Здравствуйте!
Ну вот и прошёл, проскочил столетний юбилей Великой Октябрьской революции. Я родился в год её пятидесятилетия. В октябрята меня принимали возле крейсера Аврора в Ленинграде. И тогда, я это отчётливо помню, революция казалась чем-то уже очень давним и грандиозным.

Я ждал столетия этого события. Не скрою, мне были интересны те фильмы, которые подготовили к юбилею революции два наших главных телевизионных канала. Мне также было очень любопытно посмотреть и услышать, является ли эта дата осмысленным праздником или уже революция не имеет шансов быть спокойно и серьёзно оценена и встать на своё место не только в истории мира и страны, но и в личном понимании истории отдельными людьми.

Посмотрел фильмы по двум главным телеканалам, почитал газеты, посмотрел новости и понял, что нет, революция не осмыслена, не оценена и, в сущности, уже совсем не нужна, не интересна.

Даже военные парады 7 ноября на Красной площади и в Самаре были устроены и посвящены не годовщине Революции, а памяти парада 1941 года, то есть Великой Отечественной войне, а не Великому октябрю.

А оба сериала, так широко проанонсированные, на которые были брошены огромные средства и лучшие артистические силы, показали что угодно, но не серьёзное отношение к событию, которому были посвящены. Что это были за фильмы? Какую цель и задачу они ставили и преследовали? Что из них можно было понять зрителю?

Два самых известных и главных актёра страны сыграли в двух фильмах один Ленина, другой — Троцкого. К актёрам претензий нет. Актёры — они есть актёры. Актёрам нравятся костюмы, парики. Актёры всегда говорят, что им больше всего интересно играть отрицательных персонажей. Вот мы и посмотрели, как два великих актёра во что-то поиграли.

А на самом деле от этих двух фильмов сложилось впечатление, что в них играли не живые актёры, а взятые напрокат восковые фигуры из музея мадам Тюссо.

В обоих случаях главными героями фильмов были Троцкий и Парвус. То есть, в сознании людей моего возраста и даже возраста моих родителей — антигерои революции. В логике тех, кто решил снять фильмы именно про этих людей, будет логично к очередному юбилею Пушкина снять сериал про Дантеса, который, хоть и убил Александра Сергеевича, но всё-таки был непростой, яркой личностью, который прожил интересную, полную приключений жизнь, любил как женщин, так и мужчин, и напрасно упоминается только в связи с мрачной своей ролью в истории русской литературы.

Если фильм «Троцкий» смог бы посмотреть от начала и до конца человек, ничего не знавший о революции, живущий где-нибудь в Новой Зеландии, то что бы он мог из этого фильма понять? Да ничего! У него нарезанные эпизоды из которых состоит картина не сложились бы в некую историю. А то, как в этом фильме показана страна и люди, показались бы ему каким-то фантастическим пространством и нереальными персонажами, как нам кажется нереальной Новая Зеландия, в которой снимали фильм «Властелин колец».

Троцкий на своём фантастическом паровозе — чем не предводитель эльфов, которые, просто одеты не в светлые доспехи, а в чёрные кожаные шлемы и во всё кожаное? А чем отличаются видения Троцкого в этом фильме от видений несчастного хоббита Фродо?

Конечно же, в сериале первого канала Троцкий и эльф, и властелин колец, и даже маг. Потому что ничем, кроме волшебных чар, невозможно объяснить то, что от него без ума все женщины.
Чем этот фильм отличается от кинофантасмагорий последних лет на тему Древней Руси? Да ничем! И именно это доказывает, что революция, которой исполнилось 100 лет в сознании тех, кто делал это кино, так же далека и так же безразлична, как незапамятно Древняя Русь.

Создатели обоих фильмов порезвились, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени. И что у них получилось? Детектив? Нет. Боевик? Не очень. Эротический триллер? Вряд ли. Что-то просветительское и рассказывающее молодому поколению подлинную историю, которую те не знают? Вообще нет. Фильм, исследование, открывающий неизвестные страницы тех событий? То же нет. А что?
Бессмыслица!

Бессмыслица, порождённая государственным заказом с одной стороны и желанием тех, кому этот заказ достался, сделать так, как никто не делал, поднять тему революции, как её не поднимали и проявить в этом свою волю. А проявление воли и желания сделать так, как не делали, без идеи порождает только бессмыслицу и больше ничего.
К тому же в случае двух этих сериалов мы увидели очередной раунд соперничества двух каналов. Кто кого переоригиналит. То они устраивают звёздные войны с фильмами про космонавтов, то одновременно выпускают фильмы на схожую тематику, ставя их одновременно в эфир, то теперь соревновались в лихости, посвящённой демонам революции.

Уверен, что если будет заказ на фильм, посвящённый Куликовской битве, то один канал снимет сериал про Челубея, а другой про Пересвета.

А за всем этим безобразием не прозвучало ничего существенного. Ничего такого, что было бы обращено к нам, к каждому, кто живёт в стране, где всё, всё без исключения, до сих пор существует либо благодаря, либо вопреки той самой Великой Октябрьской социалистической революции.
Ваш Гришковец.

Оригинал

Комментарии

122

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


fikus74 11 ноября 2017 | 11:36

Посмотрите сериал "Stranger Things" - вот это кино где отдыхаешь.


segris 11 ноября 2017 | 11:52

Да, уж, на фоне этих двух опусов "Матильда" просто шедевр киноискусства.


fantforbarbi 11 ноября 2017 | 12:11

Все таки как говорится - Нет худа , без добра. Вакханалия боевой и невероятно тупой госпропаганды убило напрочь желание смотреть российское ТВ для всех разумных и чувствительных к вранью людей .
Эпоха ТВ умерла , настала эпоха инета. Теперь ( не только я) , прежде чем что то смотреть-сначала 100 раз подумают) . Смотреть кино эпохи Путина , идущие на главных пропагандистских каналах- извините - это для --- 1 . для ограниченных и плохо развитых некультурных людей (не в плохом смысле этого слова - просто мало знают и читают , не хотят учиться и т.д.) , 2. исследователей этой дивной и воровской эпохи .


czerni 11 ноября 2017 | 12:16

Заметки унылой личности


govnasch 11 ноября 2017 | 16:18

czerni:Гришковец отлично написал:ни убавить,ни прибавить.А вообще,деградация киноискусства полная⛔


rus 11 ноября 2017 | 16:57

govnasch: ...А вообще,деградация киноискусства полная⛔


То есть, Россия движется от лучшего - СССР, к худшему РФ?


val_9 11 ноября 2017 | 12:46

А я вот намедни как раз книжку пьес Гришковца перечел.
Потрясающая пустота. Никак и ни о чем.


(комментарий скрыт)

romsi 11 ноября 2017 | 12:58

Все таки Гришковец насквозь советский человек.
Хорошо, что каналы друг с другом конкурируют, пусть ставят фильмы, сериалы, шоу на одну тематику в одно время. Во времена интернета можно и то и другое потреблять. Будет запрос в обществе на серьезные фильмы - будут и серьезные передачи ставить. Ну, а что получится - то получится. Как говорится, хотели как лучше...


romsi 11 ноября 2017 | 13:02

Все таки Гришковец насквозь советский человек.
Хорошо, что каналы друг с другом конкурируют, пусть ставят фильмы, сериалы, шоу на одну тематику в одно время. Во времена интернета можно и то и другое потреблять. Будет запрос в обществе на серьезные фильмы - будут и серьезные передачи ставить. Ну, а что получится - то получится. Как говорится, хотели как лучше...
Я бы с удовольствием посмотрел бы сериал про Дантеса. Он, конечно, убил на дуэли Солнце Русской Поэзии. Но он действительно был незаурядной личностью, прожившей очень интересную и увлекательную жизнь, сделавший после высылки из России великолепную политическую карьеру, и дуэль со вздорным и ревнивым русским поэтом был только эпизодом в его жизни, который однако дал толчок его политической карьере - останься он в России, был бы обычным офицером при дворе абсолютного монарха. И это кстати тоже об исторической достоверности, на недостаток которой в сериалах жалуется Гришковец.


(комментарий скрыт)

kotvinder2 11 ноября 2017 | 17:37

timwlad58: Но ведь Революция не просто так пролила людскую кровь, она очистила страну от скверны и изменила жизнь десятков и сотен миллионов, и не в худшую сторону, тем и дорога до сих пор многим.


(комментарий скрыт)

chubazzl 11 ноября 2017 | 13:14

"Троцкий" - хороший сериал, не нравится - сделайте лучше.


cedegrinn 11 ноября 2017 | 13:38

Автор абсолютно прав.
Полнейшая профанация, а не фильмы.
Посмотришь и впечатление, что революцию совершили либо Троцкий, либо Парвус.
Причем при полной поддержке Запада.
Просто "оранжевая революция".


qwerty_azerty 12 ноября 2017 | 12:49

cedegrinn: Так в это и целились с аллюзиями на современность. Жиды и госдеп с печеньками.


(комментарий скрыт)

genchik10018 11 ноября 2017 | 20:06

Гришковец разочаровал своими совковыми размышлениями. Причем впервые.
Жаль...


fekoff 11 ноября 2017 | 21:43

в демонах открыто говорится о том, что "революция" делалась за германские деньги с целью вывести из войны Россию. не сомневаюсь, что Гришковец в курсе этих фактов,но для большинства россиян, я так думаю, это как снег на голову.


expatriate 11 ноября 2017 | 23:25

Поскольку г-н Гришковец позиционирует себя как драматурга, было естественным предположить, что он представит нам, профанам,. какой-то профессиональный разбор драматургии сериалов. Ну, например, о выигрышных для раскрытия характеров героев исторических допущениях встречи с дадаистами в одном фильме и с Фрейдом в другом. Или о фигуре Парвуса, столь удачной для завязывания цельного сюжета из разрозненных многолетних событий, что её бы следовало выдумать, если бы этого г-на-товарища не было в реальности. Или вот о тонком постепенном раскрытии сути личности г-на Ульянова-эмигранта, который никак не вляиет на происходящее в России и имеет реальный шанс так и остаться никем, в случае его невостребованности в них, ибо он исключительно "революционер", сиречь - человек без профессии и без какого-либо творческого призвания, занятый сугубо пристраиванием к происходящему, дабы в какой-то момент, быть может, "оседлать" волну протестных выступлений и придти к власти любой ценой. Ну или хоть о блистательном решении показа личности Троцкого в блистательном же исполнении Хабенского через чередование временных пластов его жизни. Я уж не говорю о темах и диалогах, как, например, замечание Ленина вскользь "Я хочу изменить мир - при чём тут люди", которое одно даёт целиком всю его жизненную позицию. И особенно изумляет неприятие современной "блокбастерской" стилистики кино, давно уже ставшей общепринятым средством художественности, а в "Троцком" используемой мастерски и крайне эффектно. Что же мы узнали из статьи драматурга-режиссёра Гришковца? Только то, что он пишет ВОВ с заглавных букв, с чем его и можно поздравить, ибо скоро он с этими заглавными останется в гордом одиночестве, ввиду того простого факта, что в октябре был всего лишь захват управления Петроградом под лозунгом передачи власти Учредительному собранию, а собственно революция (уж не знаю с какой буковки) началась с разгона этого собрания захватчиками-большевиками. Может, хоть об исторической объективности этих сериалов мы что-то услышим от г-на Гришковца?


linkor100 12 ноября 2017 | 01:36

Гришковец, что ты так боишся признать превос ходство Троцкого над ущербным Ульяновым. А может, всё намного проще, и ты - обыкновенный бездарный и трусливый антисемит?


qwerty_azerty 12 ноября 2017 | 12:56

linkor100: А Ульянов, по-вашему, какой национальности. И, кстати, почитайте самого Троцкого,хотя бы "Историю..." Нет там сознания своего превосходства. Вот его "Сталин" - другое дело. А воспринимать ликбез, рассчитанный на нынешний человекоминимум © как предмет серьезного разговора может только сам человекоминимум ©. И "тыкать" собеседнику - тоже.


pugachev_valery 12 ноября 2017 | 03:50

Да, действительно, это было непонятно что и, с реальностью мало в чём совпадало! Историю опять хотят закрутить против хода часов!


otin 12 ноября 2017 | 08:47

русские актёры - "восковые фигуры из музея мадам Тюсо" - это честно.


karlos2010 12 ноября 2017 | 14:27

Позор путинской власти за Октябрьскую революцию,как и за 9 мая лет эдак 14 назад,когда он также День победы превратил в непонятное событие в истории 2-й мировой войне.Человек не помнящий своего родства,животное.


panilipropal 12 ноября 2017 | 18:58

Пора Грише перестать стенать о прошлом.


beltat 12 ноября 2017 | 21:56

panilipropal: и начинать уже стенать о будущем.


(комментарий скрыт)

mag_1 15 ноября 2017 | 13:01

спасибо за такой коммент! я вот про Демона еще немного посмотрела из-за Миронова, а вот Троцкого почти сразу бросила из-за ]Хабенского! не умеют наши снимать без угоды под начальников!


Tuomo Heiskari 17 ноября 2017 | 14:24

Женя я присутствовал в заседании Русской Госдумы! А там мне действительно казалось....нет живых исполнителей нет душевных разговоров, ни оживленного настоящего обсуждения дел и дискуссии, лишь только след резиновой печати на решении, которые уже приняли в каком-то другом месте.....

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире