17:20 , 08 августа 2011

Фантастический триллер «Области тьмы» (Limitless)

Режиссер – Нил Бергер.
В ролях – Брэдли Купер, Роберт Де Ниро, Эбби Корниш, Эндрю Хоуард, Анна Фрил, Джонни Витуорт, Томас Арана, Роберт Джон Берк, Даррен Голдштейн.
США. 2011. 105 мин.
Бюджет: $27 млн. Сборы по миру: $156 млн.
Рейтинг на IMDB: 7,3.


Где бы взять такую таблеточку, чтобы можно было спать не 23 часа в сутки, а все 46?
Детская наивная мечта кота Бублика.



Эдди Мора (Брэдли Купер) – обычный неудачник.
Лузер, короче говоря. Он живет в кошмарных дешевых апартаментах китайского квартала, пьет, курит травку и представляет собой довольно-таки жалкое зрелище: жуткая одежда, неряшливые патлы волос, недельная щетина и общая атмосфера тотального пофигизма. Тем не менее у него есть девушка – Линди (Эбби Корниш). Она для Эдди является банком – то есть тратит на них двоих деньги, – домохозяйкой, любовницей и так далее. Очень удобно – для Эдди, разумеется.

Линди долго считала, что Эдди – талант.
Что он когда-нибудь напишет книгу, которая его прославит и принесет массу денег. А сейчас… Ну, просто бывают у талантов в жизни периоды, когда они должны познать себя. Вот Эдди и познает.

Впрочем, в какой-то момент Линди четко поняла, к чему Эдди приведет подобный метод самопознания, после чего отдала парню ключи и ушла от него – несмотря на то что Эдди какими-то непонятными путями получил от издательства заказ на книгу.
Но Линди права – за несколько недель Эдди из себя так и не смог выдавить ни строчки.

Эдди, находясь в полном отчаянии, вдруг столкнулся на улице со своим бывшим шурином – неким Верноном (Джонни Витуорт).
Это тот еще тип – он торгует наркотой, связан со всякими темными личностями, да и сам – личность вовсе не светлая.



Однако Эдди выбирать не приходится – он на самом дне.
Поэтому он выпивает с Верноном, и тот ему сует на пробу некую таблеточку под названием NZT, которая вовсе не наркотик, а просто заставит мозг Эдди работать на полную: как известно, ученые выяснили, что человеческий мозг почему-то использует максимум 10-12 процентов своих возможностей.

Эдди попробовал таблеточку – и перед ним открылся совершенно новый мир.
Он почти мгновенно учит любые языки, помнит все, что когда-то видел даже мельком, а главное – он теперь может с небывалой эффективностью анализировать тот огромный пласт информации, который в процессе жизни набрал его мозг.



В результате он за день написал треть новой книги, отдраил свое убогое жилище, сделал массу других дел, а на следующий день…
На следующий день проснулся обычным лузером Эдди – таблеточка действует не больше суток.

Эдди помчался к Вернону за новой дозой, тот его отправил купить что-нибудь на завтрак, но пока Эдди бегал по магазинам – Вернона пристрелили какие-то совершенно не светлые личности.
Эдди вызвал полицию, но пока он их ждал, обнаружил большой пакет с таблетками NZT, каковые и присвоил, – Эдди не собирается больше оставаться лузером.



Ну и у парня началась совершенно новая роскошная жизнь, в которой он почти мгновенно пробирается на самый верх.
Однако в какой-то момент он выяснит, что таблетки обладают крайне неприятными побочными эффектами, а завязывать с ними он не сможет по определению – это верная смерть. Между тем таблетки в конце концов закончатся, а за Эдди охотятся всякие подозрительные люди, включая русских гопников с главарем Геннадием (Эндрю Хоуард), который парню в свое время одолжил крупную сумму, чтобы тот поднялся, а от него получил таблеточку. Все они хотят таблеточки Эдди. А тому без них – не жить.

***

Я на этот фильм «клюнул» прежде всего из-за имени режиссера: Нил Бергер – создатель очень незаурядной мистической драмы «Иллюзионист», в которой блистали Эдвард Нортон, Пол Джиамати и Руфус Сьюэлл.



Данный фильм поставлен по роману Алана Глинна The Dark Fields, что как раз и переводится как «Области тьмы».
А фильм называется Limitless, что переводится как «Безграничный». Так что наши прокатчики дали для русскоязычного проката название не по фильму, а по первоисточнику. Уж и не знаю, зачем они это сделали, но, по крайней мере, в этот раз русскоязычное название не высосано из пальца, что у наших прокатчиков бывает нередко.



Фильм получился хороший.
На IMDB его жанр значится как мистический научно-фантастический триллер, однако я бы его назвал все-таки фантастическим триллером или научно-фантастическим триллером, потому что никакой мистики, в отличие от «Иллюзиониста», здесь нет и в помине.

Просто какому-то лузеру подозрительный тип дает подозрительную таблеточку, которая включает мощь его мозга на полную катушку.
У лузера башка, несмотря на все его лузерство, очень неплохая, и он ею пользуется правильным образом. А потом таблеточки заканчиваются, да и выясняются всякие побочные эффекты – в общем, парню приходится серьезно напрягаться, чтобы банально остаться в живых.



В этом фильме очень и очень многое построено на поведении и переживаниях главного персонажа – Эдди Мора.
Вообще, на данную роль первоначально утвердили трансформерную звезду Шайю Лабафа, однако тот сломал руку в автомобильной аварии, после чего продюсеры выбрали Брэдли Купера (кстати, он же является одним из исполнительных продюсеров).

Решение довольно странное прежде всего из-за того, что Лабаф и Купер – принципиально разные типажи.
Лабаф младше Купера на 9 лет, и он звезда откровенно тинейджерских «Трансформеров». Впрочем, в четвертом «Индиане Джонсе» он также играл одну из главных ролей, но понятно, что в «Индиане» самый главный персонаж – все-таки Индиана.



А Брэдли Купер со своей эффектной внешностью зрелого мужчины зажигал в более возрастных комедиях вроде «Обещать – не значит жениться» или «Мальчишника в Вегасе», ну и в комедийных боевиках вроде «Команды А».

Надо сказать, что Купер, как и Макконахи, мне всегда нравился: при всей своей внешности лощеного красавчика Купер демонстрировал, что у него в актерском арсенале есть намного больше, чем лощеное красование.
И это проблескивало в каждом его фильме.

Здесь, на мой взгляд, Купер выступил здорово.
Переходы от лузера совершенно бомжеского вида к самоуверенной акуле бизнеса сделаны просто отлично: и в лузера веришь на все сто, глядя в эти жалкие пронзительно-голубые глазки ни на что не годного слизняка, и в акулу бизнеса веришь не меньше, наблюдая стальной взгляд голубых глаз человека, которому в этой жизни подвластно абсолютно все.



Подругу Эдди Линди должна была играть обаяшка Элизабет Бэнкс.
Однако она по неизвестной причине не смогла принять участие в проекте, но Эбби Корниш (она играла в фильмах «Хороший год» и «Запрещенный прием») ее заменила вполне достойно – очень похожий типаж, да и сыграла хорошо.

Роберт Де Ниро в картине появился в роли суперфинансиста Карла Ван Луна, с которым в конце концов начинает работать Эдди.
В общем, временами в старине Бобе что-то проблескивало, но выглядел он уставшим, причем вовсе не от бремени финансовых знаний, и в сценах, когда Лун должен был зажечь всей мощью своей власти, был не особенно убедителен. Но, впрочем, мастер есть мастер, роль все равно получилась неплохая.



Не обошлось тут, понятное дело, и без почти обязательных для современных картин русских бандитов-гопников.
Кстати, на этот раз главный персонаж этих гопников получился на удивление эффектный и реалистичный – его сыграл британец Эндрю Хоуард. Нет, никаких теплых чувств он не вызывал и не должен был, однако вовсе не выглядел карикатурным – прям такой настоящий опасный гопник.

Мне не понравилось, что Бергер начал картину с уже навязшего на зубах приема (первый раз я его увидел в фильме «Подручный Хадсакера» Коэнов), когда главный герой находится в совершенно безвыходной ситуации и собирается прыгнуть из окна (с балкона, с крыши, с Эйфелевой башни, с глузда), далее ситуация отматывается на какое-то время назад, а когда снова возвращается к той же секунде, главгер чудесным (или боевитым) образом спасается. Вот как-то слегка дешевенько это смотрелось, на мой взгляд.



Впрочем, финал Бергер сделал вполне достойным, так что я практически простил этот заезженный прием – в финале не было ни порхающих каминов, ни семейных ценностей, ни морализаторства.
Хотя да – обязательный хеппи-энд присутствовал, но мы знаем, что если его не сделать – в Голливуде постановщика лишают режиссерской лицензии.

В общем, посмотрел совершенно не без удовольствия, чего и вам желаю.
Очень добротная постановка, хорошая сценарная основа, классный Брэдли Купер – вполне себе хорошее кино. Одобряем.

***



Ссылки по теме:
Официальный сайт фильма
Этот фильм на сайте IMDB
Этот фильм на «Кинопоиске»

Обсуждение
Форум, где можно обсудить рецензию и фильм

Оригинал

Субъективные заметки о фильмах

Фото – www.kinopoisk.ru


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире