на телевидение, в свой музей, да хоть куда-нибудь. Лиза даже пытается нанести на Вику псевдокультурный слой — ну, всякие там ренессансы, романтизмы, рококо-кококо и так далее, чтобы она могла поддержать разговор.

Разумеется, вся эта неожиданно возникшая крепкая женская дружба будет подвергнута страшным испытаниям, причем не только сексуально-романтического характера.

***

Фильм этот Авдотья Смирнова задумала в тот момент, когда увидела в картине «Волчок» режиссера Василия Сигарева актрису Яну Троянову. Смирнова решила, что обязательно снимет у себя Троянову, и при этом сведет ее с другой своей любимой актрисой — Анной Михалковой, которая играла у Авдотьи главную роль в картине «Связь».

815219

По мысли Смирновой, персонажи Трояновой и Михалковой должны представлять собой совершенно антагонистские, но при этом интересные и цельные женские типы, которые притягиваются как различные полюсы магнита, и при этом странным образом вместе начинают образовывать как бы единое целое.

Что интересно, прототипом Вики в реальной жизни является один знакомый Авдотьи — да-да, он мужчина, и при этом не с Урала.

Первоначально Смирнова планировала сделать фильм о любви мужчины и женщины из различных социальных слоев. Потом, когда она увидела Троянову, то решила, что лучше из этой истории убрать элемент эротики и сделать историю о внезапно возникшей дружбе двух женщин, и о том, как эта дружба переживает этапы притяжения, полной гармонии, ну а потом — наступления естественного периода жесточайшего разлада.

Эта история Смирновой с ее соавтором Анной Пармас (она в «Кококо» сыграла небольшую роль домработницы) писалась как драма. Но из этого ничего не вытанцовывалось. И тогда, примерно через полгода мучений, они поняли, что историю нужно делать как комедию. Или трагикомедию, но ни в коем случае не как драму. И после этого решения сценарий был написан буквально в течение нескольких дней.

815220

Главные роли изначально писались под Михалкову-Троянову, поэтому тут с кастингом вопросов не было. Почти все остальные второстепенные роли сыграли актеры, которые снимались у Смирновой в фильме «2 дня» — Константин Шелестун (бывший муж Кирилл), Евгений Муравич (Митя), Геннадий Смирнов (директор музея). Ну и плюс до кучи добавили Юлию Снигирь, которая тут выступила в роли малозаметной стажерки.

Как это все снято? Очень хорошо снято! Смирнова относится к тем редким режиссерам, которые умеют ставить вроде бы простенькую и незамысловатую картину так, что ее реально интересно смотреть, а рассказанная в фильме история выглядит совершенно жизненной и достоверной.

Даже в фильме «2 дня», где и сценарий, и постановка несколько прогибались под мейнстримовые вкусы публики, о чем Авдотья сама честно говорила, у нее не удалось уйти от естественности и искренности в поведении персонажей — мастерство никуда не денешь.

В «Кококо» просто поражает какая-то определенная «химия» во взаимоотношениях Лизы и Вики — серенькой петербургской барышни с неудавшейся личной жизнью и провинциальной хабалки с неудавшейся жизнью как таковой. А «химию» между двумя женщинами, в отношениях которых нет никакого сексуального подтекста, сыграть очень и очень сложно. Михалковой и Трояновой это удалось сделать на все сто. Причем тут действительно — трудно найти двух настолько не похожих друг на друга типажей, а вот на тебе — притягиваются, как две противоположности.

Я вообще к Анне Михалковой как к актрисе отношусь более чем спокойно — вот никак она мне нигде не показалась (впрочем, я и видел-то не особо много). А здесь — ну просто блеск: такая домашняя-предомашняя «музэйный работник», эдакий застенчивый «синий чулок», однако становится видно, что даже совсем на вид «Надежда Константиновна» не прочь зажечь, да и вообще — ей явно хочется определенного бурления страстей, которые рядом с ней создает Вика. И отлично сыграны сцены, когда Лиза все-таки выходит из себя и делает такие вещи, которые от трудно ожидать от этой музейной мышки.

Яна Троянова — просто блеск. Ну прям классическая такая хабалка — бесцеремонная, глупая, циничная, — однако чувствуешь, что за всей этой внешней непробиваемостью и самоуверенностью скрывается живой человек, которому в этой жизни пришлось очень многое пережить.

Собственно, суть фильма в том и заключается — благополучная и законсервированная в своем мирке питерская барышня сталкивается с теткой из провинции и вдруг понимает, что это и есть вот тот самый народ, о судьбах которого они, музейные работники, любят рассуждать у себя на кухне за стаканчиком винца. И что этот народ, при всех его недостатках, вульгарности, отсутствии вкуса и образования, прошел через такое, что барышня себе и представить не может. И не только прошел, но и сумел сохранить в себе нормальные человеческие чувства и эмоции.

Мне очень понравилось то, что Смирнова очень взвешенно демонстрирует каждую из главных героинь. Они совершенно равнозначны — с точки зрения производимого впечатления, тут нет никакого перевеса в ту или иную сторону. Питерская барышня неплохо образована (но, кстати, о какой-то — ах! — интеллектуальности тут говорить не приходится — обычная музейная мышка), производит приятное впечатление, но одновременно — слабохарактерная, витает в облаках, дает Вике всякие ложные надежды и потом не может признаться, что из этого ничего не получается. Плюс — не может совладать с ураганными устремлениями Вики, что в конце концов приведет ко взрыву — как с пружиной, которую слишком туго завели.

Тетка из провинции поначалу раздражает манерой разговора и бесцеремонностью, но, с другой стороны, многие вещи она делает от чистого сердца, похоже, что искренне ценит дружбу Лизы, пашет по дому и не гнушается никакой черной работы. Да, она чересчур открытая, но зато вся как на ладони — всегда знаешь, чего от нее можно ожидать.

Из второстепенных ролей очень понравился Евгений Муравич в роли Мити. Он и в «2 дня» отлично сыграл директора музея, и здесь производил очень хорошее впечатление, несмотря на то, что у него было не так много эпизодов.

Ну а Геннадий Смирнов роскошно выступил в сцене исполнения песни — отличный эпизод, замечательно сделан.

В одном из отзывов на этот фильм я увидел утверждение, что «Кококо», мол, представляет собой просто набор каких-то анекдотов — фильм без начала и внятного конца. Утверждение, на мой взгляд, более чем странное. Никаких анекдотов тут нет, наоборот — события в фильме развиваются вполне последовательно, а что тут нет однозначного финала — все умерли или наоборот, взялись за ручку и ушли в голубую даль — ну так тут показан просто кусочек жизни, а жизнь эта еще не закончилась. Экзистенциальное же состояние, в котором стали находиться главные персонажи — ну так ни к чему другому это все привести не могло.

В общем, мне понравилось. Хорошее кино, поставлено мастерски, а главное — как-то очень искренне. Актерский дуэт Михалковой-Трояновой — просто отличный! Так что получил большое удовольствие, рекомендую посмотреть. Не часто российский кинематограф выдает что-то действительно достойное просмотра, но вот Авдотья Смирнова пока еще ни разу не разочаровывала.




Оригинал

Комментарии

66

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

rger 01 сентября 2012 | 23:58

Фильм хороший, спасибо, Д.Смирнова... (Ну, "не виноватая" она, что Чубайс, - любовь зла. И, кстати, Анна тоже не виновата, что Михалкова - всё равно хорошая актриса. А Яна - чудо, как естественна),


02 сентября 2012 | 00:58

Понравилась игра двух актрис.Соглашусь,что дуэт Михалкова-Троянова - просто отличный.
Но сам фильм....ни сценария,ни режисуры,ни кадра.
Мадам Чубайс - бездарна и пуста!


hotin Леонид Хотинок 02 сентября 2012 | 04:23

Обе – деревня деревней (по выражению Алекса) – и актрисы, и персонажи. Фильм советский, т.е. идейный, т.е. провинциальный в худшем смысле этого слова.


nevski153 02 сентября 2012 | 10:58

Весь фильм мне посмотреть не удалось, но по отрывкам и аннотациям было понятно, что к чему.
Статья интересная, полностью согласна с мыслями по поводу.
А помните ли приход Т.Догилевой в кино? Ведь она тоже играла, простите, хабалок, громко смеющихся вульгарных женщин, которым повезло встретить интеллигентного партнёра. И у них складывалось всё хорошо. Как бы слияние интеллигенции с народом для дальнейшего преобразования в единый советский народ. Не помню названий этих фильмов, да и нет желания их разыскивать. В памяти остались грустные глаза Миронова, как бы воспрошающие "Ну зачем мне это всё?" или лицо Филатова. Надеюсь, я не ошиблась в именах партнёров. Таким образом, тема не нова, другое дело, как её приподнести. Дуня справилась с современными требованиями и современными запросами "хавающего пипла". Всегда было жалко больших и хороших актёров, которые были вынуждены сниматься абы в чём. Тот же Миронов, то ли блондинка за углом, то ли будьте моим мужем или что-то в том же духе. Повезло Михалковой и Трояновой, что у них такая хорошая подруга Дуня.


(комментарий скрыт)

discordian 01 сентября 2012 | 13:52

И вышла замуж за Анатолия Чубайса? Чего только не узнаешь на Эхе). Неисповедимы пути господни)


marin11 01 сентября 2012 | 22:56

предыдущий коммент относится к mefris

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире