С учетом уже нескольких попыток поджогов учреждений культуры невидимыми воинами православно-идеологического фронта вчерашний крестный ход в Петербурге по Невскому проспекту можно считать смотром войск, готовых к гражданской войне из-за любых мелких разногласий со сторонниками светского характера государства.

В первую очередь ордена Александра Невского дважды красно— и синезнаменным войскам имени симфонии государства и Церкви не повезло с полководцами: шествовавшие в первых рядах представители партийной и церковной номенклатуры (губернатор, спикер парламента, митрополит и епископы, депутат Милонов) все как один не являются ни петербуржцами, ни ленинградцами (судя по их менталитету, манерам и культуре). Они плохо ориентируются на местности, а в последнее время и вовсе утратили всякую связь с реальностью. Остальное войско (Ж, 60+) было сильно разбавлено безучастными студентами. Будущих экономистов, программистов и менеджеров можно было узнать по тому, как они шли, уткнувшись в телефоны, в наушниках, стараясь держаться подальше от православной молодежи в платочках с их дежурным смехом.

Эстетическое оформление праздничной колонны больше подходит под определение «адская смесь»: разномастные флаги политизированных группировок — «без-пяти-минут-коричневорубашечников», священнослужители в желтом, рядом с ним актеры в одежде XVIII века, лозунги против фильма «Матильда» и, неожиданно, огромный постер: «Александр Невский, небесный покровитель и защитник Петербурга. Защити Петербург от недобросовестных застройщиков и чиновников. Помоги получить построенное жилье. Обманывают 4 года». В конце шествия шла колонна бабушек с картонными иконами на длинных палочках – этакий «Бессмертный полк бессмертных святых».

Походная атмосфера крестного хода нагнеталась напряженной тишиной: люди по большей части шли молча, без песнопений и даже не разговаривали между собой. Отсутствие обычных для крестного хода нараспев читаемых молитв объяснялось, вероятно, слишком быстрым темпом похода, для которого больше подходят марши с оркестром.

2824650

До площади Александра Невского, конечной точки маршрута крестного хода, добрались только истинно верующие. После отсева студентов и насильно согнанных бюджетников на площади не набиралось и пяти тысяч человек. Епархиальный информационный отдел любви к правде заявлял о ста тысячах человек, участвовавших в крестном ходе, но ближе к истине цифра журналистов «Фонтанки» — 20 тыс. Именно на такое количество молящихся городские власти заранее отрядили полицейских, Росгвардию и число туалетных кабинок.

Происходящее на площади, по мысли организаторов, должно было знаменовать единение народа вокруг святыни – ковчега с мощами Александра Невского. На деле членение толпы на «зоны» и «коридоры» отвечало всем тонкостям социальной стратификации современной России: сцена, на которой рядом с ковчегом стояло топ-духовенство и высшие чиновники города, шеренги священников возле сцены, рота почетного караула. На безопасном расстоянии от сцены — ограждения для народа божия. Пока со сцены звучали тирады про особую миссию России во Вселенной, за ограждением вспыхивали локальные ходынки. Не умеющие работать с большой толпой епархиальные функционеры постоянно пробивали среди собравшихся коридоры и люфты, вливая туда шеренгу растерянных добровольцев в одинаковых накидках. В итоге давка усиливалась постоянными встречными потоками: пока с театра действий выводили кадет-младшеклассников, в пустое пространство тут же вливалась толпа бабушек, стремящихся поближе рассмотреть батюшек. Исход в конце церемонии самой многочисленной группы – рядовых священников, организаторы устроили по сценарию раздачи подарков по случаю коронации Николая II в 1896 году: они на время решили перегородить проход в Лаврский проезд, куда по инерции сползала вся людская масса с площади. Толпу сдерживали неопытные добровольцы, по большей части испуганные девушки. Почему-то нескольким сотням священнослужителей нужно было выбраться с площади именно через неконтролируемую толпу, именно через стык площади с несчастным Лаврским проездом и именно встречным потоком к Чернорецкому переулку. По закону жанра, именно в этот момент группа казаков стала сзади плющить толпу энергичным крестным ходом с огромной иконой на носилках, выкрикивая совсем уж страшными голосами: «Взять вправо-влево!» На сцене в это время происходило торопливое вип-поклонение мощам, затем все мгновенно опустело. Смыслового завершения у праздника не было. Ведущий, запинаясь, поздравил всех с Ништадским миром, толпа вслед за казаками с иконой перебралась на православную ярмарку в Митрополичий сад, высшие церковные иерархи, как это предписано сценарием духовного события, в один из фешенебельных ресторанов города на банкет.

В целом крестный ход с его потугами завысить численность крестоходцев в пять раз сильно отдавал эстетикой деревенской свадьбы, участники которой стремятся навязать свое внутреннее семейное торжество как можно большему количеству посторонних людей, причинив им при этом как можно больше неудобств, например, на три часа перекрыв угол Невского и Литейного, по которому каждые три минуты мчатся скорые и реанимобили в Мариинскую больницу.

Лучше всего суть происходящего определила одна прохожая, наблюдавшая за процессией с поребрика Невского проспекта: «Надо же, какая мощная антиреклама православия!»

Комментарии

62

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


gelont 03 октября 2017 | 21:25

Этот кукольный театр , плюс поклонская которая без мыла в Историю лезет ... Когда же черт приберет персонажей глупого мультфильма " Одержимые православием " .


doctorsvet 04 октября 2017 | 09:07

Кто в Рассее живёт, в цирке не смеётся. Дежурный маразм зашкаливает.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире