Режиссер — Дэмьен Шазелл. В ролях — Майлз Теллер, Джей Кей Симмонс, Пол Райзер, Мелисса Бенойст, Остин Стоуэлл, Нат Лэнг, Крис Малки, Дэймон Гаптон, Макс Кэш, Сюанн Споук. США. 2013. 106 мин. Бюджет: $3,3 млн. Сборы по миру: $7 млн. Рейтинг на IMDB: 8,7. Мой рейтинг: 8,0.

Мощно. Прям сразу не захотелось поиграть в джазовом оркестре.
Отзыв кота Бублика

Джаз — это когда хороший человек потеет, плачет и кровоточит.
Вывод кота Бублика

Нет в нашем языке слова вреднее и опаснее, чем «молодец».
Флетчер говорит с Эндрю



1904340

Молодой парень по имени Эндрю Ниман (Майлз Теллер) учится в престижной нью-йоркской консерватории по классу ударных. Несмотря на то, что Эндрю находится только на первом курсе, он очень упорно занимается и полон амбиций: Ниман хочет стать знаменитым джазовым барабанщиком, великим джазовым барабанщиком.

Причем, что интересно, ничто вроде бы его к этому не подталкивает. В семье у него музыкантов не было. Мать Эндрю бросила его совсем маленьким, и Эндрю воспитывает отец — бывший писатель, а ныне преподаватель.

В большой семье Ниманов — у отца есть брат с двумя детьми — принято считать, что ребенок должен добиваться успеха или на спортивной площадке, или на всяких научных олимпиадах. А музыка — ну что это вообще такое в наше время. Тем более — джаз! Умирающий жанр. То ли дело — рэп, вот тут хоть денег можно заработать.



1904342

Но Эндрю хочет стать именно джазовым музыкантом и мечтает о том, чтобы попасть в оркестр к великому Флетчеру (Джей Кей Симмонс): тот дирижирует лучшим оркестром в консерватории, который также считается одним из лучших в стране. Эндрю и остальные музыканты консерватории знают, что Флетчер постоянно набирает в свой оркестр музыкантов во второй состав — чтобы первый состав был в тонусе и не расслаблялся. Кроме того, музыканты из второго состава имеют реальный шанс попасть в основной.

Первая случайная встреча Эндрю с Флетчером прошла безрезультатно: Флетчер несколько секунд послушал игру Эндрю, не был впечатлен и ушел.

Однако во второй раз, когда Флетчер зашел послушать оркестр, в котором играл Эндрю, Ниману было предложено присоединиться к оркестру Флетчера — во втором, разумеется, составе.

Эндрю просто счастлив. Он ради такого события даже поборол собственную стеснительность и пригласил на свидание девушку, работающую в кинотеатре, которая ему давно нравится.

Но после перехода в оркестр Флетчера выяснилось, что Флетчер не просто очень требовательный. Он — дирижер-садист, который создает практически невыносимые условия своим музыкантам. Но он делает это не просто так, а с великой целью: Флетчер считает, что даже хороший музыкант не должен почивать на лаврах и что его нужно постоянно теребить — дабы хороший музыкант стал великим.



1904344

Непонятно почему, но похоже, что Флетчер видит какие-то очень серьезные задатки в Эндрю. Потому что его он начинает третировать заметно больше, чем остальных музыкантов. Но Эндрю, который поначалу производит впечатление эдакого тихони-плаксы, обладает неким железным стержнем, который помогает ему не только не сломаться под давлением Флетчера, но и добиться определенных успехов. Впрочем, занять достойное место в оркестре Флетчера ему это вряд ли поможет. В оркестре Флетчера достойное место занимает только один человек — сам Флетчер.

***

Музыка играет важную роль в работах режиссера этого фильма — Дэмьена Шазелла. Его первый фильм — «Гай и Мэдлин на скамейке в парке» — о трубаче. Картина «Торжественный финал», к которой он писал сценарий, о пианисте.

Фильм «Одержимость» (в оригинале «Whiplash» — это, насколько я понял, идиома, которую можно перевести как «работать из-под палки») Шазеллом был задуман довольно давно. Но он все никак не мог получить для него финансирование.

Тогда Дэмьен в 2013 году снял 18-минутную короткометражку «Whiplash» о дирижере-садисте. В ней сыграли Джей Кей Симмонс и Джонни Симмонс (не родственник). Короткометражка была представлена на фестивале «Санденс», получила хорошую критику и вскоре Дэмьен нашел источник финансирования полнометражной картины по этому сюжету в компании Bold Films.



1904346

«Одержимость» была снята за 19 дней, всего на создание картины потребовалось 10 недель — чуть больше двух месяцев.

И в 2014 году картина получила «Золотой глобус» за роль Джей Кей Симмонса. Также она получила еще 40 наград (включая несколько наград из серии «Фильм года») и 60 номинаций.

Сам режиссер говорил о том, что в основу сценария легли его детские воспоминания об игре в оркестре, дирижер которого отличался тираническими и чуть ли не садистскими наклонностями.

Когда я начал смотреть этот фильм, то подумал, что действие тут, скорее всего, будет развиваться по столь любимым в США лекалам спортивной драмы: молодой способный паренек никак не может добиться впечатляющего результата, но под воздействием сурового внешне но внутри очень доброго тренера учится работать в команде, преодолевать собственные негативные черты характера и в конце концов забивает решающий мяч в Суперкубке. То есть это, наверное, будет какой-нибудь «Джерри Магуайер», думал я, не к ночи он будет упомянут.



1904348

Однако чем дальше, тем становилось яснее, что картина намного интереснее и глубже, чем я предполагал. И тут, как это полагается для хорошего кино, нет однозначно правых и однозначно виноватых.

Да, дирижер — тиран и фактически садист. Но он глубоко убежден, что без такой манеры общения с музыкантами из них не получится ничего стоящего. Самое страшное слово — это «Молодец», считает Флетчер. Потому что, услышав его — музыкант решит, что он уже всего добился и перестанет расти как исполнитель. Поэтому музыкантов надо изо всех сил третировать и требовать от них невозможного — тогда глядишь, они этого невозможного и добьются.

Что интересно, в ситуации с  Эндрю этот подход, в общем-то, срабатывает. Эндрю настолько хочет стать великим, что даже расстается со своей девушкой — чтобы всего себя посвятить барабанам. И он совершенно фанатично репетирует, стирая руки до кровавых мозолей.

Но, впрочем, из этой ситуации нормального выхода нет, потому что Флетчер при всех своих убеждениях — полнейший самодур, так что шансов у Эндрю практически не остается.

Джей Кей Симмонс, сыгравший Флетчера, прекрасный актер. Его очень любят братья Коэны — Симмонс играл у них роли второго плана в «Играх джентльменов» и «После прочтения сжечь». И я все ждал, когда же Симмонсу дадут развернуться — видно же, что актер отличный и очень разноплановый.

Наконец-то это произошло и Симмонс просто потряс: у него получился невероятно мощный и предельно харизматичный персонаж. Да, во многом неприятный. Но дирижеры, как и режиссеры, в общем-то, и должны быть такими — тиранами. Иначе ничего не получится.

Однако от Симмонса я все-таки ожидал чего-то подобного — и так было известно, что он актер совершенно замечательный. Но тут меня также приятно удивил Майлз Теллер, сыгравший Эндрю. Совершенно заурядная внешность «парня, которого никто не любит», явное отсутствие харизмы — по крайней мере, в начале фильма.

И при этом Майлз отлично показал совершеннейшую одержимость этого Эндрю, довел своего персонажа до той точки, когда он уже готов убить этого придурка Флетчера — и в это легко можно было поверить, — ну и насколько классно он провел финальную «дуэль» Эндрю с Флетчером, когда казалось, что Флетчер победил по всем фронтам и Эндрю просто уничтожен. Класс, просто класс!



1904350

Причем еще Теллер действительно очень неплохо играет на барабанах — это невозможно сымитировать, а его игру в фильме показывают более или менее честно, без особых кинематографических уверток. (Хотя понятно, что озвучивание игры на установке делал профессиональный музыкант.)

Майлз, кстати, с 15 лет играет на ударной установке, выступает с ансамблем The Mutes, который он основал вместе со школьными друзьями. И для исполнения роли Эндрю он занимался на установке с профессиональным преподавателем три раза в неделю по четыре часа. А во время съемок он действительно играл до изнеможения — этого требовал режиссер, чтобы все выглядело достоверно.

Самое главное, что есть в этом фильме — то, что крайне важно для любого музыканта — драйв! Без драйва не будет классной музыки, без драйва вряд ли может получиться хороший фильм. Здесь этот драйв присутствует по полной программе: напряжение нарастает буквально с каждым кадром, а уж в сцене с аварией и с «дуэлью» напряжение просто зашкаливало. (Кстати, сам Майлз в 2007 году пережил тяжелейшую автомобильную аварию, когда возвращался с музыкального фестиваля.)

«Одержимость» — фильм замечательный, я его посмотрел с большим удовольствием. И у Симмонса, наверное, лучшая роль в его карьере, и до сего момента неизвестный мне Майлз Таллер просто удивил: это же надо было настолько ярко показать настоящую одержимость в таком вроде бы мало чем примечательном пареньке.

За финальную «дуэль» — отдельные комплименты. Это и сыграно было совершенно замечательно (что в актерском, что в музыкальном плане), и никакой тебе голливудской слащавости.

Так что посмотрите эту картину обязательно, не лишайте себя удовольствия!



  Оценки по пятибалльной шкале  
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть
 

5
5+
5
5
очень мощно 
да 



Оригинал


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире