Режиссер – Николас Виндинг Рефн.
В ролях – Райан Гослинг, Кэри Маллиган, Брайан Крэнстон, Альберт Брукс, Оскар Айзек, Рон Перлман, Кристина Хендрикс, Каден Леос, Джефф Вульф, Джеймс Байбери.
США. 2011. 100 мин.
Бюджет: $15 млн. Сборы по миру: $45 млн.
Рейтинг на IMDB: 8,2.


Боевик, косящий под артхаус? Ор-р-р-р-ригинально.
Рекомендация кота Бублика

718000

Гонщик (Райан Гослинг) – гонщик от Бога.
Так, по крайней мере, говорит его старый подельник Шэннон (Брайан Крэнстон). Гонять Гонщику толком не на чем, разве что только для исполнения каскадерских сцен для каких-то фильмов. В остальное время Гонщик работает автомехаником в гараже Шэннона, а по ночам, насмотревшись фильма Перевозчик, Гонщик подрабатывает доставкой криминального элемента из пункта «Б» (банк или какой-нибудь склад) в какой-нибудь пункт как можно дальше.

Живет Гонщик в дешевой мебеляшке в плохом районе Лос-Анджелеса.
Рядом с Гонщиком соседствует некая Айрин (Кэри Маллиган) со своим сыном Бенисио. Гонщик поначалу просто здоровается с Айрин, а потом получается так, что они разговорились и потихоньку стали общаться.

718001

Впрочем, Айрин не одинока.
У нее есть муж Стандарт (Оскар Айзек), который в настоящий момент сидит в тюрьме. Гонщику на Стандарта совершенно плевать – ему нравится Айрин своей неброской прозрачной красотой. Да и все равно у Гонщика нет никаких друзей и подруг: звать его Никто, приехал он в этот город из Ниоткуда.

Шэннон все-таки лелеет мысль сделать из Гонщика настоящего гонщика.
Для этого он обращается к своему старому знакомому – мафиози Берни (Альберт Брукс). Берни дает денег, Шэннон на них приобретает подержанную гоночную машину и в своей мастерской ее готовит к соревнованиям – за рулем, разумеется, будет сидеть Гонщик.

718002

Однако в какой-то момент ситуация резко накаляется.
Из тюрьмы выходит Стандарт, и тут выясняется, что он некоему Повару (Джеймс Байбери) должен много денег за то, чтобы Стандарта не трогали в тюряге. Если Стандарт не отдаст деньги, то Повар угрожает убить не только Стандарта, но и Айрин с Бенисио.

Гонщик этого допустить не может, поэтому впрягается в решение проблем Стандарта: по приказу Повара Стандарт вместе с некоей Бланш (Кристина Хендрикс) должны ограбить определенный ломбард, в котором почему-то лежит миллион баксов.
А Гонщик вызвался доставить их из пункта «Л» (ломбард) в какой-нибудь пункт как можно дальше.

718003

В процессе ограбления все пошло как-то совершенно не так, Стандарт был застрелен, а Гонщик оказался втянутым в разборки с местными криминальными авторитетами.
Так что не видать ему теперь гонок. А какой Гонщик без гонок? Смех один!

***

Давненько я не видел такого странного боевичка.
Да-да, позиционируется это все как боевичок. И частично им является – где-то со второй половины картины.

718004

Но первую половину смотришь как будто какой-то не особенно внятный артхаус («А где ты видел внятный артхаус?»– въедливо спросил кот Бублик, который ни черта не понимает в высоком искусстве): Гонщик долго-долго ждет бандитов, потом долго-долго куда-то едет, затем долго-долго едет в лифте, после этого долго-долго знакомится с Айрин и ее сыном, далее долго-долго сидит у них дома или катается с ними на машине…

Причем еще и диалоги проникнуты всепоглощающим артхаусом из серии:
«Хочешь кофе?» – спрашивает Айрин, после чего Гонщик в ответ смотрит на нее своим отстраненным взглядом и молчит. Полминуты молчит. Минуту молчит. Две минуты молчит. «Нет, мне надо идти», – говорит Гонщик и опять начинает молчать. И Айрин молчит. Полминуты молчит, смотрит на Гонщика своими выпуклыми глазами. Минуту молчит. Две минуты молчит. «Ну, пока», – говорит она.

718005

И примерно так – первая половина фильма.
Правда, слегка оживляешься, когда вдруг начинается история с деньгами Берни и покупкой гоночной машины. Ну, думаешь, а вдруг он и правда куда-нибудь сгоняет? Но расслабьтесь, гоночную машину покажут один раз, а потом о ней все забудут навсегда – у сценариста Хуссейна Амини появились новые идеи. Кстати, сценарий писался по книге Джеймса Сэйллиса, но мне книжка не попадалась, так что я и не в курсе, насколько это все снято близко к тексту.

С середины фильма вдруг начинается довольно резкая движуха: неудачное ограбление, в бой идут крутые мафиози, ну и тут выясняется, что Гонщик – он почти целый Терминатор, который голыми руками справляется с вооруженными профессиональными убийцами.

718006

После этого понятно, что Гонщик сейчас теми же голыми руками перебьет всех крупных мафиози Лос-Анджелеса, а потом возьмет Айрин с Бенисио и уедет с ними в голубую даль.
Впрочем, нет, режиссер же – датчанин! Он не опустится до совсем голливудского хэппи-энда – ведь и боевик он слепил в более чем странной артхаусной манере. Поэтому никакой голубой дали! Пускай Гонщик погибнет вместе с последним мафиози Лос-Анджелеса! Нет, пускай он лучше смертельно раненый уедет туда, откуда приехал – то есть фиг знает куда! Нет, пусть он лучше…

На самом деле совершенно без разницы, чем там все будет закончено – хэппи-эндом, бэд-эндом или фиг-чем-поймешь-эндом.

718007

Это один из самых странных боевиков из всего, что я видел, и он мне не слишком понравился.
При этом заметьте – я вовсе не фанат прямолинейных туповатых боевичков и наоборот – люблю боевики необычные, стильные, вроде «Времени бешеных псов», «Ты – труп» или «Липучка».

Здесь, в общем, стиль-то есть, врать не буду, но такое ощущение, что режиссер попытался совместить несовместимое: что-то очень и очень медленное и созерцательное, причудливым образом соединенное со вполне кровавым боевичком, снабженным очень даже натуралистичными подробностями.
Плюс – со сценарной точки зрения, несмотря на неспешность и тягучесть повествования, есть немало провисов и явных ляпов. Гоночная машина – провисла, история с ограблением ломбарда – просто один большой сплошной ляп (не буду это подробно обсуждать, чтобы не спойлерить), мотивация персонажа Перлмана – чудовищная, красивое убийство в океанском прибое – идиотское (на черта он маску-то надевал, спрашивается), последнее свидание Гонщика с Берни – просто дурдом, ну и как особый случай – кровавейшее убийство в лифте на глазах у Айрин.

718008

Милый этот Гонщик, просто милый!
И улыбка у него такая застенчивая-презастенчивая! Гослинг, кстати, его сыграл замечательно, сумев сделать из того что было – просто минишедевр. Но на одном Гослинге без продуманного сценария и с постановкой из серии «Пускай он сначала на него до-о-о-о-о-ого смотрит, а потом раз – и вилкой в глаз» – далеко не уехать.

В общем, не врубился я в этот кровавый артхаус.
Сначала скучно, потом слегка противно. Все эти нарочитые длинноты и долгие немигающие взгляды – раздражают. Я понимаю, что Николас Виндинг Рефн насмотрелся Серджо Леоне – мы все его насмотрелись и еще будем пересматривать. Но там, где у Леоне длинные планы и паузы служат определенной цели, здесь – просто натягивание некоей многозначительности, за которой не стоит ни одна внятная мысль. Режиссер снимал эдакий артхаусный боевик – ну да, скрестил ужа с ежом. Получился, на мой взгляд, дурдом. И даже некоторые хорошие сцены (например, убийство Шэннона сделано очень здорово) обстановку общего дурдома, на мой взгляд, не искупают.

718009

Поэтому мне не особенно понравилось.
Я признаю за этим фильмом определенные достоинства – все-таки он явно вырывается из череды тупых боевичков, – но, на мой взгляд, сценарий очень сильно недоработан, а манера режиссера более относится к самолюбованию, нежели к желанию что-то реально сказать и показать.

По моей системе оценок – между тройкой с плюсом и четверкой с минусом.
По системе IMDB я поставил ровно 6.

718010

Однако зрителям картина понравилась.
Отличные для такой картины сборы и рейтинг на IMDB просто зашкаливающий – 8,2. Фильм на 160 месте в списке «Лучших 250 картин всех времен и народов». Чудны дела твои, Господи.

Но я ни на чем не настаиваю, однако от своего мнения – не отступлюсь.

P.S. Впрочем, нужно оговориться, что посмотреть удалось только в дубляже.
Может, из-за этого. Но там вообще разговоров очень мало…

***
717984

Ссылки по теме:
Официальный сайт фильма
Этот фильм на сайте IMDB
Этот фильм на «Кинопоиске»

Обсуждение
Форум, где можно обсудить рецензию и фильм

Оригинал

Субъективные заметки о фильмах

Фото – www.kinopoisk.ru


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире