Режиссер — Дэмьен Шазелл. В ролях — Майлз Теллер, Джей Кей Симмонс, Пол Райзер, Мелисса Бенойст, Остин Стоуэлл, Нат Лэнг, Крис Малки, Дэймон Гаптон, Макс Кэш, Сюанн Споук. США. 2013. 106 мин. Бюджет: $3,3 млн. Сборы по миру: $7 млн. Рейтинг на IMDB: 8,7. Мой рейтинг: 8,0.

Мощно. Прям сразу не захотелось поиграть в джазовом оркестре.
Отзыв кота Бублика

Джаз — это когда хороший человек потеет, плачет и кровоточит.
Вывод кота Бублика

Нет в нашем языке слова вреднее и опаснее, чем «молодец».
Флетчер говорит с Эндрю



1904340

Молодой парень по имени Эндрю Ниман (Майлз Теллер) учится в престижной нью-йоркской консерватории по классу ударных. Несмотря на то, что Эндрю находится только на первом курсе, он очень упорно занимается и полон амбиций: Ниман хочет стать знаменитым джазовым барабанщиком, великим джазовым барабанщиком.

Причем, что интересно, ничто вроде бы его к этому не подталкивает. В семье у него музыкантов не было. Мать Эндрю бросила его совсем маленьким, и Эндрю воспитывает отец — бывший писатель, а ныне преподаватель.

В большой семье Ниманов — у отца есть брат с двумя детьми — принято считать, что ребенок должен добиваться успеха или на спортивной площадке, или на всяких научных олимпиадах. А музыка — ну что это вообще такое в наше время. Тем более — джаз! Умирающий жанр. То ли дело — рэп, вот тут хоть денег можно заработать.



1904342

Но Эндрю хочет стать именно джазовым музыкантом и мечтает о том, чтобы попасть в оркестр к великому Флетчеру (Джей Кей Симмонс): тот дирижирует лучшим оркестром в консерватории, который также считается одним из лучших в стране. Эндрю и остальные музыканты консерватории знают, что Флетчер постоянно набирает в свой оркестр музыкантов во второй состав — чтобы первый состав был в тонусе и не расслаблялся. Кроме того, музыканты из второго состава имеют реальный шанс попасть в основной.

Первая случайная встреча Эндрю с Флетчером прошла безрезультатно: Флетчер несколько секунд послушал игру Эндрю, не был впечатлен и ушел.

Однако во второй раз, когда Флетчер зашел послушать оркестр, в котором играл Эндрю, Ниману было предложено присоединиться к оркестру Флетчера — во втором, разумеется, составе.

Эндрю просто счастлив. Он ради такого события даже поборол собственную стеснительность и пригласил на свидание девушку, работающую в кинотеатре, которая ему давно нравится.

Но после перехода в оркестр Флетчера выяснилось, что Флетчер не просто очень требовательный. Он — дирижер-садист, который создает практически невыносимые условия своим музыкантам. Но он делает это не просто так, а с великой целью: Флетчер считает, что даже хороший музыкант не должен почивать на лаврах и что его нужно постоянно теребить — дабы хороший музыкант стал великим.



1904344

Непонятно почему, но похоже, что Флетчер видит какие-то очень серьезные задатки в Эндрю. Потому что его он начинает третировать заметно больше, чем остальных музыкантов. Но Эндрю, который поначалу производит впечатление эдакого тихони-плаксы, обладает неким железным стержнем, который помогает ему не только не сломаться под давлением Флетчера, но и добиться определенных успехов. Впрочем, занять достойное место в оркестре Флетчера ему это вряд ли поможет. В оркестре Флетчера достойное место занимает только один человек — сам Флетчер.

***

Музыка играет важную роль в работах режиссера этого фильма — Дэмьена Шазелла. Его первый фильм — «Гай и Мэдлин на скамейке в парке» — о трубаче. Картина «Торжественный финал», к которой он писал сценарий, о пианисте.

Фильм «Одержимость» (в оригинале «Whiplash» — это, насколько я понял, идиома, которую можно перевести как «работать из-под палки») Шазеллом был задуман довольно давно. Но он все никак не мог получить для него финансирование.

Тогда Дэмьен в 2013 году снял 18-минутную короткометражку «Whiplash» о дирижере-садисте. В ней сыграли Джей Кей Симмонс и Джонни Симмонс (не родственник). Короткометражка была представлена на фестивале «Санденс», получила хорошую критику и вскоре Дэмьен нашел источник финансирования полнометражной картины по этому сюжету в компании Bold Films.



1904346

«Одержимость» была снята за 19 дней, всего на создание картины потребовалось 10 недель — чуть больше двух месяцев.

И в 2014 году картина получила «Золотой глобус» за роль Джей Кей Симмонса. Также она получила еще 40 наград (включая несколько наград из серии «Фильм года») и 60 номинаций.

Сам режиссер говорил о том, что в основу сценария легли его детские воспоминания об игре в оркестре, дирижер которого отличался тираническими и чуть ли не садистскими наклонностями.

Когда я начал смотреть этот фильм, то подумал, что действие тут, скорее всего, будет развиваться по столь любимым в США лекалам спортивной драмы: молодой способный паренек никак не может добиться впечатляющего результата, но под воздействием сурового внешне но внутри очень доброго тренера учится работать в команде, преодолевать собственные негативные черты характера и в конце концов забивает решающий мяч в Суперкубке. То есть это, наверное, будет какой-нибудь «Джерри Магуайер», думал я, не к ночи он будет упомянут.



1904348

Однако чем дальше, тем становилось яснее, что картина намного интереснее и глубже, чем я предполагал. И тут, как это полагается для хорошего кино, нет однозначно правых и однозначно виноватых.

Да, дирижер — тиран и фактически садист. Но он глубоко убежден, что без такой манеры общения с музыкантами из них не получится ничего стоящего. Самое страшное слово — это «Молодец», считает Флетчер. Потому что, услышав его — музыкант решит, что он уже всего добился и перестанет расти как исполнитель. Поэтому музыкантов надо изо всех сил третировать и требовать от них невозможного — тогда глядишь, они этого невозможного и добьются.

Что интересно, в ситуации с  Эндрю этот подход, в общем-то, срабатывает. Эндрю настолько хочет стать великим, что даже расстается со своей девушкой — чтобы всего себя посвятить барабанам. И он совершенно фанатично репетирует, стирая руки до кровавых мозолей.

Но, впрочем, из этой ситуации нормального выхода нет, потому что Флетчер при всех своих убеждениях — полнейший самодур, так что шансов у Эндрю практически не остается.

Джей Кей Симмонс, сыгравший Флетчера, прекрасный актер. Его очень любят братья Коэны — Симмонс играл у них роли второго плана в «Играх джентльменов» и «После прочтения сжечь». И я все ждал, когда же Симмонсу дадут развернуться — видно же, что актер отличный и очень разноплановый.

Наконец-то это произошло и Симмонс просто потряс: у него получился невероятно мощный и предельно харизматичный персонаж. Да, во многом неприятный. Но дирижеры, как и режиссеры, в общем-то, и должны быть такими — тиранами. Иначе ничего не получится.

Однако от Симмонса я все-таки ожидал чего-то подобного — и так было известно, что он актер совершенно замечательный. Но тут меня также приятно удивил Майлз Теллер, сыгравший Эндрю. Совершенно заурядная внешность «парня, которого никто не любит», явное отсутствие харизмы — по крайней мере, в начале фильма.

И при этом Майлз отлично показал совершеннейшую одержимость этого Эндрю, довел своего персонажа до той точки, когда он уже готов убить этого придурка Флетчера — и в это легко можно было поверить, — ну и насколько классно он провел финальную «дуэль» Эндрю с Флетчером, когда казалось, что Флетчер победил по всем фронтам и Эндрю просто уничтожен. Класс, просто класс!



1904350

Причем еще Теллер действительно очень неплохо играет на барабанах — это невозможно сымитировать, а его игру в фильме показывают более или менее честно, без особых кинематографических уверток. (Хотя понятно, что озвучивание игры на установке делал профессиональный музыкант.)

Майлз, кстати, с 15 лет играет на ударной установке, выступает с ансамблем The Mutes, который он основал вместе со школьными друзьями. И для исполнения роли Эндрю он занимался на установке с профессиональным преподавателем три раза в неделю по четыре часа. А во время съемок он действительно играл до изнеможения — этого требовал режиссер, чтобы все выглядело достоверно.

Самое главное, что есть в этом фильме — то, что крайне важно для любого музыканта — драйв! Без драйва не будет классной музыки, без драйва вряд ли может получиться хороший фильм. Здесь этот драйв присутствует по полной программе: напряжение нарастает буквально с каждым кадром, а уж в сцене с аварией и с «дуэлью» напряжение просто зашкаливало. (Кстати, сам Майлз в 2007 году пережил тяжелейшую автомобильную аварию, когда возвращался с музыкального фестиваля.)

«Одержимость» — фильм замечательный, я его посмотрел с большим удовольствием. И у Симмонса, наверное, лучшая роль в его карьере, и до сего момента неизвестный мне Майлз Таллер просто удивил: это же надо было настолько ярко показать настоящую одержимость в таком вроде бы мало чем примечательном пареньке.

За финальную «дуэль» — отдельные комплименты. Это и сыграно было совершенно замечательно (что в актерском, что в музыкальном плане), и никакой тебе голливудской слащавости.

Так что посмотрите эту картину обязательно, не лишайте себя удовольствия!



  Оценки по пятибалльной шкале  
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть
 

5
5+
5
5
очень мощно 
да 



Оригинал

Комментарии

26

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

(комментарий скрыт)

ebenilov 15 января 2015 | 17:38

В смысле, правильный перевод здесь: "Удар кнута"


15 января 2015 | 18:29

Спасибо, господин Экслер, за блистательную, полную чувств и страсти рецензию! После такого представления грех не посмотреть фильм.


high_lander 16 января 2015 | 03:47

vdemchenko:
Ка говаривал, бывало, Прутков-инженер - даже и Экслер иногда бывает-таки на что-нибудь да потребен ))


alivas 15 января 2015 | 18:33

ebenilov: как говорил Райкин (Отец) .... столько образования на один ... барабан
а про упорство в музыке, хорошо написано в Осуждении Паганини (Виноградов)
а вообще про Одержимость -- это Григорий Перельман
что там с миллионом .. взял ????


(комментарий скрыт)

alivas 15 января 2015 | 21:54

vladimirarbit: видимо он до чего то страшного догадался, в устройстве мира ....
он что то сказал, что всё не то чем кажется


bolit_jivot 15 января 2015 | 22:49

ebenilov: Полностью поддерживаю, переводчики названий просто жгут. Чувака загнали, как лошадь на скачках, при чём тут одержимость?
А дирижёр у них, просто тролль 80 левела, как он, толстого, выпнул ни за что)))


afigegoznaet 15 января 2015 | 19:16

ebenilov: Whiplash это еще и название центральной музыкальной темы.


marattto 15 января 2015 | 17:59

Фильм-бомба! В финальной сцене напряжение было таким сильным, что я просто досматривал фильм стоя.


bolit_jivot 15 января 2015 | 22:40

marattto: Фильм, как раз несколько затянут, а фигня с аварией, так вообще чуть не перечеркнула всё впечатление. Вырезать всю эту муру, и будет супер, ведь весь фильм был ради последней сцены.
А всякая чушь, типа любовной линии, зачем это?


(комментарий скрыт)

comstels 15 января 2015 | 18:42

comstels:
Да, и ещё, отдельный комплимент за хороший, адекватный перевод и удачный дубляж.
Так что даже на русской звуковой дорожке не очень сильно теряется мощь, напор и харизма Дж. К. Симмонса.


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

comstels 15 января 2015 | 18:45

zzeranagi: Есть несколько вариантов 720р рипа. С двумя звуковыми дорожками, в том числе. Так что качайте и наслаждайтесь.


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

evgeny_biolog 15 января 2015 | 19:14

"это, насколько я понял, идиома"

То есть этот фильм каждый понимает как хочет?


vlaantvomulg 15 января 2015 | 20:24

Для меня образ Нимана был испорчен его анонимными показаниями на Флетчера.
С оценкой фильма согласен полностью по всем пунктам. Рекомендую: смотрите и наслаждайтесь! Особенно потрясна финальная сцена.


bolit_jivot 15 января 2015 | 22:36

vlaantvomulg: Его просто сломали, когда сказали, что этот гад, и дальше будет ломать психику молодых музыкантов, безнаказанно, так же как и ему.
Все такие смелые и принципиальные, пока самих не коснётся.
Вот попадёте на табуреточку, с руками сзади в наручниках, а потом как обычно, хороший и плохой следователь. Слава богу, у меня хватило ума не вестись при первом допросе. А виноват или нет, тут дело десятое, по приметам подходишь, и если поплыл, дожмут, техника отработана годами - люди признавались, что тоннель копали, из Москвы до Лондона.
Теперь, этими фишками, меня точно не расколоть, вот под пытками, не могу гарантировать. Вдруг, захочется умереть поскорее.


vlaantvomulg 15 января 2015 | 23:27

bolit_jivot: Неверное сравнение. С допроса Вы не можете уйти, а послать куда подальше опостылевшего начальника - завсегда.
Кстати, мой сын, а он музыкант, более того - барабанщик, сказал, что с музыкантами иначе никак нельзя: не заиграет оркестр. По его мнению в музыке руководитель должен быть злым тираном.


ya_ce_yaya 15 января 2015 | 20:41

Фильм действительно неплох. Смотреть 100% стоит независимо музыкант Вы или нет. Одно не очень понравилось - как то неправдоподобно покорно и молча в ответ на поток оскорблений ведут себя все в оркестре, может я придираюсь. Мне в этом году очень понравился фильм ГОЛГОФА, очень. Хотя отец и дочь чуть чуть переигрывают, в остальном - шедевр.


comstels 15 января 2015 | 21:19

ya_ce_yaya: "как то неправдоподобно покорно и молча в ответ на поток оскорблений ведут себя все в оркестре"

Да потому что дирижёр - это типичный сержант Хартман из кубриковской "Цельнометаллической оболочки". Вспомните его знаменитый шестиминутный спич.
Так что здесь без вариантов.

"Сэр, так точно, сэр!"


kva65 15 января 2015 | 20:53

дирижеры, как и режиссеры, в общем-то, и должны быть такими - тиранами. Иначе ничего не получится.

Глупость невероятная. Вахтанговская школа режиссуры прекрасно обходится без режиссера-тирана. Это я так, BTW, как бывший актер провинциального театра...


obana 16 января 2015 | 00:30

Фильм отличный! Смотрела его недели две назад на одном дыхании. Казалось бы препод-тиран, но в конце фильма думаешь иначе. Смотрите, фильм замечательный


belousenko 16 января 2015 | 00:51

Алекс, спасибо за наводку. Обязательно посмотрю. Что бы Вы еще могли бы посоветовать посмотреть для души и ума?


denis888 16 января 2015 | 10:08

Неплохой фильм. Мне, как барабанщику, особенно было интересно посмотреть на некоторые детали репетиций и высткплений джазовых музыкантов. Но на шедевр таки не тянет. Симмонс хорош, ему безусловно сто басслов из ста за игру. А вот парень так себе. Играет сам на ударных, это видно, но как актёр не вытянул немного. Сюжет тоже не нов - конфликт уеника с самодуром-учителем, пусть и классным учителем. Филаьное соло затянуто, диалоги не впечатлили совсем. Равно как и серая масса остальынх актёров на заднем плане. И тему любви так и погасла, не вспыхнув. Дам кину твёрдые 7 из 10.


nikanorova1953 16 января 2015 | 10:33

Фильм чисто американский, у нас такого НИКОГДА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ, мы не так устроены, у нас нет никакого желания так выделяться, у нас просто ничего нет


stronghold 16 января 2015 | 11:38

3,3 млн.$ "нашему" все,мигалкову,даже не хватит на создание одного эпизода его очередного квазипатриотического "шедевра"...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире