Брайан Кокс, Дэвид Тьюлис. США. 2013. 116 мин. Бюджет: $84 млн. Сборы по миру: $142 млн. Рейтинг на IMDB: 6,7. Мой рейтинг: 6,7.
Не стареют душой ветераны.
Песня кота Бублика
Любезная моему сердцу Елена
Васильевна…
Начало письма Фрэнка Мозеса Виктории
Уинслоу

Напоминаю содержание предыдущей серии. Пенсионер-спецагент Фрэнк Мозес (Брюс Уиллис) строит куры работнице пенсионного фонда Саре Росс (Мэри-Луиз Паркер). Но вдруг за Фрэнком стала охотиться его родная Контора, так что Фрэнку пришлось спасаться самому, спасать Сару, после чего немножечко отстреливать людей Конторы с помощью приобретенных в Конторе же навыков и умений, а помогают ему в этом такие же пенсионеры, как он, вроде параноика Марвина Боббса (Джон Малкович), у которого есть еще пуля в нагане, порох в пороховницах и симпатичный станковый пулемет.
Прошло время. Мозес по-библейски зажил на пенсии со своей Сарой, надеется прожить с ней долгую-предолгую жизнь и умереть в один день — во взорванном автомобиле. Впрочем, автомобиль-то взорвали у Марвина Боббса (Джон Малкович), который приехал было уговаривать Фрэнка тряхнуть стариной и начать спасать этот мир от страшной опасности.
Мозес не верит в смерть Марвина: старый параноик уже не раз инсценировал свои похороны. Однако церемония проходит как полагается и Мозес даже воткнул в предполагаемый труп старого друга булавку. Но тот не дернулся никаким органом, поэтому Мозес расчувствовался и произнес речь из серии «Старина Марвин уж если и портил борозду, так хоть по полной».

Но сразу после похорон у всех начались неприятности. Когда-то давно Мозес вместе с Марвином участвовал в спецоперации под названием «Паслен». Там фигурировала очень ядреная бомба, которую изготовил некий Эдвард Бейли (Энтони Хопкинс). Бомба сейчас закопана где-то в России, но в Интернет просочились секретные сведения о ней, так что ее теперь хотят то ли взорвать, то ли купить — в общем, мир, как всегда, в опасности. А Контора считает, что информацию слил Мозес.
Ну и теперь Мозесу опять надо и рыбку съесть, и на Конторе прокатиться: скрыться от конторы, скрыться от старой подруги Виктории Уинслоу (Хелен Миррен), которой опять поручили ее убить, найти Бейли, найти бомбу, остановить бомбу, продать бомбу, спасти этот мир. Или в обратной последовательности. Но, в любом случае, что-то делать надо!
***

Первый фильм «РЭД» представлял собой эдакий стебовый капустник на тему «Спецагенты на пенсии тоже могут зажечь, или Старперы снова в бою». Вообще, по мере входа в пенсионный возраст многих героев боевиков прошлого, таких фильмов наснимали уже немало. Причем они — очень и очень разные. Одни — веселые и забавные, другие — очень средненькие, третьи из серии «обнять и плакать».
К первым относятся «Неудержимые» и «Неудержимые 2» Сильвестра Сталлоне, где старперы-наемники сражаются со старперами-злодеями.
Ко вторым относится «Возвращение героя» со Шварценеггером. Нет, дело там не в тупизне сценария — в конце концов, у всех этих «Старперов снова в бою» сценарий сделан в стиле боевичков восьмидесятых. Но у попытавшего возвратиться героя, как и у почти всех остальных персонажей этого фильма, не было главного — иронии и самоиронии. А это картину просто убивает, особенно когда Шварц, набычившись, рожает вербальные каменные блоки из серии: «Закон не продается». Да как же не продается-то, Арни?!! Уж тебе ли не знать, после двух губернаторских сроков, как закон преспокойно продается? Кому ты лапшу на уши вешаешь, старина?!!

Ну и к третьим относятся поделки вроде «Заложница 2». Впрочем, Лиам Нисон — не герой старых боевичков, но так как он играет спецагента на пенсии, я думаю, что эту картину можно включить в список, как пример безусловного отстоя. К слову, Нисон — актер-то отличный, но ему бы драму играть, а не престарелого спецагента, где без двух ведер самоиронии не выгрести совершенно.
Так вот, у первого «РЭД» с этим делом было все в порядке. Потому что в седле был один из самых ироничных главгероев современности Брюс «Наше все» Уиллис, один из самых ироничных актеров современности Малкович Малкович Малкович (достаточно вспомнить, как шикарно он сыграл маньяка-убийцу Сайруса в «Воздушной тюрьме»), ну и у блистательной Елены Васильевны Миррен с этим делом тоже все очень и очень хорошо.
Первый фильм мне очень понравился, но от сиквела я ничего особенного не ожидал: мы знаем, каким отстоем бывают сиквелы после успешного первого фильма, а исключения только подтверждают правило.
Кстати, меня совершенно не
пугало то, что в режиссерское кресло
после совершенно неизвестного мне
Роберта Швентке сел Дин Паризо. Потому
что вот Паризо я как раз знаю: он снял
очень милую пародийную фантастику «В
поисках Галактики» и неплохую
комедию «Аферисты:
Дик и Джейн развлекаются».
Впрочем, от режиссера в этой франшизе, похоже, мало что зависит, потому что основную скрипку в постановке играет продюсер Лоренцо Ди Бонавентура.
Так что у нас с сиквелом? Сразу скажу — сиквел получился вполне достойный, ничуть не хуже оригинала, а может, и лучше.
Да,
сюжет там позабористее, чем в первом
фильме. Но это вполне понятно. Если в
первом фильме Фрэнк всего-то
разбирается с Конторой, то во втором
фильме вся его шайка-лейка уже выходит
на международный джеймсбондовско-джонмакклейновский
уровень, причем тут сразу приходит на ум
«Крепкий
орешек: Хороший день, чтобы умереть»,
где происходит примерно такая же
сценарная мутотень со всякими атомно-термоядерными
бомбами, Россией, якобы сумасшедшими
учеными, международными шпионами и так
далее.
Однако если в «Крепком орешке: хорошем дне» даже сам Брюс Уиллис не смог пробить своей железобетонной харизмой железобетонную тупость сценария и ужасающую пафосность постановки, то вот как раз «РЭД 2», как и первый фильм, поставлен легко, с юмором и смотрится не в пример лучше пятого «Орешка».
Уиллис-Фрэнк по-прежнему молодцеват, невозмутим и запросто справляется с кучей врагов, включая коварную подругу славную — русскую девушку Катью (Кэтрин Зита-Джонс). Вика (Елена Васильевна) по-прежнему крута, саркистична и блестяще владеет самым разнообразным оружием. Марвин-Малкович-Малкович, как и в первом фильме, вносит в происходящее должную порцию веселой шизухи. Бывший враг нынешний друг инфернальный Хан Чо Бай (Ли Бен Хон) создает должный азиатский колорит и служит отличной парочкой Вике. Профессор Бэйли (Энтони Хопкинс) по фильму — совершенно сумасшедший, хотя эти чертовы ганнибальские глаза четко показывают, что старичок еще очень много кого поимеет.
И только Сара-Золотко (Мэри-Луиз Паркер) играет тут прикольную домохозяйку на выходе с задатками пенсионной работницы, и эти задатки временами позволяют ей превращаться в Крепкую Орешенку. Ну и она должна забавно ревновать Фрэнка к Катье, что она и делает практически в каждой сцене.
Смотрится
это все легко, забавно и прикольно, чему
также способствует то, что в фильме
много шутят и видно, что главные герои
разыгрывают веселый комикс в своем
исполнении. Как раз то, чего не было в «Крепкий
орешек: Хороший день, чтобы умереть»,
где парочка могутных клоунов вроде как
действительно спасала этот дерьмовый
мир.
Ну и нужно отметить очень приличные спецэффекты и находки в сценах всяких драк, сражений, погонь и так далее. Сцена с автомобилем, ведомым Ханом, где Виктория с двух рук по македонски вольготно насыщает свинцом многочисленных врагов — она будет даже покруче станкового пулемета в «РЭД», вот что я вам скажу!
И отдельное спасибо — за Малковича и Уиллиса в шапках-ушанках, это было совершенно замечательно!
Так что мне понравилось, однозначно. Очень хорошее, ни к чему не обязывающее развлекалово. Будут снимать триквел? Да я только за — двумя лапами кота Бублика.
***
Зрелищность 5
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 4
Сценарий 4—
Кратко о фильме Мило и забавно
Нужно ли смотреть Вполне можно
Оригинал