15:01 , 21 июня 2012

Криминальный боевик «Код доступа ’Кейптаун’» (Safe House)

Режиссер — Даниэль Эспиноса. В ролях — Дензел Вашингтон, Райан Рейнольдс, Вера Фармига, Брендан Глисон, Сэм Шеппард, Рубен Бладес, Нора Арнезедер, Роберт Патрик, Лиам Каннингхэм, Джоэл Киннемэн, Фарес Фарес. США — ЮАР. 2012. 115 мин. Бюджет: $85 млн. Сборы по миру: $203 млн. Рейтинг на IMDB: 6,9. Мой рейтинг: 6,0.

Вот что у Голливуда не отнять — умеют они
в финале убить даже вроде бы неплохой фильм.
Восхищение кота Бублика

Плыли тяжело, но достойно, а на берегу — описались.
Отзыв кота Бублика

789831

Молодой агент ЦРУ Мэтт Уэстон (Райан Рейнольдс) работает на конспиративной квартире в Кейптауне, ЮАР. У него есть подруга — француженка Ана Моро (Нора Арнезедер), которой он врет, что пашет в общественной организации. Впрочем, даже о своей работе в ЦРУ Мэтту рассказать нечего — он уже год сидит на конспиративной квартире у телефона и изнывает от тоски.

Однако в какой-то момент обстановка в Кейптауне резко накалилась. В городе объявился крутой орел по имени Тобин Фрост (Дензел Вашингтон). В свое время Тобин был одним из лучших агентов ЦРУ, но потом сбежал и стал торговать секретами разведок направо-налево. В Кейптаун он прибыл для встречи со своим старым дружком Алеком Уэйдом (Лиам Каннингхэм) из Ми-6. Тот ему достал файл, содержащий все грязное белье самых крупных разведок мира, и Фрост собирается на этом файле срубить круглую сумму.

Но за Фростом охотятся серьезные профессионалы под началом мутного парня по имени Варгас (Фарес Фарес). Варгас должен забрать у Фроста файл, за что ему обещаны 10 миллионов долларов.

789824

Впрочем, Фроста так просто не возьмешь — он быстро ныкается в американское посольство, где его берут цэрэушники и везут на конспиративную квартирку (хей, Мэтт, вот и пришел твой звездный час): там его будут допрашивать спецы под командованием Дэниела Кифера (Роберт Патрик).

Но недолго работали люди Кифера. На конспиративную квартиру напали люди Варгаса, бригаду Кифера вместе с начальником перестреляли, и только Мэтту с Фростом под мышкой удалось умчаться в голубую даль на красном BMW, изрешеченном пулями.

Мэтт связался с родным управлением, но там не могут его принять ПРЯМО ЩА. Тем более что это ЮАР, во время погони за Мэттом погибли люди, начинаются дипломатические осложнения и все такое. Так что ты, Мэтт, ховайся пока, где придется, дает решительный приказ начальство, а ближе к вечеру шуруй на стадион, где будут играть «Кейптаун» — «Спартак»: там в ячейке возьми GPS-навигатор, который отведет тебя на другую хазу — ну, то есть конспиративную квартиру.

789825

А куда Мэтту деваться? Пойдет, поведет за собой Фроста. А ведь Фрост — суперпрофессионал, легенда этого дела. К тому же — мастер тонкой психологической игры. Так что как бы он нашего Мэтта не запсихологизировал к чертям собачьим…

***

Сначала сухие факты. Название фильма — «Конспиративная квартира» или «Секретное убежище». А «Кодом доступа» наши прокатчики его обозвали в честь «Кода Апокалипсиса» — в знак уважения к сиськам Товарища Полковника. По крайней мере, такое предположение сделал кот Бублик.

В режиссерское кресло сел швед Даниэль Эспиноса (он явно не швед по происхождению, но родился в Швеции), который в Голливуде до этого фильмов не ставил, да и в Швеции снял только один более или менее известный (там) фильм — Snabba Cash.

С чего ему вдруг доверили снимать блокбастер со звездой «категории А» Дензелом Вашингтоном — непонятно, но студия явно не промахнулась, так как фильм прокатился отлично. Впрочем, похоже, что с Вашингтоном в режиссерское кресло можно сажать хоть Эда Вуда — Вашингтон все вытянет.

789826

Сценарий написал некий Дэвид Гаггенхейм, который до этого отличился только сценарием некоего телевизионного боевичка (правда, с Итаном Хоуком и Томом Сайзмором), который никто не посмотрел.

Причем Гаггенхейм явно вдохновлялся культовой для студии Universal (еще бы, столько денег заработали) серией фильмов о невероятных приключениях Джейсона нашего Борна, поэтому уши борнинианы из фильма Эспиносы торчат со всех сторон.

Правда, если в случае Борна чисто сценарно было отлично понятно, с чего парень так крут — его же сколько времени учили и тренировали, — то внезапное суперокрутеневание персонажа Рэйнольдса — оно явно мимо кассы. Парня завербовали, насколько я помню, в юридическом колледже! Ну, побегал с месяцок на учебной базе. Затем его на год посадили «сторожем при складе» — сидеть на телефоне на хазе, больше ничего не делать. Да какая из него крутотень? Смех один!

789827

Впрочем, нет, это мы уже идем по следам бременских музыкантов, а давайте лучше начнем с просмотра, когда я еще не знал, чем это все закончится.

Так вот, продолжительное время (69 минут 21 секунду) фильм смотрелся хорошо. Даже на твердую четверочку. Когда еще теплилась надежда, что все еще объяснят, и когда не хотелось думать, с чего этот сторож со склада вдруг так резко окрутел.

Вашингтон, как обычно, блестяще отыгрывает свою роль, хотя я бы на его месте Гаггенхейма где-нибудь придушил в уголке — уж больно паршиво этот Фрост прописан сценарно. И на уровень очень выше среднего его выносит только безусловное мастерство Вашингтона, который даже из этого персонажа, прописанного из серии «он дико, ребята, дико крут, а вот почему и как — просто поверьте мне на слово», ухитряется сделать что-то очень и очень значительное.

Просто мы в самом начале еще не знаем, что за многозначительной усмешкой Фроста на конспиративной квартире, когда его начинают пытать жуткой пыткой, кладя на физиономию голубенькое полотенце и начиная поливать водой, — не скрывается ничего. Все время кажется, что Фрост там что-то задумал, что он планирует какую-то многовходовую-многовыходовую комбинацию, а на деле… На деле сценарист не придумал, чего такого мудрого Фрост там напланировал. Поэтому он ничего не напланировал. Плывет себе по течению с этим пацанчиком Мэттом и даже толком не может от него сбежать.

789828

Также прикольно смотрятся неоднократно повторяемые в ЦРУ слова о том, что Фрост, дескать, мастер тончайшей психологической игры. На деле же вся тончайшая психологическая игра заключается во фразах: «А ведь они за мной пришли. Но я им нужен живой, а тебя они грохнут» и «А у тя телка-то есть?» Мэтт тут же ломается от этих фраз — прям видишь, как они его корежат в корневища.

Рэйнольдс мне, кстати, понравился, хотя я к нему как к актеру отношусь более чем спокойно. Мелодрамы и молодежные комедии, где он в основном подвизался, я, за редкими исключениями, просто не смотрю. Однако не сказал бы, что в этом фильме он выглядел плохо — если не считать странноватого сценарного посыла. По крайней мере, когда Мэтт в полном отчаянии все продолжает и продолжает тащить Фроста на конспиративную квартиру, ввязываясь во всякие потасовки, погони и настоящие сражения, как-то веришь, что парнишка на это хоть как-то способен. Он не выглядит как Ник Стал в «Терминаторе 3: Восстание машин», когда тот дрожащими ручонками поднимает автоматик и говорит тоненьким голоском: «Теперь я тут главный» — и зрители впадают в истерику от хохота.

Нет, Мэтт тут все-таки выглядит крутоватым и безбашенным. Ну, может, он там на своем складе постоянно тренировался — кто его знает? Или в компьютерные игры с детства играл. Нам же показывают, как он сидит на хазе и кидает мячик в стену, правильно? А мячиком знаете какие группы мышц можно натренировать? Всякие разные группы мышц можно натренировать, вот что я вам скажу!

789829

Во второстепенных ролях были заняты хорошие актеры. Хотя, к сожалению, Каннингхэм повторил судьбу раннего киношного Шона Бина — его персонажа убивают минуты через две. Сам Шон Бин в других фильмах, к счастью, уже дожил до ситуации, когда его персонажа убивают никак не раньше середины картины, а иногда и в самом конце.

Одного из скользких цэрэушных начальников сыграл Брендан Глисон — сыграл просто отлично. В паре с ним играла Вера Фармига — а вот из нее все время проглядывала Памэла Лэнди из «Ультиматума Борна», а я «Ультиматум Борна» считаю паршивым фильмом, хотя многие со мной не согласны.

Но что «Ультиматум», что данная картина показали, что чем тупее и чем нелогичнее — тем лучше. Зачем задумываться, правильно? Пускай шкодливая рука сценариста летит по страницам, рассыпая идиотизм на идиотизме, тут главное — чтобы искры во все стороны летели, а там — попкорн не гори! Джейсон Борн из окна напротив здания ЦРУ видит набираемый на сейфе шифр — ладно, сойдет. Джейсон Борн пробирается в кабинет директора ЦРУ без всяких пропусков и даже без команды Итана Ханта — да без проблем! Мэтт Уэстон из интернет-кафе входит в сверхсекретную базу ЦРУ и роется там, получая нужную информацию, — ну и ладно, а что такого? Конечно, сторожу на складе дают доступ ко всем цэрэушным базам и разрешают туда входить из интернет-кафе — да кто бы сомневался, мы много раз видели в фильмах, какие они там в ЦРУ все долбанутые.

789833

Впрочем, это все, конечно, ерунда. Подумаешь, из интернет-кафе зашел. Но вот за что Эспиносу нужно убивать, бросив его под вращающиеся лопасти пропеллера лучшей в мире няньки, так это за финал. Нет, ребята, я знаю, что в Голливуде умеют и любят делать настолько идиотские финалы, что дальше вроде как некуда. Но в этом фильме они просто превзошли сами себя! У меня, как у опытного киномана, были предположения, чем это все закончится. Ну, понятно, что пара-тройка обязательных штампов — от этого они никак не удержатся. Так что Париж, шарман, лямур, бонбоньер и так далее — обязательно, нет вопросов. Но эти ребята поразили даже меня! Финал был один в один в духе пародий на шпионские триллеры — это уже даже не смешно, ребята, вы уже совсем офигели.

Финал для меня перечеркнул абсолютно все — даже то, что фильм какое-то время смотрелся очень неплохо. Потому что — ну нельзя зрителей держать за идиотов, это просто неприлично!

Однако касса и рейтинг показывают, что со зрителями — все в порядке. Касса отличная, рейтинг высокий, а что мы с котом Бубликом выступаем — так это наши глубоко личные проблемы. А я согласен, так и есть — это наши глубоко личные проблемы, это имя нашей боли.

Отдельное спасибо за операторскую работу. Вот кто бы главоперу рассказал, что мода снимать на ручную трясущуюся камеру и обрабатывать пленку так, чтобы она зернилась пикселями размером где-то в 0,54 мм — она уже, старичок, проходит. Уже, старичок, сколько раз говорили, что смешно на Blu-ray смотреть фильмы, которые по качеству не отличаются от рипа в 750 мегов. А ваш фильм — ну никак не отличается, термометр от доктора Хауса вам в ректалище!

789830

Уф. Вроде раздал всем сестрам по серьгам, какой я молодец! Нет, ну обидно, честное слово. Ладно бы с самого начала было понятно, что перед тобой — полное барахло. Мы с Бубликом, вон, пытались смотреть «Мачо и ботан». Ну, выдержали не более 15 минут тупейшей рожи Ченнинга Татума — ну, вырубили и наплевали слюнями. Кстати, Татум мог сняться в роли Мэтта — а жаль, что не снялся, мы тогда и смотреть бы не стали.

А так — вроде бы смотрелось хорошо. Потом чуть нудновато. Затем, когда стало понятно, что ответов на вопросы нет и что многие ружья, которые висели на складе в первом акте, палят в «молоко», — стало смотреться похуже. Ну и дальше на нас вылили ушат финала. После чего мы задали себе вопрос: «А на черта мы вообще все это смотрели?»

Так вот, дорогие зрители! Не слушайте нас с котом Бубликом! Вечно мы придираемся. Зрители довольны, касса отличная, рейтинг высокий. Комментарии зрителей — благожелательные. Говорят, мощный боевик и отлично показана работа спецслужб. Так что посмотрите обязательно.

Но если вы, как и мы, будете в шоке от финала и если у вас возникнут все те же вопросы, что и у нас, — приходите ко мне, мы станем друзьями. Мы с вами — одной крови!

***

789822

Ссылки по теме:
Официальный сайт фильма
Этот фильм на сайте IMDB
Этот фильм на «Кинопоиске»

Обсуждение
Форум, где можно обсудить рецензию и фильм

Оригинал



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире