11:39 , 20 января 2014

Приключенческая фантастика «Гравитация» (Gravity)

Режиссер — Альфонсо Куарон. В ролях — Сандра Буллок, Джордж Клуни, Эд Харрис, Орто Игнатиуссен, Фалдут Шарма, Эми Уоррен, Башер Саваж, Дженис Ахерн. США — Великобритания. 2013. 91 мин. Бюджет: $100 млн. Сборы по миру: $676 млн. Рейтинг на IMDB: 8,3. Мой рейтинг: 7,0. 

 

Mariconez!
Кот Бублик с испанской прошивкой 
о цветовой составляющей картины

Во всем виноваты русские.
Главный вывод фильма

Хотя сам фильм является точным в научном плане…
Из одного описания

Я одно поняла, посмотрев сегодня с сыночком 
этот фильмец. В КОСМОСЕ ПИПЕЦ КАК СТРАШНО!
Из одного отзыва

Как можно было на такой роскошный визуал положить 
историю из серии «детский сад, трусы в  горошек»?
Недоумение кота Бублика



1109344

Доктор Райан Стоун (Сандра Буллок) — специалист в области медицинского инжиниринга — отправляется с научной миссией к космическому телескопу «Хаббл». Это ее первый полет, и, несмотря на то что Райан в NASA готовили полгода, доктор Стоун изрядно нервничает. 

К «Хабблу» ее доставила команда под руководством ветерана астронавтики лейтенанта Мэтта Ковальски (Джордж Клуни). 

В какой-то момент, когда Стоун в  открытом космосе занималась своей работой, с Земли сообщили, что русские грохнули какой-то свой спутник-шпион ракетой, обломки начали летать по орбите и уже передолбали там кучу спутников и  даже орбитальных станций. 


1109346
Шухер, уходим, по-военному четко командует Ковальски, который в этот момент испытывал в открытом космосе ранец-двигатель, но они не успели: обломки накрыли станцию. 
В результате аварии Стоун унесло в открытый космос, но Ковальски сумел ее там разыскать методом телепатической телепортации, пристегнул к себе тросом, и они теперь пытаются добраться до  русской орбитальной станции — это их  последний шанс. 

***


Альфонсо Куарон вместе со своим сыном задумали эту картину много лет назад. И, как и в случае с фильмом его коллеги и близкого друга Джеймса Кэмерона «Аватар», реализация была отложена именно потому, что на тот момент не хватало технических средств для того, чтобы воплотить задуманное на экране. 

О том, что время настало, Куарону сообщил как раз тот самый «Аватар», и тогда проект был запущен в  производство. 

На главную роль изначально рассматривалась Анжелина Джоли. Но она дважды отказалась играть эту роль, и  тогда в качестве доктора Стоуна запланировали Натали Портман, но она через некоторое время также отказалась — из-за беременности. 


1109348
Куарон рассматривал еще с  десяток актрис, но в итоге роль досталась Сандре Буллок. 

На роль красавца Мэтта Ковальски сразу запланировали Дауни-младшего, но он также через некоторое время отказался, и тогда роль досталась Джорджу Клуни.



С технологической точки зрения картина представляет собой настоящие чудеса кинематографии и компьютерной графики. Космос, Земля, перемещения космонавтов, их общение в космосе, спутники, космические станции, катастрофы — это все сделано действительно потрясающе. Даже при домашнем просмотре на большой панели это все производит очень сильное впечатление, так что я представляю, в  какой восторг приходят люди, посмотревшие эту картину в IMAX или хотя бы RealD. Многие рассказывали, что в зале буквально уворачивались от летящих обломков русского спутника, до того это все было реалистично.  Ну и с точки зрения показа космических станций — настоящие космонавты говорят, что воссоздано все с большим вниманием к  деталям. 
А вот с сюжетом, дорогие друзья, здесь — полная лажа. И это тем более удивительно, потому что Альфонсо Куарон снял очень умный, очень сильный и как-то совсем не голливудский фильм «Дитя человеческое», к которому он сам и писал сценарий. Почему после этого в  своем, судя по всему, главнейшем фильме он резко понизил планку, уйдя в  конкретную голливудщину самого заштампованного пошиба, я не знаю. Ну, понятно, что чем проще (то есть примитивнее), тем лучше дойдет до самой массовой аудитории, но тем не  менее. 
1109350
Весь сюжет фильма строится по  схеме: «Поем борща — посплю. Поем борща  — посплю». Прилетели к «Хабблу» — началась катастрофа, разлетелись. Прилетели к станции «Мир» — началась катастрофа, разлетелись. Прилетели к  китайской станции — началась катастрофа, разлетелись. А вот почему в финальной сцене (постараемся избежать спойлеров, хотя тут они совершенно не существенны) на героиню Буллок не набросился какой-нибудь Чужой или Хищник — совершенно не понятно. 
Бравый мужественный Ковальски  — ну просто кукла Кен. Ну такой бравый, ну  такой мужественный, ну так легко и  непринужденно шутит в момент смертельной опасности, что сразу хочется, чтобы он совершил что-нибудь не  настолько мужественное — ну, например, пукнул. И при этом не пошутил. Так бы он выглядел хоть чуть-чуть естественнее. 
Героиня Сандры Буллок весь фильм несет на своем лице немой вопрос из серии: «Вот какую еще гадость для меня придумает Куарон», и в этом есть нечто комичное, потому что стоит ей куда-нибудь с жуткими трудами прилететь, как там немедленно все то замерзает, то сгорает, то взрывается, то разлетается. Она прям Иов какой-то, ее в космос и на парсек пускать нельзя!
Сыграно это, в общем, неплохо, но  никаких восторгов я не испытал. Клуни вообще развернуться толком не дали с  таким плоским персонажем, хотя он честно делал все возможное. Буллок отыграла хорошо, на четверку, и в нужных моментах очень натурально дышала — они над этим долго работали. 

Но на фоне сюжета из серии «Детский сад, вторая четверть» как-то не очень получается сопереживать персонажам, хотя понятно, что Куарон хотел показать весь ужас и всю беззащитность человека в  космосе. 


По поводу невероятной научной точности — ну, тут все сделано тоже очень в духе Голливуда. То есть на одни вещи обращали самое пристальное внимание и  для точного воспроизведения конструировали уникальные устройства вроде трехметрового куба с освещением, имитирующим свет от Солнца и Луны. (Кстати, Луна за весь фильм не появляется ни разу  — вероятно, так и не договорились о  гонораре.) А на другие вещи никакого внимания не обращали вообще, хотя при этом совершенно вопиюще нарушались базовые физические законы. (Я об этом напишу уже под рецензией, чтобы избежать спойлеров.)
Меня эта примитивность сюжета и  картонность персонажей раздражали. Причем настолько, что это мешало наслаждаться действительно потрясающей картинкой. А к концу, когда Райан Стоун оседлала верхом очередную космическую станцию и лихо стала управлять космической капсулой, тыча в кнопки без надписей или с надписями на китайском, причем тыча абсолютно наобум, мы с Бубликом уже откровенно ржали и  пытались предугадать, какие еще подвиги неубиваемой докторицы нас тут ждут. 
Однако далеко не все зрители обращали внимание на плоскость и  несуразность сюжета. Особенно те  зрители, которые ходили смотреть картину в кинотеатр. Там они, как рассказывали потом в отзывах, получали такое ощущение полнейшего погружения в  картину, что никакие несуразности и  откровенные глупости им в глаза не  бросались — уж больно хороша была картинка. 

А я этот фильм смотрел дома на  большой панели, так что, увы, пришлось на это внимание обратить.


Что в результате? Этот фильм, безусловно, очень яркое кинематографическое событие. С  визуальной точки зрения он сделан просто великолепно. Если есть возможность посмотреть его в кинотеатре (еще лучше — в IMAX), то это обязательно нужно сделать, не пожалеете. 

Нужно ли его смотреть дома? В  общем, тоже можно посмотреть, хотя эффект там уже совершенно другой. Но я когда смотрел, то с некоторым недоумением думал, почему Куарон не мог написать сценарий поумнее. Или ему было совсем все равно? 


Кроме того, этот фильм показал всему миру, какие говнюки эти русские: ради какого-то своего спутника-шпиона угробили практически всю космонавтику, включая свою собственную. Да и доктора Стоун чуть не зашибли, хорошо еще, что она оказалось теткой конкретно неубиваемой. 

Простите, если кого обидел. 

P. S. Теперь о несуразностях, которые лично мне бросались в глаза. Описание будет содержать спойлеры, поэтому рекомендую не читать тем, кто картину еще не смотрел. 


Первое. Доктора Стоун в момент катастрофы как следует раскрутило и со страшной центробежной силой вышвырнуло в открытый космос. Сопротивления в  космосе нет, поэтому она с этой скоростью, не останавливаясь, несется непонятно куда. Ковальски орет ей вслед, что еще пара минут и он ее уже не найдет, но она не может ему сообщить никакие ориентиры, потому что все время вращается и дезориентирована. Летит она несколько минут. Ковальски понятия не  имеет, где она, и у них разрывается радиосвязь. Тем не менее он ее находит по  свету фонарика. Прелестно. 
1109352
Второе. Самая ключевая слезовыжимающая сцена фильма. Ковальски со Стоун долетают до русской станции, пытаются за нее уцепиться, ногу Стоун опутывает парашютная стропа спусковой капсулы (на черта у капсулы на орбите выскочил парашют — отдельный вопрос), Райан держит Ковальски за страховочный трос. И тут начинается один в один сцена из «Скалолаза»: брось меня, Боливару не свезти двоих, отпусти трос, один из  нас должен умереть. 

Вот только, ребята, то, что хорошо смотрелось в «Скалолазе», в  условиях открытого космоса смотрится изощренным издевательством. Потому что, ребята, я вам открою страшную тайну. В  космосе нет ни атмосферы, ни гравитации. (Ну то есть на орбите присутствует небольшая сила гравитации Земли, но она очень мала.) Уж Куарон знает, что это такое, он  картину словом «Гравитация» назвал. Парашютная стропа удерживает в  атмосфере и при наличии гравитации тяжеленную капсулу. Удержать не имеющих вообще никакого веса в космосе двух людишек — это все равно что кожаным ремнем держать двух тараканов. Как стропа может «не выдержать» — непонятно совершенно. Более того, если бы Ковальски и Стоун разом отпустили трос, то что произошло бы? Правильно, они бы продолжали висеть на месте. Потому что они находились в состоянии покоя. 

Чтобы подтянуть Ковальски к  себе, Стоун бы потребовалось ничтожное усилие. Но так будет неинтересно и  школьницы не будут плакать, глядя на  самопожертвование красавчика Клуни. Поэтому Ковальски отцепляется и… быстро улетает в черную даль, что физически совершенно невозможно. Впрочем, если бы доктор Стоун дала ему хорошего пинка, то Ковальски бы  действительно улетел в глубокий космос, не останавливаясь. А вот без пинка весь пафос расставания ушел в пшик — это просто издевательство. Никакой трагедии не было, Ковальски спокойно мог бы  спастись. Придумали бы хоть чего-нибудь поумнее, ну нельзя же вот так открыто лажать!

Третье. Ни в одной из этих космических станций шлюз нельзя открыть снаружи. Ну, чтобы всякие марсианцы не набежали. Представляете, что у вас дверь в  квартиру спокойно открывается снаружи без всяких ключей? Заходи, кто хошь, бери, что хошь. Так что все это очень мило, но сюжет рушится просто на корню, потому что рядовой Райан никак не могла попасть ни в первую космическую станцию, ни во вторую. 

Четвертое. Насколько я понимаю, огнетушитель со сжиженным газом в  качестве ракетного двигателя в открытом космосе использовать толком не  получится. 



Пятое. Ну, разумеется, когда доктор Стоун несется в постоянно возгорающейся спасательной капсуле, упадет она непременно в воду и  непременно где-то в десятке метров от  берега. Моря и океаны, как известно, покрывают примерно 70% земной поверхности, поэтому вероятность такого приземления — подсчитайте сами на досуге. Впрочем, вот это как раз уже придирки. А  все, что выше, — это банальные косяки. Которые лично мне мешали.  Заметьте, я не предъявляю никаких претензий к тому, что в  невесомости плакать тоже не получится, что поверхность шлемов космонавтов — зеркальная, а не прозрачная (там стоит защитный фильтр), что в полет они надевают специальные штанцы с  подгузниками, а не трусы (представляю Сандру Буллок в подгузниках), что на  каждой космической станции рядом с  доктором Стоун летает одна и та же ручка (у них явно с реквизитом были проблемы) — вот это чистые кинематографические условности, тут проблем нет. Но  невыполнение простейших законов физики в сконструированном тобой земном мире — вот на это я пойти не могу, простите. Если кого опять обидел. 

***


  Оценки по  пятибалльной шкале  
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть
 

5+
4—
4
3
офигенный визуал на примитивном сюжете 
обязательно

Оригинал

Комментарии

53

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

kiev 20 января 2014 | 14:32

Хоть и не являюсь специалистом в области конструкции капсул для приземления космонавтов, но, подскажите кто знает, разве до сих пор делаются капсулы, которые при приводнении заливает водой в люки?
По-моему этот вопрос решили ещё в 80-х годах прошлого столетия в СССР уж точно. Когда космонавты Вячеслав Зудов и Валерий Рождественский в первый раз приводнились в центр озера и не могли выйти из капсулы, потому что люк был ниже ватерлинии...


gidropolkovnik 20 января 2014 | 15:00

В космосе практически нет силы тяжести, но все законы физики действуют: и масса есть и сила инерциию Все зависит от вектора приложения сил. Поэтому может и улететь Клуни.


(комментарий скрыт)

veselyi 20 января 2014 | 15:33

Лажа полнейшая!! О какой игре актеров может вообще идти речь в этом фильме? В таком фильме любой актер сыграет, т.к. играть ничего и не надо)) Снято красиво, но фильм кроме смеха ничего не вызывает))


a_sandr 20 января 2014 | 15:44

По поводу строп и улетающего в космос Клуни. Было бы все логично, если бы героев фильма крутило. Тогда бы на астронавтов действовала центробежная сила. Автор фильма поберег зрителя. Меня, не переносящего детской карусели, точно бы стошнило от вращающейся панорамы. Что касается строп. Конечно же они бы не оборвались, а вот с ноги героини соскользнуть могли запросто.


m5642 20 января 2014 | 18:33

Уважаемый автор. Не стоит открывать страшную тайну об отсутствии гравитации в космосе, как вы там пишите: "небольшая сила гравитации на орбите, ну очень мала." Надеюсь, теперь вам понятно, почему в фильме нет Луны? Она просто улетела, как Клуни в открытый космос, гравитацию же вы отменили.
Берётесь разбирать чужие несуразности и ошибки, при этом сами представления не имеете о предмете. Может, надо было полистать учебник астрономии 10 класса?
Хотя, можно свалить всё на вашего кота. Какой с него спрос?


challenger13 21 января 2014 | 01:46

Лично я смотрел фильм в кинотеатре и считаю, что господин писатель через свою критику просто завидует, что не он в титрах И КАКИМ БЫ БЫЛ ФИЛЬМ, окажись он в них!!! ЭКЛЕКТИКАРИТАЦИЯ


v_shanti Валентина Филиппова 21 января 2014 | 20:34

Алекс, блестяще! Подпишусь под каждый Вашим словом! Добавлю, что идея путешествия со сжиженным газом огнетушителя, по-моему, была спёрта из мультика "Валли" :))
В целом у меня лично от фильма случился "культурный шок" - вышла из кинотеатра под большим впечатлением. Скажу больше, в зале даже школота ни разу не пикнула - тишина была полная со стороны зрителей.
И да, смотреть надо фильм как минимум в 3Д, потому что до уровня научной фантастики он не дотянул, а по зрелищности - да, просто завораживает!

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире