10:28 , 13 июня 2013

Спортивная драма «Легенда № 17» (Legenda No. 17)

978342 Режиссер — Николай Лебедев. В ролях — Данила Козловский, Олег Меньшиков, Светлана Иванова, Владимир Меньшов, Александр Лобанов, Сергей Генкин, Роман Мадянов, Александр Яковлев, Алехандра Грепи, Борис Щербаков, Александр Харламов, Даниэль Ольбрыхский, Валентин Смирнитский, Нина Усатова, Гетц Отто. Россия. 2012. 134 мин. Бюджет: $13,2 млн. Сборы по России: $30 млн. Рейтинг на IMDB: 7,6. Мой рейтинг: 7,5.

Ведь сознательно из нас давят слезу.
Предупредил кот Бублик и внезапно зарыдал

Вот птичек в начале они зря настолько бездарно нарисовали.
Претензия кота Бублика

СССР, 1967 год, юношеская школа ЦСКА. Молодые хоккеисты Валерий Харламов (Данила Козловский) и Александр Гусев (Александр Лобанов) привлекли внимание могущественного тренера ЦСКА и по совместительству тренера сборной — Анатолия Тарасова. Однако Анатолий Тарасов не спешит брать подающий большие надежды молодняк во взрослый состав ЦСКА. Он отправляет их в заштатный чебаркульский клуб «Звезда», где Харламов с Гусевым должны показать себя.

Поначалу дела у новичков в команде «Звезда» идут ни шатко ни валко: местные тафгаи объясняют пацанчикам, что сильно напрягаться — совершенно не резон, поэтому надо забросить одну шайбешку, а потом кататься по площадке в свое удовольствие, стараясь не получить лишний стресс.

С местными авторитетами не поспоришь, поэтому новички поначалу так и делают — пинают ногами вовсе не шайбы, сливая одну игру за другой.

Но внезапно Харламов понимает, что если они не выделятся в команде «Звезда», то никакого ЦСКА им не видать как своих ушей. Гусев с ним согласен, поэтому пацаны начинают играть изо всей силы, постепенно выводя задрипанную «Звезду» в следующую лигу.

978346

После этого и Тарасов подоспел: забирает молодежь во взрослый состав ЦСКА. Но продолжает воспитывать их характер: подолгу держит на скамейке запасных, чтобы они до ломоты в зубах, до дрожи хотели сыграть за ЦСКА.

А потом, когда Харламов начинает показывать отличную игру в основном составе Центрального клуба и сборной, вдруг выясняется, что сборная СССР получает возможность провести серию игр Суперкубка со знаменитыми канадскими профессионалами. Сразиться с ними — мечта всей жизни Харламова.

***

Поначалу, когда я услышал, что рекламируемый со всех сторон фильм «Легенда № 17» снял тот самый Николай Лебедев, сотворивший также рекламируемый со страшной силой, но при этом достаточно слабенький фильмец «Волкодав», который «первое русское фэнтези» и, надеюсь, последнее — я подумал, что шансов тут мало. Правда, потом я вспомнил, что Николай Лебедев также поставил мини-сериал «Апостол», который, при всей своей голливудщине и явно слитом финале, был очень даже неплох: я его посмотрел не без удовольствия, тем более что там отлично сыграл Евгений Миронов.

Ну и тогда я подумал, что дадим Лебедеву шанс — надо будет посмотреть это дело.

Посмотрел. Что интересно, начало фильма демонстрировало совершенно махровую и заштампованную голливудщину — все эти экзотические Испании, собачки на пути стада разъяренных быков, маленький мальчик Валера Харламов, спасающий собачку («Вот что им стоило поставить туда котенка мимими?!!», — горестно спросил кот Бублик), гордый дядя-испанец, устроивший корриду с помощью пионерского испанского платка — все это попахивало явным дурновкусием.

978350

Дальше, в общем-то, дурновкусие только усилилось. Какая-то наимутнейшая история с «поездкой в Японию», какая-то полная лажа с чебаркульскими хоккеистами-звездоболами, которые, дескать, требуют на площадке не напрягаться ибо лениво, какая-то насквозь прокиношная девица, которую юный Харламов встречает то на пути в Чебаркуль, то в последнем трамвае, то в московской столовке…

Впрочем, дальше Лебедев вроде как опомнился и начал выстраивать вполне внятный фильм по всем канонам голливудской же спортивной драмы, щедрой рукой добавив туда чисто советского колорита. Да, многие вещи для людей, которые застали описываемые времена, вызывали определенное удивление, но тем не менее сюжет уже особо нигде не пробуксовывал, а шел на полных парах к главной корриде Советского Союза — матче Суперкубка сборной СССР с канадскими профессионалами.

И во всем этом Лебедев как постановщик показал, что он не зря беззаветно следовал определенным стандартам — фильм получился действительно хороший.

Во главу угла повествования тут поставлен легендарный советский хоккеист Валерий Харламов, который был хорошо известен не только в СССР, но и во всем мире.

Его юность, становление характера, раскрытие таланта под руководством тренера-диктатора Анатолия Тарасова, создание легендарной тройки Михайлов-Петров-Харламов, жуткая травма, после которой все боялись, что Харламов не сможет играть в хоккей, восстановление и возвращение на площадку, знаменитый матч с канадцами, когда советские хоккеисты победили кажущихся совершенно непобедимыми канадцев — в фильме это все показано, врать не буду, с большим мастерством, которое доказывает, что Лебедев явно вырос как постановщик. Он научился делать кино по голливудским, подчеркиваю, канонам, но с российским (в данном случае — советским) колоритом.

Успешному результату также способствует очень хороший кастинг и, соответственно, игра актеров. Данила Козловский не только внешне похож на Валерия Харламова, но и сыграл просто замечательно. Главный герой получился очень симпатичный и на удивление естественный, что у Лебедева как постановщика не совершенно не получилось сделать в «Волкодаве».

978354

Меньшиков, который во взрослом варианте лично мне нравится на порядок меньше искрящегося, хотя и сомнительного Костика из «Покровских ворот», здесь сыграл просто отлично. Тарасов, как известно, действительно был тренер-тиран и исповедывал сугубо авторитарный метод управления командой, однако он и результатов добивался соответствующих, за что его и терпели.

И Меньшиков эту авторитарность и тренерский талант продемонстрировал очень здорово — роль получилась отличной.

Владимир Меньшов классно сыграл подлого партейного функционера. Понятно, что образ собирательный и достаточно утрированный, но партейный подлец получился — ну просто как живой.

Кстати, канадских «бычков» играли немцы, американцы и канадцы. Самого главного бычка, который напоминает Харламову далекое испанское детство, играет Гетц Отто — Клаус Адлер из очень забавного фильма «Железные небеса». А хоккейные сцены для фильма ставил канадский постановщик Джоди Стечик.

Некоторые зрители ставят Лебедеву в упрек то, что для фильма многие факты из реальной жизни легенды советского хоккея или перевраны, или они вообще никогда не имели место.

И действительно, определенные события из жизни Харламова на самом деле происходили совершенно не так, как это показано в «Легенде № 17». Например, в «Звезду» Тарасов отправил Харламова уже после того, как он пришел во взрослый состав ЦСКА и даже участвовал в одном из матчей. В свою первую аварию, после которой он долго восстанавливался, Валерий попал вместе со своей женой (она тогда, к счастью, не пострадала), а произошло это в 1976 году — через четыре года после первой Суперсерии СССР-Канада.

978356

Ну и с Гусевым он так не дружил, как показано в фильме: Харламов дружил с Мальцевым и Васильевым.

Однако Лебедев все-таки снимал так называемый «байопик» — художественный фильм об известном человеке, а не документальное исследование, ну и в «байопике» некоторая вольность в обращении с фактами, на мой взгляд, вполне уместна, тем более что Лебедев с этим не перебарщивает.

Кроме того, некоторые события из фильма, которые многим зрителям кажутся совершенно невероятными и выдуманными, на самом деле имели место. Да, никакого бега быков в Бильбао, где родилась мама Харламова, быть не могло, потому что бег быков и коррида проводится в Памплоне, однако Харламов в детстве действительно был в Испании и несколько месяцев жил в Бильбао.

Эпизод с уводом Тарасовым команды ЦСКА во время матча со «Спартаком», на котором присутствовал сам Дорогой Леонид Ильич, реально был на самом деле. Правда, Тарасова после этого никто с тренеров не снимал, его просто лишили звания Заслуженный тренер СССР, но через несколько месяцев звание вернули. Ну и Тарасов тогда увел команду из-за своего самодурства, а не потому что ЦСКА подло засуживали.

978358

Некоторые зрители старшего поколения благодарят создателей фильма за то, что он, мол, воскрешает в них сладостные воспоминания об СССР, но я вам так скажу: у меня никаких сладостных воспоминаний о социалистическом концлагере нет и быть не может, я просто счастлив тем, что этот совершенно уродливый государственный строй в конце концов прекратил свое существование. Но приятные воспоминания фильм все-таки действительно воскрешает. Потому что в те времена хоккей смотрели практически все! Игроков по именам и фамилиям знали даже мамы и бабушки, а уж когда шли игры сборной, в особенности с канадцами, у телевизора собирались семьи в полном составе трех поколений и улицы совершенно пустели. Да, мы любили хоккей, мы гордились нашей хоккейной сборной!

Так что создателям картины спасибо за то, что они напомнили о тех славных хоккейных временах и сделали это очень достойно. И опять-таки, на фоне того несусветного шлака, который в России называют «патриотическим кино», «Легенда № 17» — это действительно хороший фильм, который я посмотрел с большим удовольствием. Вот такое патриотические кино меня вполне устраивает. Спасибо.

***

Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть

4
5
4
4
достойно сделано да 


Ссылки по теме:
Официальный сайт фильма
Этот фильм на сайте IMDB
Этот фильм на «Кинопоиске»

Обсуждение
Форум, где можно обсудить рецензию и фильм

Оригинал



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире